Как воспитывают детей в японии

Особенности японской системы воспитания детей

Японцы считаю коллективное мышление — правильным. Воспитывают детей так, чтобы сын и дочь умели гармонично работать в коллективе. Иногда в школе подросток пытается показать свои индивидуальные способности и становится объектом для насмешек и издевательств.

В современном мире, японцы начинают понимать важность творческого начала личности, ее индивидуальные таланты, однако проблема имеет место быть до сих пор. Даже во время воспитания малыша, мама не ругает его, так как боится отчуждения и одиночества

Организация воспитания Японии очень необыкновенный, направленный на развитие коллективизации, самостоятельности, упорства. Уважение старших, почитание традиций, внимательное отношение к родителям — одни из главных особенностей японского воспитания.

Наши современные родители стараются взять лучшее из разных систем образования. Японское отношение к воспитанию может показаться жестким, однако, только родителям выбирать способы и методы воздействия на свое чадо.

Виды детских садов

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн — государственный ясли-сад, в который принимают детей с трех месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4 часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов — етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4 часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Роль матери в японской семье

Воспитание детей в японской семье лежит в основном на плечах матерей, отец практически не принимает участия в этом процессе, особенно в первые годы жизни ребёнка. В Японии даже есть специфическое слово для обозначения матери -«амаэ», которое трудно перевести на русский язык. Оно выражает глубокую и желанную зависимость ребёнка от главного человека в его жизни.

И действительно — в этой стране нечасто можно увидеть плачущего ребёнка. Мать старается сделать всё так, чтобы для слёз у малыша никогда не возникало никакого повода. В первый год жизни младенец ещё как бы остаётся частью тела матери, которая носит его за спиной или на груди. В японских магазинах одежды даже продают специальные куртки с пристёгнутым на молнии отделением для детей. Ночью малыш всегда спит рядом с матерью.

Японская мать никогда не будет утверждать свою власть над детьми, так как это может привести к отчуждению. Мать никогда не оспаривает волю и желания ребёнка, и если выражает своё недовольство каким-либо поступком сына или дочери, то делает это косвенным путём. Она как бы даёт понять, что очень огорчена поведением ребёнка, а многие японские дети настолько боготворят матерей, что в случае проступков глубоко чувствуют вину и раскаяние. В случае конфликта мать никогда не отдаляется от малыша, а наоборот, пытается быть ещё ближе к нему, чтобы усилить эмоциональный контакт.

В Японии не принято, чтобы дети помогали матерям мыть посуду, убирать в комнате. Всю работу по дому японская хозяйка выполняет самостоятельно. Считается, если женщина попросит у кого-либо помощи, значит, она не справляется со своей главной ролью — быть матерью и содержать в порядке дом. Даже близкие подруги не помогают друг другу в хозяйственных делах.

В Японии главная функция женщины — материнство — превалирует над всеми остальными. Обращаясь друг другу,японские женщины редко используют имена, а обозначают именно семейный статус — «привет, мама такого-то, как ваши дела?»

Традиции японской семьи

По традиции в японской семье кроме отца и матери должно быть двое детей. Семейные роли прежде были чётко разделены:

  • муж – добытчик;
  • супруга – хранительница семейного очага.

Мужчина был главой семьи, все прочие члены семьи обязаны были ему беспрекословно подчиняться.
С прошлого века, когда на Японию стала сильно влиять западная культура, многое поменялось. Сейчас женщины пытаются семейные обязанности совместить с работой. Но и сегодня о равноправии полов здесь говорить рано. Хозяйство и воспитание детей до сих пор остаются главным уделом японских женщин. Жизнь мужа поглощена компанией, где он работает. Разделение ролей супругов видно даже в терминах:

  • жену часто называют «канай», что в буквальном переводе означает «внутри дома»;
  • мужчина же называется «сюдзин» – «хозяин», «главный человек».

В отношении к детям также видна субординация, ведь там нет привычных слов «брат» или «сестра», но есть старший брат и сестра, младший брат и сестра. Поэтому в сознании ребёнка всегда присутствует понятие вышестоящего и нижестоящего. Среди всех детей особенно выделяется старший сын – наследник родительского дома.

