Индивидуальная программа игр и упражнений для детей с 6 до 9 месяцев

Игры, развивающие первые предметные действия

Представление о величине, форме, цвете малыш должен получать в первый год жизни. Какие игры способствуют этому?

Разнообразные пирамидки с колечками разного размера и цвета, кубики, сортеры – эти игрушки должны быть у ребенка. Заниматься стоит столько времени, сколько у ребенка сохраняется интерес к игре

Самостоятельно малыш вряд ли научится управляться с таким «дидактическим материалом» — обязательно показывайте, что нужно делать.

Привлеките внимание крохи, позвав его по имени или похлопав в ладоши. Далее – продемонстрируйте игрушку, покажите со всех сторон, комментируя: «вот какая интересная пирамидка! А какие у нее яркие колечки!».

Сначала соберите пирамидку сами, не переставая комментировать свои действия

Позволяйте ребенку трогать, даже забирать игрушку из ваших рук. Не беда, если он не даст вам собрать пирамидку полностью.

Следующий этап – проделайте работу повторно, но уже ручками ребенка, удерживая их своими руками, направляя движения.

Далее, когда малыш поймет, в чем суть игры, собирайте пирамидку вместе, поочередно надевая кольца. Несколько дней – и ребенок начнет собирать игрушку сам: сначала хаотично, затем – по порядку располагая части.

С большим удовольствием малыш возится с коробочками, мисочками, ведерками, в которые можно класть игрушки.

«Сортировка»

Игра, в которой предметы нужно сортировать по определенным признакам. Конечно, ребенок еще мал, но регулярно занимаясь, очень скоро он начнет складывать кубики в одну коробку, а книжки – в другую. Хорошим помощником в этом может стать большая одноместная матрешка. Такие игрушки позволяют малышу изучать свойства пространства, объема и вместительности.

«Все, что малыш делает непосредственно руками, руками, — или рисует, или разбрасывает по дому игрушки, даже когда просто рвет бумагу — способствует интеллектуальному и творческому развитию, — говорит Масару Ибука. — Чем раньше вы дадите карандаши, тем увидите быстрее результаты».

Рисование

Уроки рисования можно проводить и пальчиковыми красками. Рисовать ладошками и пальчиками полезно для развития мелкой моторики и воображения. Можно расстелить большой лист бумаги на полу или закрепить на стене, так крохе будет удобно творить шедевры.

Играть с колпачками

Мой муж, увидев набор колпачков (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) впервые, сказал, что это полная ерунда, мол та же матрешка, только хуже. Однако это неправда, и это очень скоро стало ясно.

Когда мы первый раз показали дочке эти колпачки, она проиграла с ними час без перерыва. Игрушка на самом деле очень полезная и многофункциональная. Представляет она собой набор из нескольких колпачков (у нас их 10), последовательно вкладываемых друг в друга.

Как играть с колпачками?

  • Колпачки можно складывать друг в друга. Детям в этом возрасте очень нравится складывать одни предметы в другие, во время игры у них складывается понимание о вместимости тары, они учатся сравнивать емкости.
  • Из колпачков можно строить пирамидку, поначалу с маминой помощью, конечно.
  • Если в вашем наборе цвета колпачков повторяются, можно объяснять на колпачках одинакового цвета понятия «большой» и «маленький». Например, вы выбираете два зеленых колпачка, предъявляете их ребенку и объясняете, какой из них большой, а какой маленький. Как я уже писала ранее, понятие размера лучше всего изучать на предметах, которые по всем своим остальным свойствам (кроме размера) абсолютно идентичны. Поэтому колпачки для этой цели подходят как нельзя лучше.

Играя с колпачками вы постоянно называете цвета, что несомненно поможет ребенку их запомнить. Можно вместе с малышом отбирать колпачки какого-то одного цвета.

Колпачки можно как бы прятать, накрывая меньший колпачок бОльшим и приговаривая «Где маленький колпачок? Спрятался!». Дети очень любят играть в такие прятки, и это заодно дает ребенку понимание, какой колпачок больше, а какой меньше.

