Развитие ребенка в 4 месяца

Что должен уметь ребенок первого месяца жизни

В первые сутки после рождения у ребенка происходит естественная убыль веса в пределах 300 г. Далее младенец должен ежедневно набирать массу тела, так как именно прибавка в весе является основным показателем здоровья ребенка в период новорожденности.

Что должен уметь ребенок в первые дни жизни, определяется на уровне рефлексов. У малыша с рождения должны присутствовать безусловные врожденные рефлексы.

Основными из них являются:

  • Сосательный рефлекс – обеспечивает прием пищи новорожденным.
  • Поисковый (рефлекс Куссмауля) – помогает ребенку найти грудь, соску.
  • Шаговый рефлекс – в вертикальном положении при ощущении опоры, ребенок делает автоматические шаги.
  • Ползательный (рефлекс Бауэра) – в положении лежа на животе, младенец пытается ползти, отталкиваясь ножками от подставленной ладони взрослого.
  • Хватательный Рефлекс Робинсона – при нажатии пальцем на центр детской ладони, рука ребенка сжимается в кулак, захватывая палец взрослого.

Дети первого месяца жизни спят 70% всего суточного времени. Во время бодрствования малыши кушают, выполняют естественные отправления, пассивно наблюдают за миром.

К концу первого месяца ребенок старается самостоятельно удерживать голову несколько секунд, поворачивает ее на звук. Успокаивается на руках у мамы, поскольку помнит и узнает ее запах, голос и ритм сердца. Кряхтением, возней и плачем малыш сигнализирует о физическом дискомфорте: голоде, сырости, боли.

Познавательные навыки, мышление ребенка в 2 года

Огромное значение стоит уделять познавательным навыкам, а также мышлению. Сейчас самое время подобрать методику, для того, чтобы развивать ребенка.

Основные умения:

  • Ребенок в этом возрасте должен собирать пирамидку из 6-8 колец, ставить друг на друга кубики, а также собирать несложные постройки, такие как башенки или пирамидки.
  • Может также различать до 8 цветов. Совсем не обязательно ребенок должен их произносить. Вы можете попросить ребенка показать ему предметы этого цвета, и он вам покажет.
  • Различает простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат или круг. Также различает где маленький, большой, теплый, холодный или толстый.
  • Ребенок легко складывает одни предметы в другие. Например, матрешку. Также малыш может самостоятельно собирать пазлы, которые состоят из 2-4 элементов. В этом возрасте дети хорошо повторяют, поэтому самое время заняться с ними разучиванием танцев.
  • Если ребенок говорит, это могут быть также стихотворения. Больше внимания стоит уделять физической активности ребенка, потому как в этом возрасте является нормой, что живот выпячивается вперед. Также нормально, если у ребенка на ножках и ручках имеются складочки. Со временем жировая ткань заменяется на мышечную.
  • В этом возрасте малышу нравится подражать поведению взрослых. Поэтому малыши часто повторяют. Будьте внимательны, не стоит ругаться, произносить матерных слов. В будущем ваш ребенок может все повторять. Будьте для него хорошим примером.

Кейт Миддлтон с дочкой 2 года

Дети в возрасте 2 лет могут отличаться по своему развитию. Причем это не всегда связано с педагогической запущенностью или отсутствием заботы родителей. Ближе к 6-7 годам дети выравниваются по развитию, если не запускать и постоянно заниматься с малышом.

Зубки

Сроки появления зубов индивидуальны и находятся в интервале 4 – 10 месяцев. Первыми появляются 2 нижних центральных резца.

К главным симптомам прорезывания зубов относятся:

  • Повышенное слюноотделение.
  • Ребенок часто плачет, становится капризным.
  • Тянет в рот любые предметы.
  • Набухают десны и сглаживается поперечная бороздка.
  • Незначительное повышение температуры, которая не превышает субфебрильных цифр — 37,5-38 С

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку при прорезывании зубов:

  1. Использовать охлажденное кольцо — прореыватель если ребенок достаточно хорошо удерживает игрушки.
  2. Для снятия отечности можно применять успокаивающие, обезболивающие или противовоспалительные средства.

