Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности к школьному обучению

Под психологической готовностью к школе подразумевают систему параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на его успешность обучения в школе.

Почему так важна психологическая готовность к обучению при поступлении в первый класс? По той причине, что школьные программы ориентированы на некий стандартный уровень актуального развития детей. Еще ребенку, как ученику, предстоит подчинять свои желания тому, что необходимо сделать; управлять своим поведением; общаться и сотрудничать с другими детьми и соответствовать многим правилам, которые прежде в дошкольном возрасте отсутствовали.

Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет свои особенности

Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать и усваивать знания

В противном случае — при недостаточной сформированности некоторых психических процессов или функций, — ребенок окажется отстающим.

Индивидуальные особенности обеспечивают уникальность ребенка. Но некоторые из них могут затруднять общение и обучение в школе, доставляя проблемы маленькому ученику. Никто из специалистов не намерен «причесывать под одну гребенку» всех детей, когда говорит об определенных стандартах в развитии дошкольников на пороге школьного обучения

Здесь акцентируется внимание на необходимом базисе психического развития, который получил название готовность к обучению в школе

Предварительный просмотр:

Что  нужно знать  ребёнку  при    поступлении   в 1 класс?

Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок, чтобы успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребёнок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Побеседуйте с ребёнком по вопросам приведённым ниже. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребёнка к школе.

Вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

  1. Назови своё полное имя, отчество и фамилию.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работает мама? Кем работает папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут?
  8. Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
  9. Какой сейчас день недели?
  10. Какое сейчас время года?
  11. Сколько времён года? Назови их.
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
  14. Какой сейчас месяц?
  15. Хорошо если ребёнок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?» , «Когда бывает холодно и идёт снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
  16. Каких домашних животных ты знаешь?
  17. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  18. Ты хочешь учиться в школе?
  19. Зачем надо учиться?
  20. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с       учительницей?
  21. Какие профессии ты знаешь?
  22. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Перечень умений и навыков ребёнка поступающего в школу в 1 класс

  1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  3. Знать прямой и обратный  счёт в пределах двадцати.
  4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  5. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребёнок  должен выбрать те, которые что-то объединяет.
  6. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
  7. Находить сходства и различия между предметами.
  8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
  9. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
  10. Запомнить 5-7 из 10 чётко названных простых слов.
  11. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок , одновременно продемонстрированных ребёнку в течение 30 секунд.
  12. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  13. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше — обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы — телёнок, а у лошади -?»
  14. Знать 10-12 основных цветов.
  15. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
  16. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
  17. Уметь общаться со сверстниками.
  18. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  19. Уметь классифицировать,  например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать  – мебель)?
  20. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности

Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость. Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:

Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:

  1. Усвоение правила действий.
  2. Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.

Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.

Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.

Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.

Ссылка на основную публикацию