Развивающие игры для ребенка до 1 года (0-3 месяца)

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Упражнения для развития психомоторики

  • Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
  • С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

Собирать пазлы

Собирать пазлы (Лабиринт, My-shop, KoroBoom) чрезвычайно полезно и для развития моторики, и для развития ассоциативного мышления, внимания. Естественно, начинать нужно с небольшого количества деталей – 2-6 штук. Если речь идет о пазлах, которые собираются на фоне дублирующей картинки (т.е. у малыша есть подсказка), то можно попробовать взять даже большее количество деталей – до 9-12.

Собирая пазл вместе с малышом, обязательно объясняйте логику своих действий: «Давай сначала найдем голову, смотри, с этой стороны не хватает уха, давай найдем где ухо… Теперь поищем туловище». Именно такой логикой удобнее руководствоваться малышу в этом возрасте. Собирать пазл с ориентировкой на рядом лежащую картинку для ребенка пока трудновато. Естественно, вам придется много раз проговорить, что куда нужно прицепить, прежде чем малыш уловит суть.

Когда я впервые показала дочери пазлы, она просто влюбилась в них, скажу больше, у нее началась настоящая «пазломания»:)  Месяца полтора сбор пазлов был у нас обязательной ежедневной процедурой, едва проснувшись и позавтракав, Таисия скорее тянула их с полки. Было очень интересно наблюдать за каждодневным прогрессом в ее действиях: все с большей легкостью она отыскивала нужные детали и все точнее соединяла их. (Но без моей помощи, конечно, еще не обходилась).

Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары

Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!

Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.

Для понимания причинно-следственных связей

Вместе с малышом растут и его аналитические способности. Он начинает все крепче связывать между собой собственные действия и то, к чему они приводят. Появляется потребность в подтверждении своей деятельности результатом, например, при физическом воздействии на объект он должен перемещаться, катиться, деформироваться. Возникает способность осуществлять последовательности не только из 2, но из 3 и более действий.

Существует множество игрушек, удовлетворяющих потребность в результате, – игрушки на веревочках, каталки, забивалки с молоточком, игрушки с кнопками. Среди них особое место занимают музыкальные модули и простые инструменты (особенно духовые и ударные). Звуковой результат собственных действий очень вдохновляет мальчиков и девочек, часто вторящих мелодиям восторженными криками.

Музыкальные игрушки – одно из самых любимых занятий детей

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения

Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

Например:

«Идет коза рогатая». «Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

«Ладушки-ладушки». Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове

Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игра «Сорока-белобока» хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке)

Очень полезен массаж пальчиков.

Все эти упражнения остаются актуальными для нас и по сей день.

И в заключение, дорогие мои, уважаемые родители, давайте не забывать, что маленькому человечку больше всего нужно наше общение — это непременный стимул в развитии всех вышеописанных навыков. Если мы будем помогать познавать этот мир нашему «чуду», а, главное, получать сами от этого удовольствие, действие всех методик увеличится в несколько раз. Я в своё время не получила главного — общения и любви своих родителей, теперь изо всех сил пытаюсь не допустить подобного со своими детьми.

Удачи вам, здоровья! Пусть наши звёздочки, зайчики и солнышки всегда сияют нам, согревают нас своими лучиками и радуют своими успехами, а в случае неудачи («ну, а если упадём?…») мы всегда подадим руку, подставим плечо, поможем своим опытом и советом («…снова встанем и пойдем!»).

Творчество.

Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки

Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка

Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнение №4. «Шумелки». Развитие у ребенка в 1 месяц умения сосредотачиваться на звучании предмета, отыскивать звучащий предмет по звуку, поворачивать голову вслед за звуком

Что нужно приготовить:

  • Колокольчик, маракас, шаркунок или любую другую звучащую игрушку или детский музыкальный инструмент – треугольник, дудочку, ксилофон, шарманку, музыкальную шкатулку, металлофон.
  • Шумелки – самоделки: коробочки или баночки (из-под крема, киндерсюрприза и т.д.) с насыпанными вовнутрь бусинками, косточками, горохом, гречкой, семенами подсолнуха. Для безопасности ребенка (чтобы наполнитель не просыпался) эти баночки вкладывают в мешочек из лоскутка яркой ткани и очень прочно его завязывают. Можно нарисовать на шумелках смешные рожицы.
  •  Обязательно надо чередовать игрушки с разным звучанием – звонкие и приглушенные, шуршащие и поющие и т.д. Не используйте для игры с ребенком предметы с резким звуком!

