Воспитание ребенка до года

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык — ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих

Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки

Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть

Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности

Шесть месяцев

В этот период наблюдаем очень важное достижение – ОН начинает ПОЛЗАТЬ. В это время желательно выделить место в комнате, обеспечить его безопасность, застелить место игр развивающим ковриком с комплектом игрушек и предложить маленькому открывателю свободу действия

Рекомендации по использованию этого комплексного игрового пространства:

необходимо иметь несколько наборов подвесных игрушек и менять их не реже 1 раза в 5-6 дней,
набор игрушек, расположенных рядом, должен состоять из изделий разных по цвету, фактуре, звуковому сопровождению,
важно наличие возможности игрушки не только тянуть, но и крутить, толкать
обязательно должно быть зеркальце,
привязывать к дугам коврика можно колокольчики, погремушки, кольца, любимые прорезыватели для зубов и т.п.

Малыш с любопытством будет ощупывать каждый предмет, принимать тактильные, слуховые, зрительные стимуляции.

Прикорм ребенка должен проводиться с использованием второй ложки, которой он самостоятельно будет пытаться донести еду из тарелки в рот. Использование ложки для приема пищи – это важный этап развития.

Воспитание и развитие ребенка в 6 месяцев предполагает привитие навыков опрятности. Малыш должен учиться есть аккуратно. Нужно умывать и менять одежду после кормления, если он испачкался, вытирать рот салфеткой.

В период с 3 до 6 месяцев продолжается развитие эмоционального общения. Говорите малышу о своей любви к нему, обнимайте и целуйте. Пусть добрые эмоции будут основой будущих доверительных отношений между родителями и ребенком.

Особенности детей 1-2 лет

Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д

Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.

https://youtube.com/watch?v=HqZBI9JYzp4

Как воспитывать ребенка до года?

Уже в первые месяцы жизни родители могут многое делать для развития малыша

Воспитание ребенка с рождения и до года заключается в том, чтобы родители окружили его любовью и вниманием. Стиль поведения и характер малыша закладываются с раннего детства, на основе подражательных действий

Уже с первых недель с детьми нужно часто, ласково и с улыбкой разговаривать, каждый раз во время кормления, переодевания или туалета. Это способствует их лучшему развитию.

Когда малыш не спит, нужно давать ему возможность много двигаться и заниматься с игрушками, соответствующими его возрасту. Каждый раз перед кормлением и укладыванием спать нужно ложить малыша на живот, так он учится поднимать голову

Ребенку следует показывать разные игрушки, но не нужно подвешивать и давать ему их в руки сразу много – это рассеивает внимание и вызывает утомление

В возрасте от 3 до 6 месяцев развиваются голосовые реакции и усложняются эмоции. Родителям следует больше разговаривать с детьми, поддерживать их радостное настроение и поощрять ответные звуки. В это время задача взрослых – подталкивать малыша к развитию, нужно помогать учиться ползать, переворачиваться со спины на живот, брать игрушки в руки.

В воспитании ребенка в 1 год нужно учить его различать интонации взрослых, поэтому в обращении к малышу следует применять строгий тон для запрета и ласковый – для поощрения

Важно развивать интерес к окружающей обстановке, показывать различные предметы и называть их, побуждать поднять упавшую игрушку

После 9 месяцев у детей сильно возрастает потребность в общении со взрослыми. Они тянутся к людям, которые уделяют им больше внимания, ласково обращаются с ними и больше ими занимается. В тоже время, для правильно воспитания ребенка до года, не нужно ограничивать самостоятельную деятельность. Поощряйте малыша играть с игрушками, ползать или ходить, держась за разные предметы, преодолевать посильные трудности. В этот период можно устраивать для детей совместные игры с 2-3 сверстниками, разумеется, они должны проходить под надзором взрослых.

Поступательное развитие ребенка должно быть обеспечено системой педагогических воздействий, в том числе развивающими играми-занятиями, соответствующими каждому возрастному периоду. Воспитательные задачи и средства меняются по мере взросления малыша, поэтому родителям в том, как воспитывать ребенка в 1 год, следует ориентироваться на ближайшее его развитие. Благодаря этому он будет осваивать более сложные умения и навыки.

