Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность

Особенности общения с аутистами

Если ваш ребенок – аутист или же у вас имеются знакомые с таким заболеванием, то важно уметь разговаривать с ними. Вы должны понимать, почему следует поступать так, а не иначе. Достаточно придерживаться простых правил общения:

Достаточно придерживаться простых правил общения:

Предложения. Они должны быть краткими и четкими. Тогда ребенку будет проще понимать, что вы говорите и чего хотите. Им легче воспринимать письма, поэтому можно общаться с помощью ручки и бумаги. Хоть с абстрактным мышлением у таких детей проблемы, образное у них присутствует. Поэтому, чтобы ребенок быстрее понял вас, нарисуйте схему или рисунок. Выше описаны симптомы аутизма у ребенка 3 лет, одними из которых являются проблемы в общении и трудности в формировании предложений. Поэтому дайте ребенку время подумать. Не нужно подгонять, кричать. Не следует задавать сразу несколько вопросов. Если ребенок будет чувствовать себя спокойным в разговоре с вами, то и общение будет складываться как нельзя лучше. Будьте терпеливыми. Ни в коем случае не обижайтесь на молчание. Начинайте разговор с утверждения. Не нужно сразу спрашивать, как дела или что ребенок делает. Лучше расскажите что-то. Медленно, короткими предложениями. И только потом приступайте к легким вопросам. В речи используйте максимально простые и доступные слова. Не нужно одну и ту же мысль выражать разными способами. Если ребенок чего-то не понял, лучше повторяйте одно и то же предложение, так ему будет проще воспринять информацию. Признаки аутизма в год или в два иногда уже бывают заметны, поэтому, если вы уже задаетесь вопросом, как корректировать поведение, то постарайтесь добиться расположения ребенка. Говорите с ним на те темы, которые ему интересны. Как правило, у таких детей лишь одно увлечение, и поэтому они становятся экспертами в этом вопросе. Говорите с ними об этом. Так не только ребенку станет комфортно с вами, но и вы дадите ему раскрыться, а сами узнаете что-то новое

Внимание к таким детям должно быть умеренным, но не давайте ребенку почувствовать себя ненужным. Найдите способ заботы, который будет удобен вам и не будет раздражать малыша. Чтобы ребенок точно с вами разговаривал, выбирайте то время и место, которое будет комфортным

Тогда малыш с большой вероятностью сможет поддержать разговор. Дети-аутисты не понимают намеков, шуток, иронии, метафоры. Поэтому ваша задача – говорить прямо и четко

Чтобы ребенок точно с вами разговаривал, выбирайте то время и место, которое будет комфортным. Тогда малыш с большой вероятностью сможет поддержать разговор. Дети-аутисты не понимают намеков, шуток, иронии, метафоры. Поэтому ваша задача – говорить прямо и четко.

Годы в старших классах что ждет ребенка и к чему его готовить

Окончив среднюю школу, ребенок начинает сталкиваться с новыми требованиями. Ученики начинают заниматься в разных аудиториях, появляются сложные инструкции, для каждого задания используются новые учебники. Нужно выполнять не просто домашнее задание, а делать целые проекты, что требует организации рабочего процесса.

Поэтому родителям и школе нужно осуществлять постоянную помощь подростку, которому сложнее адаптироваться к новым условиям.

Стоит сказать о протекании полового созревания, которое дается аутистам особо сложно. Это не значит, что подросток не понимает, как устроена репродуктивная система. Но принять изменения в себе ребенку бывает сложно. Родителям нужно провести беседу о тонкостях интимной жизни, поговорить по душам.

Многие подростки с РАС могут нуждаться в напоминании о придерживании правил гигиены. Родители должны отслеживать регулярность приема душа, бритья, опрятности одежды и наружного вида в целом

Важно донести, что личная гигиена важна как для здоровья, так и нормального существования в коллективе

Аутисты часто сталкиваются с изоляцией от участия в социальной жизни. Ученики с РАС реже участвуют в общественных и школьных мероприятиях. Дети с расстройством на 40% реже встречаются с друзьями вне школы, не созваниваются с ними по телефону без необходимости.

Просто найти общий язык со сверстниками им трудно.

Когда обращаться к врачу

Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка

Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:

  • ребенок не идет на контакт с окружением;
  • замкнут;
  • не реагирует на просьбы.

Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.

Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.

На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:

  1. Идёт ли ребёнок на контакт.
  2. Подаёт ли предметы или бросает их.
  3. Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
  4. Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
  5. Смотрит ли в глаза.

После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.

Диагностика

Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.

Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет.  Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру

Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира

Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и  рекомендациями по лечению их.

В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»).  Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  2. Малыш интересуется другими детьми?
  3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  4. Малышу нравятся игры с родителями?
  5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.

Классификация аутизма

Согласно современной классификации, пациентов, страдающих от аутизма, разделяют на пять групп.

