Консультация для родителей «в школу с 6 или 7 лет?»

Мнение врачей

Педиатры обращают внимание на физическую готовность к школе и советуют провести простые тесты. Ребенок:

Ребенок:

  1. рукой дотягивается через голову до верха противоположного уха;
  2. удерживает равновесие на одной ноге;
  3. кидает и ловит мячик;
  4. самостоятельно одевается, кушает, выполняет гигиенические действия;
  5. при рукопожатии большой палец руки оставляет в сторону.

Физиологические признаки готовности к школе: 

  1. Мелкая моторика рук хорошо развита.
  2. Молочные зубы сменяются коренными.
  3. Правильно сформированы коленные чашечки, изгиб стопы и фаланги пальцев.
  4. Общее состояние здоровья достаточно крепкое, без частых болезней и хронических заболеваний.

Врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко» Наталья Гриценко отмечает необходимость «школьной зрелости», что подразумевает не паспортный возраст ребенка, а зрелость функций нервной системы.  Это залог соблюдения школьной дисциплины и работоспособности мозга.

Если все же сомневаетесь

Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

воспитатели в детском саду — более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска;педагоги в «подготовишке» — школа дошкольника — оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти-шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный психолог, который помогает принять правильное решение.

Важно!

Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

Наталья Волошина

С какого возраста ребенок может посещать школу

При обучении ребенка на территории России обращаемся к ФЗ «Об образовании» и видим следующее: «при достижении возраста 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет». Исключение составляют случаи, когда ребенок не может идти в школу даже при достижении возраста 8 лет, например из-за серьезного заболевания. Однако в большинстве случаев возрастные рамки необходимо соблюдать – в противном случае к родителям или законным представителям будут применены санкции со стороны контролирующих организаций.

Речь идет именно о том, с какого возраста ребенок может посещать школу по закону – рекомендаций действующее законодательство не дает. Если у вас есть выбор, рекомендуется руководствоваться особенностями его личности, уровнем психического развития, приобретенными навыками и рядом других факторов, о которых мы поговорим далее

Но сразу отметим: мнение о важности раннего начала обучения часто ошибочно

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Можно ли начать в 6 и не перегрузить?

Минусы, по мнению психологов и педагогов:

  • низкий уровень школьной зрелости и мотивации;
  • отсутствие условий для дневного сна;
  • поведение детей 6 лет часто определено их сиюминутными желаниями;
  • малыши предпочитают играть, а не слушать педагога, им сложно усидеть 40 минут на уроке;
  • мышцы спины напрягаются минимум по 4 часа каждый день из-за высиживания на уроках и ношения портфелей, что приводит к сколиозу и нарушению осанки.

Интересен факт, что любознательность в 6 лет выше, чем в 7, но вот концентрации внимания хватает не больше, чем на 15 минут.

Плюсы, по мнению родителей:

  • лишний год в детсаду может затормозить психологическое развитие одаренного чада;
  • маленькие шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками к информации;
  • будет лишний год до армии;
  • ребенок развит явно – умеет читать, писать и знает слова на иностранном языке;
  • многие его ровесники пошли в школу и т. д.

Получается, что здесь больше амбиций родителей, чем действительно необходимости.

Мнения специалистов, в том числе Е.О. Комаровского, о лучшем возрасте для старта

  • Педиатр Дмитрий Чеснов, зав. приемным покоем 3-й детской клинической больницы Минска, утверждает, что ребенка нужно отдавать в школу после 7 лет. По его мнению, к этому времени «дозревает» нервная система, перестраивается иммунная, проставлен весь набор профилактических прививок.
  • Валерий Станчик, учитель начальных классов жодинской школы № 6 говорит, что ребенок в 6 лет и в 7 – это два разных человека. Многие родители ошибочно считают, что умение писать и читать для школы достаточны.

    На самом деле гораздо важнее школьная зрелость, включающая в себя указанные выше параметры. Бывает, даже в 7 лет ребенок к школе не готов. И если родители отдают его в школу, надеясь, что там все выровняют, этого не произойдет. А будет лишь насилие над личностью. И это обязательно негативно отзовется в старших классах.

