Что должен знать и уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста консультация по теме

Физическое развитие

Что должен уметь ребенок. Двигательная активность

  • Многие дети в возрасте семи месяцев начинают садиться самостоятельно, без дополнительной поддержки.
  • Этот возраст становится моментом, когда ребенок начинает активно ползать. Полностью поднимать свой вес некоторым детям сложно, поэтому получается ползти, опираясь на локти. В этом же положении ребенок может одной рукой тянуться за предметами, перенося вес на другую.
  • Возраст 7 месяцев называют периодом активного познания двигательной деятельности. Дети учатся самостоятельно подниматься с колен на ноги, держась при этом за окружающие их предметы. Однако движения детей оказываются неловкими, с несформированной координацией. Поэтому в 7 месяцев родители, поддерживая детей за руки, помогают им совершать первые шаги.
  • Движения рук лучше поддаются координации у детей 7 месяцев. В этом возрасте происходит активная манипуляция предметами: ребенок перекладывает их из одной руки в другую, кидает их, передает другим.

Зрительное восприятие

Во втором полугодии ребенок начинает глазами следить за движениями предметов в вертикальной плоскости. На этом этапе развития формируется система зрительно-двигательных связей, которая помогает в пространственной ориентировке. С 7 месяцев происходит увеличение кругозора, за счет чего повышается интерес к окружающей среде.

Слуховое восприятие

У ребенка начинает формироваться звуковая имитационная система. Различая звуки различных тонов и громкости, дети способны повторять их. В этом им помогают специальные игры на звукоподражание с использованием музыкальных инструментов или подручных средств, которые издают различной тональности звук.

В этом же возрасте дети начинают понимать слова, различать и реагировать на шепотную речь. Этот процесс становится первым шагом в развитии речи. В 7 месяцев разговорный слог ребенка максимально похож на лепетание.

Понимание и развитие речи

Во втором полугодии ребенок осознанно начинает издавать множество звуков при помощи речевого аппарата, имитации других звуков. Процесс речи в этом возрасте называется лепет, который заключается в несвязном повторении слогов. Однако в 7 месяцев звуки более четкие, к процессу произношения добавляются активные действия языком.

Ребенок накапливает свой пассивный словарь, начинает связывать звуковые сочетания с некоторыми действиями, предметами обихода. Дети при помощи взгляда находят предметы, которые ему показывали ранее. Общение со взрослыми выходит на совершенно новый уровень сознания, в котором необходимо соответствовать целям требований, развивается речевое понимание.

Отличительной чертой такого процесса является то, что в этом случае ребенку предстоит выполнить определенные движения, действия при наличии мотива деятельности. Мотив в свою очередь должен основываться не на собственном желании, а на требовании другого.

Для полноценного развития понимания необходимо окружить ребенка грамотной и ясной речью

Важно в период лепетания не уподобляться детскому слогу, а исправлять ребенка правильным словом, действием. Соотношение слова и действия, предмета приводит к возникновению ассоциативного ряда в этот возрастной период

Познавательное развитие ребенка

Ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, используя все органы чувств. Детей привлекают предметы, с которыми можно взаимодействовать, то есть, которые можно открыть, прокрутить, снять, разобрать. Свои действия ребенок повторяет по нескольку раз, проводит манипуляции с игрушками.

Манипуляции с предметами проводит обеими руками.Чаще всего использует один предмет в течение нескольких минут, производя с ним одни и те же действия: крутит, бросает, стучит о другие предметы. Повторение своих действий обусловлено сопровождающим наблюдением за падением предмета или движением во время стука. Также ребенок прислушивается к издаваемым самим собой звукам.