Чем-то похожая по своей сути игрушка — радуга. Принцип игры тот же, но здесь от ребенка требуется бОльшая точность движений.

Чему кроху можно научить в возрасте 8 месяцев?

С самого раннего возраста малыши учатся всему на примере взрослых. Поэтому 8- месячного ребенка тоже нужно учить примером.

Итак, чему же полезно научить своего непоседу в 8 месяцев?

  • Использовать предметы по назначению (катать машинку, толкать мячик, нажимать кнопки, включать музыкальные игрушки).
  • Пользоваться бытовыми предметами (ложкой, кружкой, полотенцем или салфеткой).
  • Подражая взрослым, накрывать кастрюлю крышкой, закрывать коробку, завинчивать пробку бутылки.
  • Бить в барабан или бубен.
  • Пить через соломинку.
  • Дудеть.
  • Разбирать пирамидку, рушить башенку из кубиков.
  • Пользоваться сортером.
  • Вкладывать стаканчики-вкладыши друг в друга.
  • Соотносить действие со звуком («бух» – если что-то упало, «ам» — когда кормят, «би-би» – если нужно ехать на машине).
  • Находить в книжках знакомые предметы.
  • Хлопать по воде в ванной, ловить плавающие игрушки, переливать воду из емкостей.

Однако мама не может целый день проводить занятия с ребенком – ей нужно успевать делать ежедневные домашние дела. В это время ребенок становится наблюдателем. Но эти часы тоже могут проходить для него с пользой, если мама будет комментировать свои действия, говоря понятными, короткими фразами, что она делает и зачем. Это поможет малышу полнее познавать окружающий его мир, а также ускорит развитие речи. Развивать в процессе домашних дел ребенка можно, это достаточно несложно.

То же самое относится к прогулкам. Находясь на улице, крохе нужно рассказывать, что происходит вокруг, описывать окружающие предметы, людей, животных, деревья, рассказывать, какая погода, какие покупки сейчас нужно сделать в магазине и т. д.

Развитие мелкой моторики рук или Несколько идей, как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить

1.Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

2.Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3.Самые вкусные игры– ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

4.Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

5.На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

6.Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

7.Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

8.Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

9.Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

10.Развивающая игра «Делаем бусы».Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Психическое развитие

В возрасте 9 месяцев ребенок уже понимает взрослую речь и даже запреты, он знает слова, связанные с едой, прогулкой и сном. Уже в этом возрасте кроха может есть ложкой, конечно, еще не совсем уверенно, но главное, чтобы проявлял интерес. Пора учить малыша пить из поильника с мягким носиком и двумя ручками. Можно давать кусочки твердой пищи — печенье, кусочек хлеба, вареные овощи, даже если у малыша еще нет зубов, жевательные рефлексы нужно развивать.

Нужно активно развивать мелкую моторику, особенно важен захват предметов большим и указательным пальцем. В возрасте 9 месяцев дети могут повторять порядка 8 звукосочетаний и говорить осмысленно «мама», «папа», «на», «дай»

Уделите особое внимание маленьким ладошкам, массируйте их, делайте «сороку-ворону», учите играть в ладушки. Эти упражнения способствуют развитию речевых навыков

Девятимесячному ребенку нравится рассматривать себя в зеркале, а также ему нравится брать игрушку из рук взрослого и тянуть ее в рот. В этом возрасте появляется умение подражать действиям взрослого — покажите, что игрушку можно трясти, бить (для этого лучше иметь мягкий молоток во избежание неприятных инцидентов). Учите ребенка махать «привет» и «пока».

Для развития моторики можно просить ребенка пересыпать мелкие предметы, но лишь под вашим наблюдением, чтобы он ничего не проглотил. Научите его открывать и закрывать коробку, прячьте туда игрушку и просите открыть и достать. В этот период ребенок уже умеет радоваться удачным действиям и проявляет интерес к другим детям. По мимике крохи можно понять его эмоции — радость, огорчение, обиду, удивление и так далее.

Развивающие игры для детей от 9 месяцев до года

В этой статье Вы найдете игры для развития координации, моторики, понимание речи.  Итак, давайте читать какие игры я написал…

Части тела

Цель игры: развитие координации, ориентирование на себя, расширение словарного запаса.