Отдельно в деле воспитания ребенка с рождения и до года стоит рассмотреть темпы его развития. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – что малыш освоил за прошедший период. При этом успешное развитие допускает отклонения в формировании навыков от средних показателей на 15 дней. Раннее или ускоренное развитие проявляется формированием навыков на 16 и более дней раньше срока, тогда как задержка на один месяц говорит о замедлении темпа развития. Родителям следует внимательно отнестись к этому и попытаться выяснить причины этого явления. Возможно, это индивидуальные особенности ребенка, но это может также указывать о болезни или неправильный подход родителей к воспитанию ребенка до года.

Воспитание ребенка согласно его темпераменту

Для этого отлично подойдет знание типов темперамента, характеризующих его поведение, умственную деятельность и эмоциональность.

Выделяют 4 темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Различные особенности нервной системы (сила — слабость, активность — малая подвижность, выдержанность — вспыльчивость) воздействуют на особенности поведения. Но это не относится к характеру детей.

Как воспитывать холерика?

Холерики чрезвычайно активны, вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в общении и крайне обидчивы. Монотонная работа не для них. В коллективах являются лидерами и зачинщиками всевозможных проделок.

Для воспитания маленького холерика взрослым следует соблюдать ряд следующих правил:

  • беседы с ребенком ведутся спокойным и вежливым тоном;
  • полезные хобби и занятия спортом оказывают положительное влияние на двигательную активность малыша;
  • следует ограничить занятия, возбуждающие нервную систему;
  • ребенок должен соблюдать режим дня;
  • спокойные развлечения помогают сосредотачиваться;
  • нужно обучать карапуза доводить начатое дело до конца.

Холерики — люди настроения.

Как воспитывать сангвиника?

Уравновешенные, активные, жизнерадостные. Такие дети общительные и являются душой компании.

Особенности воспитания сангвиника:

  • взрослым следует контролировать действия и поступки малыша;
  • развитие терпения и упорства у малыша, формирование интересов ребенка позволит в будущем доводить начатое дело до конца;
  • хвалить малышей нужно заслуженно.

Энтузиасты по жизни настойчивы в достижении поставленных целей и спокойно переносят неудачи и неприятности.

Как воспитывать флегматика?

Дети подобного типа темперамента отличаются уравновешенностью, инертностью и малоэмоциональностью. Дети-флегматики настойчиво идут к поставленной цели, их трудно в чем-то переубедить, они медленно привыкают к новой обстановке.

Для воспитания маленького флегматика взрослым не помешают следующие правила:

  • взрослым следует почаще хвалить малыша и поощрять его действия;
  • мамам и папам ни в коем случае нельзя раздражаться и реагировать на чрезвычайную медлительность;
  • ребенка следует учить грамотно распределять свое время;
  • занятия с крохой подвижными играми стимулируют его проявлять инициативу.

Как воспитать меланхолика?

Мягкие, послушные, нерешительные, стеснительные и в то же время отзывчивые, старательные и добрые малыши-меланхолики отличаются замкнутостью, неуверенностью в себе и низкой активностью. Очень критичные и с недоверием относятся к окружающему миру, болезненно переживают свои неурядицы.

  • говорить с детьми следует спокойным и ровным тоном (кричать нельзя);
  • для поднятия самооценки и уверенности нужно часто хвалить малыша;
  • кроху следует окружить ореолом любви и теплоты (ребенок будет чувствовать себя нужным);
  • ни в коем случае нельзя прилюдно стыдить или ругать ребенка, в противном случае он замкнется.

Несмотря на то что существуют основные особенности темперамента, психологи выделяют множество промежуточных типов.

Многие мамы и папы после рождения ребенка ищут ответы на многие вопросы по поводу воспитания карапуза. Статья помогает выделить основные особенности развития и желаемые действия со стороны взрослых, необходимые для гармоничного развития малыша.

Воспитание ребенка от полугода

С шести месяцев начинается время активного физического развития грудничка.

Любознательный карапуз учится самостоятельно сидеть, ползать и обследовать содержимое шкафов и тумбочек.

Задача родителей в этот период — способствовать крохе изучать окружающий мир, приучать к чистоплотности (обязательное мытье ручек, личика) и аккуратности (надевание нагрудничка, смена одежды).

Особое внимание должна заслуживать игровая деятельность и развитие слуховой памяти (музыкальные игрушки и развивающие центры как нельзя лучше подходят малышам). Регулярные занятия помогают ребенку понять принцип и смысл ладушек, колокольчика, простейших игр с мячом

Важным для грудничка является поиск на лице глазок, носика, ротика, щечек. Можно находить их у игрушек, кукол, затем у окружающих его людей и только в конце у самого малыша

Регулярные занятия помогают ребенку понять принцип и смысл ладушек, колокольчика, простейших игр с мячом. Важным для грудничка является поиск на лице глазок, носика, ротика, щечек. Можно находить их у игрушек, кукол, затем у окружающих его людей и только в конце у самого малыша.

