Картотека «речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Особенности речевого развития в 6-7 лет:

  • в словаре преобладают существительные;
  • используются синонимы и антонимы;
  • слова сочетаются по смыслу;
  • обозначаются свойства и качество объектов;
  • в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
  • используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
  • речь эмоционально окрашена и выразительна;
  • высказывания содержательные и точные.

К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.

Неговорящие крохотули

С неговорящими детишками сперва тренируют психические функции: память, мышление, внимание. К сожалению, у таких крох не происходит восприятие сказанного

В 2 года нормой является реакция на своё имя, смену интонации и голоса. В противоположном случае наблюдается замедленность действий, невнимательность, плохое запоминание услышанного.

Подход тут особенный, требуется совмещать комплекс мероприятий с опытным логопедом и домашние игры. Не давите на такого малышка. Есть у нас родственник, который не разговаривал до 3 лет. Но дело пошло на поправку после этого возраста. Сейчас это самодостаточный молодой человек, учащийся в ВУЗе.

Паниковать и раздражаться не стоит. На ранних стадиях многое можно поправить, просто нужен систематический подход. Соблюдайте назначенные предписания врача, а я Вам могу порекомендовать интересные мероприятия, реально помогающие. Вообще-то приёмы остаются такими же.

Развитие мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика.
Игры, тренирующие внимание и память.
Копирование.
Сенсорное развитие.

  • Семья
  • Животные
  • Домашние театры
  • Транспорт

Начинайте с тех, кого малявочка видит каждый день, с самых родных и близких.

Память, мышление

Тренируем память, рассказывая, кто есть кто. Детки любят рассматривать фотографии. Показывайте и просите показать, где папа, где бабушка, дедушка. Но наиболее интересное, пусть найдёт сам себя.

На примере родственников покажите, кто большой, кто маленький. Спрашивайте о действиях, производимых людьми: «Кто готовит кушать?». Дайте ответ. Способствуйте повторению мимики.

Сенсорика

Спрашивайте, у кого кофта зелёного цвета и т. д.

Животные

Хорошо, если дома есть кошка или собачка. Животные, вообще, помогают восстановиться, учат добру. А тут, типичный пример!

Кошечка проснулась, умылась. Затем, попила молочка, облизалась (показываем)

Пошла кошка на охоту, легла у норки, мышку сторожит (ротик ― норка, язычок ― мышка, осторожно высовываем язык, водим по сторонам). Мышка поймана (прикусить легонько язычок)

Разминаем пальчики

Внимание

Можно приобрести в магазине крупные пазлы, а можно разрезать картинку с животным. Попросите сложить малыша рисунок.

Речевые повторы

На животных очень легко показывать короткие звуки, имитация их речи. Можно на примере игрушек. А если Вы живёте в частном доме и имеете небольшое хозяйство, будет вдвойне интересней. Воспроизводите, как мычит корова: «му», хрюкает поросёнок: «хрю-хрю», мяукает котик: «Мяу, мур».

Артикуляция

Домашний театр

У Вашего малыша есть любимые народные сказки? Предложите оживить героев! Сделайте импровизированную сцену, поставьте занавес, соберите игрушки. Самые удачные варианты «Репка», «Теремок». Терем может быть собран вместе из обычного конструктора. А ещё детская считалочка: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять».

Очень интересным получится сюжет морской тематики. В таз с водой поставьте бумажный корабль, предложите подуть на него. Представляете, какой будет восторг? Также игра с куклами, умываем, кормим, укладываем спать.

Транспорт

Не менее увлекательным станет забава с участием различных транспортных средств. Самолёт, паровоз, автомобиль.

Повтор речевого звучания

Сенсорика

Предложите рассортировать по цвету транспорт или поставить на своё место модели автотранспорта.

Память, внимание

Приобретите парные картинки, наподобие домино. Возьмите один рисунок и предложите найти такой же. Если Вы успели познакомить своё чадо с цифрами, можно посчитать количество одинаковых изображений.

