Консультация «что должен уметь ребенок в 4 года?»

Домашние обязанности и навыки самообслуживания

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Математические

Именно в этом возрасте стоит заняться подготовкой ребенка к школе. Чтобы уроки в учебном заведении легко усваивались детьми, рекомендуется потратить время на освоение следующих тем:

Базовая геометрия

Развивающие занятия должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).


Изучение геометрических фигур

Цифры и числа

Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры. Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.


Изучение счета с помощью разноцветных цифр

Равенства и неравенства

Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества. Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).

Логические

Педагоги рекомендуют родителям выполнять развивающие упражнения по следующим темам:

Похожи или отличаются

Малыш должен уметь находить на картинке совпадения или различия. Очень хорошим материалом для занятий на эту тему послужат любые картинки (желательно с небольшим количеством элементов, чтобы не путать ребенка), аккуратно исправленные в графическом редакторе, прослужат Вам 1-2 года (необходимо просто заменять элементы на исходном изображении).

Найти общее

Малыш должен находить общее качество какой-то группы предметов (посуда, предметы голубого цвета, предметы на определенную букву и так далее), а также вычислять лишний предмет (например, дикое животное из группы домашних). Для занятий дома в качестве материалов обычно используется комплект развивающих карточек. Если же вы хотите проводить уроки на природе, то используйте в качестве примеров всю окружающую среду: например, зеленая ель будет лишней в группе желтых берез.


логическое задание “Найди отличие”

Найти ошибку

Малыш должен находить ошибки как на картинках, так и в произносимом тексте (например, “летом я люблю кататься на санках”). В качестве обучающих материалов можно использовать как самостоятельно изготовленные рисунки (лучше брать картинки для возраста 2-3 года, поскольку они не содержат много мелких деталей), так и специальные развивающие пособия.

Хорошо развиты хватательные движения

Гипертонус ручек и ножек, есть практически у всех новорожденных, но к трем месяцам он постепенно проходит, малыши раскрывают кулачки, и учатся координировать движения своих маленьких пальчиков.

Большинство детишек этого возраста, с большим интересом стараются захватить подвешенные над кроваткой и коляской погремушки или мобиль. Самые талантливые из них, способны непродолжительное время удерживать игрушку, вложенную ему в руку, предлагайте ее малышу, стимулируя его на совершение хватательных движений. Для таких забав, выбирайте легкие погремушки с крупными узорами, без острых углов, на длинной, удобной ручке.

Математика

Малыш уже должен уметь считать, достаточно до трех, но обязательно показывая пальчиком по порядку называемую цифру.
Малышу должны быть понятны простые антонимы: быстрый-медленный, много-мало, твердый-мягкий, полный-худой и другие.
Обязательно знание цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Дополнительно: белый, черный.
Малыш должен знать элементарные фигуры из геометрии и правильно их показывать. Чаще всего речь идет о круге, прямоугольнике, квадрате и треугольнике.
Необходимо уметь сравнивать предметы по разным признакам: окрасу, размеру, объему и сделать вывод.
Ребенку надобно уметь правильно подбирать похожие по определенному признаку предметы и объяснять, чем они едины.

Мышление, память и способность запоминания в 3-4 года

  1. Необходимо уметь складывать пазл из 2-5 частей.
  2. Малыш должен уметь выбирать лишний предмет из общего количества, объясняя свой выбор.
  3. Ребенок должен запоминать 4 слова, повторенные взрослым и 2-4 картинки, им показанных.
  4. Малыш должен уметь повторить за взрослым движения.
  5. Ребенок должен уметь увидеть и объяснить сходства и различия в предметах.
  6. Усидчивости должно хватать на 5-7 минут, чтобы можно было выполнить одно несложное задание.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш

А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками

Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности

Эмоциональное и психическое развитие

После празднования второго дня рождения малыш становится все самостоятельнее, активно познает мир, у него совершенствуются психические и эмоциональные процессы

Забота и внимание родителей все так же важны, но ребенок уже способен довольно долго играть самостоятельно. Он боится незнакомцев, но при этом тянется к другим деткам

Очень важным становится общение. Малыш осознает себя отдельной личностью, начинает активно взаимодействовать с окружающими и протестовать против ограничений, порой довольно резко и даже агрессивно. Взрослым не нужно позволять втягивать себя в споры.

Не представляющие опасности для малыша игры лучше разрешить, даже если после них придется долго убирать — сделаете это вместе, так он научится осознавать последствия сделанного.

У крохи формируется способность гордиться своими успехами и достижениями. Действия все более нацелены на конечный результат. Реальные предметы предпочитаются игрушкам, в играх наблюдается подражение увиденному.

Запретов не должно быть много, но они должны быть четко объясненными, однозначными и незыблемыми. Если запретили что-то, обязательно объясните — почему, не поддавайтесь на провокации, давая «задний ход».