Шестимесячный ребенок должен поворачивать голову в сторону того взрослого, которого спрашивают (Где мама? Где папа? Где бабушка и дедушка?). Ребенок от шести месяцев начинает понимать речь взрослых, может подражать некоторым звукам.

Что умеет делать ребенок от шести месяцев?

7 месяцев — формирование умения ползать и самостоятельно передвигаться по манежу и комнате.

8 месяцев — активное ползание, узнавание своих и чужих, собирание простых игрушек (пирамидки, кубики), подражание животным, рассматривание ярких книжек.

9—10 месяцев — проба первых шагов, умение действовать двумя предметами одновременно (держать ложку и играть с игрушкой).

11—12 месяцев — более уверенное прямохождение, улучшенное произношение отдельных слогов. Развитые фантазии с играми (кроха возится с кухонной посудой, прищепками, платочками и другими атрибутами интерьера, не предназначенными для детских игр).

Период от шести месяцев и выше запоминается чутким и внимательным отношением мамы к ребенку и развитием навыков мелкой моторики крохи.

Психологические принципы воспитания детей

Существует ряд психологических принципов, нужных для успешного становления личности:

важно понимать, что ребенок ввиду своего возраста еще эмоционально не стабилен. Он реагирует на окружающие события и явления намного ярче, нежели взрослые

Незначительное событие для взрослого человека, может стать огромным потрясением для ребенка
Поэтому стоит обращать пристальное внимание на резкое изменение настроение чада, и в случае необходимости успокоить его;
в жизни малыша ведущее место занимают родители. В связи с этой огромной ролью следует внимательно следить не только за своим поведением, но и за своими словами
Дети часто копируют поведенческие черты своих родителей;
чем больше родители будут общаться с малышом, тем лучше. Следует принимать участие в его жизни, разговаривать с ним, давать советы. Центральное место взаимоотношений в семье должна занимать дружба между членами семьи;
также следует помнить, что совместные игры и занятия благотворно влияют на микроклимат в семье. Когда ребенок видит, что родители стремятся к совместному времяпровождению, ребенок чувствует себя нужным и важным.

Семь месяцев

В период с 7 до 9 месяцев ребенок развивается настолько активно, что родители могут замечать изменения практически каждый день. Это уже не тот малыш, который только спал, ел и плакал. К семи месяцам ребенок начинает больше двигаться, пробовать новую пищу, а также осваивать новые умения. Родителям к воспитанию ребенка в 7 месяцев следует относится индивидуально.

Не стоит сравнивать своего ребенка с другими и переживать. Некоторые дети к 9 месяцам уже начинают делать первые шаги, а некоторые в 8 месяцев только научились самостоятельно садиться. В случае возникновения сомнений в правильности развития ребенка, лучше всего обращаться к педиатру или неврологу.

Что умеет ребенок в 7-9 месяцев

  • К 7 месяцам у ребенка уже полностью развито зрение и слух. Малыш может четко видеть предметы, которые двигаются быстро, начинает узнавать родных, удивляться при виде незнакомых ранее предметов. Малыш уже хорошо реагирует на негромкие звуки, понимает, когда к нему обращаются;
  • Мышцы ребенка становятся более крепкими, он уже может уверенно сидеть и ползать. Однако не все дети ползают, некоторые перескакивают этот этап и сразу начинают ходить. В возрасте 8-9 месяцев большинство детей могут вставать у опоры и делать шаги вдоль нее;
  • У большинства детей к 7 месяцам появляются первые зубы, а к 9 месяцам их становится больше. Однако родителям не следует беспокоиться, если к 8-9 месяцам у ребенка еще не появился первый зуб, отсутствие зубов до года считается нормой;
  • Ребенок уже хорошо контролирует движение своих ручек и ножек, понимает, что с их помощью можно дотянуться и взять нужный предмет. Малыш может удерживать в руках игрушки различной формы, перекладывать предметы, подолгу изучать их, открывать и закрывать, осознанно бросать на пол;
  • В возрасте 7-9 месяцев у ребенка активно развивается речь, он уже пытается общаться с родителями при помощи органов речи. Малыш учится произносить звуки и отдельные слоги, менять интонацию, лепет становится более выразительным;
  • Ребенок в 7-9 месяцев различает, когда его хвалят, а когда ругают, отлично знает свое имя и имена близких. Во время игры малыш уже понимает, что спрятанная вещь не исчезла, а просто не видна ему. В этот период ребенок наиболее привязан к маме, а незнакомых людей начинает бояться;
  • К 7 месяцам, как правило, ребенок пробует новую пищу. Он уже сам открывает рот во время еды, губами снимает пищу с ложки, а бутылочку или поильник может держать самостоятельно. Если бутылочка падает и находится в зоне досягаемости ребенка, он может самостоятельно ее поднять.