Логопедические занятия для детей 3-4 лет — особенности, практические занятия и игры.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.

Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.

Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:

  1. Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
  2. Разучивайте стихи.
  3. Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
  4. Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
  5. Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
  6. Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
  7. Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.

Как развивать мышление

Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.

Игры для развития мышления:

  1. Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
  2. Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
  3. Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
  4. Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.

Как развить память

Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.

Упражнения для развития речи.

Упражнения на развитие памяти:

  1. Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
  2. Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
  3. Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
  4. Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
  5. Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.

Развиваем внимание

Изначально дети не умеют управлять своим вниманием. Они активно реагируют на все новое и интересное, но не могут долго сосредоточиться на том, что их не привлекает

Поэтому первокласснику бывает сложно высидеть 45 минут урока без переключения на посторонние дела. Научиться слушать и стать более сосредоточенным ребёнку помогут игры, задания и упражнения на развитие внимания от ЛогикЛайк.

Задание «Находи и обводи»

Дайте ребёнку небольшой текст (это может быть статья из детского журнала или распечатанная сказка) и предложите ему в каждой строке зачеркнуть определенную букву, допустим, «А». Как можно усложнить задание? Попросите дошкольника зачеркивать «А» и обводить «Б», либо отмечать «А» только тогда, когда перед ней стоит согласная буква.

Задание «Абракадабра»

На листке бумаги запишите ряд сложных несуществующих слов и предложите ребёнку без ошибок переписать их в тетрадь:

МАПЕТЛООЖЕРРАОТИНДЕБОЖАДСЕЛПАН
ЗЕЛЛОТИМНОСТАЛЛОТОЗАКОНАВУЧИДАЯН
ЖАМОТСВАНЕРТАЛОФОГРОДИОЛЮЗМОНАТ.

Секреты успешных логопедических занятий

Начинать нужно с малого. Первоочередная задача – это формирование подражательной речевой деятельности. Ваша речь должна быть простой, ясной, действия четкими и понятными. Взрослому необходимо быть максимально активным и уметь вести за собой ребенка.
Занятие должно быть простым и коротким (не более 10 минут)

Важно не перегружать кроху.
Не забывайте о смене деятельности. Желательно в запасе иметь несколько игр.

Интерес ребенка – гарант успеха

Не будет интереса – не будет и эффекта.

Занятие должно быть наглядно-практическим, чтобы ребенок четко видел и понимал, что происходит и принимал в процессе активное участие.

Хвалите и поддерживайте малыша, создавайте атмосферу позитива и доброжелательности. Это поможет ему расслабиться, почувствовать уверенность, побороть стеснение и страх.

Повторение – мать учения. Повторяйте одни и те же игры и слова вновь и вновь. Не торопите события.

Этапы:

1. Учим ребенка повторять отельные элементарные движения (похлопать/потопать/попрыгать/покружиться).
Пример упражнения:
По узенькой дорожке (ходим на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ – топ, топ – топ (топаем ногами попеременно)

2. Учим ребенка последовательно выполнять разнообразные движения (бегать, поднимать и опускать руки, махать руками, присаживаться, выполнять пальчиковую гимнастику и пр.).
Пример упражнения:
Вот летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали (ребенок бегает и машет руками).
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю!
(ребенок присаживается и пальчиком стучит по ладошке)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище!
(ребенок хаотично пощипывает себя)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
(ребенок прыгает)
А собачка прибежала и всех пташек распугала.
(ребенок убегает, размахивая руками)

3. Учим взаимодействовать с игрушками и выполнять набор действий (умыть куклу, усадить за стол, покормить).
Пример упражнения в стихах:
Кукла Маша хочет кушать,
Кукла Маша просит грушу.
Машу нужно нам умыть
И за столик посадить.
Личико умоем Маше,
Маша нам «спасибо» скажет.
Кушай, Маша, грушу – НА,
Очень вкусная она.
(сначала выполняем все действия сами, демонстрируя их ребенку, затем просим выполнить самостоятельно, просим повторить слово «на»).

