Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности к школьному обучению
Под психологической готовностью к школе подразумевают систему параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на его успешность обучения в школе.
Почему так важна психологическая готовность к обучению при поступлении в первый класс? По той причине, что школьные программы ориентированы на некий стандартный уровень актуального развития детей. Еще ребенку, как ученику, предстоит подчинять свои желания тому, что необходимо сделать; управлять своим поведением; общаться и сотрудничать с другими детьми и соответствовать многим правилам, которые прежде в дошкольном возрасте отсутствовали.
Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет свои особенности
Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать и усваивать знания
В противном случае — при недостаточной сформированности некоторых психических процессов или функций, — ребенок окажется отстающим.
Индивидуальные особенности обеспечивают уникальность ребенка. Но некоторые из них могут затруднять общение и обучение в школе, доставляя проблемы маленькому ученику. Никто из специалистов не намерен «причесывать под одну гребенку» всех детей, когда говорит об определенных стандартах в развитии дошкольников на пороге школьного обучения
Здесь акцентируется внимание на необходимом базисе психического развития, который получил название готовность к обучению в школе
Предварительный просмотр:
Что нужно знать ребёнку при поступлении в 1 класс?
Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок, чтобы успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребёнок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Побеседуйте с ребёнком по вопросам приведённым ниже. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребёнка к школе.
Вопросы (это минимум, который может быть дополнен):
- Назови своё полное имя, отчество и фамилию.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет?
- Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает мама? Кем работает папа?
- У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
- У тебя есть друзья? Как их зовут?
- Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
- Какой сейчас день недели?
- Какое сейчас время года?
- Сколько времён года? Назови их.
- Чем отличается зима от лета?
- Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
- Какой сейчас месяц?
- Хорошо если ребёнок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?» , «Когда бывает холодно и идёт снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Зачем надо учиться?
- Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Перечень умений и навыков ребёнка поступающего в школу в 1 класс
- Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
- Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
- Знать прямой и обратный счёт в пределах двадцати.
- Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
- Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребёнок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
- Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
- Находить сходства и различия между предметами.
- Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
- Запомнить 5-7 из 10 чётко названных простых слов.
- Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок , одновременно продемонстрированных ребёнку в течение 30 секунд.
- Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
- Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше — обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы — телёнок, а у лошади -?»
- Знать 10-12 основных цветов.
- Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
- Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
- Уметь общаться со сверстниками.
- Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
- Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
- Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности
Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость. Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:
Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:
- Усвоение правила действий.
- Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.
Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.
Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.
Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.