Рекомендации по воспитанию детей до года

  • Ребенку должно быть комфортно физически: подходящая температура в комнате, свежий воздух, чистота, рассеянное освещение в помещении.
  • Не переусердствуйте с одеждой дома. Не нужно кутать малыша, как на прогулку.
  • Создайте благоприятную атмосферу в доме. Первый год жизни должен проходить без эмоциональных встрясок. Громкие споры, раздраженность в голосе, плохое настроение домочадцев ― отражаются на поведении малыша, нервной системе. Первое время ограничьте контакт младенца с посторонними людьми. Конечно, друзья хотят посмотреть на ваше маленькое счастье, но у него еще слабый иммунитет.
  • С младенчества общайтесь с крохой. Чадо должно слышать родные голоса, определять по интонации настроение и эмоции.
  • Не выходите из себя, когда ребенок громко плачет. Его что-то беспокоит. Поймите, он не в силах справиться с болью. Единственный человек, который может ему помочь и попытаться понять ― только вы, родители. Он не может вам сказать, что происходит. Плач ― и есть способ разговора. Начните рассуждать с внешних причин. Если малыш не испражнился, не мокрый, его уши и нос чистые, температура в комнате комфортная, то переходите к менее явным факторам. Подумайте, голоден ли он, когда последний раз ходил в туалет. Проверьте горло на воспаления, измеряйте температуру, потрогайте животик. При необходимости, обратитесь к доктору.
  • Постепенно начинайте расширять границы мира. Давайте ребенку посмотреть в окно, держа на руках. Выходите сперва на короткие прогулки, затем увеличивайте время.
  • Основной проблемой большинства родителей становится недосыпание или измотанность одного из них. Чаще всего матерей. Воспитание детей от рождения до года тесно связано с женщиной. Она кормит грудью, он жил в ее теле 9 месяцев, нуждается в ней. Супруги должна обсудить, как рационально разделить обязанности и время с малышом.
  • В первый месяц жизни бессмысленно заводить блокнот, записывая режим сна ребенка. Но когда он сформируется, фиксируйте его график сна. В соответствии с режимом маленького босса, распределите свой. Возможно родителю удастся спать днем несколько часов.
  • Постарайтесь приобрести все необходимое, прочитав о воспитании ребенка до года. Не покупайте лишних предметов и препаратов, без консультации с педиатром.

Родителям посвящается: обновляем библиотеку

С появлением в доме ребенка, возникает множество вопросов. Родитель понимает, что прежде не задумывался о простых вещах. Как правильно почистить носик малышу, какой температуры должна быть вода для купания? В этих пособиях понятно изложены принципы воспитания ребенка по месяцам и правила заботы.

Библиотека мам и пап:

  • «Ваш малыш. Уход за ребенком от рождения до года» Иванова Наталья.
  • «Начало жизни вашего ребёнка» Евгений Комаровский.
  • «Ребенок от рождения до года. Практическое руководство по уходу и воспитанию» Польен Бом, Махтельд Хубер.
  • «Мой малыш месяц за месяцем: от рождения до 1 года» доктор Кристин Кокар, Катрин Пиро-Руэ.

Писательница Татьяна Молчанова посвятила теме несколько работ:

  • «Наш первый месяц: Пошаговые инструкции по уходу за новорожденным».
  • «Здравствуй, кроха! Подсказки для родителей на первый месяц».

Советы в этих изданиях помогут не только родителям-новичкам. Возможно, даже вырастив уже не одного ребенка, вы найдете для себя что-то новое.