  • Первая группа — пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром.
  • Вторая группа — замкнутые в себе люди; любят часами заниматься любимым занятием. Могут длительное время не испытывать желания спать, есть, отдыхать.
  • Третья группа — люди, не воспринимающие нормы общества.
  • Четвертая группа — больные аутизмом взрослые, не умеющие бороться с проблемами, часто обижаются на кого-либо.
  • Пятая группа — к этой группе относятся люди, страдающие аутизмом, у которых интеллект выше среднего. Они становятся успешными программистами, музыкантами, писателями, т. е. они успешно, независимо от заболевания, адаптируются в обществе.

В США установили, что из-за генетического сбоя у аутистов иногда может появиться «ген гениальности». Но общество не всегда, к сожалению, принимает в свои ряды больных аутизмом. Их называют «чудаками», смеются над ними, унижают. От них отворачиваются родственники и друзья, а это только ухудшает состояние больного.
Раннее выявление и диагностика аутизма, своевременное и качественное лечение позволяет быстрее восстановить имеющийся потенциал. Для определения специфики отставания в развитии ребенка или взрослого врач-специалист применяет различные опросники, проводит тесты на аутизм. Существует ряд тестов, согласно которым аутист должен называть состояние своих эмоций, а так же эмоций других людей. Он должен попытаться поставить себя на место какого-либо человека и настроиться на его состояние психики, скопировать это состояние

Испытуемый должен дать ответ о состоянии другого человека, обращая свое внимание только на глаза и взгляд

Если скрининговые тесты показали повышенный уровень аутичности и у вас есть поведенческие трудности в повседневной жизни, обратитесь к специалистам. Ребенку или взрослому необходимо проверить слух, чтобы быть уверенным в том, что проблемы вызваны каким-либо заболеванием.

Оценивается физическое состояние ребенка или взрослого. По назначению врача проводятся лабораторные исследования. Если в семье есть умственно отсталые, проводится хромосомный анализ. При наличии эпилептических припадков назначается электроэнцефалограмма. Если выявлены структурные изменения в головном мозге, проводится магнито-резонансное обследование.

Часто задают вопрос: «Можно ли полностью вылечить аутизм?»

Теперь уже известно, что и приобретенный, и врожденный аутизм не поддается лечению. Но разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т. е. помочь им существовать в социуме.

Эффективность лечения зависит от стадии болезни и индивидуальна для каждого больного.

Лечение аутизма у взрослых связано с его адаптацией в обществе, прекращением прогрессирования заболевания. Чем раньше будет начата борьба с заболеванием, тем лучших результатов можно достигнуть. При необходимости лечащий врач может назначить больному биологически активные добавки, содержащие витамины и магний, успокаивающие препараты.

Большое внимание уделяется поведенческой терапии и максимально комфортной адаптации пациента в обществе. Уход за больным, ряд мероприятий, которые направлены на поддержание жизнедеятельности больного, назначение специальных диет — все это поможет поддержать больного

И психологи, и медики считают, что аутисты могут тоже радоваться жизни, быть полноценными членами нашего общества. Они могут креативно развиваться. Ведь нам известен ряд личностей, которых психологи считают аутистами: А. Кристи, А. Пушкин, А. Эйнштейн, Билл Гейтс и др.

Что такое аутизм

Долгие годы аутизм считался разновидностью детской шизофрении, но сейчас эта версия опровергнута. Синдром Каннера причисляется к психическим расстройствам, характеризующимся стойким нарушением взаимоотношений ребенка с социумом. Подобное состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но установить, почему они возникают, науке так и не удалось.

По течению болезни аутизм разделяют на несколько видов.

Он может быть:

  1. Типичным. В этом случае симптомы болезни заметны уже в раннем возрасте. Такие дети равнодушны к окружающей действительности и нелюбознательны, плохо реагируют на внешние раздражители и не стремятся общаться с родственниками или другими детьми.
  2. Атипичным. Такое заболевание дает о себе знать не сразу, как правило, его признаки проявляются ближе к 3 годам. При этом диагностировать атипичный аутизм довольно трудно, поскольку симптомы выражены неявно.
  3. Скрытым. Сведений о больных с таким диагнозом очень мало, поскольку клинические симптомы этого типа аутизма проявляются слабо и нерегулярно. Чаще всего детей просто считают замкнутыми и нелюдимыми, списывая все странности в поведении на особенности характера.

Симптомы заболевания

Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию. Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность. Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.

Общение, вербальное и невербальное

Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.

Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице. То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют. В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.

Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.

Социальное взаимодействие и отношения

Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.

Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.

Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.

Поведение и ограниченность в деятельности

Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом

Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке

То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.

Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту. И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал. Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.

Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.

Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.

Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.

Диагностика аутизма

Для того чтобы выявить любую разновидность аутизма нужно пройти курс обследования, состоящий из нескольких этапов. Эти этапы зависят от возраста ребенка и симптоматики.