  • Психолог минской гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова по этому вопросу думает следующее. В 5–6 лет у детей превалирует игровая деятельность. Это видно по их поведению на переменках: катают по подоконнику машинки, играют в куклы. Также в 6 лет хуже развито абстрактное и образное мышление, нет чувства долга. Шестилетка может уйти с урока, потому что надоело, а в 7 лет у ребенка уже есть понимание – «не хочу, но должен».
  • Доктор Комаровский говорит, что в 6 лет кости и внутренние органы активно растут. Физическая двигательная активность в этом случае очень важна. Но вместо этого ребенка заставляют сидеть в классе, в компании детей, где не все здоровы.

    Лучший возраст для школы – 7 лет. Если ребенок все же пошел в школу в 6 лет, то родители должны обеспечить ему высокую физическую активность: игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом в секциях. И хотя уроки первоклашкам задавать не должны, им часто рекомендуют дома почитать, выписать буквы или позаниматься математикой. Комаровский настаивает, что выполнение уроков должно занимать минимум времени и проходить после физической активности, но не поздно вечером.

Важно! Мнение всех специалистов однозначно: позже лучше, чем раньше. Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет

Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача

Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет. Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача.

Как понять, в каком возрасте отдать ребенка в школу?

Критерии готовности малыша к школьному обучению:

1. Достаточный уровень интеллектуального развития.

То, что ребенок научился читать, знает наизусть целые поэмы, всю таблицу умножения, говорит о том, что у него великолепная память, но никак не отражает уровень развития ума. Будущему школьнику нужно также понимать, как устроен окружающий мир, знать свое место в нем. Интеллектуальная готовность — это умение:

рассказать о себе и своей семье;
грамотно выразить собственные мысли;
достаточно долго удерживать внимание на предмете изучения;
рассуждать;
самостоятельно искать ответы на вопросы;
делать выводы;
фантазировать;
делать анализ информации, сравнивать, находить сходства и отличия предметов;
выполнять задания учителя.

2. Психоэмоциональное развитие.

Это показатель морального настроя дошкольника на учебу в школе. Как определить, что пора отдавать ребенка в школу?

  • Он любознательный, любит узнавать что-то новое, проявляет интерес к школьным дисциплинам.
  • Ему нравится процесс обучения. Он знает правила поведения в школе и готов их соблюдать.
  • Он спокойно может высидеть целый урок, не отвлекаясь, не отвлекая педагога и других детей. Не устает от длительных учебных нагрузок.
  • Ему комфортно жить по распорядку школьника — рано вставать, проводить полдня в школе, делать уроки.
  • Он не боится трудностей, достаточно самостоятелен и уверен в себе, понимает, что такое ответственность, дисциплина.

3. Здоровье.

Даже одаренного, развитого ребенка не рекомендуется отдавать рано в школу, если у него слабый иммунитет. Состояние физического здоровья непосредственно сказывается на результатах обучения. Активному, здоровому ученику, который посещает спортивные (танцевальные, любые активные) занятия, много времени проводит на свежем воздухе, и умственные нагрузки по силам

Ученики со слабым иммунитетом и физической подготовкой часто болеют, пропускают занятия, быстро устают, отчего страдает внимание, способность к усвоению материала

4. Уровень социализации.

В школе внимание учителя не будет безраздельно принадлежать вашему малышу, как это происходит дома. Ребенок должен быть готов к обучению в коллективе, где каждый ученик — индивидуальность

Неважно, 6 или 7 лет вашему ребенку. Важно, умеет ли он непринужденно общаться со сверстниками, заниматься командной работой, чувствует ли себя комфортно среди незнакомых людей, может ли быстро освоиться в новой социальной среде

Если у маленького ученика недостаточно опыта коммуникаций, адаптация к школьной жизни может стать для него большим испытанием.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители

В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других

Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Как всесторонне подготовить ребенка к школьному обучению?