Участники: взрослый и ребенок.

Ход игры. Вы дотрагиваетесь до разных частей тела ребенка, называя их (за один раз не более 3 названий).

Потрогаем

Цель игры:развитие мелкой моторики, формирование представлений о свойствах предметов.

Оборудование: различные домашние предметы.

Ход игры

Ходите по дому с ребенком на руках, называя каждый предмет, который встретится вам на пути, внимание уделяется свойствам предметов: пол — твердый, раковина холодная и сырая, полотенце — мягкое, цветы красивые и т.д

Ладушки

Цель игры: формирование двигательно-слухового соотношения. Используются: ладошки ребенка.

Ход игры. Ребенок хлопает в ладошки (с помощью взрослого), взрослый приговаривает: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили?  Брашку. А на закуску? Квас да капусту. Попили, поели, Полетели, полетели, На головку (имя ребенка) сели. При последних словах руки ребенка ложатся на голову.

Башни цветные

Цель игры: знакомство с цветами, развитие моторики.

Оборудование: стаканчики разного цвета.

Ход игры. Возьмите разноцветные стаканчики, чем их будет больше, тем лучше, и и строит с ребенком цветные башни. Вы должны научить ребенка вкладывать стаканчик в стаканчик, при этом каждый раз спрашивает, какой это цвет.

В гости пришла собачка

Цель игры: понимание речи.

Оборудование: игрушка.

Ход игры. «Сейчас к нам в гости придет собачка» — «Ав-ав!». Как говорит собачка? Попросите ребенка повторить ребенка: «Скажи, как говорит собачка?».

Киса здесь, киса спряталась

Цель игры: понимание речи.

Оборудование: игрушка.

Ход игры. Поднесите ребенка к ярким, желательно звучащим предметам. Пока ваш малыш рассматривает предметы, можно животные, вы говорите: «Это… (киса). Как киса говорит?» — «Мяу-мяу».  Вы отворачиваетесь от предмета и задаете вопрос: «Где киса, мяу-мяу?». Потом снова поворачиваетесь к предмету и говорите: «Вот киса, мяу-мяу».

Позови собачку

Цель игры: понимание речи.

Оборудование: несколько игрушек.

Ход игры. Показывайте ребенку последовательно две различные игрушки. Например: кошку (мяу-мяу) и собачку (ав-ав). Внезапно показывайте игрушки и убирайте, чтобы вызвать речевую активность: «Кто ушел? Позови!» Показывайте одно два действия с игрушкой. Собачка бежит, собачка лает, киса сидит, киса мяучит. После попросите ребенка показать где киса, где собачка, найди у собачки носик, глаза, хвостик и т.д. Вы должны озвучивать действия: идет, стоит, бежит, упала. Такие игры поддерживают интерес к игрушки и помогают развивать понимание. Запомните, движение рук не заменят речевую активность, они используются наряду с ними. Иначе у ребенка будет привычка заменять слова жестами.  Между занятиями делают паузу (10 — 20 с), чтоб ребенок воспроизвел звуки.

Петушок в мешочке

Цель игры:развитие речи:

Оборудование: игрушки, мешочек.

Ход игры . Говорите ребенку: «У меня есть мешочек, какой красивый мешочек. Посмотри что в нем лежит». Вынимаем игрушку: «Кто это? Петушок. Ку-ка-ре-ку. Потом снова прячьте, а потом показываете и ставите на стол. Потом вынимаете из мешочка кошку, собачку и также говорите. Затем даете ребенку по игрушке и просите положить их в мешок.

Послушаем музыку

Цель игры: музыкальное впечатление.

Используется: сотовый телефон.

Ход игры. Игрушки убираются. Вы разговариваете с вашим малышом. Пауза. Вы включаете музыку (она должна быть не громкой и спокойной). Затем включаете музыку с другой стороны. Ребенок должен поворачивать голову к источнику звука. Затем вы напеваете мелодию без слов на слог «ля-ля-ля»

Можно слушать музыку с показом игрушки, это лучше развивает слуховое внимание, главное, чтобы содержание песни было связано с показом игрушки

Карандаши

Цель игры: формирование умения захватывать карандаш пальчиками.

