Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания
Главные правила
Из всего того большого объёма учений и философии, которые посвящены в иудаизме отношениям в семье и, в частности, повествуют про воспитание детей, можно выделить несколько основных правил, о которых необходимо помнить всегда — и постоянно ими пользоваться.
Родители — это пример для подражания
Ребёнок — зеркало, в котором отражаются родители. Согласно Торе, характер любого человека легко определить по нескольким критериям, а именно:
- поведение в гневе;
- отношение к деньгам;
- факторы, которые выводят его из себя.
Дети — самые чуткие существа, и они считывают все наши слова, жесты и даже мимику не только тогда, когда мы спокойны, добры и счастливы. Они ещё более тщательно наблюдают нас в гневе, их интересует наше поведение в экстремальных ситуациях, а не только тогда, когда всё идёт своим чередом. Если вы не хотите через полгода, год, а то и 10-15 лет увидеть копию своих негативных черт — пытайтесь показывать лишь позитивные.
К тому же дети безошибочно списывают нашу шкалу оценок. Подумайте, оценка в дневнике ребёнка действительно важнее, чем его плохое поведение с другим человеком или животным? Тогда и ведите себя адекватно этой шкале.
Учитесь преодолевать трудности — только так вы научите тому же детей, ведь они усваивают именно вашу систему, а не чью-либо ещё.
Проводите как можно больше времени с детьми
Их детство никогда не повторится снова, и они должны вырасти с уверенностью, что вы всегда готовы помочь им.И мать, и отец должны максимальное количество времени посвящать общению с ребёнком. Играть с ним, гулять на улице, посещать мероприятия, ездить на пикники, заниматься спортом — так вы создадите настоящую близость, доверительные отношения в семье. Воспитание без близости и доверия невозможно.
Разумеется, современным родителям сложно много сидеть с ребёнком — темпы работы, которых от нас требует общество, не позволяют женщине даже дождаться окончания декретного отпуска, не то что стать домохозяйкой. Но то время, что остаётся у вас после и вне работы — вечерами и на выходных — всегда ли вы используете его с умом? Проведите досуг с детьми. Чтобы ребёнок понял, что он действительно важен для родителей, никогда не показывайте ему, что вам неинтересно или вас тяготят совместные занятия. Он должен знать, что если вы нужны ему, вы сможете бросить всё и прийти на помощь.
Не бойтесь поощрять детей
Еврейские каноны, так много внимания уделяющие примерному поведению родителей, призывают не воспринимать как должное идеальное поведение детей — ребёнок только учится вести себя хорошо, и его следует за это хвалить и поощрять!
Воспитание предполагает не только наказание за проступки, но ещё и стимулы для хороших дел. Если ребёнок заслужил — похвалите его, причём не только наедине, но и перед всеми. Тогда у маленького человека появится понимание, что его любят и ценят. И он постарается быть благодарным и далее соответствовать высокой оценке.
Воспитание наполовину зависит от молитв Богу, а наполовину — от мира в семье
Даже самые верные каноничные евреи понимают, что ни в чём в мире нельзя положиться лишь на Бога, не прилагая собственных усилий. Воспитание ребёнка — это большой труд, и взаимодействие происходит не только между сторонами родители — дети, но и между обоими родителями.
Дети, копируя манеру поведения каждого из членов семьи, запоминают и всю модель вашего брака.
Воспитание самостоятельности ребёнка необходимо начинать с малых лет.
Как бы ни была сильна ваша любовь и готовность прийти на помощь, однажды вашим детям придётся обходиться в мире без вас — и приучать их к самостоятельным решением нужно уже в раннем возрасте.
