Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш ? (8 способов)

С какого возраста нужно обучать ребенка

Педагоги советуют показывать детям верное положение карандаша или фломастера сразу, как только они заинтересуются этими предметами.

Но в раннем возрасте (1-2,5 года) мелкая моторика развита плохо, поэтому ребенку может быть сложно удерживать ручку несколькими пальцами.

Чтобы подготовить малыша к письму, надо:

  • выполнять пальчиковую гимнастику;
  • перекатывать или нанизывать на нитку бусины;
  • делать аппликации из бумаги;
  • развязывать простые узелки;
  • мять в руках игрушки разной формы.

В 3 года можно подключать такие занятия, как:

  • пришивание пуговиц или заплетание косичек;
  • закрашивание крупных элементов раскраски;
  • дорисовывание фигуры по контуру;
  • сборка крупных конструкторов;
  • лепка из пластилина.

Как сидеть за письменным столом?

Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.

На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.

При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.

Подходят ли способы для левши

Методики обучения правильному положению при письме можно использовать как для правши, так и для левши. Единственное, о чем необходимо помнить родителям: положение пальцев во втором случае будет зеркальным. Указательный палец будет придерживать ручку не справа, а слева.

Почему не нужно переучивать ребенка

Левши более эмоциональны, склонны к творческим занятиям. При этом многие из них одинаково хорошо пишут правой и левой рукой без давления со стороны взрослых. Что делать в таких случаях, решать родителям, но современные исследования подтверждают, что переучивание ребенка-левши вредно для его психического и физического здоровья. Последствиями такого давления могут стать энурез, невроз, задержки в развитии, заикание, нарушение сна, головные боли и другие проблемы.

Как понять, что ребенок неправильно держит ручку?

Что бы понять, по правилам чадо держит ручку или нет, нужно внимательно понаблюдать за ним при письме. Итак, самые яркие предвестники того, что малыш неправильно держит ручку, это:

  • зажимает письменную принадлежность в кулак, держит в «щепотке», большой палец ниже указательного, ручку поддерживает не средний, а указательный палец;

  • держит пальцы слишком близко к ее нижнему стержню или наоборот, высоко;

  • верх ручки направлен в другую сторону от плеча, а при правильном захвате, должен направляться к плечу;

  • слабый или наоборот, слишком сильный нажим при письме;

  • кисть пишущей руки жесткая, не может расслабиться;

  • если отпрыск во время рисования поворачивает сам лист, а не кисть руки, это тоже говорит о неправильном захвате.

Как ребёнок должен правильно держать ручку

Самое важное — показать малышу, как правильно нужно брать ручку или карандаш. Если не поправлять его, а позволять ему рисовать или писать так, как ему удобно, потом процесс переучивания может занять много времени. Письменный прибор ложится на средний палец, а именно на его верхнюю фалангу

Фиксируется ручка с двух сторон: сверху указательным пальцем, а сбоку — большим. Два пальчика: безымянный и мизинец, нужно загнуть в руку, чтобы не мешать во время письма. Если малыш держит карандаш левой рукой, процесс правильного захвата точно такой же, только зеркально отражается.

Родители должны объяснить ребёнку, как правильно нужно держать ручку, чтобы в будущем у малыша не было проблем с почерком, скоростью написания упражнения и осанкой

Взрослые даже не задумываются о том, как они берут письменные принадлежности. У них эта привычка уже доведена до автоматизма, но ребёнок, который только учится рисовать, не может так быстро научиться правильному захвату. Задача родителей внимательно следить за малышом и поправлять его, если заметили, что карандаш в маленьких пальчиках лежит неправильно. Со временем он запомнит и уже автоматически пальцы будут правильно захватывать ручку.

В некоторых случаях малыш может жаловаться, что удерживая карандаш таким способом ему неудобно рисовать

В большинстве ситуаций важно не только правильное расположение пальцев, но и как высоко от стержня ребёнок держит карандаш или ручку. Объясните, что письменные принадлежности нужно держать на расстоянии одного-двух сантиметров от стержня, тогда процесс рисования или написания чего-либо будет удобным

Писать или рисовать нужно, удерживая ручку немного под наклоном таким образом, чтобы конец еёсмотрел на плечо ребёнка

Родители должны обратить внимание, если ребёнок во время письма или рисования:

  • удерживает письменную принадлежность в кулаке;
  • ручка ложится на безымянный палец, а поддерживает её не указательный, а средний палец;
  • нет наклона во время письма: кончик смотрит вверх, а не в сторону плеча;
  • слишком сильно надавливает на карандаш;
  • в процессе рисования поворачивает тетрадь или альбом, а не письменную принадлежность.