Философия «икудзи»: бог, слуга и равный

Основной метод, применяемый в процессе воспитания в Японии, называется «икудзи». О возрастных параметрах этого процесса было сказано ранее, в этом разделе мы решили более подробно остановиться на каждом и этапов японской философии.

«Бог» (до 5 лет)

Все это время к малышу действительно относятся как к маленькому божеству – ему потакают, выполняют все прихоти, и не наказывают за недостойные поступки. Примечательно, что в Японии даже груднички почти не плачут, поскольку их мамы всегда настороже, и хорошо знают, что малышу потребуется в данный момент. Со стороны это кажется неразумным потаканием маленькому человечку,  но японцы придерживаются совершенно иного мнения. Они уверены в том, что таким образом родители демонстрируют безграничную любовь к своим детям.

«Раб» (до 15 лет)

Этот период начинается с шести лет, и совпадает с походом в школу. Малыши  отправляются на уроки, меняется их образ жизни, они обретают  навыки коллективизма. Здесь нет хороших и плохих, поскольку все равны, а самым страшным наказанием является отстранение от коллектива. Взаимоотношения в семье обретают совсем другой характер – от детей требуется ответственное отношение к учебе, в приоритете находится команда – как в виде школьного коллектива, так и в виде семейных отношений. Личное отводится на второй план, но при этом родительская любовь никуда не исчезает, она просто обретает другой формат.

«Равный» (Взрослый)

В это время подросток уже становится равноправным членом коллектива, с ним начинают считаться, доверяя самостоятельное принятие решений в разных ситуациях. Дети сами выбирают себе профессию, тем самым формируя в дальнейшем свою судьбу.

Мальчики и девочки

Здесь отдельно стоит отметить еще одну характерную черту японского воспитания детей – разделение по гендерному признаку. К воспитанию девочек и мальчиков в семьях разный подход. Ребят не допускают на кухню, также им запрещено участие в хозяйственных делах. В школьном возрасте нагрузка и них намного больше, чем у девочек —  у них есть дополнительные занятия в клубах и кружках. Девочки в это время гуляют со своими подружками в развлекательных парках, и болтают о своем, девичьем.

Несомненно, применение традиционных методов воспитания, усиленных современными разработками ученых, дает возможность растить маленьких японцев с чувством «плеча», нужности другим, полезности человечеству.  И именно такие способы воспитания не позволяют забывать о народных традициях и быть Человеком в прямом смысле слова. И такое отношение к своим детям у японцев не может не вызывать чувства уважения у нас.

Икудзи — непривычная  и очень часто удивительная система воспитания. Так считают многие наши соотечественники. Но тем не менее, она действительно апробирована временем, и показала отличные результаты, с чем нельзя не считаться.  

Три ступени японского воспитания

Традиционное воспитание в стране восходящего солнца делит возраст ребёнка на три фазы:

  • возраст от 0 до 5, в этот период японский ребёнок считается «императором»;
  • возраст от 5 до 15, эти десять лет ребёнок считается «рабом»;
  • и возраст после 15 лет, когда детей называют «равными».

Следует сразу предупредить, что такая методика воспитания работает идеально только в самой Японии, так как там её принципам следуют во всей стране, от мегаполисов до провинций. В среде, где существуют другие традиции, эти методики нуждаются, по меньшей мере, в корректировке и адаптации к местным реалиям.

«Император»

Первая фаза характеризуется тем, что ребёнку ничего не запрещается. От родителей он слышит, в крайнем случае, только предостережения — «это грязно», «это плохо» или «это опасно».

Всю вину за ушибы и падения ребёнка мать всегда берёт на себя и обязательно просит у малыша прощения, если вдруг он обжёгся или упал. Когда ребёнок начинает ходить, мама следует за ним по пятам буквально на расстоянии вытянутой руки. Папы же появляются в этот период жизни малышей только во время выходных прогулок. В хорошую погоду японцы гуляют в парках, а в плохую идут в торговые центры и супермаркеты, где организованы площадки для детских игр.