Проблемы на этапе прорезывания зубов бывают следующие:

  • Широкая щель между верхними резцами, как правило, связана с глубоко расположенной уздечкой. Для лечения необходимо посетить ортодонта.
  • Нетипичное окрашивание зубной эмали может быть симптомом нарушения обменных или воспалительных процессов и требует консультации специалиста.
  • Неправильный прикус возникает при неравномерном росте челюстей или из-за частого сосания сосок.
  • Неправильное расположение зубов.

Вес и рост малыша в указанном возрасте

Растет ребенок в данном возрасте уже не настолько активно, как это происходило до года. При этом в 3 года и 3 месяца девочки должны весить от 13 до 16 килограммов и 700 граммов. Что касается мальчиков, то их вес составляет от 13,7 до 16,1 килограмма. Когда у ребенка вес выше или ниже нормальной отметки, то не стоит начинать переживать.

Гораздо хуже, если ситуация с весом нестабильная, и он добавляется промежутками, к примеру, в один месяц малыш поправляется, а потом стремительно худеет. В такой ситуации рекомендуется посетить врача-эндокринолога. Показатели роста для девочек остаются от 90 сантиметров до метра, мальчики в данном возрасте немного обгоняют представительниц прекрасного пола.

Чтобы в 3 года и 3 месяца ваше чадо лучше развивалось и росло следует придерживаться правильного режима сна. Спать ребенок должен не менее 11 часов в ночное время суток, при этом спать желательно укладывать не позже девяти вечера. Днем малыш также еще нуждается в отдыхе, хотя бы по 1-1,5 часа.

Что должен уметь делать девятимесячный ребенок

Каждый ребенок индивидуален, но есть основные умения, которыми должен овладеть кроха к девятимесячному возрасту. В то же время родителям не нужно волноваться, если дети немного не дотягивают по развитию до ровесников. Малыш обязательно всему научится, когда придет время.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь совершать такие действия:

  • Самостоятельно сидеть без посторонней поддержки.
  • Реагировать на запреты.
  • Понимать смысл фраз и предложений.
  • Реагировать, когда к нему обращаются.
  • Уверенно ползать. Он может это делать не обязательно на коленях, но и на локтях, не отрывая тело от пола. Такой вид передвижения не должен вызывать беспокойства со стороны матери и отца.
  • Подниматься на ноги, держась за опору.
  • Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить, придерживаясь за стену, спинку дивана или за мамину руку.

В этом возрасте растет головной мозг малыша. Согласно проведенным исследованиям он становится вдвое больше, чем при рождении. Повышается кожная чувствительность младенца. Память улучшается, а движения становятся более осмысленными. Ребенок проявляет интерес к открывающимся дверцам, достает из ящиков вещи.

Навыки сидения и стояния

На четвертом месяце развития ребенка, его ножки тоже становятся сильнее. Если поддерживая малыша под мышки, дать упереться ногами в твердую поверхность, он выпрямит их и сможет «простоять» так около минуты, но особенно увлекаться такими упражнениями не стоит, из-за нагрузки на неокрепший опорно-двигательный аппарат.

Подготавливайте малыша физически, делайте ему массаж и гимнастику для укрепления спины и ножек, видео по этой теме можно найти в интернете, и уже через три месяца ваш ребенок порадует вас, встав в своей кроватке, самостоятельно.

