Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. картотека по логопедии на тему
Скороговорки для проработки проблемных букв
Существует несколько проблемных согласных звуков:
- шипящие и глухие;
- свистящие и звонкие;
- сонорные.
Для коррекции их произношения используются скороговорки.
Во время тренировки нужно соблюдать 4 правила:
- Начинать с коротких словосочетаний, переходя к длинным предложениям постепенно.
- Понимать значение всех слов в предложении, произносить его с выражением. Выделять главные слова интонационно.
- Наращивать скорость произнесения постепенно.
- Перед произнесением набирать в легкие воздуха побольше и проговаривать недлинные фразы на одном дыхании.
Для улучшения «р»
Из всех звуков русского языка это самый сложный по своему образованию.
Он требует активного движения различных частей языка, поэтому причины нарушения бывают самыми разными:
- укороченная подъязычная связка;
- неразвитые мышцы языка;
- дефицит фонематического слуха.
Поэтому одни скороговорки для развития речи и дикции в возрасте 8-12 лет не помогут.
Примеры скороговорок:
- Прочный пакет из-под поп-корна.
- Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
С шипящими звуками
Проблема с шипящими возникает из-за неправильного прикуса или отсутствия верхних зубов. Когда язык попадает между резцами, то звук становится шепелявым. Исправить дикцию может стоматолог-ортодонт.
Если же ребенок заменяет звук на , или , это говорит о затрудненной слуховой дифференциации. Регулярные тренировки с помощью скороговорок помогут настроить слух и отличать от , которые для некоторых звучат одинаково. Можно использовать на занятиях шарики, пуговицы или фишки разных цветов. Каждый цвет обозначает какую-то букву. Ребенок выкладывает на стол красный шарик, если, например, услышал в слове звук , и белый, если он слышит .
У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.
На английское произношение
Для детей, которые начинают учить английский язык, скороговорки станут и игрой для запоминания новых слов, и тренажером для дикции.
The two-twenty-two train tore through the tunnel.
Through three cheese trees three free fleas flew.
While these fleas flew, freezy breeze blew.
The thirty-three thieves thought that they thrilled the throne throughout Thursday.
That’s what made these three free fleas sneeze.
Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
A peck of pickled peppers Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
We surely shall see the sun shine soon.
Скороговорки для развития дикции взрослых
Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:
https://youtube.com/watch?v=n23utGV238A%2520
А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:
Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.
У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!
Скороговорки для развития речи и дикции
Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.
Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.
Для развития речи
- Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
- Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
- Водовоз вез воду из-под водопровода;
- Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
- На горе Арарат корова рогами горох собирала;
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
- Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
- Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений
Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.
Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные
Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно
Скороговорки с именами
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
У Андрейки брат Матвейка.
У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.
У Танечки — угощение для Анечки.
Купила бабуся бусы Марусе.
У сыночка Санечки — маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отважный Миша бежит от мыши.
Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.
Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Грянул рядом с Ромой гром.
Наша Даша лучше вашей.
Саша шапкой шишку сшиб.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада— брат, Влад брату рад.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
У Никиты — моток ниток.
У Матвея— билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка.
У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере.
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Осип охрип, а Архип осип.
У фонтана — Ваня в кафтане.
Боря любит Олю, а Оля любит Борю.
У Тани — тайна, это Танина тайна.
У Игната — ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лёня лепили из пластилина.
Если ребенок только учится говорить
Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.
Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук
Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре
Как правильно работать со скороговорками
Обычно скороговорки группируются тематически, т.е. по отрабатываемому звуку, например, скороговорки на Ш, скороговорки на Ж и т.д. Я всегда стараюсь следовать рекомендациям специалистов и подкрепляю речевой материал наглядными пособиями – предметными или сюжетными картинками, которые описывают происходящее в скороговорке. Визуальное сопровождение помогает деткам лучше ухватить смысл, а совмещение работы нескольких анализаторов всегда идет на пользу.
Работу со скороговорками можно поделить на несколько этапов. Они особенно актуальны, если вы занимаетесь с детками-особятами. Как мы помним, у них любой новый материал вызывает большие сложности.