Школа ментальной арифметики Соробан предлагает родителям дошкольников не задаваться вопросом, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу, а сосредоточиться на его развитии и дошкольной подготовке. Метод ментальной арифметики поможет вам развивать у ребенка:

мышление (образное, логическое, пространственное, аналитическое и др.);
внимание;
зрительную, слуховую и сенсорную память;
концентрацию, усидчивость;
навыки решения трудных задач.

Программа курсов Соробан для пяти-шестилеток заботится об эффективной социализации будущих школьников, развитии навыков коллективного обучения. Она учитывает особенности развития внимания у детей, поэтому на уроках часто чередуются активные упражнения с упражнениями, требующими высокой умственной концентрации. Полезны уроки скоростного счета не только для интеллектуального, социального развития. Они помогают дошкольникам стать более самостоятельными в обучении, дисциплинированными, ответственными, уверенными.

Успехи в счете покажут вам степень интеллектуальной готовности ребенка к школе, так как быстрое решение сложных арифметических примеров говорит о слаженной и эффективной работе полушарий, высокой продуктивности мыслительной работы мозга, а время, проведенное на занятиях с другими детьми, станет для вашего малыша ценным опытом учебы в коллективе. Первое сентября — один из самых важных праздников для вашего ребенка, наравне с Новым Годом. Узнайте о подарках к празнику для вашего ребёнка на сайте soroban.ru

«Школьная зрелость»

Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:

уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);самостоятельность — способен ли он без помощи взрослых аккуратно одеться (пригодится после уроков физкультуры), содержать рабочее место в порядке, отпрашиваться и в одиночку ходить в туалет;здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.

Самые распространенные заблуждения родителей по этому вопросу

Распространенные заблуждения:

  1. Ребенок готов к школе, если умеет читать. Но у него могут быть комплексы, другие особенности развития, проблемы со здоровьем.
  2. Мальчики должны идти в школу раньше девочек. Часто девочки более развиты интеллектуально, а мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам.
  3. Если ребенка отдать в школу раньше, успеваемость будет лучше. Это зависит от темперамента.
  4. Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле у них нет мотивации. Им интересно в садике и не нужны новые люди и впечатления.

Дети развиваются индивидуально, могут догнать и перегнать тех, от кого отставали.

Каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка была возможность получить достойное образование. На нашем сайте вы найдете статьи о том, как поступить и сколько учиться в музыкальной школе, а также узнаете об особенностях гимназий и лицеев и чем они отличаются от обычных школ.

Зависит ли готовность дошкольников от пола?

Зависит, причем в пользу девочек. Они в 6 лет уже гораздо быстрее и успешнее адаптируются, чем их ровесники-мальчишки. Девочки быстрее развиваются, более покладисты, и у учителей с ними нет проблем. Мальчики психоэмоционально созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию в 6 лет и воспринимают школу как новую забаву. Ответственности и покладистости у них меньше, они часто дерутся и ссорятся, у них могут быть проблемы с коммуникацией.

Поэтому в законном возрастном диапазоне девочек в школу можно отправлять ближе к его нижней границе, а мальчиков – к верхней. Но, разумеется, решение всегда индивидуально. Половой фактор учитывается, но он не основной.

Для чего проводили реформу образования в пользу обучения с 6 лет?

Не все сейчас об этом знают, а те, кто знали, наверняка уже забыли – суть реформы по переводу на обучение с 6 лет изначально была не в том, чтобы «раньше сесть и раньше выйти»! Дело в том, что этот «лишний» год получался не за счет смещения сроков обучения, а именно добавлялся к 10 годам, то есть младшая школа растягивалась с 3-х на 4 года.

Зачем? А вот именно затем, чтобы снизить и перераспределить учебные нагрузки на младшеклассников!

Предполагалось, что то, что дети проходили за 3 года, растянется на 4 – уменьшится количество учебных часов в неделю, удлинятся каникулы, а первый год обучения будет, практически, не школьным годом, а этакой «углубленной подготовкой» к школе. То есть, обещали, что кардинально изменится учебная программа: сидения за партами будет меньше, познавательных моментов в развлекательно-игровой форме – больше. Никто и не думал приравнивать шестилеток к семилетним детям!