Каждый родитель сам решает, когда и чем ему заниматься со своим чадом и какие навыки необходимо развивать в первую очередь

Важно, всегда поддерживать в малыше стремление к новым достижениям, хвалить и поощрять его, и положительные результаты не заставят себя долго ждать

И не забывайте, что все детки разные, и каждый карапуз развивается по-своему, исходя из своих физических данных, темперамента и условий жизни. Главное, что вы рядом с ним, и мягко и ненавязчиво, в игровой форме, помогаете ему в этом, а он чувствует ваше тепло, любовь и заботу.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: все о развитии детей, таблицы норм

Читайте далее:

В каком возрасте ребёнок начинает сидеть: норма для мальчиков и девочек, тренировки детей в положении лёжа и сидя

Развитие ребенка в 5 месяцев

Ребёнок в 6 месяцев: навыки и достижения

Что должен уметь ребенок в год

В преддверии первого юбилея дети полностью отождествляют себя с взрослыми. Вступает в силу кризис 1 года: малыши стремятся все делать самостоятельно, протестуют, поступают «наоборот».

Годовалый ребенок четко разделяет социальные роли всех членов семьи, с каждым из которых ведет себя по-разному. Нередко в отсутствии матери ребенок становится послушным и покладистым, в то время как наедине с мамой активно проявляет задатки будущего характера.

Малыш проявляет настойчивость в достижении желаемого, выражает протест при выполнении дел, которые ему не нравятся.

Что должен уметь делать ребенок в год:

  • Самостоятельно ходить, присаживаться на корточки и вставать.
  • Пользоваться ложкой и чашкой.
  • Самостоятельно пить из бутылочки, чашки-непроливайки.
  • Понимать слова взрослого, говорить несложные слова. Словарный запас в год должен достигать 10 слов. Считать следует все произносимые ребенком буквосочетания, если они обозначают что-то конкретное постоянно («ав-ав» — собака, «муу» — корова, «ам» — кушать).
  • Знать и показывать все части тела на себе, других людях, куклах.
  • Играть: катать мяч, игрушки-каталки, собирать пирамидку.
  • Взаимодействовать с другими детьми, повторять их действия (игры в песочнице).
  • Подражать поведению взрослых: переключать каналы на пульте, «говорить» по телефону, «читать» книги, журналы.
  • Понимать названия и находить нужные предметы по просьбе родителей.
  • Спокойно, без истерик отпускать маму при разлуке. Выражать радость при встрече.
  • Проявлять интерес к новым вещам, игрушкам, радоваться подаркам.

Важным фактором правильного умственного и физического развития является грудное вскармливание. Дети с меньшей массой тела более подвижны, чем упитанные младенцы. Немного активнее развиваются малыши, имеющие регулярный тесный контакт с детьми более старшего возраста.

Сравнивая своего малыша с тем, что ребенок должен уметь делать в каждый период своего развития, родителям нужно помнить о том, что каждый младенец индивидуален, и не стоит паниковать, если развитие ребенка не опережает или даже немного отстает от развития сверстников. Своевременные посещения педиатра и других специалистов помогут контролировать процесс развития.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно

Психоэмоциональное развитие

В основе поведения ребенка лежит желание изучать окружающий мир. В этом возрасте начинают проявляться характер и темперамент, эмоции выражаются ярче. Ребенок понимает, как добиться внимания мамы, сердится, если у него что-то не получается.

Умственное развитие и новые игры

Мозг ребенка стремительно развивается. Его вес равняется половине мозга взрослого человека

Самое важное интеллектуальное достижение шестимесячного ребенка – переход от гуления к лепету, можно различить некоторые слоги. Главным инструментом изучения окружающего мира является игра

Малыш стремится изучить игрушку, хватает её руками, стучит, трясёт и тянет в рот. Ребёнок с интересом рассматривает руки и ноги, прислушивается к ощущениям. Появляются первые признаки самосознания, ребенок смотрит на себя в зеркало и улыбается.

Интересные игры для умственного развития:

  • Понадобится 3 игрушки. Две из них нужно дать, чтобы у ребенка оказались заняты обе руки. После этого предлагается третья. Ребёнку нужно понять, как взять игрушку и что для этого необходимо освободить руку.
  • Игрушка прячется под одеяло так, чтобы была видео её часть. Сначала ребёнок вытаскивает предмет, потом учится приподнимать край одеяла.
  • Родитель двигает игрушку к краю стола и даёт ей упасть. После нескольких повторений ребёнок запоминает момент падения и заранее смотрит на пол.