Как вы собираете ребёнка в школу? Будите, кормите, помогаете одеваться, вечно поторапливаете, вечно раздражаясь и нервничая? Научите его самостоятельно следить за временем. Быть вовремя в школе или на тренировке — его забота, а не ваша. Без страсти напоминайте ему, который час, но не торопите — тогда со временем любой ребёнок приучиться рассчитывать на себя. То же касается и других сфер жизни. Начиная с малого — стремитесь к воспитанию в ребёнке самостоятельно личности, человека. Тора даёт множество предписаний о том, как следует воспитывать детей, а еврейские педагоги и родители дополняют эти теоретические наставления практикой и реальным опытом. Но главное, чего придерживаются в воспитании детей евреи и что необходимо практиковать людям всех конфессий — это любовь к детям, гармония и мир в семье.
Секреты воспитания детей от еврейских родителей
Еврейская мать никогда не говорит своему ребенку, что он плохой, она вместо этого скажет: «как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?»
Еврейские матери имеют такую позицию: «У моего ребенка нет, и не может быть недостатков». Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.
Умная свобода
Современное еврейское воспитание объединяет две противоречивые вещи: свободу ребенка и ужесточение требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.
В еврейских семьях дети ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой помадой – не повод упрекать или ругать ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка – не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Еврейские дети / Фото Rifmnet
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает границы недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи вылить можно, а вот бить бабушку по голове – нет.
Хвалить ребенка по любому поводу
Мама всегда хвалит своего ребенка, еще с самого рождения ребенка. Еврейская мама восхищается даже наименьшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новое слово или неумелое пятно в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное – ребенок должен увидеть, что ее хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезные, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.
Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая мелочи, и поощрять их при каждом удобном случае, это может изменить их поведение. Чтобы укрепить стремление малышей к хорошему, позвольте им как-то «подслушать», как вы расказываете об их успехах своим друзьям.
Высокая степень ответственности за свое поведение
Евреи направляют детей своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному.
Любовь и уважение в семье
Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена – отец и мать
Поэтому детей необходимо с детства приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и наоборот
Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их отношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. Кроме того, подобное поведение родителей – прекрасный пример для подражания.
Учиться быть родителями
Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья.
Еврейская семья / Фото Imrey
Стремясь воспитать успешных, самостоятельных детей, которые твердо стоят на своих ногах, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле каждый желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения.
Учить детей правильно распоряжаться временем
Еврейские дети не знают, что такое лень и шатания по дворам: скрипка, английский, математика – все одновременно и много. С детства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом, и это нормально.
Сбалансированность — важный принцип взаимодействия
Понятно, что любых, даже самых умных и послушных детей родитель должен направлять, но как? В зависимости от ситуации это следует делать либо мягко, терпеливо с любовью указывая на правильный путь, либо жёстко, настаивая на своём, но не травмируя психику ребёнка.
Еврейское воспитание допускает телесные наказания, но лишь в том случае, если родитель находится в спокойном состоянии, мыслит трезво и переживает наказание вместе с ребёнком. Но также педагогические каноны предполагают, что без телесных наказаний в абсолютном большинстве случаев можно обойтись. Для этого нужно правильно, грамотно и своевременно доносить до ребёнка свою мысль.
Еврейское воспитание предлагает родителям начинать всегда с себя. Вместо быстрой бурной реакции сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, уйдите в пустую комнату, удалите от себя злость или выплесните её на предмет (например, подушку). Лишь успокоившись, вернитесь к детям и постарайтесь спокойно, но твёрдо донести до них свою точку зрения. Что следует сделать женщине из нашего примера, когда она восстановит внутренний баланс и выйдет к детям?
- объяснить, какой у неё был тяжёлый рабочий день, как и почему они устала;
- рассказать, какие её ожидают дела на вечер и чего ей на самом деле бы хотелось (как она могла бы отдохнуть, например);
- поговорить с детьми о том, почему необходимо поддерживать порядок в доме и спросить, как считают они;
- рассказать, почему её очень расстраивает беспорядок и что именно следовало и не следовало делать;
- попросить детей самостоятельно убрать за собой, рассказав им, как это сделать.
