Методика рисования цветным песком. методическая разработка по теме
Игровые упражнения
В домашних условиях, в детском саду, на занятиях по раннему развитию малыши учатся с помощью игры. Это лучший способ научить сложному через простое. Настольная песочница с высокими бортами и игровые упражнения для дошколят помогут вам в этом.
Тренируем пальчики
Первое знакомство с анимацией начните не с теории, а с практики. Дайте возможность потрогать, понюхать, исследовать материал. Включите подсветку в песочнице. Можно поставить негромкую музыку, чтобы малыши погрузились в процесс целиком, поняли, что сейчас будет происходить что-то необычное.
Попросите дошкольников нарисовать пальчиком на стекле любой предмет, фигуру. Пусть вдоволь повозятся с песком
Одновременно с этим развивается моторика, воображение, внимание
Играем в прятки
Понадобятся грабли, лопатки и толстый слой песка. Раздайте ученикам маленькие игрушки (фигурки от киндера). Попросите закопать незаметно для других. Устройте соревнования, кто быстрее найдет игрушку друга с закрытыми глазами с помощью пальчиков.
Какой сюрприз у меня
Педагог прячет в песочнице разные предметы небольшой величины (пуговки, тряпочки, бумажки, фигурки, мячики, монетки). Задача детей: найти по одному предмету руками, отгадать, что это, на ощупь. В процессе понимания, ощупывания предмета нужно рассказывать о своих ощущениях, предположениях.
Клад
Песок нужно пересыпать в глубокую емкость или сундучок. Положите внутрь пиратские сокровища: бусы, монеты, карту, «драгоценные камни». Искать клад нужно одним пальчиком. С каждой находкой связывайте увлекательную историю. Расскажите ее сами или придумайте с детьми.
Камень
Найдите на улице булыжник. Пусть он будет неприятным на ощупь: холодный, скользкий, шершавый и прочее. Закопайте предмет в песке. Попросите детей одновременно прикоснуться к неизвестному предмету, рассказать, что они чувствуют, почему им неприятно и тому подобное.
Продолжите исследования в группе, когда камень извлекут из песочницы. Тактильные ощущения отвечают за формирование речи, тренируют эмоциональную выдержку.
Развитие пространственной ориентации
Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».
С какого возраста начинать?
Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.
Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.
Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:
- хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
- циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
- продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.
Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.
Песочная анимация
Первую простенькую анимацию ребенок сможет исполнить через три–четыре урока, освоив технические азы рисования. Предложите школьнику изобразить на стекле яблоню. Пошаговый мастер-класс приведен ниже:
Подготовьте песок и экран. Поверхность стола обработайте антистатиком, уберите лишнее.
Наберите в кулак немного песка и рассыпьте по световому столу. Поверхность должна быть покрыта равномерно.
Нарисуйте большим пальцем ствол, давите на всю подушечку.
Поднимаясь к верхушке яблони, заостряйте линию. Рисуйте не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.
Мизинцем и указательным пальцем нарисуйте тонкие и толстые ветки. Искривляйте линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.
Изобразите крону. Наберите песок, щедро насыпьте вокруг веток, наверху.
Немного оставьте для нижней части картины. Рассейте его под деревом. Это будет травка.
С помощью отпечатков пальцев изобразите яблоки на веточках. Их количество определите сами
Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.
Если три–четыре яблока нарисовать под деревом, на земле, получится осенний вариант картинки.
Теперь очистите фон. Обведите вокруг кроны контур, уберите лишний песок с поверхности
У дерева появится форма.
Материалы и инструменты для рисования
Без специального самодельного или купленного в магазине оборудования научиться рисовать на песке не получится. Набор инструментов и расходников небольшой:
- Столик с подсветкой и бортами, чтобы материал не просыпался на пол.
- Кварцевый песок. Это идеальный вариант расходника. Кварцевые песчинки ровные, примерно одинаковой формы. Если найти его сложно, замените на промытый и прокаленный речной материал, соль, манку, молотый кофе. Обновляйте расходники 1–2 раза в три месяца, если дошкольник увлечен процессом, он рисует ежедневно.
- Антистатик. Подойдет распылитель для синтетической одежды. Нужен, чтобы песчинки не сцеплялись, материал был рассыпчатым после многоразового использования. Антистатик распыляют на стекло перед каждым уроком.
- Кисти, палочки, тоненькие художественные приспособления, сито. Понадобятся для создания мелких деталей. На начальном этапе обучения не пригодятся.