Режим дня и питание двухмесячного малыша

Меняется ребенок, а вместе с ним и распорядок дня. Обычно к десятой неделе жизни девочки и мальчики начинают реже ходить в туалет (около 6 мочеиспусканий в день) и меньше спать. В итоге активность занимает большую часть времени днем, тогда как продолжительность сна в светлое время суток, напротив, сокращается.

Чтобы уложить ребеночка ночью, специалисты настоятельно рекомендуют купать его в ванночке с различными успокаивающими травками, если в последних есть необходимость, закрепляя расслабляющий эффект от водных процедур заключительным приемом пищи.


Педиатры рекомендуют кормить ребенка «по требованию»

Крайне важно, чтобы ребенок наелся, ведь тогда вероятность провести ночь спокойно возрастает в разы. Количество ночных кормлений будет напрямую зависеть от типа вскармливания

И если женщина при ГВ замечает, что ей приходится вставать к младенцу энное количество раз за ночь, то это верный признак того, что ее молочко является недостаточно жирным и питательным.

Исправить ситуацию можно двумя способами – усилить собственное питание, сделав его более калорийным, или частично/полностью перевести грудничка на смесь.

Важно понимать, что режим имеет колоссальное значение и если постоянно давать грудь ребенку ночью, то все может закончиться совместным сном, что является недопустимым для младенцев первого года жизни ввиду определенных рисков. Кроме того, выработанный режим и неукоснительное его соблюдение поможет ребенку и в дальнейшей жизни, приучая его к дисциплине и определенной самостоятельности

При этом у каждого малыша может быть свой распорядок дня, зависящий от его индивидуальности, хотя в идеале в 2 месяца он должен выглядеть следующим образом:

Уход за двухмесячным младенцем и основы физического развития в этом возрасте

  1. Массаж и гимнастика. Чтобы малыш рос здоровым, сильным и развивался в соответствии с возрастными нормами, необходимо ежедневно включать в режим общеукрепляющий массаж и специальную гимнастику. Базовые движения и упражнения должна показать патронажная медсестра, которая ежемесячно осматривает малыша на дому и оценивает его развитие. Гимнастику можно делать после первого дневного сна или через час после утреннего пробуждения, но ребенок должен быть сытым и веселым, иначе результата от упражнений не будет. Массаж лучше всего делать после вечернего купания. Легкие поглаживания помогут крохе успокоиться и настроиться на сон, особенно если использовать для массажа масла с успокаивающим действием. Обычно они содержат растительные экстракты: ромашку, лаванду, зверобой.
  2. Массаж стоп, ладошек и пальчиков. Очень полезен будет также массаж стоп и ладошек, так как они содержат множество точек, через которые можно благотворно влиять на многие системы и органы организма.
  3. Купание. Купать ребенка в этом возрасте нужно ежедневно. Температура воды, комфортная для малыша и обеспечивающая оздоровительный эффект, – 32°-34°.
  4. Прогулки. Не менее важны длительные прогулки. В 2 месяца они обычно сочетаются с дневным сном ребенка, так как дети в этом возрасте не могут долго бодрствовать и нуждаются в длительном отдыхе в дневное время. К тому же, у многих младенцев на втором месяце жизни наблюдаются легкие формы гипоксии, и пребывание на свежем воздухе приводит к тому, что ребенок засыпает почти сразу после выхода на улицу.

Физическое развитие в трехмесячном возрасте

Что уже умеет малыш в 3 месяца

От рождения и до трех месяцев вес ребенка увеличивается в среднем на полтора килограмма, а рост на 4 — 8 см. Его личико округляется, тело становится крепче и пухлее, появляются складочки на ножках и ручках. По сравнению с месячным ребенком, он уже научился делать немало сложных вещей, для своего нежного возраста.

