Развивающие игры для ребенка в 4 месяца

Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид  и  башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

Чему можно научить ребенка?

Прежде всего, нужно исходить из умений и потребностей каждого конкретного ребенка, обучая простым навыкам, соответствующим его возрасту:

  • показывать на предметы не глазками или рукой, а пальчиком;
  • выполнять простые просьбы: принеси, дай, подними, найди;
  • махать ручкой «пока», протягивать ее в знак приветствия;
  • подниматься по опоре на ножки;
  • кушать из ложечки, пить из чашки из маминых рук;
  • ложиться спать в определенное время.

Но одно из важнейших занятий с ребенком в 7 месяцев — обучение крохи предметной деятельности. Это поможет ему управлять своими действиями, понимать возможности этих действий и предвидеть их последствия.

  • Возьмите 2 игрушки, расскажите о каждой из них – кто это или что, для чего нужно, какого цвета, размера и т. д. Затем попросите ребенка дать одну из игрушек. Малыш должен научиться ориентироваться в ваших просьбах.
  • Показывайте, какие действия можно совершать с разными игрушками и предметами и каким при этом будет результат. Например, как играть с матрешкой, сортером, пирамидкой, неваляшкой, игрушками-вкладышами, кубиками.
  • Учите ребенка соотносить две игрушки (кубики можно положить в коробку, куклу покатать в машинке, молоточком постучать по предметам).

Показывая ребенку новые игрушки, после краткого описания и демонстрации дайте ему возможность самому ощупать и изучить новый предмет. Как только он исчерпает арсенал познавательных действий, начинайте показывать ему различные простые сюжеты: зайчик может прыгать, прятаться, падать, кушать, плакать, спать, петь или танцевать.

В таких занятиях важен, прежде всего, позитивный настрой взрослого и малыша. Также следует помнить о смене видов деятельности: игра не должна длиться больше 5 минут. После этого можно заняться чем-то другим. Например, поучиться ползать или вставать.

Что умеет младенец в 6 месяцев?

Кроха стремительно взрослеет. Родители каждый день замечают как малыш делает что-то новое.

Физическое развитие:

  • перекатывается со спинки на живот в обе стороны. Лёжа на животе, умеет поднимать голову и грудь, опираясь на вытянутые ручки, а лёжа на спинке – поднимать голову и ловить руками вытянутые вверх ноги;
  • качается вперёд-назад стоя на коленях и пытается таким образом двигаться вперёд;
  • сидит с поддержкой;
  • хватает игрушку из любого положения и перекладывает её из одной руки в другую;
  • встаёт при помощи взрослых и прыгает, когда его поддерживают;
  • берёт предмет с ладони;
  • пьёт из «непроливайки» и ест с ложечки;
  • пытается сидеть;
  • зрение улучшается. Теперь малыш видит предмет не только вблизи, но и издалека, с расстояния 1-1,5 м;
  • слышит тихие звуки и понимает, откуда они исходят.

Языковые навыки и коммуникация:

начинает узнавать своё имя;
произносит первые однотипные слоги: «баба», «дада», «мама»;
понимает значение некоторых слов, например, «ванная»;

начинает лепетать;
использует голос, чтобы выразить чувства или привлечь к себе внимание.

Социально-эмоциональное развитие:

  • узнаёт и радуется, когда видит родные лица;
  • вздрагивает от незнакомых шумов и может плакать от страха;
  • выражает гнев и счастье, неудовольствие и грусть;
  • различает «своих» и «чужих»;
  • становится общительным, улыбчивым и социально активным. Бурно реагирует на родных людей, когда с ним начинают общаться;
  • любит смотреть на себя в зеркальце.

Обучение и мышление:

  • тянет в рот игрушки и любые предметы. Так младенец познаёт мир;
  • пытается схватить, всё, что видит;
  • смотрит на пол где лежит игрушка, показывая тем самым, что понимает, где она упала, но быстро забывает об этом по сравнению с 9-месячным малышом, который старается отыскать упавший предмет;
  • двигается навстречу близким людям. Например, видя, как мама входит в комнату, малыш тянет ручки и приподнимается.

Хотя полугодовалые малыши пытаются встать самостоятельно, опираясь о бортик кровати или держась за мамину руку, врачи считают, что ставить кроху на ноги с опорой пока рано. Это может навредить неокрепшему позвоночнику.