Как заниматься с малышом:

Вариант 1. Ребенок лежит на спине. Перемещайте звучащую игрушку то горизонтально, то вертикально так, чтобы она находилась в поле зрения малыша. Потом плавно ведите звучащую игрушку вправо так, чтобы она исчезла из поля зрения малыша. Это будет стимулировать его повернуть голову вправо. Потом возвращаем игрушку в центр и точно также ведем ее влево.

Полезный совет:

Если малыш не поворачивает голову, то подставьте игрушку под его взгляд и продолжите. Снова доведите траекторию движения звучащей игрушки до ее исчезновения.

Вариант 2. Зазвучите игрушкой рядом с малышом вне поля зрения крошки. Когда малыш повернет голову и найдет звучащую игрушку  взглядом, начинайте передвигать игрушку в поле зрения ребенка

Полезный совет:

Если младенец голову не поворачивает, тогда покажите ему звучащую игрушку и начинайте отклонять ее в сторону, чтобы ему пришлось делать повороты головы при отслеживании ее трактории движения.

Результат:

Ребенок следит взглядом за перемещающейся звучащей игрушкой как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении и по сложной траектории ( по кругу, крестиком). Малыш может найти звучащую игрушку, при этом он поворачивает голову в нужную сторону.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность

Цель: развитие движений, способствующих ползанию и умений стоять при поддержке под мышки.

Умения:

  • в 3 месяца в положении «лежа на животе», малыш опирается на предплечья, высоко приподняв голову
  • в 3 месяца при поддержке под мышки крепко стоит ногами, согнутыми в тазобедренном суставе
  • в 3 месяца удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках взрослого
  • в 5 месяцев на животе, долго опирается на ладони выпрямленных рук
  • в 5 месяцев устойчиво стоит при поддержке под мышки

Игры, развивающие опору на кисти рук

«Двигаю мяч»

Для подстраховки это упражнение удобнее выполнять двум взрослым: один держит за ноги, а другой контролирует движения рук малыша.

Медленно наклоняете мяч вперед, удерживая ребёнка за ноги. Помогите ему вытянуть ручки вперёд, а при соприкосновении его с опорой, переместите малыша назад.

Упражнение помогает раскрывать кисти рук, развивая опору на них.

Игры, тренирующие поворот на живот

« Я сам»

Привлеките внимание малыша к погремушке, бубенцам или музыкальной игрушке. Отведите её в сторону, увлекая ребёнка за ней

Помогите ему перевернуться, забросив ножку так, чтобы его колено коснулось опоры с противоположной стороны.

Стимулируя движения, дайте малышу подержать игрушку.

Упражнение повторять несколько раз, тренируя повороты в обе стороны.

Игры, тренирующие поворот с живота на спину

« Перекатывание»

Поместив малыша на пелёнке, простынке или одеяльце, приподнимайте за край ткани, проговаривая:

Катилась торба

С великого горба.

В этой торбе:

Хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем желаешь поделиться?

Когда ребёнок повернётся на живот, приподнимайте край ткани вновь, подталкивая его перевернуться на спинку.

Осторожно проделывайте эти движения, если малыш оказывается около края. Игры, тренирующие устойчиво стоять при поддержке под мышки

Игры, тренирующие устойчиво стоять при поддержке под мышки

« Прыг-скок»

Возьмите ребёнка под мышки, помогите ему попрыгать, весело проговаривая:

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок!

Игры, тренирующие ползание

« За игрушкой»

Если малыш проявит желание дотянуться до игрушки, похвалите и помогите ему. Для этого подставьте свою ладонь таким образом, чтобы она служила опорой для его ступней.

« Поиграем с неваляшкой»

Покажите малышу неваляшку, покачайте её из стороны в сторону. Выдержите паузу.

Предоставьте возможность ему самому дотянуться до игрушки. Если ребёнку сложно это сделать — переместите неваляшку поближе.

Снова поиграйте с ней, стимулируя активные движения малыша.

Рвать бумагу или вату

Наверняка ребенок уже и сам пытался порвать ваш любимый журнал или книгу. Вместо того чтобы запрещать малышу это увлекательное занятие, дайте ему то, что уже давным-давно прочитано и не представляет для вас никакой ценности. Лучше всего подойдут старые газеты, яркие журналы. Вы можете также показать крохе, как рвать вату и это будет для него совершенно новый опыт.

