Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность
Особенности общения с аутистами
Если ваш ребенок – аутист или же у вас имеются знакомые с таким заболеванием, то важно уметь разговаривать с ними. Вы должны понимать, почему следует поступать так, а не иначе. Достаточно придерживаться простых правил общения:
Достаточно придерживаться простых правил общения:
Предложения. Они должны быть краткими и четкими. Тогда ребенку будет проще понимать, что вы говорите и чего хотите. Им легче воспринимать письма, поэтому можно общаться с помощью ручки и бумаги. Хоть с абстрактным мышлением у таких детей проблемы, образное у них присутствует. Поэтому, чтобы ребенок быстрее понял вас, нарисуйте схему или рисунок. Выше описаны симптомы аутизма у ребенка 3 лет, одними из которых являются проблемы в общении и трудности в формировании предложений. Поэтому дайте ребенку время подумать. Не нужно подгонять, кричать. Не следует задавать сразу несколько вопросов. Если ребенок будет чувствовать себя спокойным в разговоре с вами, то и общение будет складываться как нельзя лучше. Будьте терпеливыми. Ни в коем случае не обижайтесь на молчание. Начинайте разговор с утверждения. Не нужно сразу спрашивать, как дела или что ребенок делает. Лучше расскажите что-то. Медленно, короткими предложениями. И только потом приступайте к легким вопросам. В речи используйте максимально простые и доступные слова. Не нужно одну и ту же мысль выражать разными способами. Если ребенок чего-то не понял, лучше повторяйте одно и то же предложение, так ему будет проще воспринять информацию. Признаки аутизма в год или в два иногда уже бывают заметны, поэтому, если вы уже задаетесь вопросом, как корректировать поведение, то постарайтесь добиться расположения ребенка. Говорите с ним на те темы, которые ему интересны. Как правило, у таких детей лишь одно увлечение, и поэтому они становятся экспертами в этом вопросе. Говорите с ними об этом. Так не только ребенку станет комфортно с вами, но и вы дадите ему раскрыться, а сами узнаете что-то новое
Внимание к таким детям должно быть умеренным, но не давайте ребенку почувствовать себя ненужным. Найдите способ заботы, который будет удобен вам и не будет раздражать малыша. Чтобы ребенок точно с вами разговаривал, выбирайте то время и место, которое будет комфортным
Тогда малыш с большой вероятностью сможет поддержать разговор. Дети-аутисты не понимают намеков, шуток, иронии, метафоры. Поэтому ваша задача – говорить прямо и четко
Чтобы ребенок точно с вами разговаривал, выбирайте то время и место, которое будет комфортным. Тогда малыш с большой вероятностью сможет поддержать разговор. Дети-аутисты не понимают намеков, шуток, иронии, метафоры. Поэтому ваша задача – говорить прямо и четко.
Годы в старших классах что ждет ребенка и к чему его готовить
Окончив среднюю школу, ребенок начинает сталкиваться с новыми требованиями. Ученики начинают заниматься в разных аудиториях, появляются сложные инструкции, для каждого задания используются новые учебники. Нужно выполнять не просто домашнее задание, а делать целые проекты, что требует организации рабочего процесса.
Поэтому родителям и школе нужно осуществлять постоянную помощь подростку, которому сложнее адаптироваться к новым условиям.
Стоит сказать о протекании полового созревания, которое дается аутистам особо сложно. Это не значит, что подросток не понимает, как устроена репродуктивная система. Но принять изменения в себе ребенку бывает сложно. Родителям нужно провести беседу о тонкостях интимной жизни, поговорить по душам.
Многие подростки с РАС могут нуждаться в напоминании о придерживании правил гигиены. Родители должны отслеживать регулярность приема душа, бритья, опрятности одежды и наружного вида в целом
Важно донести, что личная гигиена важна как для здоровья, так и нормального существования в коллективе
Аутисты часто сталкиваются с изоляцией от участия в социальной жизни. Ученики с РАС реже участвуют в общественных и школьных мероприятиях. Дети с расстройством на 40% реже встречаются с друзьями вне школы, не созваниваются с ними по телефону без необходимости.
