Нормы воз роста и веса ребенка от рождения до десяти лет
Речь ребенка
Речь карапуза развивается в двух направлениях. С одной стороны увеличивается понимание обращенной к ребенку речи, с другой совершенствуется умение подражать звукам, использовать сочетание знакомых слогов в качестве обозначения конкретного предмета или действия. Большинство детей между 8 и 9 месяцами первый раз произносят осознанное «мама» и «папа», впервые употребят глагол «дай» в полной или сокращенной форме.
Развитие понимания обращенной речи выражается в безошибочном восприятии простейших просьб. Рекомендуется, как можно чаще предлагать малышу подать, положить или указать на знакомый ему предмет или человека. Такие упражнения закрепляют образованные звуко-зрительные связи в головном мозге, способствуют скорейшему появлению связной речи.
Лепет малыша становится эмоционально окрашенным, напоминает монолог. Малыш может долго негодовать, используя разнообразные звуки, если у него не получается совершить действие, радостно лепетать, увидев маму или другого знакомого человека. Если внимательно прислушаться, то в лепете ребенка можно услышать все звуки родного языка.
Развитию речи между 8 и 9 месяцами жизни способствуют:
- активное употребление описания во время игры. Как можно чаще называйте предметы, их цвет и форму, рассказывайте, что вы делаете. Желательно использовать непосредственное название предмета или героя (кукла, собака), а не имя (Маша, Тузик), следить за чистотой собственной речи;
- игра в «покажи». Как можно чаще просите карапуза показать, где находится определенный предмет, кто на фото мама и т.д. Не расстраивайтесь, если вначале ребенок не сможет уверенно дать правильный ответ. Помогите ему, самостоятельно указав на необходимую игрушку или человека. Постепенно кроха поймет, что вы хотите, начнет делать успехи;
- просите малыша выполнить простые просьбы: подать, показать, принести;
- предлагайте занятия, развивающие мелкую моторику. Сенсорные мешочки и бизиборды, игры с кубиками, конструктором и т.д.;
- не сюсюкайте и не заменяйте полные слова на их уменьшенные аналоги. С самого начала называйте автомобиль машиной, а не би-би и т.д.;
- читайте книги, пойте песенки, декламируйте стихи. Чем больше красивой, чистой речи будет звучать вокруг ребенка, тем быстрее и качественнее он заговорит.
Как измерить рост ребенка дома
Малыша до 2-х лет следует измерять в лежачем положении. При этом нужно выбрать время, когда кроха сыт, спокоен и доволен жизнью, можно это проделать и со спящим малышом, но очень аккуратно. Уложите кроху на ровную горизонтальную поверхность – можно использовать стол и два упора – для ножек и головы (в кабинете у врача есть специальные ростомеры). Убрав ребенка, измерьте расстояние между упорами, следя при этом, чтобы они не сдвинулись. Лучше такие измерения проводить с помощником или в кабинете врача.
Измерения роста ребенка старше 2 лет проводят стоя – малыш должен быть босяком, прислониться спиной к вертикальной плоскости (стене, например). Пятки и затылок, ягодицы и лопатки должны касаться стены, голова расположена таким образом, чтобы воображаемая линия от ушного канала до наружного края глаза была параллельна полу (можно придержать за подбородок). Если у вас нет измерителя роста как в медкабинете, приложите к голове ребенка книгу, причем таким образом, чтобы она была параллельна полу и проведите на стене черту в месте, отображающем соприкосновение книги с макушкой. Измерьте длину от пола до вашей метки.
Важно! Есть разница между ростом ребенка (измеряется в вертикальном положении) и длинной тела (в горизонтальном положении) и она составляет примерно 0,7 см. То есть, рост в положении стоя меньше, чем длинна в положении лежа
В таблицах ВОЗ для детей до 2 лет используют данные длинны тела, а для старших роста. Это означает, что если вы измеряете малыша по-другому, скорректируйте значение (добавьте или отнимите от полученного значения 0,7 см.)
Соотношение роста и веса
Вес ребенка по месяцам (таблица нормативов находится в свободном доступе в Сети) имеет прямую зависимость от показателей его роста. Отношение между указанными двумя показателями были исследованы специалистами ВОЗ. Необходимость подобного исследования обусловлена изменением внешних обстоятельств (экология, питание), в которых вынуждено расти современное поколение.