Как правило, в этом возрасте детям больше всего нравится разбирать предметы на части, складывать и раскладывать их

Поэтому очень важно, чтобы в детской у малыша были сборно-разборные игрушки, состоящие из нескольких частей (такие как пирамидка, матрешка, сортер, цветные колпачки), тогда он не будет ломать другие игрушки и рвать книги, пытаясь таким образом разделить их на части. Когда моя дочь Таисия была в этом возрасте, каждый день на кухне у меня был полный разгром

Дочь трясла шкафы с кастрюлями и прочей кухонную утварью. Маленькие формочки и стаканчики складывала в кастрюли, потом выкладывала, перекладывала, закрывала кастрюли крышками.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Кроме того, обратите внимание на статьи с играми для малышей от 9 месяцев.  Большинство игр в этих статьях по-прежнему актуальны для малыша и сейчас (в частности, сбор пирамидки, строительство из кубиков, игры с матрешкой, коробочками и др.)

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ ОТ 9 МЕСЯЦЕВ. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Игры, развивающие слуховое восприятие

Цель: развитие способности находить источник звука, узнавать голос матери, реагировать на своё имя, интонацию голоса.

Умения:

  • в 4 месяца поворачивает голову в сторону, откуда поступает источник звука и находить его
  • в 4 месяца различная реакция на мелодичный и плясовой ритм музыки
  • в 5 месяцев различает голос матери и близких
  • в 5 месяцев различает интонацию речи

Игры, развивающие умение поворачивать голову в сторону источника звука и находить его

« Шелест бумаги»

Поместите малыша у себя на коленях лицом к себе. Заранее подготовьте несколько видов бумаги: фольгу, упаковочную бумагу и, например, лист белой бумаги.Шелестите ей, внимательно наблюдая за реакцией малыша. Если он не старается найти источник звука, направьте взгляд крохи в сторону шелеста. При этом пошелестите ещё раз бумагой.

Игра проводится несколько раз с разными видами бумаги, соответственно разным звучанием.

Упражнение помогает малышу самостоятельно реагировать и поворачивать голову к источнику звука.

Также можно поиграть с музыкальными игрушками, например, погремушкой, бубном или колокольчиком.

« Игра пальчиками»

Лежа на животе, малыш наблюдает за игрой ваших пальцев, которые совершают движения слева – направо и обратно, шурша, словно мышка и царапая поверхность. При этом напевая:

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

— Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Наблюдайте за реакцией малыша. Затем пошуршите слева, напевая:

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

И справа:

— Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Малыш будет слушать, откуда поступает шуршание, и поворачивать голову.

Игры, развивающие умение реагировать на разные виды музыкального сопровождения

« Колыбельная»

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка здесь не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Малыш будет слышать спокойное звучание колыбельной песни.

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Птички уснули в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит,

Дверь ни одна не скрипит.

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни.

«Танцуем под разные ритмы музыки»

Включив ритмичную мелодию, возьмите малыша на руки и пританцовывайте вместе с ним, напевая:

Шла коза по мостику

И болтала хвостиком,

Зацепилась за перила-

Прямо в речку угодила!

Затем услышав спокойный ритм, замедлите движения, поместив малыша лицом к себе, слегка покачивайте его, поглаживая спинку.

Упражнение поможет малышу слышать и узнавать различный ритм музыки.

Игры, развивающие умение отличать голоса близких людей

«Играем в прятки»

Спрячьтесь под платком или пледом, и позовите малыша по имени. Выдержав паузу, покажитесь, проговорив:

« Привет, малыш! Вот и я, твоя мамочка!»

Повторите игру, но при этом проговаривайте слова приятным голосом, побуждая малыша поискать вас взглядом. Покажитесь и снова повторите слова приветствия.

В эту игру можно играть втроём, например, на диване или кровати. Попеременно прятаться и звать малыша, произнося ласковые слова и радоваться вместе, выражая положительные эмоции и восторг.

Повторяйте игру много раз.

Упражнения научат малыша узнавать близких людей по голосу.

Игры, развивающие умение реагировать на своё имя

«Называем по имени»

Поместив малыша по центру дивана или кровати, а сами, разместившись с разных сторон, играем втроём.

Называем его имя приятным голосом, можно нараспев, по очереди, не спеша, так, чтобы малыш поворачивал голову в сторону, откуда поступает источник звука. При этом выражаем радостные эмоции.

«Вот наш маленький»

Мама удерживает малыша на руках, а папа, спрятавшись за спиной, зовёт его, проговаривая: « Где наш маленький?».