Родители-японцы не повышают на своих детей до голоса, никогда не читают им нотации, не говоря уже о телесных наказаниях. Воспитательные методы тут совершенно иные. К примеру, широко распространёна такая методика воспитания, который можно назвать «угрозой отчуждения» — для маленьких (да и больших тоже) японцев самое страшное моральное наказание — это отлучение от дома, от семьи, от клана. А также противопоставление нежелательных действий ребёнка принципам коллектива.

И этой действительно страшно для детей — оказаться отчуждённым от других. Японское общество состоит из групп, а не из индивидуумов. Достаточно сказать японскому ребёнку: «Если ты будешь так себя вести, все будут над тобой смеяться», и он серьёзно задумается над своим поведением. Одиночество очень тяжело переживается японцами, которые не мыслят свою жизнь вне групп, вне коллектива.

В Японии нет общественного порицания — здесь взрослые никогда не сделают замечания ребёнку и его матери на улице, даже если этот ребёнок ведёт себя, мягко говоря, невоспитанно. Для многих японских детей отсутствие осуждения и наказания — повод ставить свои капризы и прихоти превыше всего. До 5 лет здесь полно маленьких диктаторов, считающих своих мам и бабушек прислугой. Даже если он сделает что-то дурное, единственное, что услышит, это смех и слова о том, что это «нехорошо» или «опасно».

«Раб»

Этот период более продолжительный, чем первый. С пяти лет ситуация кардинально меняется, и воспитание японских детей ведётся в строжайшей дисциплине.

В этом возрасте жестко регламентировано не только поведение ребёнка, но и его внешний вид. Японская школа — это место, где дети ведут себя сдержанно, ходят в строгой форме и почтительно относятся к учителям. Главные принципы, которые прививают детям в этом возрасте, это принципы равенства всех членов социума без учёта их происхождения и финансового положения семьи. «Не выделяйся, будь, как все» — вот основной жизненный принцип японского школьника.

«Равный»

В этом возрасте к молодому члену общества уже относятся, как к взрослому, способному нести ответственность за себя, свою семью и государство в целом. К этому времени молодой японец должен чётко знать и соблюдать все принятые в обществе правила. В учебных заведениях он должен следовать традициям и нормам, но зато в свободное время может вести себя, как ему заблагорассудится — носить какую угодно одежду, следовать западной моде или, наоборот, позиционировать себя как хранителя самурайских традиций и закалять тело и дух.

Мать и дитя — едины

Пот, боль, слёзы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Её маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золочёнными буквами — именем матери и датой рождения ребёнка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и её чада.

Матерей в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины. Конечно, к XXI веку нравы сильно изменились. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребёнку не исполнится три года. Негоже оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом — у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в стране задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески совершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с кармашками для детей.

Амаэ — тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создаёт незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить или обидеть свою мать.

Причина возникновения традиций воспитания

Японцы– крайне дисциплинированная и консервативная нация, воспитанная по всем канонам коллективизма. На протяжении всего существования государства, с самых древних времен здесь сложилась строгая социальная иерархия, которая прослеживается абсолютно в любой сфере жизни: будь то государственная или военная служба, отношения между рабочими и начальством в крупных корпорациях, проявление уважения учителям в общеобразовательных заведениях и конечно же в семье.

Для населения Японии главным приоритетом в жизни является поиск социальной группы, в которой человек будет «вертеться» на протяжении всей своей жизни.

Однако самой важным социальным объединением для любого азиата является семья. С глубокой древности главной обязанностью японцев было поддержка авторитета семьи и продолжение клана. Таким образом отношение внутри дома чаще всего основывались не на любви, а на взаимном уважении и следовании определенных правил.

Японская семья, как мы уже выяснили, строго иерархична: во главе семьи находится отец-кормилец, мать всегда располагалась ниже по статусу, и ее главной обязанностью было воспитание детей.

