Рекомендации для родителей «как научить детей дружить и общаться со сверстниками». консультация на тему
Количество друзей
Сколько должно быть друзей у малыша? Одни скажут, чем больше, тем лучше, но это не всегда верно. Для многих родителей нет ничего важнее общения ребенка в детском саду и они стараются протиснуть его во все выступления, чтобы кроха везде был первым. Однако множество кружков и бесконечные выступления оказывают большую нагрузку на психику малыша, хотя и прибавляют ему популярности в виде друзей, восхищающихся им.
Учить ребенка дружить со всеми в детском саду не нужно. Пусть кроха общается только с теми, кто ему нравится и хорошо к нему относится. Каждому малышу подходят разные типы характеров. Закрытые дети будут углублять дружбу с одним-двумя друзьями. А открытые будут дружить со всеми по чуть-чуть. Обычно понятия о дружбе изменяются со временем, и ребенок может стать более разборчив в выборе друзей.
Признаки проблемы
Невозможно точно предугадать, возникнут ли у чада проблемы с социальной адаптацией. Но некоторые предпосылки можно заметить, если малыш:
- Не тянется к детям. Некоторым деткам комфортно играть одним — они спокойно сидят в песочнице или весело катаются с горки, но не пытаются с кем-то познакомиться. Возможно, маленький дошкольник — интроверт по складу характера;
- Является зачинщиком ссор. Активные дети- экстраверты нередко переводят простые недоразумения в конфликт, особенно если их балуют дома. Не зная ни в чем отказа, они отбирают игрушки у других детей, толкают их, обзывают;
- Боится других детей. Привыкший видеться только со взрослыми малыш прячется за маму, игнорирует предложения поиграть.
Эти нюансы поведения можно скорректировать: рассказать о приятных моментах дружбы, о том, что обижать друзей нельзя, как и заискивать перед ними, буквально выпрашивая симпатию.
В детском саду информацию придется узнавать от воспитателя: сам малыш может скрывать от родителей, что его дразнят из-за полноты, картавости, других особенностей.
Помогите лично найти детям общий язык
- Найдите друга по соседству. Моральные особенности ребенка в этом возрасте требуют наличия партнера по играм и развлечениям. Детям в этом возрасте становится недостаточно внимания одних родителей.
- Помогайте ребенку в игре с другими детьми, выступайте на правах участника, если что-то разладилось, или пошло не так. Помогайте советом, но не переусердствуйте. Если перетащить одеяло на себя, взять в руки всю инициативу, дети быстро заскучают, потеряют интерес.
- Чаще оставайтесь с ребенком один на один, так, чтобы вам ничего не мешало. Беседуйте на различные темы, придумывайте свои истории, сказки, главными героями которых будете вы сами, его друзья. Пусть эти сказки имеют поучительный смысл.
- Научите ребенка фантазировать, самому придумывать игру, в которую ему бы хотелось поиграть, доступно объяснять ее правила.
- Научите малыша отстаивать свое мнение, не кулаками и криком, а в спокойной аргументированной беседе.
- Относитесь приветливо к новым знакомствам малыша, хвалите его. Зовите его друзей в гости, организовывайте совместные прогулки и чаепития.
- Не ругайте ребенка за то, что он хочет остаться с вами, а не идти играть в незнакомую компанию. Пойдите туда играть вместе с ним, а когда он увлечется, незаметно отойдите в сторону.
Как научить ребенка дружить в разный возрастной период
Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.
Уже с полугода дети начинают тянуться друг к другу.
От полтора года и до двух лет дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.
Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью
Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения
В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы
Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом
Дети от шести до девяти лет уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.
Учим ребенка не жадничать
Мы все от рождения эгоистичные, чувство собственника заложено в нас изначально. Сначала “игрушки только мои”, потом “мама только моя”. К взрослой жизни у нас уже может сформироваться внутри натуральный феодал современности, для которого уже люди его личные игрушки и собственность.
Иногда ребенок не хочет играть с другими детьми именно потому, что ребята начинают просить его игрушки. Маленький эгоист будет защищать их, при этом сам может быть не против поиграть игрушками ребят. Родители должны на примере показать, как научить ребенка делиться. Здесь подойдут и домашние примеры.
Наверняка у вас есть что-то, чем любит играть малыш: у девочек это обычно мамина бижутерия или косметика, у мальчиков папин молоток или стамеска. Смоделируйте ситуацию, чтобы ребенок попросил у вас это и скажите: “Я не дам тебе бусики, ты же жадная, не дала Даше поиграть мишкой”.