Развитие речи

Восьмилетние дети обладают полностью сформированной речью и четкой дикцией, при этом составляя связный текст из достаточно длинных и сложных предложений. Они владеют очень большим лексиконом. Наиболее распространенной проблемой становится плохая дикция. Нарушения развития речи у детей 8 лет заключаются в том, что они нечетко разговаривают, мямлят или проглатывают часть слов из-за спешки. Эмоции, настроение и перенапряжение негативно отражаются на артикуляции ребенка. Этот недостаток необходимо исправлять, чему способствует множество различных тренировочных упражнений и скороговорок.

Существует мнение логопедов, что около трети населения планеты страдают нарушениями дикции. В большинстве случаев это зависит от речевого развития и среды обитания. Самыми распространенными являются недостатки произношения шипящих, когда выговаривают сами звуки, но с нарушением артикуляции. Причиной неверного произношения «р» считают слабость мышечного аппарата. Все эти недочеты дикции можно исправить с помощью тренировок мышц и произношения. Младшим школьникам хорошо помогают скороговорки: это простые, размеренные, нередко шутливые короткие побасенки, выстроенные с помощью комбинаций звуков, затрудняющих беглое их произнесение. Народ создал их для развлечения и одновременно обучения детей. Использование их с целью совершенствования артикуляции позволяет успешно исправить неправильное произношение. Их желательно проговаривать в разном темпе, следя за четкостью произношения каждого звука.

Задержка речевого развития у детей 8 лет обусловлена различными причинами. Однако таких детей становится все больше с каждым годом. Вовремя обнаруженная неразвитость речи может быть исправлена, если ее не запускать. Ответственность за это лежит на родителях, которые  должны принять меры для коррекции, иначе ребенок начнет отставать и в психическом развитии, не сумеет полноценно общаться с ровесниками и обучаться в школе. Эти две проблемы взаимосвязаны. Задержка развития речи тормозит формирование интеллекта, а недоразвитая речь обычно бывает последствием врожденных неврологических и психических заболеваний. Чаще всего подобные диагнозы ставят в возрасте 5 лет, когда бывает уже поздно их лечить. Если к 7 годам ребенок не заговорил полноценно, то вряд ли это произойдет когда-либо.

В восьмилетнем возрасте дети много чего умеют делать самостоятельно. Они справляются с гигиеной, собираются в школу, могут сами разогреть еду, помогают родителям, заправляют постель, делают уроки, посещают секции и кружки. Родителям приходится только неназойливо их контролировать

Надо осторожно разрешать им руководствоваться своим мнением, но потребуется очень много деликатности для сохранения равновесия между излишним вторжением в его жизнь и неприметной поддержкой

Автор статьи
Карина Осипова

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Карта развития новорожденного по месяцам – мальчик и девочка

Отечественные педиатры ежемесячно обследуют младенцев на соответствие физического, моторного, психоэмоционального и речевого развития средним показателям, установленным Всемирной организацией здравоохранения.

Физическое развитие ребенка констатируют с помощью антропометрических параметров, нормы которых представлены в виде центильных таблиц. Для удобства пользователей в данной статье 12 центильных матриц систематизированы в одну таблицу (Табл.1). Возрастные нормы по месяцам охватывают период в 30-45 дней.

Моторные навыки выражаются в способности ребенка держать голову, двигать конечностями, брать предметы, переворачиваться, тянуться, садиться и т.п. Психоэмоциональное развитие контролируется со слов родителей, обследования невролога и педиатра.

Месяц жизни Пол младенца границы нормы роста (см) Прибавка за месяц Границы нормы веса (кг) Прибавка за месяц Окружность

средний показатель (см)