Детей с ранних лет приучали к социальной градации и нормам этикета в общении, поэтому к старшим детям относились почтительней, чем к младшим. Старший брат (ани) являлся кровным наследником семейного имущества. Именно он должен оставаться с престарелыми родителями и думать о их оставшемся будущем.

Строгая систематизация жизненных социальных норм в Японии позволила воплотить в жизнь непонятную для европейцев методику воспитания своих чад.

В чем цель такого воспитания?

Основой воспитания детей в Японии является научить их чувствовать себя частью коллектива. На первых этапах жизни это семья, но по мере развития и роста человека коллективом становиться учебный класс, место работы — фирма или корпорация. На самом деле это дает положительный результат, так как в промышленной сфере каждый работник свою деятельность направляет на благо развития своей корпорации. Именно поэтому японские товары отличаются таким высоким качеством, ведь любой промах может негативно сказать на имидже целой фирмы.

У такой системы воспитания есть и обратная сторона медали. Так как каждый член общества научен думать коллективно, это тормозит самостоятельное мышление. То есть японцы очень зависимы от мнения социума. Поэтому дети плохо себе представляют, как можно высказать свою мысль, ведь они бояться получить осуждения со стороны окружающих.

Хотя российским родителям есть чему поучиться, ведь японские дети очень трепетно относятся к авторитету старших

Для них важно чтить не только свою семью, но и традиции страны, благодаря чему государство может развиваться и развиваться. Если россиянам импонирует такая система воспитания, то они могут ее попробовать на своих детках

Но полноценно ею воспользоваться не получиться, так как социум «внесет» свои коррективы. Можно попробовать ее адаптировать под менталитет нашей страны.

В чем заключается главный принцип

Первые 5 лет жизни для ребенка не существует преград. Даже самые неловкие и абсурдные происшествия люди пропустят мимо и не обратят внимания, а может быть даже с умилением улыбнуться. Чего уж взять, мол, ребенок!

Принцип «до пяти лет, ребенок – царь» направлен на раскрытие творческого потенциала малышей, на раскрытие позитивной морали мира. Конечно, это связано и с религиозными аспектами.

Так, получается, что матери балуют своих детей, исполняя все прихоти, следуя постоянно за ребенком. И если чадо упало или поранилось, мама всегда будет винить в этом себя, за то, что не усмотрела.

Но так ли это хорошо отразится на воспитании ребенка? К пяти годам чадо становится невыносимо избалованным и не ведающем родительского авторитета.

Безусловно, родителям из России, с нашим менталитетом не стоит пользоваться данной методикой. Ведь следующий десяток жизни, ребенок проведет буквально в строгом режиме, под постоянные упреки матери.

В период с 5 до 15 лет дети из плаксивых и разбалованных карапузов постепенно превращаются в членов одной из наиболее дисциплинированных наций в мире. Вот она сила традиций, социума и менталитета.

К пятнадцати годам, подросток считается равным человеком, а главная цель – воспитание человека системы, достигается.

Ребёнок — бог

Copyright Shutterstock

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребёнок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А всё потому, что в её основе лежат личный пример и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование Nihonjin no shitsuke to kyōiku : hattatsu no Nichi-Bei hikaku ni motosuite разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и в Америке. Учёный Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребёнком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребёнку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала всё заново. Американки шли другим путём. Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили.

Основываясь на замеченной разнице в педагогических методиках, Азума определил «вразумляющий» тип родительствования. Японцы вразумляют своих детей не словами, а собственными поступками.

При этом ребёнка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих людей и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжёгся, амаэ просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок чада.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберёт игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить её. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно всё. Тем самым, в их сознании формируется образ «я хороший», что позже превращается в «я воспитанный и любящий своих родителей».

Детский сад по-японски

В три года ребенка отдают в детский сад. Их выделяют несколько видов. Хойкуэн – государственное учреждение, где малыш может находиться весь день. В етиэн ребенка можно оставлять только на 7 часов. Обычно такими садами пользуются мамы, которые работают по 4 часа в день. Самыми престижными считаются детские сады при университетах. Их называют элитными. Чтобы попасть в них, нужно вложить немало средств. Зато потом ребенка без проблем возьмут в хорошую школу и университет.