Трехмесячный малыш прекрасно лежит на животе, довольно уверенно умеет поднимать голову и старается удерживать ее в таком состоянии, опираясь на предплечья. Такая поза позволяет малышу лучше рассмотреть окружающий мир.

Чтобы помочь ему развивать это умение, необходимо несколько раз в день выкладывать малыша на живот для укрепления мышц спины и рук, хорошим стимулом к удерживанию малыша в таком положении, станет цветной развивающий коврик с подвешенными игрушками.

Многие малыши в возрасте три месяца, уже начинают осваивать первый самостоятельный навык движения — переворачивание. Свои первые перевороты кроха делает со спины на бочок, а затем на животик, если с вашим ребенком еще этого не произошло, не переживайте, он обязательно освоит это умение в течение четвертого месяца развития.

Развивающие игры и упражнения

  1. Выложив малыша на свободную твердую поверхность, подкладывайте рядом с ним яркую игрушку, попеременно с каждого бока, его интерес к ней, подтолкнет к попытке перевернуться, чтобы завладеть предметом. Если у него не получается, можно немного помочь ему, поддерживая его под спинку.
  2. Из положения — лежа на спине, заведите ногу ребенка в противоположную сторону и уприте коленом в поверхность, на которой он лежит. Эта поза будет очень неудобной для него, и он попытается исправить это, поскорее перевернувшись на живот.

Массаж и гимнастика, также станет хорошим подспорьем в освоении навыков переворота. Укрепляйте мышцы спины, рук, шеи и живота, делайте с малышом несложные упражнения и уже очень скоро вы увидите положительную динамику.

Массаж лучше доверить профессионалу, но если вы чувствуете в себе потенциал выполнить его самостоятельно, в интернете можно найти большое количество видео по этой теме.

Как только малыш освоит навык переворотов, его уже невозможно будет остановить, он будет стремиться перевернуться везде, куда бы вы его не положили. Поэтому, в целях безопасности, никогда не оставляйте ребенка, в таких местах откуда он может упасть, например, на пеленальном столике или кровати.

Ребенок в 3 месяца плохо спит ночью: причины и их устранение

Как развивать 3-месячного малыша?

игры

Это могут быть стишки, произнесённые нараспев, частушки и песенки. В 3-х месячном возрасте малыш начинает осваивать первые звуки. Он пробует свои силы в разговоре, поэтому с удовольствие будет подпевать. Вместе с ребёнком нужно рассматривать картинки в книжках.

Рисунки должны быть простыми, крупными и яркими. Следует называть крохе все предметы, которые его интересуют. Самое время начать знакомить младенца с изображениями зверей. При этом нужно внятно произносить название животного и звуки, которое он издаёт.

Трехмесячных малышей очень увлекают отражающие поверхности. Хорошо купить младенцу безопасное зеркальце. Малыш будет с интересом рассматривать в нём своё отражение. Купание тоже можно превратить в игру. Для этого достаточно положить в ванную яркие предметы: мячики, уточек, чтобы малыш пробовал поймать их руками.

В распорядке дня обязательно должно быть место для развивающих упражнений:

по утрам нужно проводить с крохой лёгкую гимнастику. Для этого следует взять малыша за ручки и аккуратно разводить и сводить их в разные стороны, затем сделать несколько вращательных движений ножками. Процесс станет увлекательнее, если упражнения сопровождать пением, потешками и весёлой музыкой. Укрепить мышцы младенца и развить координацию помогает специальный гимнастический снаряд – фитбол

Это надувной мяч диаметром 75 см
Малыша укладывают на фитбол животиком вниз и осторожно раскачивают;
важно проводить ежедневный массаж. Цель занятий — укрепление плечевого пояса, мышц рук и ног, лопаток, чтобы малыш устойчиво лежал на животике, пресса, для переворачивания набок и обратно
Массаж можно делать самостоятельно, изучив видео-уроки, или обратится за профессиональной помощью;
следует стимулировать кроху чаще поднимать голову и плечи из положения «лёжа на спине»

