Артикуляционная гимнастика для язычка. логопедия

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков

Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Комментарий невролога

Я во многом согласна с автором. Все эти упражнения не будут лишними при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя.Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу. Дело в том, что артикуляция и другая работа мелких мышц будет проходить правильно лишь тогда, когда мы «наладили» крупную моторику и связь дыхания и мышечного напряжения.

В коррекционных группах мы даем артикуляционную гимнастику через два-три месяца после начала работы с ребенком.

О фонематическом слухе. Его нарушения, как правило, связаны с нарушением слуха или с поражением височного отдела мозга или же подкорковых узлов, отвечающих за слух. Просто утрируя звуки и увеличивая громкость, ничего не добьешься. Нужна помощь сурдолога или невролога.В этой методике много дыхательных упражнений. К сожалению, у них есть противопоказания, о которых родителям знать необходимо. Если у малыша сбивчивое, неровное дыхание, ему нужно сделать ЭЭГ, прежде чем заниматься дыхательной гимнастикой. Наличие эпилептической активности, судорог является противопоказанием для подобных занятий. Наличие судорожной готовности, вегето-висцеральных пароксизмов, прочих аналогов судорог не является противопоказанием для проведения гимнастики, но в этом случае объем и продолжительность занятий должны быть напрямую связаны с изменениями на электроэнцефалограмме. Непременно проконсультируйтесь с врачом.

Елизавета Меланченко

Категории артикуляционных упражнений для детей разного возраста

Рассмотрим особенности выполнения гимнастики для языка различных возрастных групп. Как меняются условия и нагрузка тренировок артикуляционного аппарата.

1-3 года

Артикуляционная гимнастика для малышей 1-2 и 2-3 лет. В этом возрасте отмечают самый важный этап формирования речи. Развивать артикуляционный аппарат для самых маленьких можно начинать с некоторых забавных упражнений для лица и губ. Например, надуть щеки и задержать воздух, подуть на игрушку-ветерок или шарик.

В этом возрасте самое главное это ваше внимательное отношение к малышу. Активно включайтесь в его диалоги, отвечайте ему. Пытайтесь понять своего ребенка. Проговаривайте все что с ним происходит, все игры и действия с малышом.

Сын или дочка тянется к своей кружке. Скажите, что сейчас вы берете со стола красную кружку и даете малышу попить, потому что он хочет пить. Эти простые упражнения с малышом формируют его пассивный словарный запас. Ваш малыш заговорит вашими словами совсем скоро.

3-4 года

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет. В этом возрасте дети начинают процесс социализации в детском саду. Воспитанник младшей группы учится быть частью коллектива. В отличие от более раннего возраста, включает в себя больше речевых упражнений. Малыш знакомится с органами речи и их функциями.

«Улыбка». Это одно из самых простых упражнений. Взрослый и ребенок улыбаются своему отражению в зеркале несколько секунд.

«Вкусное варенье». Представим, что на губах осталось варенье. Наша задача слизать его языком с губ. Сначала с верхней, потом с нижней. Язычок работает интенсивно, варенья на губах остаться не должно. Ням!

«Часики». Сначала широко улыбаемся. Затем кончиком языка, как маятником часов, достаем то левого уголка губ, то правого. Тик-так, тик-так. Вот так!

«Лошадка». Взрослый начинает изображать звук цокающей лошади. Спрашивает малыша, кто это пришел к ним на занятие? Ребенок повторяет за взрослым упражнение.

«Домик». Рот ребенка — это домик язычка. Язычок показывается из домика и снова прячется. Малыш при этом открывает и закрывает рот.

4-5 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет. Дети этого возраста уже способны воспринимать больший объем информации. Воспитанникам средней группы детского сада можно увеличить количество повторов и ввести новые упражнения.

«Трубочка». Ребенок открывает рот и выставляет язык, затем сворачивает его в “трубочку” и дует в нее.

«Парус». Губы улыбаются, кончик языка за нижними зубами. Язык выгнут как парус на корабле.

«Чистим зубки». Представим, что наш язык превратился в зубную щетку. «Почистим» нашей воображаемой зубной щеткой (язычком) зубы с внутренней стороны. Здесь работает только язык.

«Фокус». Выставим широкий кончик языка и прижмем его к верхней губе. На нос ребенку кладем немного ватки. Нужно постараться сдуть ватку с носу воздухом изо рта, проходящем посередине языка.

5-7 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет. В этом возрасте речевая гимнастика подбирается в соответствии с имеющимися нарушениями речи. Детям старшей и подготовительной группы необходимо добавлять упражнения на развитие фонематического слуха. Например, «Хлопаем в ладоши» и «Заменяем звук».

«Хлопаем в ладоши». Ребенку загадывают какой-то звук. Затем называют слоги или слова, когда малыш слышит нужный звук в слове, то хлопает в ладоши.

