Кризис 1 года жизни!
Как помочь себе
Кризис первого года жизни – первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко. Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек. Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.
- Поддерживайте баланс сил – отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
- Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.
- Позвольте себе ошибаться. Растить детей трудно, этому нигде не учат, вы имеете право не знать, не уметь, уставать, поступать неправильно.
Сложные периоды – это всегда шаг вперед, после выхода из кризиса карапуз станет более сознательным, интересным, он будет учиться бегать, разговаривать. Совсем скоро с ним можно будет шутить и полноценно общаться, приобщать его к своим интересам, вести более насыщенную жизнь, приобщать малыша к семейным традициям и вместе создавать новые. Пройдя первый кризис вместе в малышом, оставаясь ему другом, поддержкой, вы заложите фундамент счастливой жизни для вашего ребенка и ваших с ним гармоничных отношений.
Автор статьи
Алёна Кириленко
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Когда это случается?
Согласно календарю развития детей, в период примерно от 9-ти до 18-ти месяцев с этим явлением сталкиваются все дети. И в этом нет ничего удивительного.
Кризис всегда сопутствует восхождению человека на новую ступеньку самостоятельности. Именно поэтому кризисными у детей становятся год, три, семь лет и переходный, который длится с 12-ти до 14-ти лет.
В возрасте около годика малыш переходит в вертикальное положение и начинает передвигаться уже не на коляске и не ползком, а точно так же, как и взрослые. Ему интересно попробовать на зубок и потрогать ручками всё-всё в этом новом для него мире.
И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!
Как справляться: советы психологов
Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения
Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты
Основные советы специалистов по возрастной психологии:
- Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
- Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
- Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
- Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.
Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.
Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.
Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.
Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться
Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.
Так что же нужно делать?
Вы должны не поддаваться эмоциям, а выработать чёткую стратегию своего поведения, которую можно выразить фразой: «быть рядом, но никогда не навязываться ребёнку». Эмоционально, своим душевным теплом и заботой, дайте малышу понять, что придёте ему на помощь по первому зову.
Если вдруг ваше чересчур самостоятельное чадо заблудится «в трёх соснах», вы должны быть тут как тут. Не допускайте ситуаций, когда кроха вас потеряет и будет кататься в истерике, не в силах справиться с нервным перенапряжением. Не вздумайте таким образом «наказывать» его за непослушание!
Но и изображать из себя курицу-наседку, не дающую ступить шагу, тоже не годится. Ни излишняя опека, ни отстранённость не помогут правильному формированию автономности личности. Вырастет ли из вашего ребёнка самодостаточный и уверенный в себе человек, способный принимать решения и вершить свою судьбу — во многом зависит от выбранной вами тактики поведения.
Ну, очень самостоятельный ребёнок!
А между тем, у вашего взбунтовавшегося малыша назревает внутренний конфликт. Если раньше он мирно терпел всё, что с ним делали: ел, что давали, одевал, что надевали, то теперь всё поменялось.
Самостоятельность эта начинает доставлять родителям всё больше неудобств, потому что теперь она проявляется в ежедневных конфликтах. Получается тупиковая ситуация, когда ребёнка уже нельзя заставить что-то сделать своим приказом, а договориться тоже пока не получается, ввиду отсутствия у него достаточных речевых навыков.
В этот период у родителей всё же имеется кое-какая таблетка от капризов — переключать внимание малыша. Сделать это легко, ведь кроха пока что руководствуется лишь сиюминутными желаниями
Эту особенность годовалого ребёнка очень активно используют взрослые для преодоления проблем, связанных с кризисом 1-го года.
Рекомендации родителям
Преодолеть успешно кризис одного года позволит:
Уважение ребенка, его взросления и потребности в отделении от матери. Принятие матерью своего ребенка.
Эмоционально насыщенное общение с матерью, ее любовь и забота, тепло
Важно поддерживать и развивать желание малыша общаться. Первая социальная потребность ребенка – потребность в другом человеке.
Доступность матери (присутствие рядом, реакция на обращение ребенка), частый телесный контакт (даже при кормлении из бутылочки), ласковое обращение, нежные прикосновения
У мамы должно быть внутреннее чувство спокойствия и счастья.
Отзывчивость, понимание потребностей малыша.
Стабильность и последовательность действий матери, дарящие ребенку ощущение стабильности мира, позволяющие адекватно ориентироваться в мире. Хаотичность матери провоцирует развитие тревожности и неуверенности у ребенка.
Обильное речевое взаимодействие. Ребенок никогда не научится говорить, если с ним не будут общаться взрослые. Но важно избегать давления и долгих монологов
Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Настроение и самочувствие ребенка зависит от тона матери, который малыш умеет различать уже с первых недель жизни.