В этих случаях родителям следует поправлять сына или дочь и учить их писать или рисовать правильно, чтобы в дальнейшем не было проблем со здоровьем и успеваемостью малыша.

Карандаши бывают разные

В любом специализированном магазине можно встретить яркие, красочные карандаши и ручки, которые, несомненно, понравятся ребёнку. Но среди имеющегося разнообразия следует выбрать те, которые смогут помочь малышу обеспечить правильный захват. Определите, соответствует ли карандаш следующим параметрам:

диаметр – не более 1 см;
длина – до 15 см;
ребристая поверхность (в идеале приобретите трёхгранные карандаши, гладкий может выскальзывать из пальчиков);
прочный мягкий грифель, который не крошится и не требует сильного нажима; хорошо, если грифель обладает ударопрочными свойствами;
яркий цвет – в основном дошкольники рисуют цветными карандашами, поэтому лучше подбирать сочные оттенки, которые понравятся малышу;
деревянный корпус – не обязательное условие, но желательное

Карандаш, выполненный из качественной древесины, не будет ломким, что важно, потому что малыши часто сжимают карандаши очень сильно.

Как ребёнок должен держать инструмент для письма

С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают

Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?

  1. К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
  3. Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) — он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
  5. Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.
  6. Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.

При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.

Как распознать неправильный навык

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.

Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.

В зависимости от возраста малыша, он захватывает ручку по-разному

Ребёнок держит ручку неправильно если:

  • она располагается в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
  • рука его зажата, напряжена;
  • он пишет, сильно надавливая на бумагу;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Следите, чтобы ребёнок правильно держал ручку в руке, и при необходимости поправляйте его

Обратите внимание на детали:

  • ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны — он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
  • преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
  • Если ребёнок левша

При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:

  • источник света на рабочем месте левши располагается справа;
  • тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
  • расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
  • ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
  • указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.

Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.

Правильное положение пальцев для письма

Начинайте формировать правильное положение пальцев ребенка в раннем возрасте. В 2–3 года, когда кроха делает первые шаги по изучению основ рисования и письма, закладывается ядро, отвечающее за моторику рук. Именно в этот момент необходимо показать ребенку, как правильно держать пальцы на ручке.

Приступайте к обучению, дав дошкольнику для тренировок простой карандаш: грифелем сложнее испачкаться, а в случае чего, его проще отстирать с одежды. Следуйте инструкции, чтобы сделать сложение детских пальчиков корректным:

  1. Расскажите ребенку, для чего нужно знать, как правильно держать карандаш. После понимания им цели, приступайте к занятию.
  2. Уложите карандаш на верхнюю часть среднего пальца малыша.
  3. Зафиксируйте положение карандаша большим и указательным пальцами: указательный разместите сбоку, большой – сверху.
  4. Загните указательный пальчик вместе с мизинцем внутрь ладони. Следите, чтобы указанные пальцы стремились к большому пальцу.
  5. Сдвиньте руку вдоль тела карандаша так, чтобы ее удаление от листа бумаги составило 1–1,5 см. Сам карандаш накрените.

Важно, чтобы для обучения ребенка письму были выбраны правильные принадлежности: они должны иметь круглую форму без граней. Длина ручек и карандашей не должна превышать 15 сантиметров

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь.  Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как  при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому

Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
Добавьте в занятия веселье

Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

Как понять, что ребёнок неправильно держит ручку

Признаками неправильного захвата является следующее:

  • конец письменной принадлежности расположен не в направлении к плечу, а в противоположном;
  • малыш берёт пишущий предмет двумя, четырьмя пальцами или всей ладонью;
  • при письме ручка удерживается очень близко к пишущему кончику или очень далеко;
  • рука сильно напряжена.

Проверить должный захват можно и следующим образом: если оторвать от пишущего предмета указательный палец, то предмет не упадёт.

Проблема неправильного захвата остро встает перед родителями первоклашек. В школе детям приходится часто и много писать, а то, как ребенок держит ручку, напрямую влияет на его почерк и скорость письма. Откуда же возникает эта проблема?

Мелкая моторика рук у маленьких детей развита еще недостаточно, поэтому малыш держит погремушку или карандаш всеми пальцами, зажимая в кулак. Уже в более старшем возрасте некоторые дети изо всех сил сдавливают карандаш, выставляя пальцы вперед. Такое неправильное положение пальцев часто превращается в привычку, от которой бывает трудно избавиться.