«Новые слова». Ребенку предлагаем заменить первый звук в словах. Это позволит получить новое слово. Образец: меняем первый звук на р мак -… (рак). Самостоятельно заменить первый звук в словах: мост, мак, хобот, нога, ложь, кот.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки , »; развивающее лото «Учим звуки , ». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, — предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» — «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Рекомендации по выполнению

Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть.

Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом малыш повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите малыша и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.

В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха.

Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.

Что такое логопедия и каковы ее методы

Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.

В арсенале логопедии много средств. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика;
  • занятия для развития мелкой моторики;
  • упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
  • многократное повторение словесных конструкций;
  • дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
  • упражнения на отдельные звуки.

В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.

В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.

А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи

Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

Упражнения на произношение звука

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука состоит из нескольких упражнений, которые можно выполнять как со специалистом, так и в домашних условиях.

«Индюшонок»

Задачей данного упражнения является выработка верхнего подъема языка, а также двигательной активности его передней области. Ребенку необходимо приоткрыть рот, расположить язык на верхней губе и делать движения по ней вперед и назад. При этом нельзя отрывать язык от губы, а нужно поглаживать ее. Начинать занятие требуется медленно, а со временем увеличивать скорость и пробовать воспроизводить какие-либо звуки.

Если все будет выполняться верно, то должен быть слышен звук, напоминающий разговор индюка — «бл-бл-бл»

При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы язык не становился узким, а движения им делались не в бок, а четко вперед и назад

«Пароходик»

Это занятие нацелено на то, чтобы уметь правильно располагать язык при воспроизведении звука «Л».

Для выполнения малышу понадобится немного открыть рот, улыбаясь, высунуть язычок, зажать его кончик между зубами и постараться выдать звук «ы-ы-ы». Таким образом, получится что-то похожее на гудок парохода.

Если наблюдается, что ребенок произносит вместе с «Ы» мягкий «Л’», то необходимо попросить малыша еще больше высунуть язык, а между зубами зажать среднюю его область, а не кончик.

«Качели»

С помощью данного упражнения можно отработать навык удерживания и чередования некоторых положений языка. Ребенку нужно улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язык, и тянуться им сначала к носу, потом к подбородку. Начинать это упражнение необходимо быстро, а потом постепенно темп нужно снижать, в итоге стараться задержать язык в одном положении у носа или у подбородка на 3-5 секунд.

При такой тренировке требуется работа только одного языка. Довольно часто детки укладывают его на нижнюю губу, в результате чего функционирует челюсть снизу, а сам язык не работает. Следовательно, эффекта от занятия не наблюдается.

«Лошадка»

Целью этого упражнения является закрепление верхнего подъема языка, растяжение связки, находящейся под ним. Для выполнения следует широко открыть рот, улыбнувшись. Сначала нужно прикладывать широкий язык к небу, а потом опускать его в нижнюю часть полости. Первые занятия необходимо проводить медленно, постепенно наращивая скорость выполнения.

Если упражнение сделать верно, то воспроизведется звук, напоминающий цокот копыт лошади. Ребенку необходимо открывать ротик как можно шире и так на всем протяжении тренировки. Нижняя челюсть не должна двигаться. Если соблюдать неподвижность будет сложно, то можно помогать руками.

«Гармошка»

Задачей этого занятия считается закрепление подъема языка вверх, закрепление навыка удержания его в одной позиции долгое время, растяжение уздечки, расположенной под языком. Рот необходимо раскрывать очень широко.

Делать данное упражнение необходимо таким образом: широко раскрыть рот, расположить язык на небе, зафиксировать его в этом состоянии насколько это возможно. Затем нужно, не отрывая язык от неба, с применением силы оттянуть нижнюю челюсть к низу.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник

Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности

Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

Еще по теме «Упражнения для языка»:

Упорно путает две буквы

Здесь нужны не игры и сказки, а простые физические упражнения, ребенок дыханием, языком, движением и положением губ должен ощутить, как по-разному произносятся звонкие и глухие…

стишки для зарядки

Железнова Екатерина. Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Веселая зарядка для малышей. С помощью таких упражнений можно разнообразить занятия с детьми. У себя на кухне возмущаться на несправедливость жизни- да…

Высовывает язык

Высовывает язык. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Сыну 4.5, часто бывает открыт рот, и довольно часто высунут язык.

пестовальная гимнастика

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку Ребенок от рождения до года. не стихи, не гимнастика, а именно сочетание и того, и другого — кто-нибудь знает, где искать?

Хелп, подрезка языковой уздечки….