Речь, интонация, мимика и прикосновения должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными
Важны все три элемента.
Речь и активность – два опорных пункта этого возраста
Важно сопровождать словами каждое действие, особенно когда ребенок наблюдает за мамой. Старайтесь избегать ситуаций, когда малыш становится свидетелем грубых слов
Не общайтесь с ребенком, будучи в возбужденном состоянии или тяжело переживая неприятности.
Если нет возможности попросить кого-то о помощи, то не бойтесь серьезно поговорить с малышом, проговорите свое состояние: «Маме сейчас грустно, но это ничего. Такое бывает. Скоро все пройдет, и мы будем с тобой снова вместе улыбаться». Это куда лучше отразится на ребенке, чем лживое «все хорошо» на фоне заплаканных глаз и тревожного состояния. Подобный противоречивый посыл вызовет непонимание малыша, внутреннее напряжение.
Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
- В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;
Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.
О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>
Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.
- Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;
Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.
Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями
Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью
Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание
Запрет не должен содержать в себе отрицание.
- Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
- Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.
Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».
- Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;
Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.
Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.
Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.
Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>
- Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;
Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.
Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;
Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.
Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.
Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>
Как вести себя правильно? Советы психолога
Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.
Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.
Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:
-
- Постарайтесь ограничить количество запретов
Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.
-
- Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
- Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность
При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.
-
- Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть
Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.
-
- Учитесь понимать своего малыша
Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.
-
- Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
-
- Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе
Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.
-
- Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время
Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится
- Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым
Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.
Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.
Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки
Почему возникают капризы?
Если малыш начинает чаще психовать, то для этого могут быть определенные причины. К ним можно отнести:
- ребенок плохо себя чувствует, или испытывает серьезный дискомфорт;
- малыш переутомился, или же поддался влиянию сильного стресса (такие капризы обычно возникают в вечернее время);
- ребенок плохо воспитан, и истерики устраивает только для того, чтобы получить то, что ему необходимо.
Почему ребенок часто кричит и психует
По мнению доктора Комаровского, ребенок будет продолжать закатывать истерики, если у него будут зрители, в данном случае это родители.
Интересно: Как отучить ребёнка от грудного вскармливания в 1 год: советы
Пока капризы действуют на родителей так, как это необходимо ребенку, он будет ими пользоваться. Поэтому не стоит удивляться, что в магазине или на прогулке малыш начнет психовать и перестанет слушаться.
В данном случае родителям стоит помнить, что любая реакция на истерику приведет к тому, что ребенок будет повторять это постоянно. Лучшим выходом из ситуации будет игнорирование истерики. Если ребенок захотел потрогать горячий чайник, или залезть в ящик с инструментами, родители не должны обращать внимания на плач и крик.
Стоит помнить, что такой тактики должны придерживаться все члены семьи, в противном случае воспитательный момент пройдет безуспешно. Комаровский отмечает, что если ребенок в 2 года часто психует и капризничает, это необходимо прекращать сразу. Как только малыш поймет, что он может пользоваться таким поведением, чтобы получить желаемое, истерики будут повторяться все чаще.
Последствия правильного и неправильного прохождения кризиса трех лет
Почему именно мамы?
Известно, что кризис трех лет ребенок проходит не в одиночку, а вместе со своими родителями. Наибольшая тяжесть проблем при этом ложится на плечи мамы. Из-за того, что она в силу возраста ребенка проводит с ним относительно больше времени, чем остальные близкие взрослые. И потому что, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно мама дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, закладывая базу правильного психического развития ребенка. Мама может дать это своему ребенку, если сама находится в хорошем – сбалансированном – психическом состоянии.
И наоборот – тревожная, напряженная, внутренне неуравновешенная мама не может дать своему ребенку полноценную психологическую защиту, даже если она будет стараться внешне держать себя в руках и проводить с ним сутки напролет
В данном случае важно не количество проведенного времени с ребенком, а качество внутреннего состояния мамы
Именно мамы, нуждающиеся в психологической помощи, задаются вопросом (если задаются им вообще), что делать с негативным и своевольным поведением ребенка в период кризиса трех лет.
Сколько детей проходят кризис без проблем?
По данным словаря 1999 года, около 1/3 детей проходят этот кризис как бы незаметно, без особых проблем, если окружающие взрослые не пытаются подавить ребенка, не сопротивляются (в разумных пределах) проявлениям его самостоятельности. Системно-векторная психология поясняет, что такое благоприятное прохождение кризиса – без острых форм негативного поведения трехлетнего ребенка – имеет место, когда действия взрослого не противоречат природным особенностям ребенка (в силу душевной чуткости родителя или сходства свойств его и ребенка).
