Методы речевого развития детей раннего возраста

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Развитие речи с 2 до 3 лет. Фразы.

Малышу интересно общаться со взрослым, который любит много говорить и внимательно слушать. У ребёнка копится много впечатлений, которыми он хочет поделиться. Его речь становится более понятной. Малыш называет предмет и его свойства или действия с ним: Снег белый, липкий. Снег можно трогать только рукавичкой. Он холодный. Можно сделать комочек. Много комочков. Снеговика можно слепить.

Маленькие детки любят, когда им читают книжки с показом иллюстраций. Подговаривают отдельные слова, фразы: «Посадил» — говорит взрослый. «Дед репку» — дополняет малыш.

Многократное повторение знакомых потешек, маленьких стихов вызывают у ребёнка желание рассказывать самому. Одобрение взрослых является поддержкой, повышает интерес к частичному пересказу.

Малышам нравится задавать вопросы и получать на них содержательные ответы. Они вступают в речевой диалог с взрослым.

Например:

Малыш держит в руках собачку. Взрослый спрашивает:

— Кто ты?

— Собачка!

— Какая? Добрая? Не кусаешься?

— Нет, не кусаюсь!

— Хочешь покушать?

Вопросы и ответы могут быть разного содержания. Они зависят от умения и желания взрослого вести диалог.

Взрослый может о чём-то увлечённо рассказывать, а малыш – поддерживать разговор. Здесь нужно скрытое руководство взрослого.

Вот пример.

— Сыночек, давай расскажем папе, куда ты сегодня ходил.

— Мишенька, куда же ты ходил?

— На речку.

— На речку? Замечательно. Расскажи мне, пожалуйста.

Сопереживая, он учится выражать свои чувства к игровым персонажам.

Границы дозволенного

Вероятно, вы сейчас задаетесь вполне предсказуемым вопросом, что общего у развития речи и расширения границ, дозволенных малышу вещей. Ответ прост: позволяя ребенку выполнять самостоятельно некоторые рутинные дела, вы даете ему возможность увеличить свой опыт, о котором кроха с радостью захочет рассказать. Чем активнее и разнообразнее его будни, тем больше в жизни ребенка будет впечатлений.

дополнительноТретий год жизни – это время самоутверждения не только через речь, но и через поступки. Дайте ребенку немного свободы, ведь она ему так нужна для того, чтобы продемонстрировать все наработанные за 2 года достижения.

  • Обеспечьте право выбора. Хоть вам и кажется, что ваше чадо совсем крохотное для принятия решений, спешим развеять все сомнения и сообщить о том, что в возрасте 2-3 лет ребенок способен выбирать самостоятельно. Мы не говорим о глобальных проблемах, а лишь о мелочах, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя личностью. Например, предлагайте два варианта продуктов на десерт. Пускай ребенок самостоятельно выберет то, что ему по душе.
  • Попросите выполнять задания для «больших деток». Например, сложить вещи на стул, или отнести носки в корзину для белья.
  • Стимулируйте ребенка на выполнение некоторых заданий самостоятельно. Например: «Давай вместе наденем курточку».
  • Хвалите его за проявления независимости. К примеру, «О, ты сам залез на горку? Ты становишься сильнее и взрослее с каждым днем!»
  • Направляйте ребенка, когда он выполняет новое задание. Например, если вы попросили его выбросить салфетку в мусорное ведро, обязательно устно проговаривайте простые инструкции (особенно если не получилось с первого раза): «Подними ручку выше. Молодец! Теперь брось бумажку!». Таким образом, вы научите ребенка следовать простым инструкциям для выполнения заданий, а в дальнейшем он будет использовать ваш пример для того, чтобы объяснить своим друзьям другие вещи (пошагово).

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, «корова дает молоко», «коза бодается» и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то — дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых. Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы «Человек»  — строение, части тела, (по желанию родителей — элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» — попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» — изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

15

Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а»

Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации

Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков , или .

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Предпосылки речевого развития (обоняние, осязание, зрение, слух)

Предпосылки речевого развития

Связная эмоциональная речь складывается из опыта познания внешнего мира. Вся информация о внешнем мире закладывается у малышей через пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения. Для своевременного развития органов чувств необходимо создать богатую и содержательную окружающую среду.

Игрушки должны быть яркие, безопасные, приятные на ощупь, различной текстуры, подходящие по возрасту. Это, например, пирамидки, погремушки, неваляшки, кубики, мячики, матрёшки и др. Они должны иметь разнообразную текстуру: плюшевые, тканевые, пластмассовые, резиновые, деревянные, картонные. Предназначены для разных действий: мяч – чтобы катать, книжки – рассматривать картинки, игрушки с зеркальной фольгой – для ознакомления с собственным отражением и т.д.

На примере неваляшки можно проанализировать, как происходит развитие ребёнка:

* Малыш внимательно следит за тем, как двигается, перекатывается красивая игрушка.