Не давать младенцу лениться. Нужно увлечь его яркими предметами, шуршащими игрушками, крупными книжками со звуковыми эффектами. Ребёнок обязательно заинтересуется необычными предметами, будет к ним тянуться, тренируя мышцы спины и шеи;
можно предложить крохе сделать гимнастику для пальчиков, ладошек и стоп ног. Пусть малыш потрогает разные фактуры: ткань, пластик, мех, дерево.

Общение с ребёнком не должно ограничиваться только играми, следует разговаривать при каждом удобном случае: во время кормления, одеваясь на прогулку, меняя подгузник. Речь взрослого должна быть приятной и успокаивающей.

Движения руками

У двухмесячного малыша наблюдаются некоторые изменения в движениях:

Он начинает сжимать свои пальцы в кулаки и разжимать их.
Если в его руку поместить погремушку, он увлеченно будет следить за ней и рассматривать.
Младенцу в 2 месяца интересно засунуть в рот все, на что он натолкнется. Как правило, родители начинают беспокоиться по этому поводу. Но переживать не следует, ведь таким методом дети познают мир.
Хватать маму за одежду или волосы становится любимым занятием двухмесячного ребенка

А вот то, что ее нужно отпустить, он понять пока не может.
Ему непременно хочется теперь схватить тот предмет, который привлек его внимание. Если интересующий его предмет попал к нему в руки, он будет им трясти и попытается поднести ко рту

Если это будет погремушка, то ему покажется, будто она — продолжение своей руки и начнет сосать. Если же погремушка выпадет из руки, у него это не вызовет никаких эмоций.

На видео можно наблюдать как двигает руками нормально развивающийся младенец 2-х месячного возраста: 

Рост и масса тела ребёнка. Таблица показателей для мальчиков и девочек

Чтобы выявить отклонение ребенка от нормальных темпов роста, используются центильные таблицы. В них указаны верхние и нижние границы для каждого показателя. Ключевыми в трехмесячном возрасте являются рост и вес, окружность груди и головы.

Согласно заявлениям Всемирной Организации Здравоохранения, в норме вес трехмесячного ребенка может быть следующим:

Мальчики Девочки
Рост, см 57,5 -65,5 55,6-64,0
Вес, кг 5-8 4,5-7,5
Охват груди, см 36,5-41,6 37,3-41,4
Охват головы, см 39-42,5 38-41,2


Указанные показатели являются эталонными для детей без отклонений в развитии. Данная таблица была составлена ВОЗ на основе данных, полученных после осмотра нескольких тысяч детей. При этом, их матери практиковали грудное вскармливание, соблюдали режим питания, отказались от алкоголя и курения во время беременности.

На развитие детей в пределах региона может влиять экология или климатические условия. Если показатели ребенка отклоняются от нормы более, чем на 20%, требуется срочная консультация с педиатром.

Что должен уметь ребенок девятого месяца жизни

Девятимесячный малыш фонтанирует эмоциями. Он способен заливисто смеяться, восторженно удивляться и протестующе возмущаться. Мир покоряется ему. Теперь он свободно перемещается в пространстве. Многие дети начинают самостоятельно ходить в период с 9 до 10 месяцев.

Ребенок должен в этом возрасте знать части тела и лица, уметь показать, что и где у него находится: руки, ноги, глаза, уши. Дети девятимесячного возраста умеют снимать с себя отдельные предметы одежды: шапку, носки.

Малыши очень любят игры с бумагой, книгами. Они с удовольствием рвут, мнут листы, рассматривают сюжетные иллюстрации. Родителям следует быть готовыми к подобным опытам: запастись ненужными яркими журналами, картонными и пластиковыми книгами.