головы грудной клетки
девочка 45,4-52,9 2,4-4,2 32,0-37,0 30,8-37,0
мальчик 46,1-53,7 2,5-4,4 32,5-37,7 31,7-37,3
1 девочка 49,8-53,6 3 – 3,5 3,2-5,5 400-900 33,8 -39,5 32,9-39,0
мальчик 50,8-58,6 3 – 3,5 3,4-5,8 400-1200 34,8-39,8 33,3-39,4
2 девочка 52,2-60,8 3 – 3,5 3,7-5,6 400-1300 35,6 -41,4 34,6-40,9
мальчик 53,4-62,1 3 – 3,5 3,9-6,6 400-1500 36,9-41,8 35,0-41,6
3 девочка 55,1-63,9 3 – 3,5 4,4-6,5 500-1200 36,9-43,0 36,2-42,8
мальчик 56,1-65,5 3 – 3,5 4,5-7,5 600-1300 38,4-43,3 36,5-43,8
4 девочка 57,4-66,4 2-2,5 5,0-7,4 500-1100 38,2-44,2 38,1-44,3
мальчик 58,6-68,7 5,2-8,4 400-1300 39,6-44,5 38,1-45,7
5 девочка 59,9-68,8 2-2,5 5,5-8,2 300-1000 39,2-45,4 39,4-45,9
мальчик 61,0-70,9 5,8-9,1 400-1200 40,6-45,9 39,3-47,7
6 девочка 62,1-70,8 2-2,5 6,1-9,0 300-1000 40,1-46,3 40,6-47,2
мальчик 63,0-72,5 6,4-9,7 400-1000 41,5-46,7 40,6-49,0
7 девочка 63,7-72,7 1,5-2 6,5-9,7 200-800 41,0-47,3 41,8-48,5
мальчик 65,0-74,1 6,9-10,3 200-1000 42,2-47,7 41,7-50,1
8 девочка 65,2-75,2 1,5-2 7,0-10,5 200-800 41,6-48,0 42,8-49,8
мальчик 66,5-75,7 7,4-10,8 200-800 42,8-48,4 42,7-51,1
9 девочка 66,5-75,8 1,5-2 7,4-11,2 100-600 42,4-48,5 43,6-51,0
мальчик 67,8-77,1 7,8-11,3 200-800 43,5-49,0 43,6-52,0
10 девочка 67,7-77,1 1 7,7-11,3 100-500 42,8-49,2 44,3-52,0
мальчик 68,8-78,8 8,0-11,8 100-600 44,0-49,6 44,3-52,8
11 девочка 69,0-78,5 1 8,1-12,2 100-500 43,2-49,6 45,0-52,7
мальчик 69,9-80,4 8,3-12,3 100-500 44,3-50,0 44,8-53,6
12 девочка 70,5-79,3 1 8,3-12,6 100-500 43,5-50,1 45,5-53,3
мальчик 71,0-81,7 8,6-12,7 100-500 44,6-50,7 45,3-54,3

Таблица 1. Нормы физического развития

Что умеет ребенок в 8 месяцев

8 месяцев — это период, когда многие малыши уже садятся самостоятельно.  Лежать на животике им уже совсем неинтересно. Ручками , на которые младенец  раньше только опирался, теперь он может брать  игрушки, хлопать в ладоши, возвращать в исходное положение перевёрнутые предметы. Многие дети уже уверенно ползают, потягиваются из сидячего положения. Некоторые, наиболее активные малыши,  начинают потихоньку вставать, держась за опору, которой часто становится спинка кроватки.

Малыш уже может:

Переворачиваться со спинки на животик и обратно.

Самостоятельно садиться и ложиться.
Вставать, держась за опору

Но далеко не все способны на этот подвиг.
Особый интерес вызывают игры с подражанием взрослым.
Слушает то, что ему рассказывают, с большим интересом
Важно читать стихи и сказки активно,  с выражением — это привлечёт внимание карапуза.
Нанизывать кольца на стержень, поэтому хорошо иметь игрушку под названием «пирамидка». Повторяет, когда взрослый катает мячик, укачивает куклу, сопровождая звуками.
Рассматривая семейный альбом, умеет найти себя на фотографии
Радуется, когда видит себя в зеркале, понимая, что это он.
Возвращаться к незаконченному заданию.
Издавать большое количество звуков и слогов

Возможно произношение первых слов.
Пить самостоятельно, пытаться держать ложку.
Совершать активные движения под музыку, весёлая музыка его очень забавляет.
Выполнять простейшие просьбы, например, дать ручку.
Брать мелкие детали в ручку.
Радоваться, когда играет в понравившуюся несколько дней назад игру. Это свидетельствует о развитии памяти.

