Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Почему возникают нарушения речи?

Когда родители замечают, что ребенок разговаривает не совсем так, как положено по возрасту, они в первую очередь идут к педиатру, который направляет кроху на логопедическое обследование.

Все причины проблем с развитием речи можно поделить на 2 группы:

  • органические нарушения, к которым привели повреждения ЦНС или органов, формирующих звуки;
  • функциональные нарушения, из-за которых речевой аппарат не может нормально работать.

К появлению обеих групп нарушений могут привести разные факторы, например, инфекция у мамы во время вынашивания ребенка, травма во время родов, воспаление уха в раннем детстве, ДЦП, неправильный рост зубов, короткая уздечка, нарушения зрения и так далее.

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

Буква Л

Для четкой речи важно правильно произносить все звуки. Другой сложной буквой является Л

Сложность в произношении встречается у детей 4,5–7 лет.

При адекватных и регулярных уроках проблема решается. Основными упражнениями являются:

красивое произношение – проговаривать слова с наличием звука Л, особо акцентируя внимание на букве;
игра «игрушки для Ларисы» – для куклы следует собрать игрушки, еду или предметы ухода на букву Л;
игра «один или много» – необходимо называть слова, содержащие звук Л в единственном и множественном числе (например, ель-ели, лама-ламы и другое).

Также можно играть в поиск буквы, рассматривать картинки. Уже через неделю постоянных упражнений можно достичь первых положительных результатов.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми

С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

Что делать, если ребенок не говорит

Упражнения для развития речи.

Если ребенок на втором и третьем году жизни не разговаривает или использует малопонятную скудную речь, то необходимо обратиться к логопеду, психологу и неврологу для общей диагностики.

Ситуации, которые оказывают негативное влияние на развитие речи:

недостаточное общение со взрослыми;
невнимание взрослого к проблемам ребенка;
неблагоприятные эмоциональные и гигиенические условия для развития ребенка;
понимание ребенка и выполнение его требований без необходимости объяснять и использовать новые слова, отсутствие стимула к развитию;
преобладание у взрослого «детских» фраз, когда не ребенок подражает взрослой речи, а, наоборот, взрослый спускается на уровень ребенка;
преобладание эмоционального общения над деловым, когда родители активно использует восклицательные междометия, похвалу, но не применяют подсказки, объяснения.

Если у ребенка замедленно развивается активная речь, то следует убедиться, что:

  1. У него нормально развит слух.
  2. Он понимает обращенные к нему просьбы.
  3. Пытается подражать словам.
  4. Взаимодействует в ситуации общения.

В таких случаях физиологических отклонений нет, но необходимы специальные условия:

  1. Избегать физического и эмоционального перенапряжения.
  2. Создать адекватный возрасту режим: следить за нормами сна и бодрствования, обеспечить полезным питанием, активными прогулками. Посещать детские площадки с большим количеством детей. Мотивировать ребенка забираться на ступеньки, горки, лазить по спортивному комплексу.
  3. Использовать в разговоре внятную, спокойную речь. Разговаривать в быту, включать речь в предметные действия.
  4. Сопровождать показ предметов увлекательным рассказом.
  5. Рассказывать сказки, читать стихи, рассматривать детские книжки, обсуждать их.
  6. Для стимуляции речи давать поручения: сказать что-то кому-либо, передать, позвать, попросить.

Речь до трех лет развивается активно, скачками. Период раннего детства — время, когда упражнения на речевое развитие дадут максимальный эффект.

Признаки речевого дизонтогенеза

У детей с нарушениями речи наблюдаются следующие признаки:

  • ребенок не говорит или общается простыми фразами;
  • отсутствие или низкая потребность в общении;
  • односложные ответы на вопросы;
  • наличие эхолалий;
  • нарушения слоговой структуры;
  • затруднения при составлении развернутого высказывания;
  • наличие большого количества звукоподражательных комплексов;
  • при общении используются невербальные средства – мимика и жесты;
  • затруднения в понимании простых инструкций.

Чем раньше будет оказана логопедическая помощь, тем проще будет привести речевое развитие ребенка к норме. Дети 3-4 лет уже начинают осознавать свой речевой дефект и могут испытывать психологический дискомфорт, что приводит к нежеланию общаться и агрессивным реакциям.

Кроме речевой, у такой категории детей может быть неврологическая симптоматика:

  • гиперактивность – ребенок слишком активный, расторможенный;
  • гипоактивность – медлительность, заторможенность в движениях;
  • плохо выполняет действия, связанные с тонкими дифференцированными движениями пальцев (застегивание пуговиц, работа с ножницами и т. д.);
  • трудности в овладении навыками самообслуживания;
  • затруднения в концентрации внимания;
  • малыш не может слушать длинные сказки и рассказы – ему становится неинтересно;
  • не принимает участие в сюжетно-ролевых играх – не понимает и не принимает правила игры.

Неврологическая симптоматика может сочетаться со сложным речевым расстройством. Если у малыша присутствует большая часть перечисленных проявлений, то необходима помощь логопеда.

Что делаем?

При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3

Занятия могут состоять из следующих компонентов:

  • игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
  • звукоподражательные игры;
  • развитие слуха;
  • логоритмика;
  • игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.

Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).

Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.

Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».

Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.

Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.

Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.

Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.

При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.

Речевые нормы

Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.

  • Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
  • Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
  • В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
  • Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
  • Обычная речь имеет правильный средний темп.
  • Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
  • Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
  • Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
  • Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
  • Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
  • Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
  • Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.

Занимаемся дома

В сложных случаях одних занятий с логопедом будет не достаточно. Родителям придется заниматься с ребенком самостоятельно. Однако и при более благоприятном прогнозе домашние занятия принесут только пользу. Это и закрепление полученных у логопеда навыков, и полностью домашние игры, если, к примеру, не удалось найти подходящего логопеда или проблема не слишком серьезна.

Вот несколько правил, которые помогут родителям правильно организовать логопедические занятия для детей дома.

  • Превращайте каждое занятие в игру. Если ребенок увлечен, он осваивает нужные навыки ненавязчиво и быстро.
  • Длительность занятий увеличивайте постепенно: начиная с 5 минут, постепенно доводя до 20–35.
  • Не перегружайте малыша информацией. 2–3 игр за один раз вполне достаточно для адекватного усвоения материала.
  • Помните о похвале. Для малыша это лучший стимул.
  • Играйте, когда ребенок бодр и в хорошем настроении (после завтрака или обеденного сна).
  • Помните, что малыш всему учится, подражая вам. Поэтому всегда показывайте ему что-то, повернувшись лицом к лицу.
  • Если при выполнении задания вы знакомите малыша с какими-то природными явлениями, стройте работу так, чтобы они соотносились с реальностью (снег, мороз изучаем зимой, листопад – осенью).

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Занятия со взрослыми

Логопедические упражнения для взрослых имеют ту же основу, что и в случае коррекционных сеансов в детском возрасте, – манипуляции, направленные на улучшение произношение звуков, речи в целом. Особой эффективностью обладают следующие упражнения:

  • разучивание скороговорок, сначала простые, после – более сложные;
  • чтение вслух, изучение и рассказ стихотворений;
  • пение простых песен со сложными звуками, словами.

Скороговорки следует выговаривать на выдохе, так легче правильно произносить слова. И со взрослыми, и с детьми следует быть терпеливыми

Родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми и корректируют произношение сложных звуков, важно соблюдать системность и регулярность

Ссылка на основную публикацию