Оборудование: карандаши.

Ход игры. Положите перед ребенком коробку не заточенных карандашей, и рядом поставьте пластиковый стаканчик. Покажите ребенку как нужно собирать карандаши и класть их в стаканчик. Дальше игру можно усложнить, вместо стаканчика берется коробка из под карандашей.

На этом все советую подписаться, чтоб не пропустить новые интересные статьи

Играем с магнитами

Здесь все просто и понятно – пока готовим суп, ставим детский стульчик поближе к холодильнику, пододвигаем подаренные и привезенные из дальних стран магниты поближе к малышу, а он уже сам разберется, что с ними делать. Таисия в этом возрасте подолгу увлеченно собирала магниты с холодильника, складывала их к себе на столик, снова прицепляла на холодильник, передвигала и т.д. В такой незамысловатой игре отлично развивается моторика и координация движений ребенка.

Надеюсь, вам и вашему малышу пригодятся идеи для занятий, описанные в этой статье. А как вы занимаетесь со своими детками? Расскажите о ваших идеях развивающих игр, будем вместе накапливать наш опыт!

На этом все. Советую также посмотреть статьи:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Гимнастика и массаж

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе.

Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Игры с ребенком в 9 месяцев

  • Новая игрушка. Посадите малыша перед известными ему игрушками, добавив к ним новую (игрушек должно быть 3-4). Покажите ребенку новую игрушку, назовите ее несколько раз, попросите малыша показать, где находится новая игрушка. Пусть малютка покажет вам ее.
  • Игры с мячом. Детям в таком возрасте очень интересны игры с мячом. Для начала можно просто перекатывать друг другу мячик. Пусть малыш научится отталкивать мяч от себя. Для более сложного варианта можно очень легко пнуть малышу мячик и научить его бросать мячик обратно вам. Попробуйте показать малышу, что мячом можно «сбивать» различные предметы, как если бы вы играли в боулинг. Иногда ребенку бывает очень весело от того, что взрослый просто подбрасывает мячик к потолку.
  • Перед зеркалом. Также очень занимательной может быть игра перед зеркалом. Надевайте попеременно на себя и ребенка разные шляпы и головные уборы и показывайте ребенку отражение в зеркале. Предлагайте ребенку самому снимать и одевать шляпу.
  • Игры в ванне. При купании ребенка показывайте ему, как переливается водичка из одной емкости в другую. Можно набросать в ванну разных плавающих игрушек и показать ребенку, что их можно собирать ведерком или пластмассовым стаканом. Выкладывайте собранные таким образом игрушки в отельный таз или другое ведерко.
  • Ладушки и игра в «ку-ку». Эти игры являются самыми любимыми занятиями для малышей в 9 месяцев. Они не только доставляют им массу удовольствия, но и помогают детям развиваться.

Развиваем речь

Научить ребенка произносить новые звуки можно, показывая ему пример. Для этого прекрасно подойдет игра с животными «Маленький зоопарк».

Расположите перед карапузом несколько игрушек-зверушек. Показывайте каждую отдельно, говоря: «Это – кошечка. Она говорит – мяу. Это – курочка. Курочка говорит – ко-ко.». Малыш будет пробовать повторять за взрослым. Поэтому артикулируйте очень четко.

Для развития речи весьма полезны занятия, оттачивающие мелкую моторику. Например:

  • Рисование (пальчиковыми красками, пальчиками по слою муки, манки, риса, гречки, песка);
  • Работа с тестом для лепки. Кроха сможет только разминать его, но пока этого вполне достаточно для работы маленьких мышц;
  • Перебирание круп, макарон;
  • Простые пальчиковые игры («сорока-ворона», «ладушки»);
  • Любые действия с мелкими предметами (трогать, собирать, крутить, складывать).