Малыш способен различить речь взрослых, любит, когда ему поют и читают. С любопытством рассматривает книжки. Ищет глазками игрушку, когда её называют.

Кроха начинает понимать речь окружающих его взрослых людей. После постоянного повторения названий одних и тех же предметов, маленький человечек начинает запоминать и в дальнейшем обращать внимание на названные вещи. Ваш ребенок все больше любит слушать речь взрослых

Может по вашей просьбе выполнить несложные движения.

Вот что говорит про развитие ребенка в 8 месяцев Комаровский:

В восемь месяцев кроха с интересом включается в игру. Он с удовольствием прячется за маленькими ладошками, радуется, когда катается машинка, даже сам пытается её покатать. Неуклюже берёт ручками мячик и катит его по полу или кидает.  Одновременно ребенка могут заинтересовать несколько занятий,  и, если малютку отвлекут во время игры, через какое-то время  он вновь к ней вернётся.

Для вашего удобства навыки и умения 8-месячного ребенка мы собрали в таблицу:

Как видите, умений достаточно много. Так как развивается речь, необходимо часто разговаривать с крохой. Рассказывать обо всём происходящем вокруг. На улице показывать деревья и животных, говорить о том, какого цвета у малыша кофточка и т. д.

Уделять внимание нужно и развитию мелкой моторики рук. Просите карапуза подать вам близлежащую ту или иную вещь, 8 месяцев — самое время для начала воспитания из ребенка маленького помощника

Что умеют дети в 8 месяцев?

В этом возрасте дети уже хорошо сидят и могут из такого положения потянуться за понравившимся предметом. Также, поддерживая его, вы можете попробовать поставить его на ноги и почувствовать, как увеличилась его опорная сила. Малыш начинает пританцовывать в таком положении.

Ребенок активно пытается покорять любые возвышенности, например, диван. Очень быстро такие движения получаются у него все лучше и лучше. Во избежание травм нужно сразу научить его слазить с любых возвышенностей. Хотя, за время ползания он уже успел усвоить некоторые уроки безопасного передвижения.

Многие детки начинают становиться на ножки, удерживаясь за опору. Ребенок активно исследует возможности этого состояния, пытаясь раскачиваться в нем, передвигаться из стороны в сторону или пружинить на своих ножках.

Сильнее становятся и хватательные движения малыша. Благодаря ползанию его ручки укрепились, и теперь ребенок может приложить немаленькую силу, отбирая у вас понравившийся предмет или игрушку.

Сравнивая умения своего малютки с общими нормами, не стоит расстраиваться, если он не вписывается в какие-то рамочки. Развитие деток очень индивидуально.

Видео Людмилы Шаровой о развитии ребенка в 8 месяцев:

Речь

Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:

  1. Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
  2. Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
  3. Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
  4. Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
  5. Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
  6. Четко произносит все звуки, включая . Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.

Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.

Физическая активность

Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.

Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:

  • обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
  • ходить по перекладине, удерживая баланс;
  • уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.

Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост

Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада

Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:

  • держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
  • составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
  • обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.

Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников

С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет

Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.

В этом возрасте ребенок не может долго усидеть на одном месте. Он очень подвижен, любит бегать и прыгать. Мальчики в этом возрасте предпочитают подвижные коллективные игры, девочки знакомятся с «классиками» и скакалками. В теплое время года дети любят кататься на велосипеде. Физиологическое развитие дошкольника можно оценить по его физической активности. В этот период ребенок легко способен делать следующее:

  • удерживать равновесие при ходьбе по бревну;
  • бегать вокруг препятствия, не задевая его;
  • перепрыгивать через невысокие бордюры;
  • уверенно прыгать на одной ноге;
  • ловить мяч;
  • бросать предметы одной рукой;
  • 2-3 раза подтягиваться на турнике;
  • играть в мяч ногами;
  • бегать по лестнице, переставляя ноги через 1 ступеньку.

