Что должен уметь ребенок в 2 месяца (мальчик, девочка)

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов

Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • самостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  • появление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

Общительность — признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
реагировать на свое имя и оклик взрослого;
узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
оживляться при звуках любимой мелодии;
подпевать пению мамы;
привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
улыбаться собственному отражению в зеркале;
«поддерживать» разговор разнообразным гулением;
«разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Ребёнок в 4 месяца: физиологические нормы

Несмотря на то что с каждым месяцем младенец становится всё более активным, сон продолжает занимать большую часть суток. Это объясняется необходимостью организма восстанавливаться и запасаться энергией: огромное количество сил уходит на обработку и запоминание новых впечатлений.

В четыре месяца малыш тратит на сон около 15 часов в сутки. Из них 10 часов приходятся на ночь, а 5 — на дневной отдых, который делится на 3 периода. Как минимум один сон педиатры рекомендуют проводить на улице: свежий воздух очень полезен для здоровья ребёнка. Даже те дети, которые плохо спят днём, на прогулке могут отдыхать несколько часов подряд без пробуждений и капризов.

Полноценный отдых очень важен для малыша, поэтому родители должны создать все условия для комфортного сна младенца

Как правило, 4 месячные дети несколько раз за ночь просыпаются на кормление. Хотя есть и такие малыши, которые могут спать без пробуждений. По мнению педиатров, в том числе и доктора Комаровского, такая ситуация является вариантом нормы. Это значит, что младенцу хватает тех питательных веществ, которые он получил во время кормления перед сном, и специально будить его для того, чтобы дать поесть, не нужно.

Как выглядит здоровый ребёнок в три с половиной — четыре месяца?

В течение первого года жизни крохи родители ежемесячно посещают педиатра для планового осмотра. Во время этих визитов врач определяет прибавку в весе и росте. В 4 месяца, если у малыша наблюдается дефицит массы тела, специалист может рекомендовать докармливать ребёнка смесью или начать вводить прикорм. Некоторые родители пренебрегают подобными советами. Они мотивируют своё решение тем, что специалисты Всемирной организации здравоохранения против прикорма раньше шести месяцев. Однако эти временные границы касаются только здоровых детей. Дефицит веса может привести к отставанию в физическом и психоэмоциональном развитии малыша. Это очень серьёзная ситуация, поэтому стоит прислушиваться ко всем назначениям наблюдающего педиатра.

Таблица: нормы роста и веса мальчиков и девочек в 4 мес

Мальчики Девочки
Вес, кг 5,5–8,7 5,0–8,1
Рост, см 60–68 57,5–66,5

Во многих случаях вовремя поставленный диагноз и начатое лечение позволяют полностью избавиться от проблемы

Физические умения и навыки: что должен уметь делать 4 месячный малыш

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними).

Что может быть поводом для обращения к врачу?

Если малыш не приподнимается на руках из положения лёжа, не пробует хватать предметы, не держит голову, не переворачивается набок, стоит обратиться за консультацией к неврологу.

Таблица: проявление некоторых врождённых рефлексов в четыре месяца

Название рефлекса Проявление у малыша в четыре месяца
Рефлекс Робинсона Безусловный хватательный рефлекс, на основе которого у ребёнка формируются навыки осознанного хватания игрушек и других предметов. Чем лучше он развит, тем быстрее будет происходить тренировка мелкой моторики малыша.
Рефлекс Моро Необходимо положить младенца на поверхность и резко хлопнуть по ней. Кроха инстинктивно раскидывает ручки в стороны и раскрывает ладошки, а потом опять собирает их в районе груди. Этот рефлекс может наблюдаться в 4 месяца, а полностью угасает к 5–6 месяцам. У некоторых четырёхмесячных малышей рефлекса Моро уже может не быть, это также вариант нормы.
Рефлекс ползания по Брауэру Малыш лежит на животе, а родители подставляют ладонь под ступни, создавая опору. Ребёнок пытается ползти, отталкиваясь ножками. Именно в этом возрасте рефлекс угасает. Но если взрослые выполняют такие упражнения каждый день, к 5–6 месяцам ребёнок может научиться ползать.
Рефлекс Таланта Если провести указательным пальцем по спине ребёнка на расстоянии 1 см от позвоночника сверху вниз, малыш изгибает спину. Этого рефлекса у здорового крохи уже не должно быть в 4 месяца.
Рефлекс Переса Если провести по позвоночнику пальцем сверху вниз, младенец изгибает спину и начинает кричать (делать такую манипуляцию может только врач). Этого рефлекса также уже не должно наблюдаться.