Когда игрушки не игрушки

Бывает, что маме нужно ненадолго оставить чадо одного, отвлечься на домашние дела. Чем занять карапуза в это время? Развивающие игры можно организовать и без обычных игрушек, рядом с мамой.

Прекрасно развлечь ребенка 9 месяцев могут такие занятия:

  • барабанить ложкой по кастрюле;
  • накрывать крышками кастрюли и сковородки;
  • выжимать губку;
  • возиться с тестом;
  • рвать лист бумаги на кусочки;
  • стягивать прищепки с полотенец или маминой одежды;
  • складывать в контейнер или вытаскивать из него разные предметы (пробки, орехи, ложечки, бигуди, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, и т.д.);
  • собирать в банки фасоль, горох, макаронины;
  • намыливать пупсов.

Такие занятия подойдут как мальчику, так и девочке – в этом возрасте гендерного разделения у детей в играх еще не существует.

А если крохе надоест возиться с покупными игрушками, можно легко смастерить ему «развивашки» из подручных средств:

  • Закрепив на деревянной доске всевозможные замочки, кнопочки, рычаги, розетки, шнуры и прочие предметы, с которыми можно совершать манипуляции, папа может смастерить для своего чада оригинальный бизи-борд, с которым он будет возиться долгое время;
  • Если оклеить яркой бумагой или тканью картонные коробки, получатся прекрасные шкатулки, в которые можно класть и прятать всевозможные предметы, изучая их форму, фактуру, размеры, вес.
  • Пластиковая бутылка или коробка из-под сока может превратиться в веселого «ненажору», если вырезать на них большой рот и приклеить глазки. В этот «рот» можно вместе с ребенком бросать разные предметы, чтобы «накормить» это «чудище» (мячики, фрукты, тряпочки, фантики, куски ваты или бумаги, орехи).
  • Коробка от обуви станет реквизитом волшебника, если в ней сделать отверстие и продеть в него связанные между собой платочки или ленточки.
  • Набор пищевых контейнеров разных размеров легко превращается в игрушки-вкладыши, (вкладывайте их по размеру один в другой), или строительный материал для возведения высокой башни (тоже с помощью взрослого, конечно). Ребенок с удовольствием разрушит строение.
  • Несколько текстильных мешочков из разной ткани (хлопок, лен, шелк, шерсть), наполненных разнофактурной мелочью (полиэтиленом, гречкой, горохом, ароматными травами, специями), прекрасно развивают обоняние и тактильные ощущения.

Развивать малышей с каждым месяцем все интереснее. Они становятся более подвижными, любознательными и забавными. И совсем не обязательно «заигрывать» их с утра до вечера. Главное – подобрать занятия таким образом, чтобы они затрагивали все сферы жизни карапуза.

Чем полезна игра для ребенка?

«Ладушки» – это игра для развития крупной и мелкой моторики. Она достаточно простая и веселая.

Современные исследования педагогов, психологов и неврологов показали наличие взаимосвязи между мозговой деятельностью и мелкой моторикой.

Например, чтобы взять игрушку, необходимо координировать функционирование зрительной, мышечной, опорно-двигательной систем в соответствии с сигналами, которые передаются по нервным импульсам. Зона головного мозга, отвечающая за движения пальцев, находится рядом с речевым участком. Поэтому, совершенствуя мелкую моторику, можно ускорить наступление того момента, когда ребенок начнет произносить первые слова.

Таким образом, игра «Ладушки» полезна для интеллектуального становления, органов зрения, слуха и речи. Также она способствует зарождению тактильного общения, которое необходимо ребенку для познания окружающего мира. У крохи закладываются музыкально-ритмические и аналитические способности.

Развлечение дает возможность определить уровень развитости разных функций организма и улучшает настроение, позволяет приятно провести досуг.

Эмоциональные и психологические аспекты

Более разнообразными, чем ранее, становятся игры с 9-месячным малышом. В этом возрасте с крохой можно рисовать, играть с кубиками, изучать цвета, собирать конструктор. Важные элементы психологического развития — мелкая моторика. Научно доказана связь между разговорной речью и навыками владения своими пальцами. Мы об этом уже говорили ранее.