Презентация
Взрослый медленно читает скороговорку, предъявляя зрительную опору, и просит ребенка обратить внимание на сюжет: какие герои в нем присутствуют, что с ними происходит. Для длинных и сложных рифмованных отрывков можно подбирать вопросы, помогающие еще раз акцентировать внимание на всех героях и действиях в деталях
Если в тексте есть новые и сложные слова, обязательно знакомим детей с их значением. Ребенок медленно проговаривает скороговорку сам. Взрослый исправляет ошибки. Теперь стараемся сделать это более ритмично. Если скороговорка большая, делим ее на логические части. При затруднении повторить самостоятельно ребенок может повторять за взрослым каждый логический блок, а потом объединять их. Для лучшего усваивания ритма используйте мяч. Пусть ребенок подбрасывает его или перекидывает вам при произнесении логического блока или слова (словосочетания). Главное – сохранять ритм. Вместо мяча можно просто хлопать в ладоши – также как мы делаем при проигрывании слоговой структуры слова. С каждым разом можно ускоряться. Когда ребенок не сбивается, предлагаем ему проговорить ее 3-4 раза без остановок. Скорость наращиваем только по мере полной отработки звуков.
Этот процесс не бывает быстрым. Не стоит слишком спешить. Дайте ребенку столько времени, сколько ему необходимо. Пробуйте менять интонацию, темп, громкость произнесения, следите, чтобы не было ошибок.
Длинные скороговорки для развития дикции
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
- В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Полезные скороговорки для детей 3-4 лет
Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.
Для тренировки звуков и
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Вымыли мышки миски у мишки.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.
Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Короткие скороговорки для маленьких детей
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
* * *
От топота копыт пыль по полю летит.
* * *
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
* * *
Вылили мыло в ванну
И вымыли мылом Ваню.
* * *
Дед Данила делил дыню —
Дольку Диме, дольку Дине.
* * *
У бабы- бобы, у деда- дубы.
У деда- дубы, у бабы- бобы.
* * *
На возу лоза,
У воза коза.
* * *
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
* * *
Дятел дуб долбил,
Да недодолбил.
* * *
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
* * *
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
* * *
У ёлки иголки колки.
* * *
Идёт козёл с косой козой,
Идёт коза с косым козлом.
* * *
Купила бабуся бусы Марусе.
* * *
Мы ели,ели линьков у ели.
Линьков у ели еле доели.
* * *
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
* * *
Наш Полкан попал в капкан.
* * *
Дятел дерево долбил.
Деда стуком разбудил.
* * *
Топал, топал по полу и на пол упал.
* * *
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
* * *
Грач с горяча осерчал на грача.
* * *
Шла бы не лесом, а пролесью лиса,
Шуба лисья была бы на лисе.
* * *
На горе дубы, под горой грибы.
* * *
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
Сложные скороговорки
Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
* * *
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
* * *
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
На английском с переводом
Эти скороговорки помогут ребенку уловить звучание похожих английских слов, расширить словарный запас. Он научится красиво и правильно произносить предложения.
Для того, чтобы получить хороший результат, скороговорки надо произносить вслух, а не “про себя”.
I like
I like my Bunny.
Bears like honey.
Girls like cats.
Cats like rats.
Boys like dogs.
Storks like frogs.
Mice like cheese.
Sparrows like peas.
Owls like mice.
I like rice.
Birds like grain.
Say it all again!
Whether
Whether the weather be fine
Or whether the weather be not.
Whether the weather be cold
Or whether the weather be not.
We will walk together.
Whatever the weather
Whether we like it or not.
Betty Botta
Betty Botta bought some butter,
«But», she said, «this butter’s bitter,
But a bit of better butter
Will make my batter better».
So she bought a bit of butter
And it made her batter better.
Скороговорки на букву Р
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
* * *
Проворонила ворона воронёнка.
* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…
* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
* * *
Бородач боронил бороной борозду.
* * *
Баран- буян залез в бурьян.
* * *
Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.
* * *
Грянул гром — гроза в разгаре.
* * *
Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.
* * *
У репки да редьки корень крепкий.
* * *
Боря Ире дал ириску,
Ира- Боре- барбариску.
* * *
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
* * *
Тридцать три трубача трубят тревогу.
* * *
Красный краб кричит «УРА!».
Резать торт пришла пора.
* * *
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
* * *
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
* * *
Росла за горой, за пригорочком
Сосёночка с подприсосёночком.
* * *
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
* * *
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
* * *
Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.
* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.
* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!