Игрушки для трёхмесячного малыша

В жизни грудничка 3 месяцев остаются не только уже знакомые игрушки, но и появляются новые, положительно влияющие на развитие крохи и отвечающие возрастным требованиям ребёнка.

Основными игрушками являются:

  1. Погремушки и подвески.
  2. Браслеты в виде погремушек.
  3. Мобили.
  4. Неваляшки.
  5. Мягкие игрушки.
  6. Зеркальце.
  7. Развивающий мячик или кубик.
  8. Коврик для развития.
  9. Картинки с чередованием чёрных и белых цветов.

Ещё с первого месяца появляются в поле зрения малыша. Радуют своим разнообразием, звучанием и красочностью.

Браслеты в виде погремушек

Выбирайте негромоздкие игрушки. Такие погремушки можно фиксировать на запястье крохи. Малыш сможет самостоятельно веселить себя и не будет риска, что ручка устанет и выронит погремушку на лицо карапузу. Но не стоит слишком долгое время оставлять ребёнка с надетым браслетом. Он будет утомляться. Достаточно 5-7 минут.

Мобили

Как и ранее, остаются среди игрушек крохи. Но теперь малыш более осознано рассматривает перемещающиеся объекты и пытается до них дотянуться, схватить и потянуть к себе. Особенно ему интересны музыкальные мобили.

Неваляшки

Влияют на развитие зрения, наблюдательности и слуха. В трёхмесячном возрасте малыш ещё не сможет самостоятельно раскачать игрушку, поэтому на помощь приходит мама. Можно тормошить неваляшку, когда карапуз у вас на руках, а игрушка находится в его поле зрения. Или, когда кроха лежит на животике, а неваляшка ставится перед ним на расстоянии приблизительно 25 см и раскачивается с помощью маминой руки.

Мягкие игрушки

В трёхмесячном возрасте можно постепенно водить мягкие игрушки. Это могут быть и животные, изготовленные из экологически чистых материалов и кубики, мячики, например.

У моего сына первой мягкой игрушкой стал маленький пёсик белого цвета с чёрными пятнышками, небольшого размера. Мы назвали его Гавчиком. Стоит сказать, даже, когда сынуля стал старше, он не расставался с собачкой. Брал его с собой на улицу, следил за чистотой. Если сын хотел поиграть в песочнице Гавчик отправлялся ко мне на руки. А когда сын ложился спать, пёсик обязательно должен был присутствовать в кроватке. Причём, не в объятьях моего ребёнка, а где-то рядом, иногда даже в ногах.

Зеркальце

Грудничок в три месяца уже может рассматривать своё изображение, улыбаться себе. Возможно, он ещё не осознаёт, что видит своё отражение, вот и пытается подружиться с человечком из зазеркалья. Лучше давать малышу зеркальце лишь в присутствии взрослых.

Развивающий мячик или кубик

Эта игрушка мягкая и не сможет травмировать кроху. Как правило, к такому объекты прикреплены ленточки, висюльки (колечки, звёздочки, крупные пуговицы). Игрушку можно повесить и над кроваткой, коляской, а можно положить перед карапузом, он будет пытаться до неё дотянуться. Особенно кроху заинтересуют мелкие детали, свисающие с кубика.

Коврик для развития

Такую игрушку некоторые умелице делают самостоятельно. Используют лоскутки ткани, которые пришивают, например, к наволочке или полотенцу. Также можно приделать большие пуговицы, застёжки. Моя мама из фетра шила цветочки, солнышко, тучки и другие объекты, которые липучками цеплялись на коврик.

Отличительная особенность фабричных производителей – коврики в большей степени рассчитаны на то, чтоб малыш на них лежал и рассматривал особые дуги, нависающие над ковриком, и пытался дотянуться до свисающих игрушек.

Картинки с чередованием чёрных и белых цветов

Важное значения для развития зрения крохи имеют картинки подобного типа. Их можно прикреплять, как в кроватке крохи (только помните, что оптимальным должно быть расстояние 25 см от глаз карапуза), так и развешивать в разных комнатах, куда вы заходите с малышом

Такие картинки представляют собой поочерёдные полоски чёрного и белого цветов, или чёрно-белую шахматную доску, также допустимы чёрные изображения лиц, животных, геометрических фигур на белом фоне.