В 4 месяца мышцы спины ещё недостаточно крепкие для того, чтобы удерживать тело в сидячем положении. Поэтому специально присаживать ребёнка не нужно. А тем более не стоит обкладывать его подушками для придания сидячего положения.

Физиологические особенности

Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.

Параметр Девочка Мальчик
Рост (см) 77-78,5 79,5-81
Вес (кг) 10,3-11 11-11,3

Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.

Эмоциональное развитие

У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:

  • кормит;
  • качает, обнимает;
  • носит на руках.

Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.

Интеллектуальное развитие

Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.

У ребенка идет интенсивное развитие мозга:

  • начинает развиваться память;
  • появляется понятие формы, цвета, расстояния;
  • малыш учится оценивать величину предметов.

Что нужно учитывать при выборе игрушки

Чтобы ребенок в 4 месяца активно развивался, с интересом познавал все новое, лучше покупать для него яркие игрушки с красивым дизайном, конечно, из экологически чистого материала. Очень интересны будут такие игрушки:

  • яркий «Ванька-встанька»;
  • погремушки, в которых есть крупные по размеру бусинки;
  • разного вида кубики.

Ни в коем случае нельзя давать для игры мелкие предметы, оставлять детей без присмотра с игрушкой в руках. Чтобы понять, как играть с новым предметом, родителям следует немного помочь, к примеру, «Ваньку-встаньку» нужно опрокинуть взрослым, а младенец в это время обязательно станет наблюдать за движением, и в скором времени будет самостоятельно делать такие манипуляции. Специалисты рекомендуют периодически менять игрушки для развития, а старые прятать на определенное время. В дальнейшем можно вновь менять игрушки, и ребенок станет воспринимать старую забаву за новую, что непременно доставит ему массу удовольствия.

Что должен уметь делать четырехмесячный младенец

Кроме физического развития, родители должны следить и за новыми навыками, которые уже умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Удерживать хорошо голову, находясь у взрослых на руках.
  2. Переворачиваться на спину или на бок.
  3. Сидеть, если родители его будут поддерживать.
  4. Подниматься на локтях из лежачего положения на животе.
  5. С интересом рассматривать новые предметы и пространство.

Дневной отдых должен быть до приема обеда и после него. Первый сон длится примерно 1-1,5 часа, второй – 2-2,5 часа. Для ночного сна детям требуется 10-12 часов, при этом учитывается перерыв сновидений для очередного кормления.

Взрослые должны, как и ранее, предоставить детям надлежащий уход. То есть ребенок 4-х месяцев должен получать:

  • сбалансированное питание в определенные часы;
  • ежедневное купание и своевременное подмывание;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Новорожденный в 4 месяца умеет легко переворачиваться, двигаться, как ему захочется, поэтому нужно выбирать для него такую одежду, которая не будет сковывать его движения. Конечно, когда дети активно выполняют упражнения, взрослым следует быть вблизи, чтобы обезопасить игровые движения. Не пытайтесь часто усаживать детей, хоть они и будут радоваться данному процессу, ведь уверенно это упражнение должен уметь делать ребенок уже после того, как пройдет 4 месяца, то есть в 6 месяцев.

Родителям нужно обязательно контролировать показатели роста и массы тела, сравнивать данные с таблицей. Если полученные данные будут далеко от нормы, то лучше посетить детского врача, чтобы специалист разъяснил непонятную ситуацию.