Но… как это частенько и бывает, реформа прошла немного иначе.

Дошкольный год у ребятишек отобрали, а программа какой была, такой и осталась, и вскоре все искренне начали считать, что «дети сейчас так быстро растут», и отдавать их в школу с ранних лет – нормально и естественно!

А поскольку добавочный год нужно было чем-то заполнять, то ввели разные дополнительные предметы типа этики (не говорю, что это плохо, но учебную нагрузку-то добавляет!), да и основные дисциплины расширили и углубили, введя новые рабочие тетради, выпустив новые учебники и т.д.

Кто-то из детей и впрямь сможет соответствовать всем требованиям такой программы в 6 лет, но иногда это порождает сложности!

С какого возраста можно отдать ребенка в школу: советы родителям шестилетки

Если вы хотите отдать малыша в школу с 6 лет, нужно быть готовыми к определенным рискам, связанным с принятием такого решения. Скорее всего, вы долго и всесторонне готовили кроху к первому классу, позаботились заранее о том, чтобы он знал все о школе, мог блеснуть перед учителем и одноклассниками своими неординарными способностями. Но есть вещи, которые могли ускользнуть от вашего внимания. Например:

  • Шестилетки лучше воспринимают обучение в игровой форме (наверняка именно так и проходила вся дошкольная подготовка). В школе же их ждут по большей части скучные однообразные занятия. Это может стать причиной потери интереса к обучению.
  • Предел концентрации для шестилетнего ребенка — 15 минут, а школьные уроки имеют продолжительность 45 минут. Маленькому ученику будет трудно оставаться собранным на протяжении всего занятия. Он будет отвлекаться, что повлияет на качество усвоения материала.
  • Если в классе учатся в основном дети 7 лет, шестилетка всегда будет немного отставать от своих одноклассников в физическом развитии. Многие школьники болезненно переживают свое отличие от остальных, из-за чего появляется неуверенность, трудности общения, развитие комплексов.

Программа обучения большинства школ России рассчитана преимущественно на работу с детьми с 7 лет. Только единичные классы ориентированы на шестилеток. Поэтому, прежде чем вы окончательно решите отдать ребенка 6 лет в школу, еще раз взвесьте все преимущества и возможные последствия этого решения для вашего малыша.

На что ориентируются, когда принимают решение?

Есть несколько критериев, определяющих готовность ребенка к школе:

  1. Умеет читать, писать, считать и вычитать (необязательно), правильно держит карандаш.
  2. Речь четкая, не запинается, знает и выговаривает все буквы.
  3. Помнит анкетные данные (свои и родителей), адреса, телефоны, правила дорожного движения и т.д.
  4. Имеет социальные навыки: здоровается, прощается, умеет извиняться, благодарить и т.п.
  5. Уверен в себе, самостоятелен.
  6. Здоров, жизнерадостен и активен.

Основным критерием является умение высидеть урок до конца и не терять к нему интерес в течение 40 минут

Дети до 7 лет сохраняют внимание лишь на протяжении 15 минут. После этого им необходим перерыв, а в школе это невозможно

На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке. Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы.

Если идут за знаниями со слабым здоровьем

У часто болеющих детей ослаблен иммунитет. Они страдают простудами более 10–12 раз в год, имеют хронические заболевания типа аденоидов или тонзиллита. В школе такому малышу будет сложно. Незнакомая обстановка и строгие школьные правила, непривычное школьное питание могут провоцировать у ребенка стресс, что может стать причиной обострений хронических патологий. Лучше еще год подождать и использовать это время для закаливания и оздоровления.

Уровень развития

Если малышу сложно общаться, он замкнут, неусидчив, не умеет себя контролировать, состоит на учёте у невролога, гиперактивен, лучше дать ему еще год до школы и это время активно с ним заниматься. Хорошая речь говорит о школьной зрелости ребенка. Учиться он будет без проблем. Но когда словарный запас малыша скуден, звуки он произносит нечетко, не понимает синонимов, это тоже основание отложить школу еще на год.