При выводе цифр, педиатры брали во внимание половую принадлежность малыша, а также окружность его головы. Для девочек такая таблица выглядит так:
Для девочек такая таблица выглядит так:
Возраст | Масса тела (кг) | Рост (см) |
Новорожденный ребенок | 2.900 – 3.800 | 47 – 52 |
1 мес. | 3.400 – 4.500 | 53 – 57 |
2 мес. | 4.400 – 5.500 | 54 – 59 |
3 мес. | 5.300 – 6.500 | 57 – 62 |
4 мес. | 5.700 – 7.200 | 59 – 64 |
5 мес. | 6.300 – 7.900 | 62 – 68 |
6 мес. | 7.100 – 8.900 | 64 – 70 |
7 мес. | 7.200 – 9.200 | 65 – 71 |
8 мес. | 7.300 – 9.400 | 69 – 72 |
9 мес. | 8.200 – 10.100 | 69 – 74 |
10 мес. | 8.300 – 10.900 | 70 – 76 |
11 мес. | 8.800 – 11.100 | 72 – 78 |
12 мес. | 9.100 – 11.500 | 72 – 79 |
В случае с мальчиками, максимальные и минимальные значения нормы немного выше, чем для девочек:
Возраст | Масса тела (кг) | Рост (см) |
Новорожденный ребенок | 3.100 – 3.900 | 49 – 54 |
1 мес. | 3.500 – 4.700 | 55 – 59 |
2 мес. | 4.600 – 5.600 | 57 – 62 |
3 мес. | 5.400 – 6.600 | 59 – 64 |
4 мес. | 5.900 – 7.400 | 60 – 65 |
5 мес. | 6.400 – 7.900 | 63 – 69 |
6 мес. | 7.300 – 9.100 | 65 – 71 |
7 мес. | 7.400 – 9.400 | 66 – 72 |
8 мес. | 7.500 – 9.600 | 72 – 75 |
9 мес. | 8.400 – 10.400 | 74 – 80 |
10 мес. | 8.500 – 11.200 | 75 – 82 |
11 мес. | 8.900 – 11.400 | 77 – 84 |
12 мес. | 9.400 – 11.900 | 79 – 88 |
Изменения, происходящие с ребенком на 9-м месяце жизни
После 8-го месяца жизни малыш все больше преображается. Его движения и действия стали осмысленные, целенаправленные и скоординированные. Теперь его сложно назвать «несмышленышем», ведь он четко знает, чего он хочет. Малыш использует интонацию, голос, эмоции для выражения своих желаний, иногда четко видно, как он пытается манипулировать взрослыми. Бурная реакция и разнообразие форм и видов общения ребенка с окружающим миром и людьми – хороший признак. Так формируется личность ребенка, он осознает себя и свое место в семье.
Большинство деток на 9-м месяце жизни начнут говорить первые простые слова, вкладывая в них смысл. Переходя от звукоподражания к речи, карапуз будет использовать мимику и жесты, по которым вы безошибочно поймете, малыш обращается к вам. «Мама», «папа», «баба», «гав-гав» и т.д. – слова, которые постепенно приобретают образ конкретного человека или животного. Некоторые детки, кроме существительных, могут начать употреблять первый глагол: «дай». Он может звучать полностью или как сочетание двух первых букв. Называя удобный для него вариант, карапуз протянет руку в сторону интересующего его предмета и выразительно на вас посмотрит. Не бойтесь, вы не пропустите этого события, четко поймете, когда оно произойдет.
В игровой и познавательной деятельности между 8 и 9 месяцами жизни кроха все чаще будет использовать два пальчика: большой и указательный. Захватывая ими предметы, двигая и перенося с место на место игрушки. Появление этой возможности принято называть «пинцетный захват» и он свидетельствует о совершенствовании мелко-моторных навыков, нервной системы
Малыш все чаще будет останавливать свое внимание на мелких рисунках и крошках, постарается их схватить пальчиками и положить в рот
Самые активные и нетерпеливые детишки на 9-м месяце уже не только поднимаются у опоры и начинают делать первые шаги, а по-настоящему топают, удерживая свое тело при помощи рук. Но не спешите помогать карапузу, облачать его ноги в ботинки или сандалии. Если ваш кроха перемещается по дому, придерживаясь за стены, то обувь ему пока не нужна. Чувствуя стопами различные поверхности, совершенствуя равновесие, наступая на неровные края, малыш массажирует множество важных точек, положительно влияющих на весь организм в целом.