Как развивать

Развитие ребенка на 8-м месяце жизни происходит сразу в нескольких направлениях. Задача родителей — поддерживать кроху на этом непростом пути, подсказывая как научиться и получить больше информации.

Отдельно рекомендуется заниматься с крохой:

  • развитием двигательных умений. Предлагайте подвижные игры, гимнастические комплексы;
  • речью. Разговаривайте и знакомьте с новыми словами и их изображением;
  • формированием общих знаний об окружающем мире. Показывайте малышу разнообразие через основные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • развитием умственных способностей. Знакомьте карапуза с логическими игрушками и простыми способами получения информации о предметах.

Двигательные умения и физическая форма

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в дополнительных упражнениях на укрепление мышц тела

Особенное внимание необходимо уделить мышечному корсету, поддерживающему позвоночник, ногам и пальцам рук. Обычно применяется утренняя гимнастика и 2-3 вида разминки в течение дня

Для проведения гимнастического комплекса необходимо:

  • бодрое и веселое настроение крохи;
  • после еды должно пройти минимум 30 минут;
  • до сна, дневного или ночного — около 30 минут;
  • температура в помещении должна быть не выше 22 градусов.

Хорошо способствуют развитию двигательных навыков первые активные игры. Можно прятать игрушки, катать мяч, просить сползать за определенным предметом.

Развитие речи и мелкая моторика

Речь и умение манипулировать пальцами рук — взаимосвязаны. Природой заложено, что речевой центр головного мозга находится рядом с центром мелкой моторики. При стимуляции пальчиков рук активизируется зона, ответственная за речь. На 8-м месяце жизни стоит начинать вводить в ежедневные занятия малыша упражнения, стимулирующие умение работать пальчиками. Предложенные игры должны соответствовать уровню развития и привлекать карапуза. Не торопите события и не огорчайтесь, если кроха не в силах выполнить предложенное упражнение, отложите его на несколько дней или недель. Сохраняйте общий положительный тон занятий, делайте их с игровыми элементами. Наиболее подходящие для 7-ми месячного ребенка упражнения на развитие мелкой моторики:

  • поднимать и подавать игрушки, разложенные перед сидящим или лежащим крохой;
  • указать пальчиком на знакомый предмет;
  • хлопать в ладоши, щупать разнообразные материалы и формы;
  • игрушки на развитие сенсорики (коврики, мешочки, подушечки, бизиборды, пирамидки, кубики).

Кроме мелкой моторики, речь малыша нуждается в пополнении «пассивного словаря». Самыми действенными способами помочь карапузу узнать и запомнить больше слов являются:

  • диалог с использованием наглядного материала. Покажите предмет и назовите его, опишите цвет, форму, предназначение;
  • обучение при помощи карточек. Методика Домана содержит большое количество разнообразных адаптированных под возраст ребенка картинок. Показывайте по 10 карточек в день, называя изображенный предмет. Через 7 дней произведите полную замену материала для изучения, знакомые карточки показывайте в конце занятия по 1-2 шт. за раз;
  • чтение книг. На сегодняшний день существует большое количество специально разработанных для младенцев изданий, позволяющих в доступной форме знакомить кроху с окружающим миром, привлекать к чтению;
  • пение и стихи. Рифма привлекает карапуза. Пение и чтение стихотворений детской тематики стимулирует кроху подбирать слоги по звучанию, мотивируя появление самостоятельной речи.

Знания о мире и умственные способности

Кроха уже понимает намного больше, чем вы можете подумать. На 8-м месяце жизни можно начинать:

  • рассказывать о предметах и явлениях в простом виде. Используйте знакомые малышу слова, прямой порядок слов, мимику и жесты;
  • знакомить карапуза с миром вне дома. Старайтесь ходить гулять на улицу не только на время сна малыша. Гуляя в парке или рядом с детской площадкой, садите кроху и рассказывайте об окружающих его предметах;
  • начинайте читать первые сказки. «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие народные сказки расширяют познавательные способности малыша;
  • во время игры называйте цвет и форму предмета, находящегося в руках ребенка;
  • предлагайте малышу потрогать разные материалы, озвучивая его ощущения;
  • предложите для игры небольшой короб, в который можно складывать игрушки. Малыш с удовольствием будет собирать в него окружающие предметы, после чего, доставать их обратно;
  • приобретите или сделайте развивающий коврик или мягкий бизиборд. Игры с небольшими предметами, компактно размещенными на небольшой поверхности, дадут карапузу больше информации о внешних различиях предметов.