Что должен уметь ребенок в год

В преддверии первого юбилея дети полностью отождествляют себя с взрослыми. Вступает в силу кризис 1 года: малыши стремятся все делать самостоятельно, протестуют, поступают «наоборот».

Годовалый ребенок четко разделяет социальные роли всех членов семьи, с каждым из которых ведет себя по-разному. Нередко в отсутствии матери ребенок становится послушным и покладистым, в то время как наедине с мамой активно проявляет задатки будущего характера.

Малыш проявляет настойчивость в достижении желаемого, выражает протест при выполнении дел, которые ему не нравятся.

Что должен уметь делать ребенок в год:

  • Самостоятельно ходить, присаживаться на корточки и вставать.
  • Пользоваться ложкой и чашкой.
  • Самостоятельно пить из бутылочки, чашки-непроливайки.
  • Понимать слова взрослого, говорить несложные слова. Словарный запас в год должен достигать 10 слов. Считать следует все произносимые ребенком буквосочетания, если они обозначают что-то конкретное постоянно («ав-ав» — собака, «муу» — корова, «ам» — кушать).
  • Знать и показывать все части тела на себе, других людях, куклах.
  • Играть: катать мяч, игрушки-каталки, собирать пирамидку.
  • Взаимодействовать с другими детьми, повторять их действия (игры в песочнице).
  • Подражать поведению взрослых: переключать каналы на пульте, «говорить» по телефону, «читать» книги, журналы.
  • Понимать названия и находить нужные предметы по просьбе родителей.
  • Спокойно, без истерик отпускать маму при разлуке. Выражать радость при встрече.
  • Проявлять интерес к новым вещам, игрушкам, радоваться подаркам.

Важным фактором правильного умственного и физического развития является грудное вскармливание. Дети с меньшей массой тела более подвижны, чем упитанные младенцы. Немного активнее развиваются малыши, имеющие регулярный тесный контакт с детьми более старшего возраста.

Сравнивая своего малыша с тем, что ребенок должен уметь делать в каждый период своего развития, родителям нужно помнить о том, что каждый младенец индивидуален, и не стоит паниковать, если развитие ребенка не опережает или даже немного отстает от развития сверстников. Своевременные посещения педиатра и других специалистов помогут контролировать процесс развития.

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой

В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

Физиология восьмилеток

Организм растущего второклассника пока еще детский, не происходит никаких радикальных перемен, не видно наглядно выраженных гендерных отличий. За это время школьники вырастают примерно на 6 см, причем мальчики слегка опережают. А вот прибавление в весе равноценно и не зависит от пола – примерно 2 кг, иногда немного больше. Вследствие солидной интеллектуальной нагрузки, хрупкий ребенок должен возобновлять активность посредством достаточно долгого сна – не меньше 10 часов. Если ночной сон нарушается из-за обилия впечатлений или моральной перегрузки в течение дня, его необходимо поддержать, например, напоив травяным чаем или молоком с медом.

В школе ребенок основательно утомляется, поэтому после уроков ему необходим физический и моральный отдых, к примеру, просто полежать полчаса или час, не пользуясь при этом телевизором, компьютером и телефоном. Заданий в школе становится все больше, приходится просиживать за уроками по нескольку часов, кроме того, по вечерам дополнительно сидение перед телевизором или компьютером. Сидячее положение становится привычным и оказывает влияние на становление позвоночника и всей костной системы. Это очень вредно для младших школьников. Исправить положение помогут двухчасовые прогулки на свежем воздухе. Общие гулянья в компании с взрослыми или ровесниками являются необходимостью.