Три года – важный рубеж

На то, как именно берёт карандаши ребёнок, стоит обратить внимание уже в три года. В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто

А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее

В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто. А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее.

Обычно обучение начинается с рисования – крохе дарят заветную коробочку с цветными карандашами и первый альбом. Малыши полны энтузиазма! Яркий подарок будит интерес и стимулирует творческий процесс – освоение новой «игрушки» нравится всем без исключения детям.

За рисованием они проводят много времени

Поэтому необходимо уделить особое внимание качеству карандашиков. Они должны быть:

  • достаточно длинными;
  • не толстыми и не тонкими;
  • имеющими трёхгранное сечение – такой предмет легче зажать и удержать в руке (есть модели, имеющие специальные силиконовые насадки).

Те же самые требования выдвигаются и к ручкам. Родители могут приобрести модель с прорезиненными памятками (насадками) – дитя сразу поймёт, куда именно нужно поместить пальчики.

Правильное положение ручки во время письма

Карандаш или же ручку нужно расположить в области верхней части среднего пальца, далее нужно закрепить положение при помощи большого, а также указательного пальца, которые будут располагать сверху и сбоку от среднего. Положение безымянного пальца вместе с мизинцем – загнутое вовнутрь ладошки.

Захват канцелярского инструмента необходимо произвести так, чтобы ее нижняя часть была полностью свободна примерно на 1,5 см, а сам он располагался под наклоном. Положение указательного пальца должно быть максимально расслабленное, его не нужно чрезмерно напрягать, ведь тогда быстрее устанет кисть.

Инструмент для письма необходимо выбирать тщательно, ручка или же карандаш должны иметь простую форму без наличия огромного количества граней, длина не превышает 15 см. Сувенирные канцелярские приспособления для этой цели не подойдут, их трудно правильно захватить пальцами, они достаточно неудобны.

Неправильный захват карандаша и ручки: как появляется проблема

Маленькие дети очень любят рисовать. В возрасте до года родители предпочитают познакомить малыша с пальчиковыми красками. В этом случае кроха творит шедевры без помощи карандаша или кисти. Но по мере взросления ребёнок знакомится с письменными принадлежностями, главными из которых являются карандаши. Возможность раскрашивать любимых героев мультфильмов становится одним из самых важных заданий для крохи.

Если ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше начать объяснять ребёнку, как правильно это делать, тем проще и быстрее он освоит этот навык

В возрасте до года ребёнок большое внимание уделяет погремушкам. Родители могут наблюдать, как именно малыш хватает этот интересный предмет

Также маленькие дети любят рисовать мелками. Взрослым стоит обратить внимание, как малыш держит мелок и рисует с его помощью. Не только эти занятия могут сигнализировать о неправильном захвате ручки в будущем. Дети в возрасте двух-трёх лет любят лепить из пластилина. Играйте вместе с малышом и уделяйте внимание тому, как именно малыш лепит те или иные фигуры.

Как влияет на ребёнка неправильный захват ручки

Многие родители предпочитают не переучивать малыша, ведь ему так удобнее. Является ли такой подход правильным? Специалисты утверждают, что неправильный захват ручки или карандаша влияет на:

  • эстетический вид: некрасиво выглядит, когда взрослый человек держит письменные принадлежности, как маленький ребёнок, не умеющий писать;
  • осанку: неправильный захват может привести к тому, что малыш будет слишком низко наклоняться над партой или столом, уворачиваться в сторону. Это негативно влияет на позвоночник и может привести к сколиозу;
  • зрение: слишком низкий наклон над тетрадью или альбомом может привести к ухудшению зрения;
  • выполнение заданий: когда ручка в руке лежит неправильно, малыш быстро устаёт в процессе написания задания. Это значительно снижает скорость работы и выполнения упражнений. Как следствие, успеваемость ребёнка также снижается, а это влияет на психологический и эмоциональный настрой ребёнка.

Лучше вовремя обнаружить проблему и постараться переучить ребёнка правильному захвату ручки. Это поможет избежать многих проблем в будущем

Родителям нужно готовить руку к письму ещё до того, как малыш будет учиться писать или рисовать. Для этого необходимы упражнения на развитие мелкой моторики. Это могут быть игры с крупами, мягкими и твёрдыми бизибордами, пальчиковое рисование, лепка из пластилина или глины, солёного теста. А когда придёт время, сразу нужно показывать малышу, как правильно брать карандаш и рисовать.