* Трогает на ощупь — гладкая.

* Пытается взять в руки — выскальзывает.

* Берёт в рот — прохладная.

* С удовольствием слушает, как она мелодично звучит.

Сенсорное развитие — прямая предпосылка развития речи. На основе сенсорного развития можно предположить, как будет формироваться и складываться развитие речи. Это поможет на ранних этапах выявить необходимость дополнительного развития или обследования малыша.

Роль грамматики в развитии речи ребенка раннего возраста

Для развития речи детей 2 лет очень важным моментом является и обучение базовым знаниям грамматики. Именно поэтому чтение становится одним из самых оптимальных инструментов для познания азов правильной речи.

Совместное чтение различных историй дают малышу возможность испытать целую гамму эмоций. Также сказки и рассказы могут подготовить ребенка к серьезным событиям в его жизни – например, рождению младшего братика или сестрички, поход к дантисту, поездка в деревню. Ну и самая замечательная часть этого процесса – совместное времяпрепровождение. Время, на которое вы вместе погружаетесь в волшебные миры, делает связь с ребенком еще крепче, а традиционное чтение перед сном – ожидаемым.

Далее следует несколько советов, для ускорения развития речи ребенка двух лет за счет улучшения грамматических познаний.

Используйте время для игр как оптимальный момент для обучения

В этом возрасте дети начинают складывать слова в предложения, а также открывают для себя мир фантазии. Они воображают, что кормят куклу пирожным или строят замок, и это дает вам возможность обучить свое чадо новым интересным вещам. Например, «покабудки» сходите вместе на рынок. Используйте эту игру для того, чтобы рассказать о незнакомых малышу овощах, и составляйте корректные предложения с использованием новых слов. Проговаривайте все четко, просите малыша повторять за вами.

Рассказывайте сказки и истории из своей жизни

Основываясь на сказках, дети начинают понимать мотивацию людей, их чувства и действия. Это воспитывает в них эмпатию – самый важный фактор для построения крепких и здоровых отношений. Также это помогает обучить малыша последовательности.

Рассказывая сказку двухлетке, обязательно включите следующие детали:

  • время, когда происходят события (Давным-давно; Когда я была маленькой девочкой);
  • персонажи, которые участвуют в действии (Красная шапочка; волк; бабушка);
  • местоположение (в лесу, в домике).

Постарайтесь не использовать местоимений. Вместо них в каждом предложении повторяйте ключевое слово. Это поможет ребенку уследить за сюжетом.

Чтение должно быть увлекательным

После прочтения каждой главы, обсуждайте с вашим крохой события, о которых идет речь в рассказе. Это значительно повысит понимание событий, а также ускорит развитие речи у ребенка. Также, указывая на картинки, задавайте простые вопросы, на которые в состоянии ответить ваш малыш. Обязательно нужно давать оценку тому, что говорит ребенок.

Например:

– Что нарисовано тут?

– Змея!

– Малыш, она похожа на змею, но на самом деле это сороконожка.

Далее вы объясняете значение этого слова, и задаете вопросы о том, как она выглядит, с кем ее можно спутать и так далее. Эти простые упражнения помогут малышу приобрести уверенность в себе и облегчат общение со сверстниками и взрослыми.

Старайтесь развивать ответы крохи, ведь вначале они будут односложными. Постепенно добавляйте все новые подробности, не забывая объяснять значения новых слов. Желательно сопровождать их рисунками (если это возможно).

Помните: повторение — мать учения. Не спешите начинать новые книги, если малыш не до конца ознакомился с информацией, которую можно почерпнуть из уже читаемой книги.

Постарайтесь соотносить написанное с реальным опытом ребенка. Если история о кошке – вспомните о котятах, которых вы видели во дворе, и так далее

Это привлечет внимание крохи, и придаст процессу чтения особый смысл.

Ну и, возможно, самое важное – не будьте занудой! Если ваш малыш отвечает неверно на некоторые вопросы – не расстраивайтесь и не раздражайтесь, смейтесь вместе, шутите, ведь на позитивной ноте обучение будет проходить гораздо более продуктивно

Научите ребенка «орудовать» книгами

С высоты вашего опыта чтение книги не представляет собой сложной задачи. Вы знаете, что нужно сначала ее открыть, листать страницы, смотреть картинки, быть последовательным. Но для ребенка это совсем не очевидно.

Поэтому для начала дайте ему возможность самостоятельно подержать книгу, покажите ему, в каком положении она должна быть, как ее листать, что нужно рассматривать рисунки, и так далее. Конечно же, ребенок в возрасте от 2 до 3 лет вряд ли обрадует вас самостоятельным чтением, но это будет хорошей подготовкой к дальнейшим достижениям.

советПозвольте ему самостоятельно выбирать сказку, которую вы вместе будете читать, и если он хорошо знаком с сюжетом, попросите его вам «почитать». Это будет интересным опытом для малыша, и даст ему возможность почувствовать себя полноценным «взрослым».