Просто найти общий язык со сверстниками им трудно.
Когда обращаться к врачу
Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка
Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:
- ребенок не идет на контакт с окружением;
- замкнут;
- не реагирует на просьбы.
Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.
Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.
На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:
- Идёт ли ребёнок на контакт.
- Подаёт ли предметы или бросает их.
- Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
- Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
- Смотрит ли в глаза.
После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.
Диагностика
Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.
Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет. Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.
Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.
Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру
Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира
Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и рекомендациями по лечению их.
В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).
В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»). Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.
На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:
- Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
- Малыш интересуется другими детьми?
- Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
- Малышу нравятся игры с родителями?
- Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
- Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
- Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
- Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
- Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
- Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
- Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
- Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?
Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.
Классификация аутизма
Согласно современной классификации, пациентов, страдающих от аутизма, разделяют на пять групп.
- Первая группа — пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром.
- Вторая группа — замкнутые в себе люди; любят часами заниматься любимым занятием. Могут длительное время не испытывать желания спать, есть, отдыхать.
- Третья группа — люди, не воспринимающие нормы общества.
- Четвертая группа — больные аутизмом взрослые, не умеющие бороться с проблемами, часто обижаются на кого-либо.
- Пятая группа — к этой группе относятся люди, страдающие аутизмом, у которых интеллект выше среднего. Они становятся успешными программистами, музыкантами, писателями, т. е. они успешно, независимо от заболевания, адаптируются в обществе.
В США установили, что из-за генетического сбоя у аутистов иногда может появиться «ген гениальности». Но общество не всегда, к сожалению, принимает в свои ряды больных аутизмом. Их называют «чудаками», смеются над ними, унижают. От них отворачиваются родственники и друзья, а это только ухудшает состояние больного.
Раннее выявление и диагностика аутизма, своевременное и качественное лечение позволяет быстрее восстановить имеющийся потенциал. Для определения специфики отставания в развитии ребенка или взрослого врач-специалист применяет различные опросники, проводит тесты на аутизм. Существует ряд тестов, согласно которым аутист должен называть состояние своих эмоций, а так же эмоций других людей. Он должен попытаться поставить себя на место какого-либо человека и настроиться на его состояние психики, скопировать это состояние
Испытуемый должен дать ответ о состоянии другого человека, обращая свое внимание только на глаза и взгляд
Если скрининговые тесты показали повышенный уровень аутичности и у вас есть поведенческие трудности в повседневной жизни, обратитесь к специалистам. Ребенку или взрослому необходимо проверить слух, чтобы быть уверенным в том, что проблемы вызваны каким-либо заболеванием.
Оценивается физическое состояние ребенка или взрослого. По назначению врача проводятся лабораторные исследования. Если в семье есть умственно отсталые, проводится хромосомный анализ. При наличии эпилептических припадков назначается электроэнцефалограмма. Если выявлены структурные изменения в головном мозге, проводится магнито-резонансное обследование.
Часто задают вопрос: «Можно ли полностью вылечить аутизм?»
Теперь уже известно, что и приобретенный, и врожденный аутизм не поддается лечению. Но разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т. е. помочь им существовать в социуме.
Эффективность лечения зависит от стадии болезни и индивидуальна для каждого больного.
Лечение аутизма у взрослых связано с его адаптацией в обществе, прекращением прогрессирования заболевания. Чем раньше будет начата борьба с заболеванием, тем лучших результатов можно достигнуть. При необходимости лечащий врач может назначить больному биологически активные добавки, содержащие витамины и магний, успокаивающие препараты.
Большое внимание уделяется поведенческой терапии и максимально комфортной адаптации пациента в обществе. Уход за больным, ряд мероприятий, которые направлены на поддержание жизнедеятельности больного, назначение специальных диет — все это поможет поддержать больного
И психологи, и медики считают, что аутисты могут тоже радоваться жизни, быть полноценными членами нашего общества. Они могут креативно развиваться. Ведь нам известен ряд личностей, которых психологи считают аутистами: А. Кристи, А. Пушкин, А. Эйнштейн, Билл Гейтс и др.