Уровень социального развития тоже играет немаловажную роль. Основой служат те навыки социума, что были привиты в детском саду или дома.

Школа – это коллектив, и все в нем разные. Социально развитый ребенок должен уметь быть вежливым, уважительным как со сверстниками, так и с учителями.

Интеллектуальное развитие – также определяющий фактор. В норме потенциальный первоклассник должен:

  • хорошо говорить;
  • составлять сложные предложения и рассказы по картинкам;
  • уметь находить звуки в определенных словах;
  • читать со скоростью не менее 7–8 слов за одну минуту;
  • писать заглавные буквы;
  • знать главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
  • различать и знать цвета;
  • рассказывать и запоминать стихи и скороговорки;
  • раскрашивать картинки в пределах контуров.

Эмоциональная зрелость выражается в способности концентрироваться и быть внимательным, в противном случае ребенок просто «выгорает» во время занятий, и у него могут возникнуть психологические проблемы.

По мнению врачей, первоклассник должен уметь:

  • дотянуться пальцами до уха через затылок;
  • при пожатии рук отводить большой палец;
  • иметь сформированные стопы, колени и суставы;
  • легко прыгать на одной ноге;
  • ловить и бросать мяч.

Малыш должен иметь навыки общения и корректную самооценку. Если он смущается или, наоборот, дерзит в диалоге, отпугивая сверстников, лучше не давить на него и позволить самому сориентироваться без спешки.

Ребенок должен уметь:

  • самостоятельно одеваться;
  • посещать общий туалет;
  • не теряться в столовой;
  • раскладывать ручки и тетради, книги;
  • собирать портфель.

Мотивация к обучению

Мотивация – это желание ребенка сидеть за партой, соглашаться почитать или решить пример, не грустить после ухода из садика. Чтобы уточнить мотивацию, достаточно спросить у ребенка, хочет ли он в школу. Если ответ конкретен и содержателен, то все нормально.

Еще по теме «Отдавать ли ребенка в школу»:

Что решили про школу, пойдете или на домашнем?

Раздел: Серьезный вопрос (Отправлять ли ребенка в школу ). думаю, что раньше 7 лет отправлять ребенка в школу просто бесчеловечно Можно ли ребенка продержать 2 года в подготовительной группе и пойти в школу не с 7, а с 8 лет? в первый класс с 8 лет. поделитесь…

когда отдавать в школу?

Отдавать ли ребенка в школу — это не проблема, а вопрос. У меня девочка и армия не грозит. Но по ее классу( сейчас 9-й) могу судить. Дети отобранные, 2 раза писали экзаменационные работы в 5 и и в 7 классах, набраны со всего района лучшие. Моя там самая старшая, хотя…

Кто отдал ребенка в школу в 8 лет и не пожалел?:)

Во сколько вы отдали своего ребенка в школу и жалеете ли вы об этом? Интересует в основном психологические аспекты. Отдали дочку в школу в 7 лет 6 мес. и не жалеем. Но у нас в классе много таких, есть девочка, которой в ноябре 1 класса исполнилось 8 лет (у нее…

Что говорят родители и мой личный опыт

Многие родители, только спустя пару лет, понимают, что все-таки рано отдали своего ребенка учиться. Если в начале учебы их чадо как-то проявляло интерес, то в классе 4−5 начало отставать в учебе, капризничать и даже проявлять агрессию.

Увы, такая же проблема коснулась меня, так как мои родители отдали меня в школу с 6 лет. Да, я умела читать, писать, считать, была круглой отличницей до 4 класса, но потом учеба мне наскучила, и, к сожалению, сейчас мое отношение к ней не изменилось.

Также имеются негативные отзывы о том, что ребенок, отданный «грызть гранит науки» в более старшем возрасте, терял интерес к учебе и другим ребятам, так как они были младше его.

Ссылка на основную публикацию