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Развитие речи с полугода до 1 года

Во втором полугодии жизни у малышей развивается способность различать слова взрослого и понимать их значение. Появляются предречевые вокализации (вскрики): громкие эмоционально насыщенные звуки; гуканье (кх или хм) и гуление (протяжные звуки: мааа, гааа…). Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом какой-нибудь предмет, предлагаемый взрослым, например, яркую игрушку. В 7-8 месяцев малыш находит её в любом, доступном взгляду, месте.

Также, к семи — восьми месяцам малыши начинают активно лепетать: «ба», «ма», «гу», «де» и пр. Младенцы использует свой лепет для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Вот теперь их голосовой аппарат готов к воспроизведению слов близких людей.

К концу года многие малыши используют отдельные слова, которые имеют для них собственное значение и звучание (няй, ау, дяй…). Умеют совершать несложные движения: на слово «ладушки» хлопать в ладошки, махать ручкой на слово «до свидания».

Словарный запас увеличивается до 12 и более слов. Маленький кроха знает свои игрушки и понимает, узнает слова, обозначающие простые действия — пить, есть, лежать, ходить, искать, обнимать. Появляется интонационная речь. Активно идет сенсорное развитие ребенка, который учится познавать мир.

Развитие речи с 1,5 года до двух лет. Лавинообразный скачок словарного запаса

Развитие речи с 1,5 года до двух лет

В этом возрасте у детей резко возрастает словарный запас. Систематические игры, занятия с малышом помогают увеличить его к концу года до 200-300 слов. Кроме существительных, в речи появляются глаголы (дай, пить) и наречия (там, тут, вон там). Жестов и мимики крохе уже недостаточно, чтобы о чём-то сообщить, что-то попросить. Говорит много и с удовольствием.

Малышу хочется, чтобы взрослые понимали его действия, помогали,если что-то не получается самостоятельно сделать(посадить в кабину собачку, которая больше самой машины; достать с полочки нужный предмет). Ребёнок объединяет слова в двух-трёхсловные фразы (папа идёт там, вон он котя). Ближе к двум годам начинает говорить предложениями из 3 – 4 слов.

Отрабатываем понимание и произношение слов. Предметы

Ребёнок с желанием откликается на просьбу взрослого принести определённый предмет, например, собачку. Легко вовлекается в игру: «Вот собачка ав – ав. Где у неё глазки? Вот глазки. Какие? Блестящие. А где носик? Ротик? Лапки? Хвостик? Какая мягкая шёрстка, пушистая. Собачка хорошая».

«Ах, какая красивая башенка! Высокая. Из кубиков наша башенка построена. Собачка задела лапкой, упала башенка. Бах! Сейчас новую построим. Снова собачка сломала башенку. Бах! Упала башенка».

Знакомство с новым предметом начинается с рассматривания, ознакомления с его свойствами и назначением.

Например:

  1. Какая яркая юла. Красные ягодки на ней нарисованы. Это – клубника. Вкусная клубника. Мы с Машенькой кушали летом. Клубника росла на грядке. У юлы есть ножка. Юла умеет крутиться на одной ножке. Давай попробуем завести юлу. Крутится.

Вжик. Как быстро. И ягодки крутятся. Юла остановилась. Заведём её снова? Вжик! Крутится.

  1. Вот какой у нас мяч. Большой мяч. Жёлтый, как колобок. Круглый. Мяч умеет прыгать. Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? Догоним мяч? Стукнем по нему ладошкой! Снова мяч стал прыгать. Прыг – скок! Весёлый мяч. А что ещё умеет делать мяч? Катиться умеет? Давай прокатим в ворота? Покатился! В ворота прокатился! Катись к нашей Машеньке, большой круглый мячик! А где же у нас маленький мячик? Вот он! Машенька его принесла! А ты, маленький мячик, умеешь прыгать и катиться? Покажи, Машенька, где большой мячик. Покажи, какой он большой! А где маленький мяч? Покажи, какой он маленький.

Малыш уже научился реагировать на слово, понимать обращённый к нему вопрос. Например:

  1. Рассматриваем овощи на картинке: Это что такое? Морковь. Кто её любит? Зайчики. А ещё кто? Машенька. Морковь можно покрошить в суп. Вкусные котлетки сварить из моркови. Машенька любит морковь. Какая она? Оранжевая, вкусная. А это что? Помидорчик. Красный. Кругленький. Машенька салат кушала из помидора с огурчиком? Вкусный салат.

А теперь, Машенька, покажи картинку и спроси, что это? Это свёкла? Да? Конечно, свёкла. Мы с Машенькой тёрли её на тёрке. Ах, какая вкусная свёкла!

Когда учить ребенка говорить

Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

Читайте об этапах развития малыша:

  • Когда ребенок начинает ходить, смеяться, говорить
  • Как научить ребенка спать самостоятельно
Ссылка на основную публикацию