4 месяца ребенку — развитие

Развитие малыша в 4 месяца не имеет рывков и высокой скорости. В этот период ребенок продолжает приспосабливаться к окружающему миру. Для него, по-прежнему, самым главным взрослым остается мама. Он начинает ее узнавать, тянет к ней ручки, отвечает на ее улыбку, копирует ее настроение. Малышу интересны люди, он наблюдает за ними и пытается общаться

Ребенок в свои 4 месяца любит все новое, но не задерживает ни на чем долго свое внимание. При этом для него очень важна стабильность: он любит спать только в своей кроватке и засыпает после определенного ритуала: песни или укачивания

Что должен уметь малыш в 4 месяца

Четырехмесячное чадо умственно и физически добивается к этому возрасту определенных успехов. Отметим, что малыши развиваются каждый в своем темпе, поэтому не стоит волноваться, если кроха немного отстает от средних норм. Предлагаем список того, что умеет ребенок в 4 месяца:

  • карапуз может, лежа на животе, приподнимать голову и, опираясь на ладошки, приподнимать верхнюю часть туловища;
  • малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • ребенок хватает погремушки и висящие игрушки мобиля;
  • малыш реагирует на звуки игрушек, интересуется ими;
  • проявляет свои эмоции: улыбается, смеется, расстраивается, обижается, плачет;
  • малыш с удовольствием гулит в ответ на речь взрослых, первые звуки могут складываться в первые слоги;
  • малыш хватается за предложенные ему пальцы и поднимается, если его тянуть за ручки;
  • если его поддерживать под мышки, он будет пытаться опираться ножками о поверхность.

Как развивать малыша в 4 месяца

Четырехмесячный малыш с удовольствием контактирует со взрослыми и готов играть в простые игры. Опираясь на то, что должны уметь дети в 4 месяца, педиатры предлагают для развития карапуза такие занятия:

Привлекать внимание ребенка, подвесив над его кроваткой игрушки мобиля.
Показывать погремушку и стимулировать кроху, чтобы он ее брал в руку.
Играть в прятки, закрывая лицо руками.
Играть в игру «сорока-ворона».
Заниматься на развивающем коврике.
Прослушивать песенки, особенно, если их поет мама.
Разговаривать с малышом с разными интонациями и эмоциями.

Игрушки для детей в 4 месяца

Игрушки четырехмесячного малыша должны быть ему по силам, привлекать его внимание цветом и звуком и быть безопасными. Психологи предлагают такой список того, что можно малышу в 4 месяца:

  1. Погремушки: они должны отличаться формой, цветом, звуками, но при этом легко вмещаться в ладошку и быть удобными для захвата;
  2. Музыкальные игрушки: мобили, музыкальные погремушки, телефоны, при нажатии на которые малыш может услышать звук. Мобили помещают над кроваткой малыша и включают в период бодрствования.
  3. Игровые коврики. Уже в 4 месяца кроху можно класть на игровой коврик, показывая ему, как можно играть.
  4. Тканевые книжки, кубики и игрушки. Такие игрушки выполнены из безопасной ткани, в середине их имеются звучащие механизмы. Такие игрушки можно брать в рот.
  5. Пластиковые и резиновые зубопрорезыватели.