Комплексы раннего развития включают в себя различные игры для улучшения мелкой моторики. В домашних условиях для этого можно заняться сортировкой различных продуктов. Например, смешать в емкости макаронные изделия и орехи. Ребенку нужно научиться различать и отделять элементы

В подобных ситуациях очень важно следить, чтобы кроха не засовывал предметы в ушки, носик и рот

Рисование очень увлекает детей на длительный период. Кроме того, такие занятия развивают воображение. Следует отметить, что девятимесячный малыш не способен держать карандаш или кисть. Однако это совсем не страшно, можно использовать пакеты-зипперы и гуашь. В пакет нужно налить немного различных красок, насыпать крупу и закрыть замок. Затем приклеить его к полу при помощи скотча.

Малыш будет с удовольствием размазывать краску по пакету, развивая пальчики и изучая новые цвета. Большим преимуществом для мамы является то, что вокруг будет чисто.

Очень полезны игры с бумагой. Когда ребенок комкает или рвет ее, у него активизируются те участки мозга, которые отвечают за моторику и координацию.

Пальчиковые игры

Для некоторых игр вовсе не нужны игрушки, а развивающий эффект от них огромен. К примеру, всем известные пальчиковые игры. Сюда относятся «ладушки», «семья», «сорока-ворона» и другие известные игры. Они представляют собой простые движения (сгибания/разгибания) пальчиков и кистей рук с проговариванием простых стишков.

Пальчиковые игры соединяют в себе развитие мелкой моторики (активные и пассивные движения), речи и фонематического слуха (ритмичные стихи). Начните разучивать стишки уже в восемь месяцев, и они будут развлекать и развивать малыша как минимум до трех лет.

Семейка мышек

Мышки в норке живут,(складываем ладошки вместе «ложечками» и заглядываем туда)Громко песенки поют.(подносим сомкнутые ладошки к уху)Утро настало, солнышко встало! (крутим поднятыми ладошками влево-вправо)Вот проснулся папа-мышь,(делаем на одной ручке кулачок, отгибаем и гладим большой пальчик)Вот проснулась мама-мышь,(отгибаем и гладим указательный пальчик)Вот проснулся братец-мышь,(отгибаем и гладим средний пальчик)Вот проснулась дочка-мышь,(отгибаем и гладим безымянный пальчик),Вот проснулся мышь-малыш.(отгибаем и гладим мизинец)

Ёжик

Очень хитрый старый ёж,(Руки складываем в «замок», но при этом пальцы выпрямлены, образуя колючки)Что он спрятал — не найдешь (указательным пальцем делаем отрицательный жест)Для своих детей грибочек (сжимаем одну руку в кулак, вторую ладонь кладем сверху, образуя шляпку)Ёжик спрятал между кочек. (Прячем руки за спину или между ног)

Медведь

Спит медведь в своей берлоге (складываем руки «домиком» над головой)Не найти к нему дороги(«идем» двумя пальцами)Снег засыпал все вокруг (стучим пальчиками по полу)Спи скорей и ты мой друг. (изображаем сон, положив ладони под голову)

Достижения малыша к девятимесячному возрасту

Девятимесячный ребенок уже имеет определенные сенсорно-двигательные возможности. Некоторые из них:

  • обхватывает двумя ручками большие предметы, приближает их к себе и пристально рассматривает;
  • манипулирует несколькими игрушками;
  • встает на ноги при помощи взрослых;
  • хлопает в ладоши;
  • небольшие предметы берет в одну руку;
  • ползает и способен менять направление на 180°.

Подобные навыки можно тренировать при помощи куклы. Нужно взять ее и показать ребенку, как она ходит, укладывается спать, встает на ноги и ест. Все манипуляции можно сопровождать рассказами о действиях куклы — это будет вызывать интерес как у девочек, так и у мальчиков. Очень хорошо, если кроха будет стараться взять игрушку и поиграть с ней самостоятельно. Основные аспекты, которые необходимо учитывать:

  1. Однообразные ситуации неинтересны малышу.
  2. Играть с ребенком в 9 месяцев можно в несложные прятки.
  3. Ребенок понимает, о чем говорят ему взрослые, то есть в процессе общения у него формируется неактивный словарный запас.
  4. Кроха реагирует на просьбы и старается их выполнить.
  5. Дети запоминают игры, в которые играли вчера.
  6. Некоторые могут бояться открытой местности и подъема на высоту.
  7. Малыш повторяет слова, состоящие из двух слогов.
  8. Предпринимает попытки объяснить взрослому что-то при помощи жестов. Например, когда малыш не хочет есть, он показывает это, отворачивая голову.