Девять месяцев

Чтобы ребенок активно передвигался, следует разместить интересующие его игрушки и предметы в разных частях комнаты

Ну и конечно, ребенку в любом возрасте необходимо внимание и забота родителей, здоровое питание. Проводя время вместе с ребенком, родители могут наблюдать, как их малыш развивается и приобретает новые умения

Каждая мамочка старается уделить своему ребенку как можно больше внимания, особенно в его первые годы жизни. Однако большое количество времени они отдают составлению рациона крохи, выбору одежды и тщательному уходу за ребенком, при этом совершенно забывая о воспитании. Тем не менее именно в раннем возрасте закладываются основы поведения ребенка, формируется его характер и некоторые привычки. Так почему же мамы считают, что начало воспитания нужно откладывать до двух или трех лет? Попробуем опровергнуть данное мнение и уберечь многих молодых мам от ошибочных действий.

Марк Вайсблут «Здоровый сон — счастливый ребенок»

Издательство: «Альпина нон-фикшн»

Зачем читать: чтобы обеспечить ребенку крепкий здоровый сон и хорошее самочувствие.

Когда читать: как только книга окажется у вас в руках.

О чем эта книга: Марк Вайсблут — доктор медицинских наук, профессор клинической педиатрии, педиатр с 35-летним опытом и отец 4 детей — изучал детский сон больше 30 лет. Он доказывает огромное значение сна для здоровья, развития нервной системы, умственного потенциала ребенка и выделяет пять важнейших элементов: общая продолжительность сна, обязательный дневной сон, непрерывность, режим, регулярность. Вайсблут прекрасно понимает, что сон зависит от темперамента ребенка, от его самочувствия, от поведения родителей. Он точно знает, что утомление, вызванное плохим качеством сна, становится причиной детских истерик, агрессивного поведения подростков и снижения успеваемости школьников, да и просто влияет на атмосферу в семье.
Методика Вайсблута сложилась из многолетней практики, и он дает рекомендации по возрасту: для новорожденных, малышей, школьников и даже подростков. Как приучить ребенка к правильному режиму сна, стоит ли брать младенца в родительскую постель, как отучить пятилетку засыпать по часу и только в присутствии мамы и так далее. Марк Вайсблут сравнивает разные стратегии засыпания и ритуалы отхода ко сну, строит графики и дает подробный план действий. А для тех, у кого нет времени для подробного изучения, потому что ребенок очень плохо спит и не оставляет ни одной свободной минуты, в книге есть «План действий для измученных родителей».

Личный опыт: Как ни странно, эта книга больше всего помогла качественно высыпаться мне самой. Она вышла не так давно, и к этому моменту у детей уже сформировался режим сна. А мне часто приходится работать допоздна, и я устаю так, что долго не могу заснуть. Советы доктора Вайсблута оказались очень кстати — они исходят из общих потребностей организма и помогают даже взрослым лучше программировать хороший сон и чувствовать себя отдохнувшим.

Периоды младенчества

То, как воспитывать ребенка 1 года, зависит от периода его развития, ведь младенец в этом возрасте развивается очень быстро и меняется каждый день. Развитие ребенка до 1 года делят на 3 этапа:

  • Новорожденность;
  • Младенчество;
  • Кризис одного года.

Новорожденность – это переходный этап. Ребенок в этот период беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослых. В нем развиты безусловные рефлексы – пищевые, защитные и ориентировочные, но уже к концу первого месяца появляются первые условные рефлексы. Примерно в возрасте 1 месяца у малыша происходит «комплекс оживления», он проявляет бурные эмоции при появлении матери, улыбается ей, что указывает на первую социальную потребность в общении. С этого нового психологического этапа начинается младенчество.

Младенчество характеризуется познавательным развитием ребенка. К 4 месяцам он уже не просто видит, а смотрит и активно реагирует на увиденное, воспринимает форму и цвет. При воспитании ребенка с рождения следует удовлетворять его потребность в новых впечатлениях

Малышу важно, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной и неинтересной

Возраст до 1 года – время бурного эмоционального развития, уже в первые 3-4 месяца младенец проявляет разнообразные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, расслабление при удовлетворении потребности. К концу первого года жизни малыш не только стремится к эмоциональным контактам, он желает совместных действий.

В первые 6 месяцев у детей формируется речевой слух, во втором полугодии малыши уже лепечут и выразительно жестикулируют. При правильном воспитании ребенка в 1 год, к концу первого года жизни он будет понимать 10-20 слов, и сам начнет произносить первые слова, сходные по звучанию со словами взрослой речи. Этот период связан с новым этапом в психическом развитии ребенка – кризисом 1 года. Это переход от младенчества к раннему детству. Он характеризуется всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, когда родители не понимают его желаний. Ребенок приобретает автономную речь, он имеет свою логику, его слова становятся многозначными и ситуативными.

Ссылка на основную публикацию