Кстати, в садах предусмотрены ясли, но отдавать в них маленького ребенка считается предосудительным в обществе. Поэтому, мало кто на это решается.

Войдя внутрь детского сада, россияне бы точно удивились. Там нет ничего лишнего. Все игры, занятия, приемы пищи проходят в одной и той же комнате

Большое внимание уделяется детскому питанию. Так, если вся группа отправляется на целый день на какую-нибудь экскурсию, мама обязана дать ребенку с собой обед бэнто, состоящий из 24 продуктов питания

Раннее развитие ребенка

Примерно 50 лет назад, японский автор и педагог Масару Ибука издал книгу «После трёх уже поздно», где обосновал все плюсы раннего развития детей. Эта работа с подвигла настоящий переворот в сфере образования страны.

По мнению автора, формирование личности человека формируется именно в первые три года жизни, поэтому крайне важно уделять, больше внимания этому периоду. К тому же, маленькие детишки развиваются куда быстрее, а родителям достаточно лишь поместить малыша, в пригодные для развития условия

К тому же, маленькие детишки развиваются куда быстрее, а родителям достаточно лишь поместить малыша, в пригодные для развития условия.

В наше время такая методика стала обыденностью, однако в середине 50-х прошлого века, это было реальным новшеством.

На этом я заканчиваю статью. Что касается традиционной системы воспитания, то я с ней, я согласиться не могу. Хотя, идея отсутствия физического и морального подавления, очень хороша. Но мне кажется, если с ребенком заниматься с самого раннего возраста и начать обучать его  правилам именно тогда, то позже будет легче и удобнее, как родителям, так и ему. И вот здесь мне близок метод  г-на Масару Ибуки.

Подписывайтесь на мою страницу и рекомендуйте друзьям. Мне есть, что вам рассказать! Всего доброго!

Лика Райдо

Обратная сторона медали

Основная задача японской педагогики — воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает мнение, отличное от мнения большинства, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Наблюдаются в Стране восходящего солнца и явления, которые свойственны и России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям

Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка — качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все наши различия в менталитете

Татьяна Тимофеева
Статья из мартовского номера журнала

Отношение к здоровью ребенка

Японские дети – рекордсмены по здоровью. Растить самых здоровых детей на Земле японским родителям помогает природная мудрость, подкрепленная историческими традициями. Японцы практикуют семейное пищевое воспитание: проявляя максимальную гибкость и терпение, они прививают детям уважительное и грамотное отношение к еде.

Много внимания уделяется закаливанию – грудничков там не кутают, а носки детям надевают в крайнем случае. Примечательно, что о наличии простуды родителям указывает холодный живот малыша. В такой ситуации им требуется теплый пояс. Кашель, повышенная температура  и насморк – не повод считать ребенка заболевшим. Лечатся все, в основном, антибиотиками.  Весьма  популярные в Японии прививки, включительно с противораковыми. Такой подход к воспитанию здорового образа жизни позволяет японцам называться самой здоровой нацией на земле.

Ступени японского воспитания

Подходы  к воспитательной системе практически идентичны для всех регионов Японии. Повсюду – в крупных мегаполисах и в небольших провинциях любой малыш изначально получает одинаковую толику любви и уважения от родителей и старших братьев-сестер. Обычно воспитание по-японски предусматривает постепенное прохождение трех основных этапов:

  • Ступень первая – Император, этим «званием» наделены детки с первых дней жизни и примерно доя пятилетнего возраста.
  • Ступень вторая – Раб – дети в периоде от 6 до 15 лет.
  • Ступень третья – Равный – возраст от 16 лет и больше.