Как подобрать первые ботинки для карапуза
Для прогулок по улице рекомендуется использовать ортопедическую правильную обувь. Выбранный экземпляр детских ботинок должен:
- подходить крохе по размеру. Для формирующихся детских ног недопустимо применять тесные или очень большие ботинки;
- быть выполнен из натуральных тканей, предпочтительно кожи. Искусственные материалы не пропускают воздух, что неблагоприятно сказывается на коже ног, способствует размножению бактерий;
- иметь жесткий задник. Нога малыша еще формируется, кроха учится правильно ставить ножку во время ходьбы, чтобы избежать травм и неправильного формирования ноги остановите ваш выбор на обуви, имеющей жесткий задник;
- подошва не должна быть резиновой. Резина – мягкий материал, легко поддающийся деформации при нагрузке. Для формирования правильной стопы нога должна находиться на жесткой поверхности;
- под пяткой должен быть небольшой каблучок (0,5 – 1 см) для формирования правильного подъема свода стопы, профилактики плоскостопия.
Указанные особенности строения детской обуви должны применяться родителями, как минимум, до школы. Выбор правильных ботинок и сандалий позволит крохе сформировать правильную походку, сохранить здоровье ног и суставов.
Как развивать малыша?
На 9-м месяце жизни ребенка игры и развивающие занятия начинают иметь большую роль. Развивающая среда для малыша выстраивается по его потребностям и должна содержать в себе разнообразные игрушки и предметы для формирования двигательного совершенства, умственных способностей, развития речи и познаний об окружающем мире.
Малыш уже много умеет, поэтому взрослые могут предложить ему большой спектр различных игр и упражнений. Подбирать их рекомендуется под темперамент и вкус ребенка. Спокойным детям хорошо предложить занятия, не требующие концентрации и манипуляции пальцами рук, активным и подвижным – игры и познавательные занятия, требующие скорости.
Среди подходящих для детей между 8 и 9 месяцем жизни занятий можно предложить:
- игры с коробочками, сумочками, сортерами. Предложите собрать предметы в коробку, достать их из сумочки, подобрать по размеру и форме. Вначале покажите, как это делать сами, после совершите действие руками карапуза, дайте возможность повторить самостоятельно;
- катать и бросать мячики и шарики. Сядьте напротив ребенка и покатите к нему шарик. Предложите крохе оттолкнуть его в вашу сторону. Научите бросать мяч, пробовать ловить его и т.д.;
- «волшебный мешочек». Сложите в непрозрачный мешок несколько игрушек. Дайте карапузу потрогать его. Спросите, что находится внутри. Извлеките предмет;
- «оркестр из кастрюль». Дети очень любят предметы, движения с которыми производят звук. Дайте малышу кастрюлю и крышку. Покажите, как хлопнуть ею. Предложите положить в кастрюлю игрушку и повторить действие;
- «хрюкаем и гавкаем». Показывайте карапузу разные варианты сочетания звуков, предлагайте ему самостоятельно повторять за вами;
- замки и башни. Стройте с малышом небольшие башенки и позволяйте ему их рушить;
- книги и разговоры. Предложите полистать книгу для младенцев, показывайте, кто изображен, что он делает и т.д.;
- ролевые игры. Пора познакомить карапуза с играми в куклы. Возьмите одни из них и начните разговаривать с крохой. Он очень обрадуется. При помощи куклы покажите простые игры: чаепитие, прогулки, укладывание спать;
- прятки и догонялки. Если малыш уже хорошо ползает или двигается у опоры, предложите ему убегать от вас, а сами мелкими шагами или на четвереньках делайте вид, что не можете догнать.
Кроме обычных игр, хорошо предложить карапузу самостоятельно изучать окружающий мир. На 15 мин за один раз, и не более 1 часа в день можно поставить кроху в ходунки. Вначале кроха будет просто стоять, смотреть вокруг себя, но достаточно быстро освоит предложенную технику и начнет передвигаться по комнате. На счет использования ходунков родителям необходимо проконсультироваться с врачом.