Гимнастика для малыша 4 месяца

Так как четырехмесячный малыш двигается очень мало, с помощью гимнастики можно стимулировать его физическое развитие и улучшить работу внутренних органов. Гимнастика особенно полезна тогда, когда малыш 4 месяца не переворачивается и плохо держит голову. Для карапузов в этом возрасте полезны такие упражнения:

  1. Малыша кладут на спину и вкладывают ему в ладошки свои пальцы. После этого легонько тянут малыша за ручки вверх, чтобы он приподнимал голову и верх туловища.
  2. В том же положении вытягивают ручки малыша попеременно аккуратными движениями, как бы боксируя.
  3. В том же положении полезно выполнять разведение и скрещивание ручек на груди.
  4. Малыша кладут на живот, ноги захватывают одной рукой, вторую кладут под живот. Таким образом приподнимают малыша в воздух на несколько секунд.
  5. Малыша кладут на спину и попеременно, а затем одновременно подтягивают ножки к животу.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше — не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию — это нужно вашему малышу

Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.)

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания (http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/grudnoe-vskarmlivanie.htm, искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/prikorm-i-dokorm.htm — фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/recepty-dlya-detej/ovoschnoe-pyure.htm, начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Часы
Меню
Объем еды на одно кормление, мл
6.00
Грудное молоко или смесь
160 — 165
9.30
Грудное молоко или смесь
160 — 165
Сок фруктовый
20
13.00

Грудное молоко или смесь

160 — 165
Фруктовое пюре (тёртое яблоко)
25
16.30
Грудное молоко или смесь
160 — 165
Сок фруктовый
20
20.00
Грудное молоко или смесь
160 — 165
23.30
Грудное молоко или смесь
160 — 165

Что должен уметь ребенок десятого месяца жизни

Ребенок продолжает осваивать язык взрослых, теперь он способен воспринимать простые словесные шутки, смеяться над забавными на его взгляд словосочетаниями, звуками.

Он проявляет интерес к детям, радуется изображениям детей на упаковках детского питания, подгузников, восторженно реагирует на появление в поле досягаемости сверстников и детей дошкольного возраста.

Также малыш с удовольствием манипулирует мелкими предметами: перебирает бусины, нанизывает детали пирамидки, складывает кубики.
Родителям следует не упускать удачный момент и активно развивать мелкую моторику и мыслительную активность. Для этого подойдут игры-шнуровки, мешочки с крупами, опыты с переливанием воды из одной емкости в другую с помощью маленького стаканчика.

В этот период ребенок учится преодолевать препятствия, залезает на диван, кресло, поднимается по ступеням

Спускаться ребенок пытается лицом вперед, поэтому важно несколько раз показать малышу, как разворачиваться, чтобы сначала опускать на пол ноги. Ребенок и сам сможет освоить разворот и спуск, набив предварительно шишки при падениях

У него появляются любимые занятия, позволяющие определить склонность к определенным способностям: танцы, пение, рисование, конструирование.

Что должен уметь ребенок шестого месяца жизни

С полугодовалого возраста дети прекращают активно набирать вес, за счет постоянно увеличивающейся двигательной активности.

Вот что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • Внимательно слушать речь взрослых, повторять слоги, лепетать, имитируя взрослую речь.
  • Реагировать на собственное имя.
  • Поворачивать голову и находить взглядом знакомые предметы.
  • Свободно манипулировать небольшими предметами: доставать, перекладывать из одной руки в другую.
  • Садиться из положения лежа, сидеть без поддержки непродолжительное время.
  • Начинать ползать на четвереньках.
  • Стоять при поддержке взрослого, держась за опору.
  • Эмоционально проявлять привязанность к матери.

Полугодовалый младенец активно проявляет недовольство в моменты исчезновения матери из поля его видимости. Психологи объясняют такое поведение малыша его неуверенностью в возвращении мамы обратно, страхом потери любимого человека.

В ближайшие 3 месяца реакции на отсутствие матери будет только усиливаться, сто свидетельствует о правильном психоэмоциональном развитии ребенка и здоровом микроклимате в семье.