Все методы, применяемые  в Японии, зиждутся на прислушивании  к эмоциям и разуму наследника. Огромное значение родители отводят  вырабатыванию навыков спокойствия  и правильным  манерам

Также не менее важной задачей является приучение ребенка правильно общаться с окружающими их людьми любого возраста

Ребёнок — раб

Copyright Shutterstock

В пятилетнем возрасте ребёнок сталкивается с «суровой действительностью»: он попадает под жёсткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японский народ склонен к понятию общинности. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильно развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад). Общественные интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме. Если ты не нашёл своё место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому подросших детей учат быть частью группы: «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчуждённости, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими мотивами.

Воспитатель (а они, кстати, постоянно меняются) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов есть, к примеру, делегирование полномочий по надзору за поведением. Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами. Излюбленные занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать общепринятые нормы, амаэ сильно расстроится. Это позор не на своём, а на её имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребёнок учится быть частью микрогрупп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Как в Японии воспитывают детей

Дети – наше будущее. Японцы понимают это как никто, а поэтому с детства учат детей не быть эгоистами и ставить собственную выгоду на второе место, после интересов общественных.

Прежде всего, эта цель достигается празднованием общего дня рождения всеми, кому исполнилось три, пять или семь лет — в один день – 15 ноября. Традиция имеет давние корни и связана с большой смертностью детей в прошлом.

Японцы были убеждены, что до семи лет ребенок находится на попечении богов и не является участником праздника живых. Кроме того, именно эти годы в жизни человека считаются переломными.

День маленького японца расписан до минуты. Двухгодичные малютки учат английский, развивают свои таланты, поют или рисуют. В четыре года некоторые играют на музыкальных инструментах, если малыш не хочет чего-то делать, его не будут заставлять. Все, что окружает маленького человека, должно его и развивать, и развлекать.

Образы-символы

Система образования в Японии построена так, чтобы дети учились жизненным ролям, имитируя поведение родителей. Поэтому в семьях к детям всегда относятся с любовью и добротой, никогда не повышают на них голос. Так воспитывается уважение к другим и контроль над своими эмоциями.

Главное – научить маленького человека ладить с другими людьми, чтобы в будущем он стал полноправным членом общества. Также для того, чтобы уже с малых лет привить малышам необходимые черты характера, японцы используют образы-символы.

В случае мальчиков – это рыба, карп; считается, что он приносит успех, а также символизирует преодоление жизненных трудностей. Поэтому пятого мая, в День Парней, японцы декорируют свои дома в форме карпов.

А третьего марта, в День Девушек, выставляют в усадьбах красивые куклы, которые передаются из поколения в поколение. Прикасаться к ним запрещается, можно только любоваться. Эта традиция учит девочек не быть капризными и воспитывает сдержанность, терпеливость и вдумчивость.

Этапы воспитания

  • с первого дня жизни до 5 лет дитя считают «императором». Ему ничего не запрещают, только предостерегают фразами «это опасно», «здесь грязно», «горячо»;
  • с 6 до 6 до 15 лет из «императора» он превращается в «раба».  На первом месте дисциплина, учеба, поведение и внешний вид;
  • с 16 лет молодые люди становятся «равными». С ними советуются родители, у них появляется ответственность перед семьей и государством.

А вообще время снисходительности для детей заканчивается еще за год до школы, в пять лет. Именно в этом возрасте маленькие японцы начинают посещать подготовительные занятия перед школой. Здесь они делают свои первые домашние задания, учатся выполнять все распоряжения воспитателей.

Кроме того, учащийся имеет дневник, печать в котором свидетельствует, что ученик не прогуливал занятий. Все дети приходят в школу, уже умея писать и считать в уме. Японские мамы внимательно следят за учебой своих детей. Но никогда их не хвалят, ни дома, ни в разговоре с другими.

Официально японцы становятся взрослыми в двадцать лет. День Совершеннолетия тоже празднуют вместе, во второй понедельник января. С этого дня молодые люди могут голосовать, брать кредиты, покупать или продавать недвижимость.

Целью коллективных праздников является не только знак общественной солидарности, но и формирование стремлений достигать общих успехов.

Ссылка на основную публикацию