Сначала, возможно, малыш надуется и откажется общаться. Не уступайте, сидите и сами играйте с бусами. Если ребенок не сдается, предложите обмен, он охотно согласится. Затем такую же модель поведения пробуйте закрепить при прогулках. Если он не отдает свою игрушку, напомните бусы и сам обмен. Малыш быстро поймет, что дружба полезна и не стоит жадничать.
Другая модель: пожалеть другого ребенка без игрушек. В каждом дворе найдется такой, у которого мало игрушек или вообще их нет. Может, он их не выносит из дома или еще какая-то причина. Главное, что их нет в руках. Сыграйте на этом: “Витя, смотри какой бедный малыш, у него совсем нет игрушек. Тебе его не жалко?” Не пытайтесь сразу принудить отдать свою игрушку или поиграть с этим малышом. Сначала ваш ребенок должен почувствовать что-то к нему.
Иногда попадается возможность использовать третью модель: проявить благородство самому ребенку. Например, на улице или в песочнице плачет другой малыш. Спросите своего ребенка как бы он утешил. Направьте, только не навязчиво, на мысль, что надо подойти и предложить поиграть его игрушкой. Это поможет научиться общаться и с незнакомыми людьми.
Учим дружить
Рекомендации помогут вашему ребёнку стать дружелюбным:
- Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
- Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
- Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
- Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком коммуникативные ситуации. Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
- Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.
Следуя этим рекомендациям, вы привьёте ребёнку важнейшие социальные навыки, с помощью которых он найдет добрых друзей, с которыми, возможно, будет дружить долгие годы.
Модели поведения детей
У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.
Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер — независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор — доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают заботиться о других. Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.
Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.
Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.
Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.
Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.
Модель «Сам себе конкурент». Такие дети — маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом
Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.
Научить ребенка дружить с детьми в детском саду помогут родители
- Всех в дом. Старайтесь, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла очень легко. Для этого сами создавайте круг друзей для стеснительного малыша. Предложите пригласить детей на день рождения крохи или позовите на обед своих друзей с детьми. Потихоньку малыш свыкнется. А еще лучше запишите малыша в кружок по интересам. Такие часто бывают при садике. Если малыш увлекается рисованием, лепкой – ему будет проще найти друзей среди единомышленников. А научившись общаться в кружке, кроха раскрепостится и в садике.
- Психология с малых лет. Говорите много о детях, обсуждайте их с хорошей стороны и анализируйте промахи. Знакомого мальчика наказала воспитательница? Обсудите, что он сделал не так и как ему стоило себя повести. Учите ребенка психологии на простых примерах, но не говорите плохо о других людях. Будьте нейтральны.
Детские проблемы
Мало научить ребенка дружить в детском саду, важно также уметь помогать ему справляться с первыми проблемами. Если друзья ребенка конфликтуют между собой, расскажите ему о нейтральной позиции
Учите не говорить плохо о детях за глаза, а всегда стараться их понять. Но это не значит, что кроха должен стать мягкотелым. Научите его давать сдачи и расскажите, что справедливость – лучшая защита.
Характер вашего ребенка
Важно не просто как научить ребенка делиться своим, а то, чтобы он делал это с открытой душой и самостоятельно. Учить на примере поделись с мамой/папой не работает, потому что родители и те, кого малыш часто видит в доме для него равны самому себе
А с самим собой он охотно поделится и игрушками, и конфетами. Но все, что за пределами – чужое. И важно научить его принимать это чужое как часть его жизни
Учить на примере поделись с мамой/папой не работает, потому что родители и те, кого малыш часто видит в доме для него равны самому себе. А с самим собой он охотно поделится и игрушками, и конфетами. Но все, что за пределами – чужое
И важно научить его принимать это чужое как часть его жизни
Родители, обязательно учитывайте тип характера малыша.
Есть такие понятия как интроверт и экстраверт. Это научные определения, характеризующие темперамент. Первый тип – это обычный флегматик, который по природе склонен быть на вторых ролях. Ему хорошо только в ограниченном кругу, который он выберет самостоятельно. У такого ребенка не будет много друзей, они просто ему не нужны. Ваша задача: помочь ему самому выбрать свой круг, знакомя его индивидуально с другими ребятами.