Что такое аутизм
Долгие годы аутизм считался разновидностью детской шизофрении, но сейчас эта версия опровергнута. Синдром Каннера причисляется к психическим расстройствам, характеризующимся стойким нарушением взаимоотношений ребенка с социумом. Подобное состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но установить, почему они возникают, науке так и не удалось.
По течению болезни аутизм разделяют на несколько видов.
Он может быть:
- Типичным. В этом случае симптомы болезни заметны уже в раннем возрасте. Такие дети равнодушны к окружающей действительности и нелюбознательны, плохо реагируют на внешние раздражители и не стремятся общаться с родственниками или другими детьми.
- Атипичным. Такое заболевание дает о себе знать не сразу, как правило, его признаки проявляются ближе к 3 годам. При этом диагностировать атипичный аутизм довольно трудно, поскольку симптомы выражены неявно.
- Скрытым. Сведений о больных с таким диагнозом очень мало, поскольку клинические симптомы этого типа аутизма проявляются слабо и нерегулярно. Чаще всего детей просто считают замкнутыми и нелюдимыми, списывая все странности в поведении на особенности характера.
Симптомы заболевания
Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию. Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность. Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.
Общение, вербальное и невербальное
Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.
Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице. То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют. В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.
Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.
Социальное взаимодействие и отношения
Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.
Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.
Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.
Поведение и ограниченность в деятельности
Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом
Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке
То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.
Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту. И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал. Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.
Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.
Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.
Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.
Диагностика аутизма
Для того чтобы выявить любую разновидность аутизма нужно пройти курс обследования, состоящий из нескольких этапов. Эти этапы зависят от возраста ребенка и симптоматики.
Первоначально родителям следует самим себе ответить на вопросы:
- существует ли зрительный контакт у ребенка с взрослым, когда малыш заинтересовался предметом или игрушкой;
- реагирует ли ребенок, если взрослый указывает ему на предмет;
- использует ли ребенок фантазию во время игр.
Если чаще ответом на эти вопросы является «нет», можно предположить аутизм. Кроме этих вопросов во время визита к врачу, необходимо заполнить анкету с рядом вопросов, такую же анкету заполняет медицинский сотрудник, который должен попытаться установить контакт с ребенком.
Кроме того, проводится ряд медицинских процедур, а именно:
- ЭЭГ – выполняется для того, чтобы исключить эпилепсию;
- полисомнография – выполняется для того, чтобы обнаружить нарушения сна;
- РЭГ – процедура позволяет обнаружить гипоксию мозга и определить состояние сосудов;
- МРТ – с его помощью можно обследовать внутренние органы и ткани;
- КТ – благодаря компьютерной томографии можно подробно исследовать каждый слой головного мозга;
- кардиоинтервалография – подробно исследует нервную систему ребенка, что является обязательным при диагностике аутизма.
Кроме аппаратной диагностики немаловажны лабораторные исследования, такие как анализы крови, иммунитета, обследование зрительного аппарата и кишечника.
Симптомы атипичного аутизма можно спутать с другими видами аутизма, поэтому проводятся следующие исследования:
- медико-психологическое обследование через тесты;
- продолжительное и постоянное наблюдение за ребенком для выявления особенностей и отклонений в его поведении.
В том случае, если врач установил, что имеются отклонения, однако симптомы расходятся с привычными видами аутизма, ребенку ставится диагноз «атипичный аутизм».
Это заболевание диагностируется чуть сложнее, нежели остальные виды аутизма. Это связано с тем, что более сложные патологии определяются легче.
Для того, что установить наличие синдрома Аспергера, необходимо провести наблюдение за ребенком, оценить его психическое и физическое состояние, а также обязательно проводить медицинское обследование
Важно отметить интеллект ребенка, социальные навыки, историю его развития с самого рождения и уровень развития речи на момент исследования
Разумеется, чем раньше будет обнаружено наличие синдрома, тем более положительную динамику можно наблюдать в будущем. Ребенку оказывается медицинская, психологическая и бытовая помощь.