Из всего этого следует, что способности малыша в возрасте 9 месяцев касаются общения с окружающими и начала использования речи. Чтобы кроха смог заговорить правильно, взрослые должны четко и разборчиво общаться с ним, не коверкая речь. Следует взять под контроль мимику и не делать лишних жестов — это усложняет восприятие информации.

Так, известный педиатр Евгений Комаровский считает, что у девятимесячного ребенка в поведении происходит прорыв — он становится энергичным, может выражать свои пристрастия. Однако доктор делает акцент на том, что если кроха что-то не умеет, не нужно расстраиваться, ведь это не показатель. Он сможет всему научиться, только немного позже. Бывали случаи, когда способные и успешные в будущем дети не разговаривали до 3 лет

Очень важно не жалеть сил и проводить много времени с ребенком

Полезные занятия

Существует еще немало полезных дел, с помощью которых можно не только увлекать, но и развивать ребенка в 8 месяцев. При этом что-то взрослые могут делать с ним вместе, а чем-то он займется и сам.

Например, кроха долго и увлеченно будет перебирать самые различные вещи и предметы, которые сложены в большой контейнер или коробку. Это могут быть обычные предметы обихода: ложки, ключи, платочки, расчески, мамины бигуди, папин фонарик, пустые флакончики (плотно завинченные) и т. д. Главное, чтобы среди таких предметов не было слишком мелких, которые без присмотра ребенок мог бы проглотить или сунуть в нос, ухо. Самостоятельно он может переливать воду из одного стаканчика в другой, если ему предоставить таз и коврик. Или выжимать губку, если в воду добавить немного шампуня (правда, только если мама точно знает, что кроха не станет есть шампунь).

Также самостоятельно ребенок может подолгу щупать мешочки, наполненные разными крупами, семечками, горохом, полиэтиленом. Помимо прочего, это прекрасно развивает мелкую моторику.

А вот рисование ладошками по манной крупе или муке (или пальчиковыми красками по бумаге), игры с бусинами или пуговками – тоже занятия, развивающие мелкую моторику, но уже требующие внимания или помощи родителей. Как и пальчиковые игры вроде «сороки-белобоки» или «ладушек». Сейчас ребенок может уже сам воспроизводить нужные действия, следуя за словами мамы.

Также вместе со взрослыми карапуз может рассматривать картинки в книжках, находя знакомые изображения. При этом мама должна всегда рассказывать что-то о картинке.

Кстати, более сложный, но при этом более эмоциональный вариант зрительной развивашки – рассматривать фотографии в семейном альбоме. Пусть малыш находит и показывает бабушку, дедушку, сестру или брата, маму с папой и, конечно, самого себя.

Мама может собрать небольшую башенку из кубиков, а затем показать малышу, как ее можно разрушить с помощью мячика.

Одно из самых полезных в этом возрасте занятий – отработка навыка ползания. Это и движение, и физическое развитие, и расход энергии. А еще – подготовка к освоению ходьбы. Чтобы ребенку было интересно ползать, его стимулируют к этому яркими игрушками (особенно светящимися или музыкальными). Можно усложнять ему задачу, заманивая под стол, обводя вокруг дивана или кресла, зазывая переползать через подушки.

Если кроха уже научился перешагивать, пусть топает около дивана, собирая разложенные на его поверхности интересные предметы.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

  • ;
  •  (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Возим каталку;

Чистим вареное яичко;

Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)Уже знакомые игры:

Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Составляем кубики друг на друга;

Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Играем с сенсорными коробками;

Ссылка на основную публикацию