Долго? Да. Требует терпения и выдержки? Ещё бы! Но ведь на самом деле ни один ребёнок не хочет расстраивать свою мать, и, получив шанс исправить ситуацию, он не только уберёт за собой, но и навсегда запомнит этот урок, а плохих своих поступков никогда не повторит. Согласитесь, это ведь в разы эффективнее, чем накричать на детей, наказать их и убирать весь беспорядок самостоятельно?
Мириам Леви, автор всемирно известных книг про еврейское воспитание, советует матери или отцу, с чьих уст уже готово сорваться резкое слово в адрес детей, представить себе, что каждое из их слов записывается и будет передано Богу. Захочет ли человек, чтобы Бог услышал столь резкие и неприятные слова? Баланс между твёрдостью и мягкостью в воспитании детей должен быть всегда.
Гармония в семье — главный принцип воспитания
Всяким родителям, а в особенности молодым, в первые годы жизни ребёнка приходится нелегко. Кроме своих забот и интересов добавляется множество хлопот и даже то время, которое отрывается ото сна или работы на общение с ребёнком, кажется им золотым.
В кутерьме между работой, домашними хлопотами и помощью членам семьи теряется самое необходимое, важное для всех детей — способность к взаимопониманию в семье
Мелкие заботы и конфликты, которые накапливаются словно снежный ком, не решаются родителями сразу — ведь им обычно некогда обращать внимание на такие мелочи. Как следствие — тотальное раздражение, усталость, озлобленность, замкнутость в себе и нежелание идти на компромиссы
То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию. Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних.
Нарушено равновесие и эмоции выплёскиваются через край: не имея доступа друг к другу, родители кричат на детей, либо просто срываются на всех близких и приближённых людях — опять-таки, в том числе на собственных чадах. Как реагируют на это дети? По-разному, но ничего хорошего в результате не выходит. Маленькие дети реагируют на крики взрослых испугом или плачем, замыкаются в себе, в них рождается страх. Дети постарше, подражая родителям, становятся несдержанны и капризны, требуют немедленного исполнения их потребностей, желаний и прихотей, начинают повышать голос на всех, включая родителей.
Эта картина, увы, знакома многим семьям, а причина кроется в самих родителях. Поэтому еврейское воспитание подразумевает, в первую очередь, следование принципам Торы в нахождении гармонии и терпения внутри себя и внутри супружеской пары — это поможет всем членам семьи.
2 принцип. Разумная свобода
Да, друзья, в еврейских семьях дети чуть ли не бегают по потолку. Кто был в Израиле, тот наблюдал картину, когда ребёнок сходит с ума, носится в магазине, задевая всё вокруг, а родителям будто всё равно И действительно, большинству-таки всё равно. Раскрасить папин паспорт дорогой маминой помадой – это не повод для наказания. Для еврейских родителей свобода ребенка – это воздух, которым нельзя не дышать.
Но что же это за вседозволенность? А вот и нет, наказания имеют место быть, если ребенок перестали все границы дозволенного. Например, если чадо вылило мамины духи на дворовую кошку – это нестрашно, но вот бабушку ими по голове бить нельзя.
Средние века
Идеалы воспитания, сформировавшиеся в талмудический период, продолжали служить основой воспитания детей в средние века, хотя изменившиеся условия жизни и нееврейское окружение оказывали заметное воздействие на процесс воспитания. Поэтому наряду с тенденциями, общими для всего еврейского мира, в воспитании обнаруживаются определенные различия между общинами. В странах ислама в высших слоях еврейского общества детям давали наряду с религиозным также и светское воспитание, как это было принято у мусульман. Оно включало не только изучение светских наук, но и привитие хороших манер, выработку красивого почерка, умение сочинять стихи. Шмуэль ха-Нагид сложил несколько стихотворений, темой которых было воспитание его сына Иосефа. В моральном воспитании большую роль играли этические идеалы. В низших слоях общества воспитание сохраняло более традиционный характер.