Экстраверт почти всегда лидер, активный, подвижный, иной раз чрезмерно общительный
Такому ребенку важно общение и он склонен постоянно расширять круг друзей. Здесь родители должны следить за тем, чтобы малыш не путал людей и игрушки
Потому что он легко бросает “старых” друзей и заводит других
Обращайте внимание на это своим примером и примерами уже из жизни самого ребенка. Например: “Витя, ты уже не дружишь с Леной, а ведь она, помнишь, делилась с тобой конфетами/игрушками”
Так вы научите малыша общаться, дружить и ценить отношения.
Роль запретов. Участие в жизни ребенка
Как научить ребенка делиться игрушками и вообще социально адаптировать, если некоторые родители так трясутся над своим чадом, что запрещают ему почти все:
- нельзя в песочницу, там грязно;
- нельзя на горку, упадешь;
- нельзя лазить по деревьям, разобьешься;
- нельзя приглашать в гости, будете шуметь;
- нельзя самому ходить в гости, мало ли что;
- не дружить с “плохими” детьми.
Если вы узнали себя в таких запретах, срочно исправляйте ситуацию. В семье с постоянными запретами ребенок не вырастет общительным, даже будь он сто раз экстравертом.
Поймите, что ребенок обязан падать, пачкаться, валяться в снегу, песке и даже разбивать нос с коленками.
Ребенок не играет с другими детьми потому, что боится нарушить какой-то ваш запрет. Смените модель поведения, станьте сами инициатором детских игр и шалостей.
Приглашайте в дом друзей ребенка, поощряйте его, когда он приводит кого-то поиграть дома. Не заставляйте его насильно дружить или не дружить с конкретным ребенком! Это дети, здесь они сами разберутся. Необходимо выслушивать малыша, спрашивать о его походе к гости: что там было, с кем виделся, с кем познакомился, во что играли.
Знакомьтесь с другими родителями, особенно с теми, чьи дети рядом с вашим малышом. Наносите ответные визиты. Например, вместе приготовьте плюшки и предложите поделиться ими с друзьями.
Учим ребенка знакомиться и дружить
Знакомство – это первая ступенька на пути к дружбе. Есть дети, которые легко и без помощи родителей знакомятся с другими детками.
Но есть малыши, которые просто стесняются подойти к играющимся детям на площадке и предложить дружбу. Вы можете помочь ребенку стать более коммуникабельным. Вы можете взять любимые игрушки своего ребенка и поиграть в «Знакомство». Например, пусть это будет зайка, который гуляет на улице (его озвучивает ребенок), а мишка (его озвучиваете вы) хочет познакомиться. На примере игрушек вы покажете ребенку, как нужно подойти и что сказать при знакомстве. Затем пусть малыш будет озвучивать мишку и первым знакомиться. Объясните своему чаду, что предлагая дружбу, нужно обязательно улыбнуться. Ведь если подойти к мальчику или девочке с угрюмым видом, и пробурчать: «Давай дружить», то вряд ли от такого предложения будет должный эффект.
Если ребенок на предложение дружбы ответил отказом? Объясните, что не нужно сердиться и обижаться, подскажите, чтобы сказал: «Если захочешь со мной играть, приходи».
Собственный пример
Воспитание ребенка начинается с общения. Вспомните своих друзей детства, расскажите малышу, как вы познакомились, какие были любимые игры, даже о ссорах и конфликтах.
Таким простым способом без нравоучений вы разъясните крохе сложные вопросы взаимоотношений с другими детьми. На своем примере вы покажете, что дружба – это здорово.
Спрашивайте у ребенка, есть ли у него друзья в детском саду, выражайте свое положительное отношение: «Тебе нравиться дружить с Машей? Правда, хорошая девочка?».
Поощряйте запоминание имен первых друзей, говорите, что вы огорчены, если кого-то из них не видно длительное время. Таким образом, постепенно, ваш малыш будет относиться к знакомым деткам, как к людям, которые ему важны, с которыми он хочет играть и дружить.
Даже если вам не очень нравятся друзья вашего ребенка, старайтесь их не осуждать. Такой опыт общения очень полезен. Ведь он сможет различать в людях искренность, притворство, доброту.
Уже давно известен факт, что если у ребенка хорошие отношения с родителями, то ему намного легче находить общий язык и с детками. Поэтому пусть в вашей семье будет тепло и солнечно, а у малыша – самые верные и преданные друзья.
Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми
- Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
- В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
- Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
- Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты».
- Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.
- Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.
- «Культура поведения и такт»;
- «Речевой этикет. Школьный этикет»;
- «Поступки человека и его характер»;
- «Как решить конфликт»;
- «Как повлиять на поведение другого человека»;
- «Что делать с обидой».
Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».
Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».
Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.
Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям
И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Чему может научить ссора?
К мелким конфликтам между детьми надо относиться спокойно. Ссоры, как известно, нет лишь там, где один человек. Гулять только с родителями для ребенка не лучший вариант. Ему нужно учиться выстраивать отношения, общаться, заводить друзей. Дошкольный период — возраст развития инстинкта жить в коллективе, приобретения коммуникативных навыков, умения отвечать не кулаком, а словом, заслуживать доверие и уважение. Конфликты — это часть человеческого общения; опасаться надо, если их никогда не бывает между детьми. Это противоестественно.
Вместо того чтобы убегать при малейшей проблеме, понаблюдайте за своим ребенком. Характер конфликта может много рассказать вам. Из-за чего возникает спор? Вашему малышу нужны только чужие игрушки? Он упорно утверждает, что птичка говорит «Чик-чирик», а не «Пи-пи-пи»? А может, упрямый кроха ни за что не соглашается подвинуться на лавочке? Приглядитесь — вы лучше узнаете своего ребенка, а возможно, и проведете работу над ошибками.
Елена: «Мы выходили с Катей (ей 3 года) на детскую площадку, но, когда какой-то мальчик отобрал у нее игрушку, его мама даже слова не сказала, моя разревелась, я забрала ребенка, куклу и ушла. На другой день еще хуже: Катеньку девочка толкнула прямо в снег, дочка хотела взять у нее лопатку. Я отругала чужого ребенка и под недовольство ее мамы опять ушла. Зачем нужно такое общение? Чему могут научить ссоры? Теперь мы гуляем в парке вдвоем или с папой. Надеюсь, до школы Катя научится давать сдачи».
Дружба со сверстниками: как научить детей дружить между собой
Большое значение при правильном психологическом воспитании имеет общение малышей со сверстниками. Уже с 1 года можно начинать приучать детей к играм с друзьями. Очень хорошо, когда в этом участвуют старшие дети. В процессе того как научить ребенка дружить со сверстниками, следует помнить, что девочки имеют склонность к жалобам в случае какого-нибудь даже незначительного конфликта. Не зря мальчишки в детстве часто дразнят девочек ябедами.
Взрослые, не разобравшись в ситуации, часто встают на сторону того, кто пожаловался, а делать так ни в коем случае нельзя. Если ситуация неясна, пусть дети разбираются сами, иначе можно на самом деле вырастить ябеду.
Как научить ребенка дружить в детском коллективе? Очень хорошо, когда игры, предложенные группе малышей, сочетают в себе фактический материал и эмоции (красочные мозаики и лото, настольные событийные игры по сказкам и т. д.). Естественно, все подвижные игры должны также учитывать психологические особенности детей.
Для развития детской общительности и приобретения навыков игр с первыми в жизни друзьями для малышей надо проводить интересные семейные праздники. Ребенку исполняется год. Это замечательный повод пригласить к нему в гости не только взрослых родственников и друзей родителей, поедающих салаты и торты в оживленных разговорах, но и маленьких соседей — товарищей по играм.
Для малышей следует накрыть отдельный стол, предложив их вниманию нарезанные дольками фрукты и разрешенные для малышей сладости. Устраивая праздник для совсем маленьких детей, родители должны провести с ними 2-3 игры с интересными призами. Комнату хорошо украсить яркими воздушными шариками, тогда праздник станет для малышей настоящим чудом.
Как помочь ребенку научиться дружить с детьми и не испытывать затруднений в общении? Чтобы маленький ребенок проявлял сочувствие и любовь к своим друзьям, следует с самого раннего возраста воспитывать в нем добрые чувства. Упала игрушка — надо обязательно поднять и положить на место. Упала кукла или плюшевый пес — поднять и пожалеть. Научившись доброму отношению к своим игрушкам, малыш позже перенесет его и на своих друзей. Не зря в народе говорят: доброта — ключ ко всему миру.
Научившись дружить в раннем детстве, ребенок и во взрослой жизни станет хорошим, надежным другом.
Статья прочитана 2 101 раз(a).