Занятия с ребенком в 3 месяца

Теперь поговорим о том, как развивать ребенка в 3 месяца с помощью специальных занятий. Конечно же, занятия с ребенком в 3 месяца носят примитивный характер, и проводятся они в процессе повседневной деятельности и во время ухода за малышом.

Очень важным направлением в жизни любого ребенка является его физическое развитие. Чтобы развить движения малыша проводится гимнастика для детей 3 месяцев.

Примерные упражнения для 3 месячного ребенка:

Ребенок лежит на животике, опираясь на предплечья, голова приподнята. Мама заводит эмоциональную «беседу» с крохой, цель которой — помочь как можно дольше удерживать головку. Малыш внимательно и долго всматривается в глаза мамы. При попытке опустить голову можно позвенеть погремушкой или другой музыкальной игрушкой. Такие занятия с детьми 3 месяцев помогают укрепить мышцы спины и шеи.

Ребенок находится в вертикальном положении, мама держит его руками подмышками. Ноги малыша находятся на твердой поверхности, и он пытается опереться ими на всю ступню. Упражнение полезно для развития ножек. Но не следует злоупотреблять или давать большую нагрузку на суставы крохи!

Если ребенок лежит на животике, можно положить игрушку впереди него на таком расстоянии, чтобы он не мог дотянуться. Малыш протянет ручку и не сможет достать игрушку. Тогда мама подставляет ладонь к ступням ножек, давая опору и подталкивая ребенка к цели.

Для развития целенаправленных движений и тактильных ощущений над кроваткой малыша вешают игрушки. Хорошо, когда игрушки сделаны из разного материала, имеют яркие цвета и издают звуки. Ребенок дотягивается до них, обследует пальчиками, знакомясь, таким образом, со свойствами предметов.

Мышцы младенца еще не окрепли, поэтому можно помочь им укрепиться посредством массажа. Массажные движения должны быть поглаживающими, легкими. Ступни ног и кисти рук расслабляют разминающими движениями. Нельзя подолгу утомлять кроху массажем, достаточно нескольких минут.

Развивающие игры для ребёнка в 4 года

Предлагаем несколько игр, в которые можно играть дома с ребёнком в 4 года.Игра 1. Завязываем малышу глаза и отправляемся с ним в увлекательное путешествие по дому. Подводим ребёнка к разным предметам и даём их понюхать, ощупать, еду можно лизнуть. Ребёнок должен определить, что это. Игра поможет развить все органы чувств малыша.Игра 2. Просим ребёнка придумать альтернативное название обычной вещи. Например, берём половник. Как ещё его можно назвать – «супонагребатель», «кампотоноситель?». Пусть ребёнок проявит воображение. Может быть очень забавно!Игра 3. Берём краски, лист бумаги, кисть (если краски не пальчиковые). С закрытыми глазами ребёнок с помощью мамы мочит кисть в краску и делает несколько мазков по листу. И так несколько раз. Затем и мама, и ребёнок вместе изучают рисунок и пытаются понять, на что это похоже. Игра также развивает воображение.

Во что ещё поиграть с ребёнком в 4 года?

  • рисование красками, фломастерами, карандашами (например, рисуем домик разными способами);
  • разукрашивание раскрасок;
  • игра с кубиками с буквами, цифрами;
  • игра с набором геометрических фигур;
  • настольные игры для самых маленьких;
  • детский боулинг;
  • поиски сокровищ в комнате;
  • определение диких и домашних животных.

Для развития мелкой моторики рук в 4 года играем так:

  • выкладываем домик из палочек/спичек (без серы);
  • составление рисунка из спичек (палочек);
  • нанизывание пуговиц, макарон на ниточку;
  • смешивание и раскладывание бусин (пуговиц) разных цветов;
  • игры со шнуровкой.

Все занятия с ребёнком должны проходить в игровой форме. Не заставляйте ребёнка заниматься тогда, когда этого хотите вы, а не он. Вам нужно создать лёгкий непринуждённый и интересный эмоциональный фон. Начинайте свои игры-занятия с какой-то интересной фразы «Ну что, малыш, давай поиграем в какую-то волшебную игру?»

Регулярные занятия проводите в одно и то же время. Ребёнок старше 3 лет может заниматься минимум 15 минут. При этом более интересное занятие способно концентрировать внимания малыша на себе и полчаса.