Что умеет ребенок в 11 месяцев
- Ребенок в 11 месяцев умеет самостоятельно вставать и уверенно стоит, держась за опору, или без нее некоторое время.
- Малыш умеет садиться и присаживаться из положения стоя. Теперь чтобы поднять что-то с пола малышу достаточно просто присесть.
- Одни детки в 11 месяцев уже ходят самостоятельно, другие ходят за ручку, или опираясь на что-нибудь. Если кроха еще не ходит, не нужно его торопить. Малыш начинает ходить самостоятельно тогда, когда его костно-мышечный аппарат достаточно развит и готов к подобной нагрузке.
- Малыш кушает самостоятельно, используя ложку, и руки, пьет из кружки, держа ее двумя руками. Так же кроха осваивает чистку зубов и умывание, естественно с помощью и под контролем мамы.
- Ребенок в 11 месяцев спускается и взбирается на кровать, диван, кресла. Открывает и закрывает все шкафы, ящики, комоды. Легко включает окружающие его вещи и мебель, которые может достать, в свои игры (толкает стулья, стучит посудой и.т.д.).
- У малыша к одиннадцати месяцам прорезалось от четырех до восьми зубов.
Что умеет ребенок в 10 месяцев ЧИТАТЬ
Что должно насторожить, оценка умений.
Развитие малыша идет стремительно и каждый день вы можете заметить изменения, происходящие с ребенком. Развитие проходит в норме, если ваш малыш:
- Лежа на спине, поднимается в положение сидя, пытаясь достать предложенную ему игрушку;
- При попытке накрыть его пеленкой тут же сдергивает ее с головы;
- Протестует и негодует при попытке отобрать у него игрушку;
- Хохочет, когда с ним играют;
- Во время игры использует обе руки, при этом в каждой из них может находиться по одной игрушке;
- Узнает на фотографии знакомых взрослых;
- Поднимает с ровной поверхности небольшие предметы при помощи 2-х пальцев;
- Копирует поведение взрослых;
- Понимает вопрос «где» и с удовольствием ищет названный предмет.
Если один или несколько указанных навыков слабо развиты, то необходимо постараться развить их, как можно быстрее.
Вас должно насторожить, если кроха не может:
- Ползти назад, вперед или по кругу;
- Стоять при поддержке;
- Схватить маленький предмет 2-мя пальцами;
- Сидеть, самостоятельно удерживая равновесие;
- Пить из чашки или стянуть пеленку с головы;
- Постучать удерживаемым предметов об пол;
- Произнести более 8-ми слогов;
- Проявлять эмоции.
Наличие одного или нескольких признаков у карапуза – повод срочно посетить педиатра. Возможно, придется пройти дополнительное обследование у других специалистов.
Снижение аппетита, активности, излишняя капризность, без признаков появления зубов также должны побудить вас обратиться к врачу.
Малыш растет и развивается, радует своим смехом и попытками покорить новую высоту. Возможно, вы уже услышали первое «мама» или «папа». Теперь ваша жизнь стала меняться, ускоряться. Не забывайте думать о себе и своем здоровье, отдыхайте и старайтесь быть спокойными и счастливыми. Для вашего ребенка каждый день – открытие, радуйтесь вместе с ним и не забывайте делать фотографии самых первых и важных шагов малыша.
Первые шаги
Некоторые дети сделали свои первые шаги чуть раньше, но для большинства этот ответственный момент настанет между 8 и 9 месяцами жизни. Кроха поднимет свое тело, придерживаясь за опору, попытается переместиться. Первый шаг обычно слишком широкий и неуклюжий, но с развитием понимание техники ходьбы карапуз с каждым днем будет совершенствовать.
Стимулированию навыка ходьбы способствуют:
- предложение достать игрушку, лежащую на высоте. Обычно малыш поднимается на ноги около дивана, а взрослый кладет интересный предмет на небольшое расстояние. Любопытство заставит кроху искать пути к достижению предложенной игрушки и попытается переступать ножками, придерживаясь за край дивана. Хорошо постепенно увеличивать расстояние, которое нужно преодолеть ребенку;
- движения в такт музыке. Когда малыш стоит, включите музыку и начните танцевать. Кроха будет пытаться повторить за вами движения;
- во время прогулки на улице, достаньте кроху из коляски и поставьте его около лавочки. Его заинтересует разнообразие мира, он будет стараться менять свое положение тела.