Порой восьмилетние ребята испытывают болезненные симптомы в конечностях, связанные с стремительным ростом. Чаще всего такие ощущения встречаются у грузных или гиперактивных ребят. Мускулы восьмилеток обладают упругостью и эластичностью, великолепно выдерживают нагрузку и растяжку. Физическая активность детей достаточно высокая: у них хорошо получаются прыжки с высоты на точность, катание на лыжах и роликах, они взбираются по канату, пробегают длинные дистанции

Очень важно соблюдать распорядок дня, вовремя ложиться спать, выполняя перед этим установленную церемонию с вечерней гигиеной

Физические показатели

Развитие организма человека десяти лет, как и в другом возрасте, индивидуально. Специфика этого периода – скачок в развитии у девочек, при ещё кажущемся штиле у мальчиков. Так, одноклассники могут казаться очень различными со стороны: школьницы уже вступили в период взросления, а ребята ещё походят на детей. Развитие девочек 10 лет уже отличается от физического формирования ребёнка: гормональная перестройка подразумевает открытие новых горизонтов. Характерно, что в этом возрасте ребята ищут компанию среди представителей своего пола.

Физическое развитие ребёнка в 10 лет имеет и ряд особенностей, связанных с приготовлением к пубертату. Организм готовится к накоплению важных питательных веществ и элементов, которые понадобятся ему в обозримом будущем для усиленного роста. У многих ребят происходит изменение конституции тела: худенькие превращаются в пухленьких, весят значительно больше. Данная перемена нормальная, однако, может восприниматься ребятами болезненно с эмоциональной точки зрения. В редких случаях доходит и до депрессии. Ребёнок в 10 лет должен уметь заботиться о своём организме, чтобы воспитать в себе физическую и психическую стабильность. Какие полезные навыки стоит ему выработать?

Соблюдение режима и культуры питания. Диета десятилетнего ученика подразумевает разнообразие и полезность. Физическая активность ребят предполагает наличие в их меню акцента на сложные углеводы. Добавьте в ежедневный рацион крупы и макаронные изделия из твёрдых сортов пшеницы. А из-за серьёзной умственной нагрузки на учеников, следует контролировать достаточное потребление ими питательных веществ, солей и минералов

Диетологи обращают внимание родителей и на белки животного происхождения: их недостаток чреват проблемами роста будущего тинейджера. А вот сладким можно пожадничать: излишние жиры ни к чему молодому организму.
Построение индивидуального графика

Режим дня ученика подчинён школьному расписанию. Специалисты рекомендуют придерживаться той же идеи и для планирования свободного времени. Можно организовать тренировки в спортивной секции каждые вторник и четверг, а в среду и в пятницу взять в привычку выходить на семейную прогулку. Будильник и органайзер (даже на телефоне) придут в помощь ученику. Научите его пользоваться ими. В возрасте десяти лет школьник способен уже сам планировать своё время.

Подготовка к школе

При подготовке к школе родителям нужно уделить внимание режиму дня ребенка. Необходимо, чтобы он привык вставать, ложиться, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время суток

Основная подготовка к школе происходит дома вместе с родителями. Занятия нужно проводить в игровой форме. Следует приступать к обучению только тогда, когда будущий школьник находится в хорошем настроении.

Следует заниматься 2 раза в день, каждое занятие должно длиться 20 минут. Обучение дошкольника заключается в следующем:

  • Обучение алфавиту. Перед школой ребенок должен знать все буквы и показывать их на обучающих картинках (подробнее в статье: что должен знать ребенок, идя в первый класс?).
  • Тренировка руки к письму. Необходимо приобрести для дошкольника специальные прописи, в которых он будет учиться выводить части букв, не выходя за отведенные линии.
  • Формирование речи. Дошкольнику нужно предлагать пересказывать сказки или составлять собственные короткие произведения.
  • Расширение математических познаний. Нужно научить ребенка решать простые задачи на сложение и вычитание. Развивать навык можно в процессе совместных посещений магазинов, где малышу будет предложено посчитать сдачу. Также необходимо научить ребенка писать цифры от 1 до 10.
  • Развитие творческого мышления. Творчество развивается в процессе создания поделок из различных материалов.
  • Обучение логике. Для этого можно использовать специальные развивающие игровые наборы, в которых требуется убрать лишнюю карточку или расположить картинки по смыслу.
  • Тренировка памяти и внимания.

Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми

Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.

Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.

В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.

В 4 года ребенок уже должен иметь представление:

  • о том, что нельзя причинять боль, обижать;
  • необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
  • нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.

Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».

С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:

  • проявлять уважение, говорить «вы»;
  • проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
  • соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.

Память и внимание

В 5-6 лет формируется произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для запоминания и воспроизведения информации и удержания активного внимания на объекте. С детьми проводятся занятия на развитие концентрации внимания и расширение объема памяти.

Объем памяти старшего дошкольника составляет 7-10 символов. Через час после их запоминания ребенок должен воспроизвести минимум 6 символов.

Для развития внимания и памяти ребенку предлагаются игры:

  1. Запомнить ряд из картинок, которые требуется нарисовать по памяти.
  2. Найти различия между картинками.
  3. Предложить запомнить предметы, которые меняются местами или убираются из визуального ряда.
  4. Запомнить ряд из цифр, которые потом складываются.
  5. Предложить вспомнить дорогу из дома до детского сада с мелкими подробностями.

Питание и режим дня в 2 года развития

Развитие ребенка — это и контроль здоровья. Правильный рацион очень важен в первые годы жизни. В питании должны присутствовать все необходимые витамины и микроэлементы, которые так важны для маленького растущего организма. В сутки двухлетний ребенок должен получать примерно полторы тысячи ккал. Порции должны быть не большими, но пища разнообразная примерно пять раз в день.

Задача родителей научить ребенка хорошо пережевывать еду, самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки. Еду следует преподносить в удобном для малыша варианте, например, овощи и фрукты можно порезать на удобные ломтики.

Если по каким — то причинам у ребенка еще не сложился распорядок дня, стоит заняться этим. Надо приучить ложиться спать и кушать в одно и то же время, это поможет наладить не только аппетит, но и обеспечит полноценный отдых. Для 2 летнего ребенка важен дневной сон, примерно 2-3 часа. А общее количество времени для сна составляет примерно 12 часов.

Не стоит заставлять силой придерживаться режима дня. Можно все обыграть, тем самым объяснить, что день начинается с умывания, чистки зубов, завтрака и так далее до самого отхода ко сну. Игры надо чередовать с обязательными делами. Уже в 2 года ребенка надо приучить к личной гигиене, например, объяснить, что руки надо мыть каждый раз перед едой и после улицы.

Для детей второго года жизни кроме педиатра обязательно посещение стоматолога. Нельзя ждать появление проблем с зубами. Контролировать здоровье полости рта лучше всего с самого детства.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

Тесты на развитие ребенка 5 лет

В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.

Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:

  • телосложение;
  • физические параметры;
  • развитие двигательной активности;
  • функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).

Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.

Они включают в себя:

  1. Оценку устойчивости и переключения внимания.
  2. Целостности восприятия.
  3. Способность дифференцированного восприятия.
  4. Цветовосприятие.
  5. Наличие наглядно-образного мышления.
  6. Оценку словесно-логического мышления.
  7. Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
  8. Умение действовать по образцу и по правилу.
  9. Знание культуры общения.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):

  • понимать инструкции и правила;
  • уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
  • видеть свои ошибки;
  • проявлять интерес к новым заданиям.

А также проводятся тесты, оценивающие:

  1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  2. Речевое развитие.
  3. Уровень мыслительной деятельности.
  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.

Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.

Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».

Ссылка на основную публикацию