Не позволяйте малышу разбрасывать и не по назначению использовать материалы для занятий, например, обучающие картинки. Они должны быть сложены после занятия. Малышу должно быть интересно их посмотреть

Если же они будут валятся по квартире в свободном доступе, то для ребёнка они утратят свою важность

До и после занятия хвалите малыша, говорите, что занятия помогут ему быть таким же умным как папа.

Развитие слухового сосредоточения.

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет — шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой — малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах — ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны — влево и вправо!

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!

Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи

Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,Каждым боком покажись!Ах, какой красивый мяч!Ну-ка, мама, мячик спрячь!(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика)

А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Роль игрушек в развитии ребенка

Умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка во многом зависит от игрушек, почему это, действительно, правда, а не громкие слова:

  1. ребенок учится мыслить логически, проводить анализ, а также тренирует память при помощи игры. Это полезно для интеллекта любого крохи. Отличным тренажером для него может стать сортер или пирамидка;
  2. некоторые игрушки дают ребенку широчайший простор для развития фантазии. Как правило, это модели относящиеся к наборам для сюжетно-ролевых игр. Хотя в 8 месяцев говорить о таком рано, но все равно ребенок уже сейчас с интересом наблюдает, как старший брат катает машинку, мама «выгуливает» плюшевую собачку, развлекая малыша;
  3. для многих, правильно подобранные презенты становятся настоящим «окном» в мир творчества. Соответствующие наклонности у ребенка также можно выявить при помощи игрушек, например, это может быть набор разноцветного кинетического песка и специальных форм к нему;
  4. усидчивость и целеустремленность — еще два замечательных навыка, которые можно привить, просто подарив крохе правильные игрушки. Даже собрав пирамидку и услышав похвалу мамы, младенец ощущает победное чувство радости, которое является стимулом для новых вершин;
  5. игрушки, особенно с небольшими элементами, активно стимулируют мелкую моторику и ловкость рук, о необходимости развития которой неустанно говорят психологи, педагоги и другие специалисты;
  6. при необходимости стимулировать двигательную активность, можно использовать яркие и интересные модели игрушек на колесиках. За ними малыш захочет ползти, а чуть позже — будет с удовольствием бегать.

И конечно, развивающие игрушки для детей 8-9 месяцев нужны еще и потому, что они приносят грудничку огромную радость, которая усиливается во много раз, если вместе с ребенком занимается мама. А отличное настроение — залог правильного и гармоничного роста крохи.

Именно при помощи игрушек малыш узнает первые законы физического мира (если что-то бросить — оно упадет, если постучать — раздастся интересный звук).

Крепнем физически

Для гармоничного физического развития важно уделять внимание таким аспектам, как закаливание, массаж, гимнастика (необходимые упражнения обычно рекомендуют педиатры). Также физические занятия с ребенком в 4 месяца должны включать упражнения, стимулирующие переворачивания и ползание

К этому возрасту у детей обычно нормализуется тонус мышц рук и ног, поэтому им необходимы упражнения, направленные на укрепление мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Это поможет правильно и своевременно подготовиться к ползанию, а затем – к освоению навыка самостоятельной ходьбы.

Взмахи руками.

Это упражнение полезно для мышц и суставов рук. Уложите младенца на спинку. Вложите в маленькие ладошки свои большие пальцы, чтобы малыш крепко вцепился в них

На счет «раз» осторожно разведите ручки в стороны. «Два» — плавно поднимите ручки вверх

«Три» — вытяните ручки вперед. «Четыре» — опустите их в исходное положение. Повторять можно до 7 раз.

«Велосипед».

Упражнение помогает развивать тазобедренные суставы и укреплять мышцы ног ребенка. Положите карапуза на спинку и аккуратно возьмите его за голени. По очереди сгибая и разгибая ножки, плавно совершайте круговые движения, как во время езды на велосипеде. Можно сопроводить упражнение известным стихотворением: «Ехали медведи на велосипеде». Старайтесь при выполнении упражнения держать ножки параллельно друг другу.

«Самолетик».

Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также шеи и спины, стимулирует вестибулярный аппарат. Поднимите ребенка на руки животиком вниз, лицом вперед. Поддерживайте его под мышки, пятками уприте в свою грудь. «Полетайте» в таком положении. Можно имитировать гул самолета, чтобы крохе было еще интереснее. Заряд позитива вы получите в любом случае.

Ребенок в любом возрасте развивается правильно, если родители ему в этом помогают. И не только полезными играми, упражнениями или яркими игрушками. Основа своевременного развития – гармоничные отношения и здоровый психологический климат в семье, любовь и забота родителей, ощущение покоя, защищенности и собственной нужности, которые ребенок получает

Не важно, сколько ему месяцев и даже лет

Занятия на фитболе с грудничком

Укрепить мышцы и развить координацию помогают упражнения на специальном гимнастическом мяче – фитболе.

К занятиям нужно подготовиться:

  • размять мышцы грудничка лёгкими массажными движениями;
  • постелить на мяч пелёнку. Так малышу будет приятнее лежать на тренажёре;
  • ребёнок должен пребывать в хорошем настроении, если малыш капризничает, упражнения следует отложить;
  • первое занятие должно длиться не более 3 минут.

Лучшее время для упражнений — через полчаса после кормления.

Упражнения на мяче должны быть для малыша неутомительными, безопасными и весёлыми:

  • положив кроху на живот, нужно одной рукой удерживать его голеностопы, а второй легонько прижать спинку карапуза к мячу. Затем следует аккуратно и с малой амплитудой раскачивать грудничка взад-вперёд 10-15 раз. Повторить упражнение, перевернув ребенка на спину;
  • нужно положить ребёнка на живот и, придерживая его за ножки, аккуратно нажимать на спинку, приводя мяч в движение (фитбол начинает пружинить, как бы подпрыгивая). Малыш будет качаться вверх-вниз. Повтор – 10 раз. Аналогичное упражнение можно сделать, перевернув кроху на спинку;
  • круговые покачивания: крепко удерживая ребенка, нужно катать мяч сначала по часовой стрелке, затем в другую сторону по 10-15 раз.

Занятия с ребёнком в 3 месяца на фитболе укрепляют ножные икры малютки, мышцы спины и шеи. Такая гимнастика поможет карапузу быстрее освоить очень важный навык — ползание.

Как играть с 8-месячным малышом?

В этом возрасте ребенок, как губка, впитывает в себя все новое и незнакомое: кваканье лягушки, шум колес проезжающего грузовика, капля воды на ладошке и многие другие предметы и явления. Именно поэтому в столь юном возрасте уже необходимо приступать к развитию речи и мыслительной деятельности.

Во-первых, сейчас малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, и он горит желанием изучить окружающий его мир. Задача родителей — максимально обезопасить это исследование и сделать его познавательным и интересным. Например, в кухне можно соорудить небольшой личный кабинет для вашей крохи с разными ложками, баночками, крупами и кастрюльками. Здесь он сможет закручивать крышки и перебирать крупы, тем самым тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику рук. В таком «личном кабинете» можно даже устроить концерт, взять деревянные ложки и стучать ими по предметам. Так ребенок осознает разницу в звуках от разных предметов и научится воспринимать ритм.

В спальне малыша на потолке можно повесить надувной мячик, так, чтобы он мог до него доставать. Кроха будет с удовольствием дотягиваться до игрушки и наблюдать за тем, как она раскачивается, тренируя координацию движения и мышцы.

Во-вторых, при общении с малышом говорите с ним короткими, но знакомыми и понятными для него предложениями. Когда вы переодеваете, кормите или купаете ребенка, старайтесь постоянно комментировать происходящее вокруг, называя действия (кушать, мыть руки), напевая короткие песенки или потешки.

В-третьих, уже в 8 месяцев у ребенка должна быть своя библиотека. Удивительно, но в таком возрасте кроха уже проявляет интерес к книге. Особенной популярностью у детей пользуются книжки «Погладь собачку» или «Телефон», которые можно не только смотреть, но и гладить. Визуальное и тактильное восприятие истории, происходящей в книге, сделает эту сказку наиболее доступной и интересной для малыша, одновременно развивая сенсорное восприятие предметов.