Затем появляется и радостно произносит: « Вот наш маленький (произносит имя)» И снова прячется.

Игра повторяется много раз с различными оттенками звучания голоса.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Возить каталку

Думаю, с этой игрой знакомы все родители. Довольно часто можно увидеть ребенка, идущего по парку с каталкой. Каталки бывают двух видов: на веревочке (Озон, Лабиринт, My-shop) – ее малышу нужно будет тянуть за собой –  и на палочке (Озон, My-shop) – ее нужно толкать перед собой. И те и другие каталки полезны для развития двигательных навыков ребенка, координации движений, чувства равновесия. Как только малыш начнет ходить более менее уверенно, ему уже можно предлагать эту игрушку.

Надеюсь, что вам понравились эти развивающие игры и вы возьмете их к себе на вооружение. А как вы играете со своим малышом? Какие игры ему нравятся больше всего? Поделитесь своими идеями!

Если вашему малышу уже чуть больше, чем год, то вам обязательно покажется интересной эта статья:

Также рекомендую статьи

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

На этом все, всегда жду вас на страницах сайта! До встречи!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку

Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что  не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

  • Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.
  • Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.
  • Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!
  • Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

Игры, развивающие зрительно восприятие малыша

Цель: развитие способности длительно удерживать в поле зрения лицо взрослого или предмет;

развитие других ощущений: демонстрируем музыкальные игрушки, предметы, различные по текстуре.

Игры с игрушками

Поместите малыша у себя на коленях в позе « на спине». Возьмите игрушку или куклы, которые надеваются на пальцы рук и перемещайте ими перед ребёнком в разных направлениях и по кругу.

Меняйте направление, передвигая игрушку по другому пути.

Повторите игру несколько раз, а затем предложите малышу взять игрушку, подтолкнув его ручку к ней.

«Идёт коза рогатая»

Удерживая малыша на руках, поднесите его к любому члену семьи и попросите взрослого пообщаться с ним.

Во время общения, взрослый, взяв ручки малыша, проведет по своему лицу, подует на шейку крохе и прочтёт стишок:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками — топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает, забодает.

Повторите игровые действия несколько раз.

Малыш научится эмоционально реагировать и узнавать членов семьи.

«Ку-ку, а где я?»

Один взрослый держит малыша на руках, а другой прячет своё лицо под платком.

Помогите крохе схватить платок и открыть лицо взрослого.

Повторяя игру, малыш научиться узнавать близких, проявляя радостные эмоции.

Играть с колпачками

Мой муж, увидев набор колпачков (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) впервые, сказал, что это полная ерунда, мол та же матрешка, только хуже. Однако это неправда, и это очень скоро стало ясно.

Когда мы первый раз показали дочке эти колпачки, она проиграла с ними час без перерыва. Игрушка на самом деле очень полезная и многофункциональная. Представляет она собой набор из нескольких колпачков (у нас их 10), последовательно вкладываемых друг в друга.

Как играть с колпачками?

  • Колпачки можно складывать друг в друга. Детям в этом возрасте очень нравится складывать одни предметы в другие, во время игры у них складывается понимание о вместимости тары, они учатся сравнивать емкости.
  • Из колпачков можно строить пирамидку, поначалу с маминой помощью, конечно.
  • Если в вашем наборе цвета колпачков повторяются, можно объяснять на колпачках одинакового цвета понятия «большой» и «маленький». Например, вы выбираете два зеленых колпачка, предъявляете их ребенку и объясняете, какой из них большой, а какой маленький. Как я уже писала ранее, понятие размера лучше всего изучать на предметах, которые по всем своим остальным свойствам (кроме размера) абсолютно идентичны. Поэтому колпачки для этой цели подходят как нельзя лучше.

Играя с колпачками вы постоянно называете цвета, что несомненно поможет ребенку их запомнить. Можно вместе с малышом отбирать колпачки какого-то одного цвета.

Колпачки можно как бы прятать, накрывая меньший колпачок бОльшим и приговаривая «Где маленький колпачок? Спрятался!». Дети очень любят играть в такие прятки, и это заодно дает ребенку понимание, какой колпачок больше, а какой меньше.

Чем-то похожая по своей сути игрушка — радуга. Принцип игры тот же, но здесь от ребенка требуется бОльшая точность движений.

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску.

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками.

18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной).

19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место».

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.

32.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.

33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Ссылка на основную публикацию