Как помочь 4-месячному ребёнку освоить нужные навыки

  • Если ежедневная гимнастика стала слишком скучной, можно совместить её с рассказыванием забавных потешек. Весёлые ритмичные стихи нравятся малышам, особенно, если мама совмещает их с нежными прикосновениями к разным частям тела ребёнка.
  • В этот период многие начинают играть с ребёнком в «лётчика», подбрасывая малыша к потолку или поддерживая под пузико, носить по комнате на весу, однако в этих случаях следует внимательно следить за реакцией ребёнка. Подобные забавы запросто могут испугать новорождённого до икоты и плача.
  • Если ребёнок пока не умеет переворачиваться, нужно помочь ему освоить эту полезную науку. Расположите сбоку, но в поле зрения яркую, привлекательную для него игрушку – малыш потянется за ней и сумеет сменить положение тело. В некоторых случаях педиатры рекомендуют повязывать на запястье малышей бубенчики – мелодичные звуки при движении побудят вашего ребёнка быть более активным.
  • Постоянное общение с окружающим миром в этот период имеет очень большое значение – конечно, кроха пока мало что понимает, но говорить с ним нужно постоянно. Комментируйте свои действия, знакомьте с предметами и людьми – это поможет малышу стать дружелюбным и общительным ребёнком.
  • Если вы думаете, что для того, чтобы читать малышу сказки, ещё не пришло время, то вы ошибаетесь. Начинайте знакомить с ними малыша с 4 месяцев – правда, читать их нужно не на ночь, а в период активного бодрствования. Превратите это мероприятие в настоящее театральное представление: задействуйте кукол, меняйте голоса, выражайте эмоции интонациями – всё это развивает фонематический слух ребёнка и способствует более активному психоэмоциональному развитию.

Не стоит волноваться, если пока ваш 4-месячный ребёнок умеет не всё, что должен – просто помогите ему, используя наши подсказки и собственный материнский инстинкт.

Процессы обмена веществ у детей протекают гораздо быстрее, чем у взрослых. Происходит это потому, что организм малыша развивается и требует больше энергии. Поскольку в отличии от жиров белки не способны накапливаться, то наиболее быстро протекает именно обмен белков в организме человека.

Первые умения

Что должен уметь ребенок в 1 год и какую получить основу для дальнейшего развития, перечислено ниже.

Умение владеть своим телом:

  • самостоятельно или при поддержке родителей ходить;
  • уметь забираться на предметы, спускаться с них;
  • приседать, нагибаться, вставать, садиться без посторонней помощи;
  • катать, бросать мяч или пытаться по нему ударить;
  • толкать перед собой коляску или другой предмет, доступный по весу;
  • стремиться делать ритмичные движения под музыку.

Движения характеризуются как неуверенные, это связано с еще формирующимся чувством равновесия.

Умение ориентироваться в пространстве (фактор развития памяти и мышления):

  • знать и ориентироваться в расположении помещений в квартире;
  • помнить те места на улице, во дворе, где постоянно проходят игры и прогулки;
  • запоминать, где лежат его игрушки и предметы быта, которые постоянно используются;
  • уметь компоновать предметы (крышкой можно закрыть коробку, но не ложку, ложку можно положить в коробку и закрыть крышкой).

Умение совершать эффективные движения кистями рук и пальцами (начальный этап развития двигательной активности):

  • делать мелкую работу двумя пальцами (брать небольшие предметы, извлекать что-нибудь из узкого места);
  • брать и перекладывать из руки в руку предметы с участием всех пальцев или только нескольких;
  • собирать и разбирать пирамиду и башенку из нескольких деталей;
  • нажимать кнопки, крутить подвижные детали предметов;
  • повторять за взрослыми игры типа «сороки-воровки».

Интеграция в социум:

  • формирование пассивного словарного запаса (знает, понимает слова, но не говорит их);
  • умение выговаривать слоги, 3-10 коротких слов (мама, га-га-га);
  • реагирование на просьбы и на свое имя;
  • умение выделять близких людей и незнакомых путем эмоциональной реакции (желание общаться с первыми, недоверие ко вторым);
  • подражание родителям;
  • обогащение эмоциональных проявлений мимикой, жестами, тональными звуками, позой тела;
  • осознанное разглядывание картинок.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.

Ссылка на основную публикацию