Первоначально родителям следует самим себе ответить на вопросы:

  • существует ли зрительный контакт у ребенка с взрослым, когда малыш заинтересовался предметом или игрушкой;
  • реагирует ли ребенок, если взрослый указывает ему на предмет;
  • использует ли ребенок фантазию во время игр.

Если чаще ответом на эти вопросы является «нет», можно предположить аутизм. Кроме этих вопросов во время визита к врачу, необходимо заполнить анкету с рядом вопросов, такую же анкету заполняет медицинский сотрудник, который должен попытаться установить контакт с ребенком.

Кроме того, проводится ряд медицинских процедур, а именно:

  • ЭЭГ – выполняется для того, чтобы исключить эпилепсию;
  • полисомнография – выполняется для того, чтобы обнаружить нарушения сна;
  • РЭГ – процедура позволяет обнаружить гипоксию мозга и определить состояние сосудов;
  • МРТ – с его помощью можно обследовать внутренние органы и ткани;
  • КТ – благодаря компьютерной томографии можно подробно исследовать каждый слой головного мозга;
  • кардиоинтервалография – подробно исследует нервную систему ребенка, что является обязательным при диагностике аутизма.

Кроме аппаратной диагностики немаловажны лабораторные исследования, такие как анализы крови, иммунитета, обследование зрительного аппарата и кишечника.

Симптомы атипичного аутизма можно спутать с другими видами аутизма, поэтому проводятся следующие исследования:

  • медико-психологическое обследование через тесты;
  • продолжительное и постоянное наблюдение за ребенком для выявления особенностей и отклонений в его поведении.

В том случае, если врач установил, что имеются отклонения, однако симптомы расходятся с привычными видами аутизма, ребенку ставится диагноз «атипичный аутизм».

Это заболевание диагностируется чуть сложнее, нежели остальные виды аутизма. Это связано с тем, что более сложные патологии определяются легче.

Для того, что установить наличие синдрома Аспергера, необходимо провести наблюдение за ребенком, оценить его психическое и физическое состояние, а также обязательно проводить медицинское обследование

Важно отметить интеллект ребенка, социальные навыки, историю его развития с самого рождения и уровень развития речи на момент исследования

Разумеется, чем раньше будет обнаружено наличие синдрома, тем более положительную динамику можно наблюдать в будущем. Ребенку оказывается медицинская, психологическая и бытовая помощь.

Заболевание синдромом Ретта носит достаточно серьезный характер, его симптомы очевидны и не требуют продолжительной диагностики. Подтверждается диагноз после подробного анализа психики ребенка, его семейных отношений, анамнеза. В обязательном порядке необходимо изучить течение беременности матери, период внутриутробного развития ребенка, а также его развитие в первые годы жизни.

Врачу необходимо точно знать, с чего начались признаки заболевания, особенно его состояние после 6 мес. В этот период с большей вероятностью появляются судороги, задержка психомоторного развития и появляются стереотипные движения конечностями.

Диагностика аутизма проводится как в государственных поликлиниках, так и в частных медицинских центрах. В настоящее время существует множество клиник со специализацией по психиатрическим заболеваниям детей, в том числе и аутизму.

Большой популярностью пользуются клиники Израиля, там детям с аутизмом оказывается помощь в любом направлении, в клиниках работаю специалисты мирового уровня.

В России также много клиник, где диагностируют и лечат аутизм – в Самаре, Москве, Челябинске, Волгограде, Краснодаре. Стоимость диагностики аутизма будет зависеть от симптомов, степени и сложности заболевания. Ценовой диапазон можно узнать на сайтах клиник.

Симптоматика

Хоть это и грустно, но придётся сразу разрушить чаяния и надежды родителей и сказать, что аутизм – это неизлечимая болезнь. С ней приходится мириться всю жизнь. Но в 95 % случаев можно распознать признаки аутизма у детей 2 лет и даже ранее

Почему важно обозначить проблему на ранней стадии? Дело в том, что это психо-эмоциональная болезнь, которая прогрессирует, если вовремя ее не лечить. Ребёнок может отставать в интеллектуальном развитии, отгораживаться от общества, забывать элементарные правила личной гигиены. И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой

Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в розовых очках и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха

И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой. Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в розовых очках и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха.

Для маленьких детей характерно различие темпов постижения мира, но аутисты отличаются от обычных деток даже на первых годах жизни. Что такое аутизм у ребёнка? Фото может не передать реальной картины. Этот малыш беззащитен перед миром. Он слишком открытый и ранимый. Он не может противостоять чужому мнению, и у него нет сил бороться за место под солнцем. Аутист слаб, и если лечения нет, то с годами он может совсем отказаться от встреч с другими людьми. Многие аутисты стараются отгородиться даже от собственных родителей, хотя в большинстве случаев только их они и подпускают к себе.

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведенческие аутические проявления

Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.
Ссылка на основную публикацию