Нормы ВОЗ веса и роста для мальчиков до года (Таблица)
Возраст | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Слишком высокий | ||||||
кг | см | кг | см | кг | см | кг | см | кг | см | кг | см | |
Период новорождённости | 2,5 | 46,1 | 2,9 | 48,0 | 3,3 | 49,9 | 3,9 | 51,8 | 4,4 | 53,7 | 5,0 | 55,6 |
1 месяц | 3,4 | 50,8 | 3,9 | 52,8 | 4,5 | 54,7 | 5,1 | 56,7 | 5,8 | 58,6 | 6,6 | 60,6 |
2 месяца | 4,3 | 54,4 | 4,9 | 56,4 | 5,6 | 58,4 | 6,3 | 60,4 | 7,1 | 62,4 | 8,0 | 64,4 |
3 месяца | 5,0 | 57,3 | 5,7 | 59,4 | 6,4 | 61,4 | 7,2 | 63,5 | 8,0 | 65,5 | 9,0 | 67,6 |
4 месяца | 5,6 | 59,7 | 6,2 | 61,8 | 7,0 | 63,9 | 7,8 | 66,0 | 8,7 | 68,0 | 9,7 | 70,1 |
5 месяцев | 6,0 | 61,7 | 6,7 | 63,8 | 7,5 | 65,9 | 8,4 | 68,0 | 9,3 | 70,1 | 10,4 | 72,2 |
6 месяцев | 6,4 | 63,3 | 7,1 | 65,5 | 7,9 | 67,6 | 8,8 | 69,8 | 9,8 | 71,9 | 10,9 | 74,0 |
7 месяцев | 6,7 | 64,8 | 7,4 | 67,0 | 8,3 | 69,2 | 9,2 | 71,3 | 10,3 | 73,5 | 11,4 | 75,7 |
8 месяцев | 6,9 | 66,2 | 7,7 | 68,4 | 8,6 | 70,6 | 9,6 | 72,8 | 10,7 | 75,0 | 11,9 | 77,2 |
9 месяцев | 7,1 | 67,7 | 8,0 | 69,7 | 8,9 | 72,0 | 9,9 | 74,2 | 11,0 | 76,5 | 12,3 | 78,7 |
10 месяцев | 7,4 | 68,7 | 8,2 | 71,0 | 9,2 | 73,3 | 10,2 | 75,6 | 11,4 | 77,9 | 12,7 | 80,1 |
11 месяцев | 7,6 | 69,9 | 8,4 | 72,2 | 9,4 | 74,5 | 10,5 | 76,9 | 11,7 | 79,2 | 13,0 | 81,5 |
12 месяцев | 7,7 | 71,0 | 8,6 | 73,4 | 9,6 | 75,7 | 10,8 | 78,1 | 12,0 | 80,5 | 13,3 | 82,9 |
Двигательные навыки
Моторные навыки 8-ми месячного карапуза становятся все более совершенными и осознанными. Малыш не задерживается в положении лежа на спине, все время стремится перевернуться или сесть, поползти или встать.
В игре заметен существенный прогресс в хватании и бросании небольших предметов. В зависимости от ситуации малыш может стремиться схватить одну игрушку двумя руками или попытаться взять сразу два предмета, заполучив которые начинает выполнять игровые действия.
Постепенно руки малыша становятся подвижнее. Ладошка открыта, пальчики растопырены. Малыш готовится к активному развитию мелкой моторики.
С освоением навыка вставать на ноги, ребенка начинает интересовать возможность забраться на окружающие предметы. Некоторые карапузы научаться забираться на диван или стул уже к 9-ти месяцам. Следует внимательно следить за ребенком в этот период, не допуская падений.
В норме, малыш на 9-м месяце жизни:
- увидев, предложенный ему предмет, самостоятельно садиться и тянется;
- сидя, легко снимает ткань с головы, если вы его накрыли;
- протестует, сопротивляется попыткам отобрать у него игрушку;
- смеется и пытается найти маму при игре в «ку-ку»;
- захватывает предмет большим и указательным пальцами;
- стремится повторить предложенные движения;
- берет знакомый предмет или указывает на него пальчиком по просьбе взрослого.