Польза рисования цветным песком
Рисование песком – это увлекательное занятие, которое способствует пробуждению творческих способностей у ребенка. Кроме того, творчество избавляет детей от стресса, дает возможность расслабиться и не вспоминать неприятные моменты. Дети в процессе художества предаются фантазиям о замках, принцессах, драконах – они оказываются в воображаемом мире и отвлекаются от неприятностей. Также занятие способствует развитию художественного и абстрактного мышления, мелкой моторики и задействует одновременно оба полушария мозга.
Данный вид творчества подходит для детей практически любого возраста. Исследования показывают, что школьники, начав рисовать песком, лучше успевают на занятиях, становятся собранными и усидчивыми. Для маленьких детей творчество – способ знакомства с материалами окружающего мира, они охотно возятся и с сухим, и с мокрым песком, а создаваемые рисунки – оригинальны и самобытны.
Психологи рекомендуют превратить рисование цветным песком в коллективное творчество – это доставит удовольствие и детям, и взрослым, а также поспособствует укреплению семьи. Для ребенка доброжелательная атмосфера в семье, осознание помощи и поддержки очень актуальны и важны.
Очень важно в период “творческого процесса” оставаться рядом с ребенком и помогать ему
Роль рисования в развитии малыша
Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.
Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:
дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие
Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
помогают раскрыть индивидуальность
Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.
По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт
У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей
Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.
Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.
Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.
// Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 2005
-
Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением.
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения
включает в себя оценку поведения , внимания, мимики, пантомимики, движений, статистических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Поведение
баллы
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т.п.)
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования
Частая смена настроений, раздражительность
Мимика, пантомимика
Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре
Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция
Движения
Движения замедленные, вялые
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела
Статистические позы
Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статистические положения
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене
Позы неудобные, частая их смена
Речь
Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий
Обычная речь
Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно
Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса
Вегетативные сдвиги
Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их…
Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный
Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен
Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез (мочеиспускание). Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (апатии); оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения; оценка 4 балла – чрезмерная интенсивность проявления эмоций.
Результат наблюдения заносится в протокол .
12 баллов – норма в эмоциональном состоянии.
6 – 11 баллов – низкий эмоциональный фон.
13 – 18 баллов – эмоциональное возбуждение.
18 – 24 баллов – чрезмерное проявление эмоций.
Попробуем изготовить оригинальный разноцветный песок из манки
Вторым способом сделать цветной песок будет основан на окраске манки. Этот вариант лучше подойдёт, если у вас дома есть дети. Ведь им тоже хочется рассыпать песочек, так что можно использовать не только лишь для свадебной церемонии. Им можно спокойно дать играть этим веществом. Множество весёлых занятий можно придумать для детей из цветной манки. Невероятное количество тетрадей для рисования песком можно приобрести в магазине или распечатать самому и взять в руки клей. Манка станет незаменимой в вашем доме.
Такой песок делается довольно просто при использовании всего 3 ингредиентов: манки, пищевого красителя, спирта.
1)Порцию пищевых красителей, обязательно сухих, необходимо смешать с 1 чайной ложкой спирта. (Если у вас не оказалось под рукой спирта, можно воспользоваться гелем для дезинфекции рук. Он растворит ваши пищевые красители и хорошо высохнет).
2)Распределите манку по разным контейнерам
3)Обильно смешайте манку с красителем до тех пор, пока не получите желаемый цвет. Во время протекания этого процесса спирт должен полностью испариться.
4)Выложите получившуюся смесь на лист бумаги, чтобы избежать возможного слипания этой массы. Просушите.
5)Растолките комочки в случае их появления в процессе сушки.
Важно! Не используйте воду, манка попросту станет кашей и никакого песка не будет
Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?
Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.
Противники художественных школ убеждены, что творчество — это не следование канонам и установкам, а процесс самовыражения. Ребёнок должен рисовать так, как он видит, а любые шаблоны сведут на нет творческое самовыражение.
Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.
Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность
Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.
В чем польза этого занятия
Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.
Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.
Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:
- Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
-
У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.
- Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
- Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
- Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
- Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
- Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
- Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:
- Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
- Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
-
Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы.
Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.
Способы рисования
Для рисования понадобятся:
- стол;
- стекло для песка;
- лампа;
- просеянный мелкий песок либо манная крупа.