5 простых трюков

Для быстрого перехода нажмите на название раздела

Казалось бы, что писать может каждый и держать ручку или карандаш это привычное дело. Но не так все просто для наших деток. Научиться правильно, держать карандаш, это не простая вещь, как может показаться на первый взгляд!

Если этого не сделать во время, то будет страдать почерк, он будет не разборчивый и неаккуратный. А рука ребенка будет быстро уставать. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше ему потребуется писать, и скорость письма будет увеличиваться. Если не правильно держать ручку, то скорость письма будет ограничена, из — за недостаточного контроля.

Поэтому на это стоит обратить внимание, и помочь ребенку.  Научить его держать ручку. Ниже представлены несколько хитрых, но простых трюков, которые помогут вашему малышу функционально держать ручку или карандаш

Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!

Нам помогут обычные вещи, но их применение не обычное!

Первый трюк — Легкий трюк с прищепкой.

Потребуется обычная бельевая прищепка, деревянная или пластиковая, не имеет значения.

Когда дети держат ручку с прищепкой, то обеспечивается физическая подсказка, которая позволяет им сгибать или закрывать свой мизинец и безымянный палец вокруг прищепки. Это в свою очередь позволяет обеспечить поддержку в письменной форме.

Это значит что средний палец, указательный палец, и большой палец свободны, и могут с точностью двигать карандаш. Большой и указательный палец — держат карандаш и двигают им, а средний палец поддерживает карандаш.

Второй трюк — Трюк с резинкой.

Здесь есть пара вариантов с резинкой.

1) Если проблемы с наклоном карандаша. ТО … Зацепите резинку вокруг карандаша, оставьте хвостик резинки

Попросите ребенка, что бы он просунул руку в резинку, так чтобы резинка оказалась на запястье.

В этом случае карандаш ребенок всегда будет держать под наклоном, как надо, так как, по- другому, резинка не даст поставить карандаш.

2) Если ручку держат более трех пальцев. В этом случае…

К концу резинки надо добавить, какой- либо элемент (брелок, бусина, пуговица и т.п), чтобы в процессе письма его зажимать мизинцем и безымянным пальцем.

Например: можно сделать такой тренажер из черной резинки для волос + синяя резинка + бусинка в виде звездочки.

Попросите ребенка, чтобы он просунул руку в черную резинку в большую дырочку, а в маленькую дырочку черной резинки вставьте карандаш.

Далее скажите ребенку, что надо зажать звездочку безымянным пальцем и мизинцем.

А большой и указательный пальцы будут управлять карандашом, а средний пальчик будет поддерживать карандаш.

Третий трюк — Трюк с салфеткой, или ватным шариком, или маленьким ластиком.

Этот вариант отлично подходит для тех деток, кто держит ручку более чем 3 пальцами.

Рассмотрим пример с салфеткой.

Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку.

Трюк четвертый — Трюк с носком или варежкой.

В этом варианте нам понадобится носок.

В носке делаем три маленькие прорези для пальчиков: большого, указательного и среднего. Если это варежка то, надо отрезать «большой пальчик», и сделать еще две небольшие дырочки.

Далее просим малыша засунуть руку в носок и вытащить три пальчика, которыми он и будет держать ручку. А безымянный палец и мизинец останутся в носке, чтобы не мешались. Носок по желанию можно украсить глазками и ушками.

Трюк пятый — Трюк с канцелярской скрепкой.

Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите ему, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».  

Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»

Как научить трехлетнего ребенка держать ручку и карандаш правильно: объясняем базовые принципы

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

Во время обучения ребенка правильно удерживать ручку, поможет нехитрое упражнение – «пинцетный захват». Необходимо, чтобы он поставил перо на бумагу в вертикальном положении, а затем ухватил его тремя пальцами за верх. Он должен постепенно опустить их вниз, пока пальчики не станут в правильное положение для работы. От пера до пальцев должно оставаться около 2 сантиметров.

Описанное упражнение хорошо подходит для освоения письменных навыков. Чтобы показать, как держать карандаш правильно, пригодится тот же подход. Однако желательно работать с более крупными принадлежностями для рисования. Малышу будет легче запомнить положение пальчиков. Допускается даже нарисовать отметки на карандаше в местах их расположения, чтобы малыш смог сначала сверять правильность техники.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской ладони.

Упражнение для формирования правильного захвата

Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.

Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.

  1. Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
  2. Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
  3. Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
  4. Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
  5. Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
  6. Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
  7. Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
  8. Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.

Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.

Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.

Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:

«Чтобы буковки писать,

А не закорючки,

Нужно правильно держать

Эту ручку в ручке».

Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.

Ссылка на основную публикацию