Появляются яркие протесты. Стрижка ногтей, удаление слизи из носа, чистка ушей вызывают у ребенка отрицательные эмоции. Такое поведение свидетельствует об осознании ребенком собственного тела. Он понимает, что ногти, уши, нос – это его личное, и пытается защитить свое, что свидетельствует о здоровом взрослении психики.

Физиологическое развитие трехмесячного малыша

Младенец уже хорошо спит по ночам, часто улыбается родным, но ещё не может самостоятельно передвигаться, что исключает несчастные случаи. Третий месяц жизни — прекрасное время.

Родители замечают высокую двигательную активность младенца: он приподнимает головку и крутит ею, когда видит что-то интересное. Тельце крохи становится пухленьким, щёки округляются, а на ручках появляются складочки.

Скелетная система крепнет, но кости всё ещё остаются хрупкими. Тугое пеленание или попытка посадить малыша может привести к деформации позвоночника. Трёхмесячный карапуз становится более подвижным. Он уверенно держит головку, тянется за игрушками. Малыш может не только взять предмет, но и удерживать его в кулачке. Кроха активно исследует окружающий мир через осязание.

Всё, что его интересует, тут же тянет в рот. Подолгу сучит ножками, рассматривает свои ладошки и прижимает их к лицу. Он уже умеет пить с ложечки, обожает купаться, радостно барахтаясь в ванне. Новорожденные рефлексы постепенно исчезают. Теперь ребёнок не вытягивает губки, если к ним прикоснуться и не поворачивает головку, когда до неё дотронуться. Показатели роста и веса — величина условная.

В отечественной педиатрии нормальными значениями развития 3-х летнего малыша считаются:

  • вес: для мальчиков – 5,0-7,5 кг, для девочек – 4,6-6,8 кг;
  • рост: для мальчиков – 57,0-63,5 см, для девочек – 56,0-63,0 см.

Другой важный показатель правильного развития младенца – окружность головы: у мальчиков – 40,0-42,0 см, у девочек – 38,0-41,5 см. К 3-му месяцу вес крохи увеличивается на 700-800 г, рост на 3,5-4 см.

Приведённые значения являются ориентировочными: ребёнок может развиваться разными темпами, главное — оставаться в указанных границах. Когда замечено, что младенец полнеет быстрее, чем растёт, нужно посоветоваться с врачом

Почему это так важно?

Дело в том, что если младенец быстро набирает килограммы в первые полгода жизни – высока вероятность ожирения к 3 годам. А деткам, у которых избыточный вес сохраняется до 4-х лет, грозит аномальная пищевая зависимость во взрослом возрасте, что чревато высоким риском инвалидности. Пищеварительная система младенца продолжает развиваться.

Желудок увеличивается в объёме и теперь может вмещать больше грудного молока. В трёхмесячном возрасте педиатры рекомендую ребёнку пропить витамин Д3, необходимый для развития костной ткани, формирования иммунитета и общего укрепления организма.

Это особенно касается недоношенных деток и малышей, родившихся в осенне-зимние месяцы, когда солнечных лучей так не хватает.

Дефицит витамина Д3 у 3-х месячного младенца может привести к развитию рахита.

Что необходимо для полноценного развития

Что должен уметь делать малыш в три месяца, зависит только от его родителей. С детьми нужно заниматься и делать это регулярно, ежедневно выделяя время в часы их бодрствования. В этом поможет грамотно составленный распорядок дня ребёнка, в котором с учётом возраста правильно распределены сон, питание, прогулки и необходимая гигиена. Исходя из того, что сон малыша теперь занимает около 17 часов и часть времени уходит на другие важные дела, можно развивать детишек во время игрового процесса, купания, делать им массаж и проводить необходимую гимнастику.