С началом упадка исламской цивилизации в 13 в. евреи начали возвращаться к традиционному еврейскому воспитанию. Аналогичный процесс произошел также среди евреев, изгнанных из Испании (см. также Изгнания) и расселившихся в пределах Османской империи. В общинах изгнанников детям стремились привить не только общееврейские традиции, но и сохранить специфические традиции евреев страны исхода. Воспитание в этот период характеризуется распространением каббалистических мистических верований (см. Каббала). С упадком Османской империи (начиная с конца 16 в.) и ухудшением условий жизни ее еврейского населения усилилась роль семейной солидарности и, как результат, возросло влияние патриархальной семьи на воспитание детей.
У ашкеназов средневековой Европы еврейскому воспитанию и образованию детей придавалось огромное значение, в то время как светское воспитание и изучение светских наук не получило распространения. Хотя законоучители считали, что к изучению Талмуда мальчики должны приступать в возрасте 15 лет, в европейских общинах детей, как правило, отдавали изучать Талмуд в возрасте 10 и даже 8 лет. Эта практика объясняется тем, что большинство детей прекращали учебу в 13 лет, и родители стремились успеть дать им по меньшей мере первичные религиозные знания. Поскольку среди евреев Северной Франции и Германии было распространено занятие международной торговлей, и глава семьи надолго отлучался из дома, роль матери в воспитании детей была особенно велика. Жестокие преследования евреев Западной Европы в 11–14 вв. (см. Крестовые походы), а позднее — погромы Б. Хмельницкого на Украине (1648–49), неоднократно ставившие евреев перед выбором между насильственным крещением и смертью, оказали влияние на воспитание, в котором все больше подчеркивался идеал готовности умереть за веру (см. Киддуш ха-Шем).
С изобретением книгопечатания получило широкое распространение чтение нравственной и дидактической литературы, что было тесно связано с воспитанием детей. Особенно значительным было влияние литературы на идиш на воспитание девушек, так как они обычно не знали иврита. Немалую воспитательную роль играли еврейские ремесленные цехи, члены которых рассматривали себя как одну семью, имели, как правило, свою синагогу, организовывали совместные празднества и заботились о воспитании осиротевших детей своих членов.
Ошибка — это не приговор
Часто, учась выстраивать отношения с другими людьми, мы делаем множество ошибок. Это касается и взаимоотношений в семьях, когда родители запоздало понимают, в чём недосмотрели, обделили, обидели своих детей, где совершили промах. Осознать свою неправоту можно и через десять минут, и через десять лет — и этот факт собственного несовершенства, неправильного выбора делает больно и заставляет беспокоиться.
Нет в мире такой ошибки, кроме смерти, которую мы не можем хотя бы попытаться исправить. Не нужно бояться извиниться перед ребёнком, супругом, родителем, другом, любым человеком, если были не правы. Не стоит переживать, что не сможете загладить вину — как правило, в последствие оказывается, что мы переживали и тратили внутренний ресурс по пустякам.
Не стремитесь быть идеальными во всём и не учите этому своих детей! Это не повод, конечно, делать ошибки преднамеренно, но сможете ли вы всегда, например, содержать дом в идеальной чистоте, вовремя готовить обед, заниматься работой и при этом всегда доброжелательно относится ко второй половине и детям? В еврейских семьях (а они, как правило, многодетны) воспитывается одновременно 5-6 детей. Думаете, их матери и отцы всегда похожи на улыбающихся актёров из рекламы и никогда не допускают промахов? А, тем не менее, результат, который даёт их воспитание, впечатляет.
Главное, что следует понимать — нельзя за внешними проявлениями любви и заботы (хороший ужин, чистый дом) забывать о проявлениях внутренних: гармонии, тёплых отношениях, доброте и нежности. А если вам случилось всё же допустить ошибку в отношениях — признайте её и идите дальше. Воспринимайте её на всё долгом пути, которое представляет собой воспитание ребёнка, как трамплин для прыжка. И с такой же лёгкостью прощайте ошибки других, в первую очередь — ваших детей. Любой промах — это не приговор, а повод научиться, как действовать правильно.