Однако сейчас в условиях нарастающего социального стресса доля таких счастливых детей, вероятно, существенно меньше. Тревоги современной жизни не лучшим образом сказываются на мамах, которые, сами находясь в плохих состояниях, не имеют достаточно душевных ресурсов, чтобы обеспечить своим детям ощущение защищенности и безопасности.
Становится понятным, что кризис трех лет можно пройти правильно, т. е. с позитивным развитием самосознания и самостоятельности ребенка, или неправильно, с укреплением негативных способов поведения и различными неблагоприятными последствиями для психики ребенка и его дальнейшей судьбы.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана не останавливается на таком обобщенном понимании проблемы; согласно ее представлениям о векторальных особенностях поведения детей, последствия прохождения кризиса трех лет для разных детей могут существенно различаться.
Как совладать с подвижным ребенком, как успокоить эмоционального, как поощрить замедленного, чтобы не навредить, а помочь правильному психическому развитию малыша в период кризиса трех лет – в соответствии с его природными особенностями? Об этом и многом другом читайте в продолжении статьи.
1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 218.
2 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 219.
3 Детская психология: Методические указания / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – С.14
4 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркина С.Ю. – СПб: Изд-во ПИТЕР, – 1999. – С. 30-31
Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)
В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение
И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения
Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.
В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.
О кризисе 7 лет подробнее читайте здесь
Причины изменений в поведении
Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:
- большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
- ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
- скачок в развитии психических функций;
- слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
- первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
- необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
- большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
- утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.
Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.
Как проявляется кризис?
Первым сигналом к тому, что ребенок вступил в новую фазу развития являются перемены в поведении. Малыш стал эмоционально реагировать на замечания, слова и поступки взрослых, агрессивен, плаксив, раздражителен — значит, родителям пора подумать над тем, как помочь своему чаду в преодолении кризисных трудностей.
С наступлением кризиса малыш может замкнуться в себе и своих переживаниях. Он не спешит делиться своими мыслями и фантазиями со взрослыми. Между тем, именно в момент кризиса наиболее часто зарождаются различные страхи и фобии: страх темноты, одиночества, смерти родных и т. д.
Дети становятся крайне раздражительными, нервными, они стесняются, боятся самых повседневных обыденных вещей, появляется неуверенность в себе. Они переживают из-за того, что их поступки могут не понравиться взрослым.
В поведении малыша происходят кардинальные изменения. Послушный ребенок вдруг становится нервным, капризным, неуправляемым. Малыши начинают плакать без повода, ныть, что-то постоянно требовать у родителей, устраивать истерики. В то же время, негативные эмоции могут вдруг заменяться радостью, весельем, хорошим настроением.
Для внимательных родителей эта симптоматика бывает очевидной:
- малыш стремится к одиночеству;
- испытывает безразличие ко всему происходящему;
- становится плаксивым и агрессивным;
- происходит быстрая смена эмоций;
- наблюдаются резкие изменения в поведении;
- любая просьба вызывает протест, каприз, упрямство.
Важно помнить, что если вы рано распознали сигналы наступающего кризиса, тогда легче будет с ним справиться. Часто бывает так, что психологические показатели поведения ребенка настолько очевидны, что распознать кризисный период не составляет особого труда
Например, спокойный уравновешенный ребенок может стать гиперактивным или поведение может измениться в кардинально противоположном направлении, и малыш вдруг может стать пассивным.
Кризис находит отражение и в физиологическом плане:
- у ребенка нарушается полноценный сон;
- он теряет здоровый аппетит;
- снижается иммунитет;
- происходит упадок сил, наблюдается слабость.
Родители могут заметить некоторые неприемлемые для ребенка формы поведения: использование бранных слов, насмешки, непослушание, бойкот со стороны малыша, желание все время задавать вопросы и т. д. Кризис 4-5 лет характерен тем, что ребенок становится более эгоистичным и менее управляемым.
Каких методов общения следует избегать
Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:
- Давление, применение физических мер наказания, жесткое общение с крохой. Крики, шлепки и попытки «задавить авторитетом», заставить подчиняться приведут к испугу со стороны ребенка и огромному чувству вины со стороны взрослого.
- Запрет на самостоятельные действия. Даже несмышленым беспомощным годовасам нужна возможность делать что-то самим, это путь к научению, развитию, доверительным отношениям с родными людьми.
- Вседозволенность. Чрезмерная либеральность расшатывает систему ценностей малыша. Когда все можно – это пугает, исчезает стабильность, устойчивость окружающего мира. Детям обязательно нужны рамки.
- Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
- Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
- Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.
Можно ли избежать кризиса?
Избежать кризиса нельзя.
Он случается у всех детей, но выражен в разной степени. Неправильное поведение родителей в этот период может привести к отклонениям в развитии ребенка в будущем.
При этом кризис развития не является патологией или заболеванием, а значит, не требует лечения. Родители могут лишь выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее в течение всего периода. Вне зависимости от выбранного поведения кризис заканчивается по прошествии трех месяцев. От тактики родителей зависит лишь поведение ребенка на новом этапе развития до следующего возрастного кризиса.
Признаки кризиса 1.5 лет у ребенка
- Ребёнок становится плаксивым, ноет и хнычет.
- Настроение часто меняется на противоположное.
- Чаще скучает и требует, чтобы его развлекали.
- Могут случаться истерики.
- Ревнует маму к окружающим.
- С недоверием относится к посторонним.
- Хуже спит.
- Хуже ест.
- Чаще берёт мягкие игрушки.
И правда большинство этих признаков было замечено мной, когда дочке исполнилось 1.5 года. Эта неделя показалась мне ночным кошмаром :)). Иногда трудно понять, что произошло: вот вчера все было отлично, ребенок мог сам поиграть, хорошо себя вел, а сегодня ни с того ни с сего капризничает, постоянно что-то требует, висит на маме. В такие моменты родителям поможет прекрасная и понятная книга про кризисы ребенка — «Капризничает? Значит, развивается!». Советую обязательно скачать ее, благо она распространяется бесплатно. И вы будете в курсе всех переломных моментов в жизни малыша, сможете помочь ему и оставаться адекватной, любящей и понимающей мамой.
Особенности общения взрослых с детьми
Психологи в вопросе общения с ребенком в период трехлетнего кризиса советуют придерживаться практически одних и тех же рекомендаций. Соблюдая эти советы, родителям удастся постепенно преодолеть негативные симптомы в поведении ребенка.
Мамам и папам необходимо:
- воздерживаться от авторитарного стиля общения;
- поощрять любопытство ребенка;
- использовать в обучении игровые приемы;
- делать в воспитании акцент на позитив, а не на запреты и наказание;
- учить ребенка правилам поведения в доступной для него форме;
- прививать малышу навыки общения со взрослыми и сверстниками;
- проявлять терпение и чуткость;
- избегать в общении с ребенком командных ноток;
- стараться не торопить малыша;
- идти на уступки в мелочах;
- избегать спорных и конфликтных ситуаций;
- предлагать помощь, а не выполнять за ребенка работу;
- избегать сравнений с другими детьми, особенно в плане успехов;
- постепенно расширять его «пространство» свободы;
- в конфликтных ситуациях использовать улыбку и юмор;
- слушать ребенка, он должен чувствовать заинтересованность;
- с уважением относиться к идеям и замыслам малыша;
- снизить количество запретов, не забывая при этом о границах дозволенности;
- до посещения людных мест обговаривать с ребенком манеру поведения и после возвращения хвалить его за их соблюдение;
- не срывать на ребенке гнев;
- прививать малышу заботу о других членах семьи;
- при общении с ребенком чаще затрагивает интересные для него темы;
- не настаивать на приеме пищи при отказе от еды;
- вовлекать малыша в домашние хлопоты;
- на период кризиса отложить нравоучения и воспитательные беседы;
- уважать ребенка как личность и относится к нему как к равному;
- благодарить за помощь;
- спрашивать разрешения взять его личную вещи или игрушку.
При совершении проступка важно объяснить ребенку, что не он плохой, а его шалость. Малыш должен услышать, что его любят, но будет намного лучше, если он перестанет совершать проделки
По мнению многих родителей, у ребенка трехлетний кризис связан с его стремлением любыми способами добиться осуществления своих желаний.
В действительности на этом этапе жизни он вырабатывает собственное «Я» и ждет положительных оценок от близких людей. Через трехлетний кризис проходят все дети и только в силах родителей помочь им максимально безболезненно преодолеть этот этап жизни. Для этого требуется всего лишь уважать его, как личность.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Заключение
Свои страхи кроха может прятать за капризами, только чуткость и внимательность к поведению деток могут помочь преодолеть эти страхи. Большой опыт по выведению деток из кризиса, характерного для возраста 3 года, имеют такие известные личности, как профессор Выготский, доктор Комаровский. Он предлагает методы, позволяющие преодолеть кризисный период без больших эмоциональных потерь.
Автор статьи
Алёна Кириленко
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.