Основные пункты развития и обучения:

  • ежедневная зарядка, которая выполняется утром – это сгибание и разгибание ручек и ножек, выкладывание на ровную поверхность и на фитбол, такие упражнения тренируют мышцы и связки карапуза;
  • упражнения, помогающие малышу совершенствовать технику поворота – кроху кладут на спинку и поворачивают его левую ножку таким образом, чтобы она была перекинута через его туловище;
  • ребёнка чаще надо класть на живот и раскладывать вокруг него игрушки, чтобы он продолжал тренировать мускулатуру шеи;
  • массаж необходимо делать каждый день – ребёнок много времени проводит во сне, поэтому его тело нуждается в нормальном кровообращении, круговые поглаживания и похлопывания помогут стимулировать оптимальное кровоснабжение органов, а также улучшат обменные процессы, важные для развития организма.

Чтобы ручки ребёнка становились более ловкими, а движения их скоординированными, нужна постоянная тренировка, поэтому нужно, чтобы малыш научился удерживать игрушки самостоятельно. В этом помогут разложенные в кроватки и подвешенные над ней погремушки, резиновые фигурки животных.

Трёхмесячные дети уже различают множество звуков, и им нравится музыка. Стоит ежедневно включать им разные мелодии и инструментальные произведения. Не ставьте грустные минорные записи – любой музыкальный материал должен быть жизнерадостным, или, по крайней мере, нейтральным по настроению. Подойдут и ритмичные мелодии. Музыкой надо заниматься дозировано, поскольку маленький ребёнок может уставать от длительного прослушивания. Достаточно 10 минут утром и вечером, чтобы понемногу приобщать детей к этому виду творчества и, одновременно, совершенствовать их слуховые рецепторы.

Важно много общаться с малышом, называть по имени, делать паузы, чтобы дитя могло ответить на своём детском языке. Уже можно ребёнку показывать большие красивые картинки с изображением диких и домашних животных, деревьев, цветов, домиков, разнообразных предметов

Предлагая сыну или дочери разные по своей фактуре вещи, можно научить его различать материалы – так будет развиваться его осязательная функция. Неплохо приобрести для карапуза развивающий коврик, правда, пока он будет, в основном, лежать на нём и переворачиваться, зато вокруг него будет много новых интересных объектов, которые кроха с удовольствием рассмотрит и потрогает.

Можно заниматься развитием детей и во время купания. Для этого понадобится несколько небольших резиновых игрушек – уточек, корабликов, рыбок, которые можно ловить и хватать. Перед сном малыш нуждается в особом внимании – сказке или колыбельной, это лучшие ритуалы, придуманные человеком уже очень давно.

Время летит быстро, и детки подрастают, радуя или огорчая родителей своими достижениями и неудачами. Главное, понимать – всё, что должен уметь ребенок в 3 месяца, зависит от целенаправленных действий отца и матери. Только они способны обучить малыша и дать ему правильное направление в развитии новых способностей.

Меню малыша

Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается.

Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800–900 г. В пять месяцев малышам, находящимся на искусственном вскармливании, начинают вводить первый прикорм.

Готовностью к введению прикорма служат следующие критерии:

  • должен угаснуть рефлекс выталкивания ложки изо рта;
  • должен присутствовать пищевой интерес;
  • малыш должен мочь находиться в сидячем (под 45 градусов) положении некоторое время. Если ребенок хорошо набирает вес, прикорм начинают с овощных пюре, если кроха маловесный – то с безмолочных каш. Предпочтение в любом случае отдают монопродуктам (только кабачок или только цветная капуста) домашнего приготовления с использованием блендера или фабричного производства (баночное детское питание).

Введение начинают с ¼ ч. ложки и, внимательно наблюдая за реакцией малыша (отсутствие расстройства пищеварения и аллергических проявлений), увеличивают порцию в течение недели до 50–70 г.

Безмолочные каши вводят по тому же принципу (от ¼ ч. ложки к полной порции), можно готовить их на смеси, которая является базовой для малыша, или на основе грудного молока.

Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня

Ссылка на основную публикацию