Не забывайте, что детская библиотека должна быть разнообразной. В ней должны быть и книги, в которых на всю страницу изображен главный герой или предмет; такая картинка поможет вам научить ребенка новым словам и фразам. В других книгах вы найдете изображения с большим количеством деталей, множеством действующих лиц и героев. В этом случае малыш может выбрать ту книжку, которая ему больше понравится. Также есть книги для 8 месячных малышей с красочными изображениями и короткими стишками.

В-четвертых, во время ползания, ребенок активно тренирует свои мышцы, тем самым готовя их к новому этапу — переходу от ползания к хождению на ногах. Многие малыши могут передвигаться самостоятельно и, ухватившись за какую-либо опору, постепенно подняться. В 8 месяцев врачи не советуют использовать для игр и развития опорно-двигательного аппарата ходунки, т. к. такая нагрузка на неокрепшую мышечную систему ребенка — недопустима.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!

«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, — пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. — Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

  • Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.
  • Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.
  • Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!
  • Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

Развивающие игры

Игр, стимулирующих гармоничное развитие малыша,  существует множество. Это могут быть игры с предметами, игрушками либо с готовыми игровыми пособиями. Но это не значит, что нужно непременно все это предлагать своему ребенку. Достаточно выбирать такие занятия, к которым малыш проявляет интерес, и проводить несколько из них в день. Ведь крохе нужно и свободное время – «переварить» полученную информацию, поиграть самостоятельно, отдохнуть.

Среди доступных и полезных игровых занятий можно выделить следующее.

  • Качалки. Эта игра – семейная. Папа садится напротив крохи, мама – позади малыша. Папа толкает в сторону своего чада яркий легкий мячик, мама помогает малышу поймать его, показывает, как отправить мяч обратно папе. Это помогает наладить эмоциональный контакт, развивает координацию, обучает малыша совместным играм, развивает мышцы спины и живота.
  • Волшебная веревочка. В этом возрасте детки любят наблюдать, как падают предметы из кроватки на пол. Если привязать часть из них за веревочку, а затем показать, что с ее помощью игрушку можно поднять обратно – восторгу не будет предела. Вскоре он научится сам пользоваться веревкой. Тут и мышление, и координация, и моторика.
  • Башенка. Взрослому необходимо сесть рядом с ребенком и показать ему, как строить башню из 2–4 кубиков. Затем это нужно сделать ручками малыша, взяв их в свои. Со временем он научится ставить кубики сам. А пока ему интереснее рушить то, что построит мама – это совершенно нормальная примета возраста.
  • Пирамидный разбор. Прежде чем ребенок научится нанизывать кольца пирамидки на ось, его нужно научить снимать их. Для восьмимесячного карапуза и это довольно сложно. Поэтому сначала маме придется наклонять пирамидку почти до пола. И только когда ребенок научится снимать кольца из такого положения, можно показать ему, что пирамидка должна стоять вертикально. Во время таких игр уже можно рассказывать о размерах и цветах колечек. Постепенно малыш будет это запоминать.
  • Первая сортировка. Речь об игрушке-сортере. Ее можно сделать самостоятельно, поскольку для начала достаточно будет двух отверстий и форм – с большим количеством малышу сейчас не справиться. Можно взять картонную коробку и проделать в ней 2 отверстия, равных по размеру небольшому кубику и маленькому мячику. Для начала ребенок должен сам попытаться вложить нужный предмет в нужное отверстие, убеждаясь, что мячик не проходит в квадратное отверстие, а кубик – в круглое. И только если кроха сам не справится, мама может ему помочь. Со временем отверстий и предметов может становиться больше.

Также прекрасно развивают логическое мышление, внимание и моторику такие игрушки, как стаканчики-вкладыши или матрешки. Малыш может достаточно долго возиться с ними, стараясь сложить стаканчики или фигурки одну в другую по размерам, как показала мама

И последнее, на что родителям стоит обратить внимание. Развивающие игры для детей в 8 месяцев должны учитывать интересы самого малыша (кто-то больше любит ползать, кто-то – копаться в игрушках, кто-то – строить) и не быть слишком сложными

Усложнять их необходимо по мере того как ребенок освоит более простой вариант (добавлять детали к сортеру или кольца к пирамидке нужно постепенно). Иначе, потерпев неудачу один раз, малыш надолго потеряет интерес к игре. А для него сейчас намного важнее выйти победителем, суметь, сделать. И получить заслуженную похвалу родителей. Это – главный стимул для его ежедневных побед.

Ссылка на основную публикацию