Заболевание синдромом Ретта носит достаточно серьезный характер, его симптомы очевидны и не требуют продолжительной диагностики. Подтверждается диагноз после подробного анализа психики ребенка, его семейных отношений, анамнеза. В обязательном порядке необходимо изучить течение беременности матери, период внутриутробного развития ребенка, а также его развитие в первые годы жизни.
Врачу необходимо точно знать, с чего начались признаки заболевания, особенно его состояние после 6 мес. В этот период с большей вероятностью появляются судороги, задержка психомоторного развития и появляются стереотипные движения конечностями.
Диагностика аутизма проводится как в государственных поликлиниках, так и в частных медицинских центрах. В настоящее время существует множество клиник со специализацией по психиатрическим заболеваниям детей, в том числе и аутизму.
Большой популярностью пользуются клиники Израиля, там детям с аутизмом оказывается помощь в любом направлении, в клиниках работаю специалисты мирового уровня.
В России также много клиник, где диагностируют и лечат аутизм – в Самаре, Москве, Челябинске, Волгограде, Краснодаре. Стоимость диагностики аутизма будет зависеть от симптомов, степени и сложности заболевания. Ценовой диапазон можно узнать на сайтах клиник.
Симптоматика
Хоть это и грустно, но придётся сразу разрушить чаяния и надежды родителей и сказать, что аутизм – это неизлечимая болезнь. С ней приходится мириться всю жизнь. Но в 95 % случаев можно распознать признаки аутизма у детей 2 лет и даже ранее
Почему важно обозначить проблему на ранней стадии? Дело в том, что это психо-эмоциональная болезнь, которая прогрессирует, если вовремя ее не лечить. Ребёнок может отставать в интеллектуальном развитии, отгораживаться от общества, забывать элементарные правила личной гигиены. И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой
Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в розовых очках и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха
И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой. Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в розовых очках и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха.
Для маленьких детей характерно различие темпов постижения мира, но аутисты отличаются от обычных деток даже на первых годах жизни. Что такое аутизм у ребёнка? Фото может не передать реальной картины. Этот малыш беззащитен перед миром. Он слишком открытый и ранимый. Он не может противостоять чужому мнению, и у него нет сил бороться за место под солнцем. Аутист слаб, и если лечения нет, то с годами он может совсем отказаться от встреч с другими людьми. Многие аутисты стараются отгородиться даже от собственных родителей, хотя в большинстве случаев только их они и подпускают к себе.
Основные признаки детского аутизма
Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.
Поведенческие аутические проявления
Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.
Поведение детей до 6 месяцев
Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:
- постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
- чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
- отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
- непроявление реакции на голос родителей;
- уклонение от прикосновений матери и отца;
- отказ от материнского молока;
- отставание в развитии;
- ускоренный рост черепа.
Поведение детей до 11 лет
Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:
- отсутствие реакции на собственное имя;
- желание играть в одиночестве;
- отсутствие стремления к общению;
- отказ от зрительного контакта с собеседником;
- нежелание беседовать с окружающими людьми;
- ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
- систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
- паника при смене привычной обстановки;
- сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).
Поведение детей после 11 лет
На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:
- депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
- отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
- склонность к совершению повторяющихся действий;
- однообразие интересов;
- отрицательное отношение к любым переменам;
- речевые нарушения;
- общение с невидимыми собеседниками;
- повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
- наличие патологических страхов;
- склонность к формированию ритуалов;
- повышенная привязанность к некоторым предметам.
Стереотипия поведения аутичного малыша
Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:
- движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
- речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
- пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
- социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
- игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
- судороги;
- слабая иммунная система;
- избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
- синдром раздраженного кишечника;
- хронические желудочно-кишечные патологии;
- нарушение работы поджелудочной железы.