Простейший вариант – приобретение в магазине трафаретов, нередко продающихся в комплекте с песком. Такие наборы содержат изображение на клейкой основе с защитной пленкой. Сложные рисунки с использованием нескольких цветов разделены на ячейки. Цветной песок насыпают на поверхность изображения после удаления пленки. Излишки материала удаляются путем поднятия трафарета в вертикальном положении.
Можно воспользоваться нарисованной от руки картинкой, на которую наносится клей ПВА, после чего песок насыпается на изображение так же, как и в предыдущем случае. Фрески отличаются от трафаретов наличием рамок.
Оригинальный вариант рисования – с использованием вместо бумаги и клея разнообразной стеклянной посуды. Для творчества понадобятся: цветной песок, воронка, кувшин, стакан или графин причудливой формы. Песок через воронку слоями засыпается в емкость, и получаются оригинальные композиции.
Помимо перечисленных способов творчества, с использованием цветного песка можно изготавливать флорариумы, заниматься лепкой фигур, создавать поделки. В интернете встречаются видео с пошаговыми руководствами, как творить песочные произведения искусства.
- https://zdorovyemalisha.ru/igry/sdelat-tsvetnoj-pesok.html
- https://sdelala-sama.ru/podelki/3644-cvetnoy-pesok-svoimi-rukami.html
- https://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/risovanie-cvetnym-peskom.html
- http://weller.ru/novosti/cvetnoj-pesok-svoimi-rukami-iz-peska-manki-ili-soli/
Польза для ребенка и развитие способностей
Рисование для детей – лучший способ реализации их фантазий, внутреннего мира. Понаблюдайте за маленькими детьми. Они всегда вдохновенно выводят линии на бумаге, не задумываясь о том, насколько красив их шедевр. Для них важен сам процесс.
Рисование песком позволяет расширить границы «дозволенного». А специальное приспособление – насладиться процессом в любое время года. Заканчиваются ли на этом преимущества рисования цветным песком или их значительно больше?
Возможность рисовать дома. Ни дождь, ни снежные заносы не страшны юным художникам.
Снижение напряженности. Неспешные движения рук, пересыпающих сыпучий материал, успокаивают ребенка, заставляют забыть обо всех неприятностях. Малыш избавляется от нервного напряжения, учится спокойным и размеренным движениям.
Формирование творческой личности. Малышу подвластны любые формы, конструкции. Ребенок имеет возможность использовать в рисовании всю руку, начиная от указательного пальца и заканчивая ребром ладони. С помощью песка ребенок воссоздает не только конкретные, но и абстрактные понятия: ветер, холод, любовь. Он развивает фантазию. То, что взрослыми кажется незамысловатыми кривыми линиями, у юного художника вызывает ассоциации с важными для него понятиями.
Развитие мелкой моторики рук. Пока педагоги устраивают детям занятия с множеством специально подобранных упражнений, ваш творец будет просто рисовать
При этом совершенно неважно, будет ли его шедевр иметь сюжет или художественность. Пересыпая песчинки из одной руки в другую, рассыпая их, чертя пальчиком полосы на стекле, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальчиках.
Приобретение хорошего настроения
Даже если кроха начал рисовать в плохом настроении, «сеанс песочного искусства» обеспечит ему положительные эмоции. Он успокоится, увлечется важным для него делом, проникнется глубиной сюжета, придуманного самостоятельно или с помощью взрослых.
Влияние цвета подсветки стола на ребенка
Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении, что цвет играет большую роль в развитии личности. Более того, цветовые оттенки могут изменить настроение малыша, устранить тревожность, усталость и апатию
Полезное рисование на стеклышках имеет еще одно важное достоинство: оно воздействует на психику малыша цветом
Для достижения нужной цели используют рисование цветным песком или разноцветную подсветку.
Дадим краткую характеристику цветам, выбор которых позволит вам грамотно воздействовать на психику детей.
- Красный. Сила, лидерство. Обилие красного цвета вызывает агрессию, поэтом использовать его нужно крайне дозировано.
- Оранжевый. Оптимизм, радость, хорошее настроение и аппетит. Избавляет от депрессии и усталости.
- Желтый. Сосредоточенность, концентрация. Помогает справиться с неуверенностью в себе и нерешительностью.
- Зеленый. Быстро устраняет раздражение, способствует глубокому полноценному сну.
- Голубой. Помогает обрести гармонию, особенно в семейных отношениях.
- Фиолетовый. Стабилизирует душевный дисбаланс, помогает устранить душевные проблемы.