У моей подруги мальчику 2,5 года. Не разговаривает, хотя он очень общительный, шилопопый. До недавнего времени мы были спокойны, т.к. на примере моего сына было видно, что можно заговорить и позже. Ванек заговорил в 3 года. А оказалось, сыну подруги, надо подрезать языковую уздечку, она у него очень сильно держит язык и не дает ему разговаривать совсем… Девочки кто с этим сталкивался?

Постоянно высовывает язык

Постоянно в момент заинтерисованности, да и просто так высовывает язык и так ходит. Появилось около 2х месяцев назад, я и ругаю и по губам ей стучу, все бесполезно.

Логопед. массаж, посоветуйте.

Мамочки, посоветуйте, какие логопед. упражнения или массаж своему ребенку, мама может выполнять дома самостоятельно? И вообще, можно ли это делать?

Обучение англ.яз+логопедия

По сути это — логопедические упражнения, направленные на закрепление иных звуков. Так вот такое обучение языку не повредит. Да и дома это сделать достаточно легко.

дыхательная гимнастика: девочки, расскажите, плз,

кто занимается этой гимнастикой и что ваша гимнастика из себя представляет? мне в выходные предстоит возобновить поход на курсы островской и ее цикл с этой дыхательной Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Зарядка

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. стишки для зарядки. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим утром рано на полянке так резвились…

Артикуляционная и еще пальчиковая гимнастика (часть 3)

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Артикуляционная и еще пальчиковая гимнастика (часть 3). Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим…

Стишки для зарядки

Железнова Екатерина. Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Веселая зарядка для малышей. С помощью таких упражнений можно разнообразить занятия с детьми. У себя на кухне возмущаться на несправедливость жизни- да…

Как лечить дизартрию?

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Как лечить дизартрию ? Дочке 2,2 года, говорит не просто невнятно — это кошмар. пальчиковой гимнастикой, играем со льдом, массаж, развиваем мелкую моторику, язычком играем.

Зарядка для детей до 3-х лет

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Пальчиковые игры. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3 — 4 до 6-7 лет. Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено…

Артикуляционная гимнастика

Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.). «Играть на дудочке» — прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз).

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т.д. Проявите фантазию.

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками. Две буквы «Л» в одном слове:

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Упражнения для формирования определенных артикуляционных укладов

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

В комплекс включают следующие основные позы:

  • «Улыбка»;
  • «Заборчик»;
  • все базовые задания для языка.

У шипящих и сонорных артикуляция немного похожа – язык занимает верхнее положение за зубами и есть сильная направленная воздушная струя. Поэтому при подборе заданий делают акцент именно на этих особенностях.

Для языка

Сначала должен быть нормализован его мышечный тонус. Иначе не получится удерживать правильное положение для произношения этих фонем.

«Чашечка» − это базовое положение языка для шипящих. В его основе «Блинчик» с поднятыми передним и боковыми краями. Удерживают «чашечку» 3-5 сек.

«Грибок» − рот открыт, переднюю часть широкого языка нужно присосать к небу

Это упражнение не только помогает сформировать умение поднимать язык, но и растягивает подъязычную уздечку, что важно для произношения сонорных звуков

«Гармошка» − в основе «Грибок». Только теперь нужно медленно поднимать и опускать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную уздечку – «ножку» гриба.

«Лошадка» − рот открыт, ребенка просят поцокать кончиком языка как лошадка. Нижняя челюсть при выполнении «Лошадки» остается неподвижной.

«Барабан» − улыбнуться и начать медленно произносить Д-Д-Д, постепенно ускоряя темп. Но звук должен быть четким.

«Индюк» − губы растянуты в улыбке. Широким языком, не отрывая его от верхней губы, делать поглаживающие движения, к которым добавляют произношение сочетания БЛ.

Кроме тренировки мышц языка, в комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет включают упражнения на выработку сильного направленного выдоха.

Дыхательные задания

К вышеописанному комплексу добавляют задания, в которых язык занимает верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусок ватки или перо. Язык в положении «Чашечка» и ребенку нужно сдуть предмет с носа. Данное задание помогает сформировать сильный направленный выдох.

Когда мама — домашний логопед…

Мы уже разобрались с требованиями к выполнению речевой гимнастики дома. Во время проведения занятий, мама выступает в роли домашнего логопеда. Это обязывает ее вести себя педагогично и тактично по отношению к ребенку.

Дети со слабым артикуляционным аппаратом не будут демонстрировать быстрого прогресса. Не нужно забывать, что логопедические упражнения им даются с трудом. А значит нужно проявить терпение и уважение к своему чаду. Быть для ребенка психологом и учителем. Держаться с ним сдержанно, по-дружески поддерживать ребенка.

То, что взрослому кажется простым, для малыша — настоящая наука. Ваши усилия дадут результат, ребенок сможет правильно произносить звуки.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.

Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Ссылка на основную публикацию