Игры на развитие речевого подражания

Этапы:1

Учим воспроизводить отдельные звуки: «Ааааа»
Обратите внимание на то, что «Аааа» в каждом отдельном случае произносится по-разному. Продемонстрируйте это малышу при помощи интонации.

«Уууууу» «Ооооо»
Примеры упражнений:
Самолетик загудел: уууу,
Самолетик полетел: уууу (ребенок повторяет «уууу»)
Он летел-летел, кружился –
На полянку приземлялся (ребенок присаживается).

«Кто к нам пришел

Это волк» Как волк воет? Ууууууу! Ляля испугалась волка, ляля плачет: «Аааааа». Как ляля плачет? Давай ее пожалеем: «Не плачь, ляля». Давай поругаем волка: «Но-но-но, волк, не пугай лялю» (грозим пальчиком).

2. Учим подражать голосам животным (му, бе, ме, ав-ав, мяу), музыкальным инструментам (бам, бом, динь-нинь, ду-ду), учим изображать звуки транспорта (ту-ту, би-би), побуждаем называть отдельные слоги
Примеры упражнений:
Накройте стул покрывалом, соорудите домик и ожидайте гостей.
«Тук-тук-тук. Кто там? Это кто к нам пришел? Это ослик. Как ослик делает? Иа-Иа. Заходи, ослик, к нам в домик. Ой, еще кто-то пришел. Это кто? Собача. Как собачка делает? Ав-ав» и т.д.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолочённая.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Собираются зверьки
Ворона послушать,
Прянички покушать.
(ребенок изображает игру на дудке и дудит).

3. Создаем игровые ситуации, в которых он будет употреблять простые слова типа «ляля», «киса», «зая», «пока», а также слова-глаголы «дай», «на», «стой», «иди», «лови», «кати», «держи», «бросай» и пр.не купаться, а «купи-купи», не кушать, а «ням-ням», не ходить, а «топ-топ
Пример упражнения:
Топ-топ-топ. Кто это в гости к нам идет? Киса. Давай скажем: «Привет, киса». Где у кисы глазки, где носик, где ушки, где хвостик? Давай угостим кису сосиской. Положи сосиску на тарелочку. Скажи: «На, киса, кушай». Кисе пора домой. Давай скажем ей: «Пока, киса».

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произно­шении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.

Виды нарушения речи у детей:

  1. Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
  2. Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
  3. Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
  4. Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
  5. Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
  6. Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
  7. Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
  8. Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
  9. Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.

Умения детей в 7 лет.

Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование произносительных навыков;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексических и грамматических конструкций;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мелкой моторики.

Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому

Дикция лучше всего формируется в возрасте 4-5 лет, когда многие вещи воспринимаются в форме игры. Но начинать тренировать лучше с года, как только малыш научился выговаривать первые слова. Если ребенок не очень хорошо разговаривает для своего возраста, не стоит спешить обращаться к неврологу, логопеду. Проблему можно решить регулярными неутомительными занятиями: делать артикуляторную гимнастику, логопедические упражнения и массаж, произносить короткие скороговорки с трудно сочетаемыми звуками. Главное делать акцент на проблемных звуках: шипящих, рычащих, глухих.

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали в статье лучшие видео уроки по тренировке дикции для детей, по которым можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.

Звук «К»

На канале детской театральной студии «АртЭко» представлен видеоурок для улучшения дикции и техники речи. Особый акцент делается на отработку согласной буквы «К», которая иногда не звучит из-за недостаточной активности и тренированности речевого аппарата. Показан ряд упражнений для исправления положения и достижения четкого произношения: несложные фразы и примерные скороговорки, в которых буква проговаривается в сочетании с гласными. Маленькие актеры повторяют их медленно, с разной интонацией (поругать, похвалить, возмутиться). По мере освоения темп ускоряется. Занятие проходит в интересной игровой форме.

Ссылка на основную публикацию