В этом возрасте у ребенка отрабатываются и навыки самообслуживания. Поддерживайте его стремление к самостоятельности и желание порадовать маму с папой. Формируйте ответственность и аккуратность. Привлекайте к совместным делам и занятиям, подробно и терпеливо объясняйте непонятное, поддерживайте кроху, если что-то не получается, и хвалите за достижения.

Как перестать делать все за ребенка

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: «Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня». Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Игры и упражнения для четырехлетнего ребенка

1. Для укрепления мышц малышу полезно будет 3-5 метров пройти на руках, при этом вы держите его за ноги. Упражнение желательно делать 4-7 раз в неделю.

2. Развивать координацию ребенка можно, играя с ним в различные подвижные игры (догонялки, футбол и прочее), также полезно будет ходить по одной линии, по перекладине или по бревну.

3. Игра «Кто первый дотронется до цвета». Участники игры должны найти в комнате предметы с нужным цветом и дотронуться до них. Побеждает тот, кто первый добежит и дотронется до нужного цвета. Условия конкурса можно разнообразить, например, до предмета нужно не добежать, а допрыгать.

4

Большое значение в психическом развитии вашего малыша имеют игры по ролям, они формируют творческие задатки, развивают образное мышление, внимание, память, различные черты характера малыша

Дайте ребенку задание, кем он должен стать, пусть он представит себя в этой роли, попросите его нахмуриться, например, как мальчик, у которого отняли конфету или «превратите» его при помощи волшебной палочки в героя или злодея.

5. Игры на развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции также очень полезны для развития. Можно повторять за ведущим движения или хлопать в ладоши, когда из перечисленного будет произнесено определенное слово (например, слон) или определить какого из ранее представленных предметов не хватает.

6. Игра «Что лежит в коробке?» По описанию цвета, формы, вкуса и других свойств отгадать, что за предмет спрятан в коробке.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок, пуговиц на нитку; рассыпать горох, гречу на поверхности, попросить ребенка помочь ее убрать; изобразить на тени различные фигуры при помощи рук.

Можно дать малышу ежедневное небольшое домашнее задание, которое поможет ему правильно научиться держать ручку, например, нарисовать 5 квадратов, 5 крестиков, 5 ноликов.

Речевые навыки ребенка в 2 года

Дети 2 лет могут говорить хорошо, так и не говорить вовсе. Это не является нарушением речевого развития.

Особенности речевого развития:

  • Дело в том, что в этом возрасте не у всех малышей развит активный словарный запас. То есть дети, используют не все слова, которые знают, но при этом может быть хорошо развит именно пассивный словарный запас.
  • Малыш понимает, распознает речь. Поэтому, если ваш ребенок не говорит в 2 года, не переживайте. Поговорите с ним, и посмотрите, как он реагирует на ваши слова.
  • Если ребенок понимает о чем речь, приносит вам игрушку, куклу, собаку или показывает по просьбе нос, рот, глаза, а также указывает на горячие или холодные предметы, беспокоиться не о чем. У ребенка отличный пассивный словарный запас, но пока он не готов их проговаривать.
  • В среднем, дети 2 лет активно используют от 40 до 100 слов. При этом часто используют облегченные фразы, такие как ляля, баба, дай. Могут использовать словосочетания и короткие предложения из трех четырех слов.
  • Могут глотать буквы и не совсем правильно их произносить. Переживать по этому поводу не стоит. Задержку речевого развития может ставить только невролог, лишь в том случае, если ребенок не понимает, когда к нему обращаются по имени, не реагирует на обращение, а также не понимает что от него хотят, даже если взрослый говорит простыми словами.
  • Не нужно сравнивать своего ребенка с соседским малышом такого же возраста. Речевое развитие очень индивидуально. Самое интересное, что многие малыши, которые начали говорить раньше, в возрасте до года, к трем годам могут недостаточно развить свои умения. В отличие от тех детей, которые практически до двух с половиной лет ничего не говорили. У многих детей речь развивается скачкообразно.
  • Случается так, что ребенок до 3 лет практически ничего не говорил. По достижению этого возраста начал обращаться и говорить длинными предложениями и сложными фразами. Это объясняется тем, что у ребенка очень развит был пассивный словарный запас, но он не спешил его использовать.

Речь двухлетнего малыша

Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения — хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу — солнечные лучи, дому — крышу, собаке — хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» — человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
  • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
  • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
  • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

В трехлетнем возрасте малыш освоил большинство гигиенических навыков. Он самостоятельно умывается, одевается и раздевается, расстегивает пуговицы и развязывает шнурки, может снять обувь на липучках, аккуратно ест и пьет, вытирается салфеткой, ровно сидит за столом. Также к этому возрасту ребенок самостоятельно садится на горшок, контролирует мочеиспускание. Кроме того, трехлетка усваивает элементарные этические нормы, правила социального поведения.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

Познавательное развитие ребенка в 5 лет

В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, начинает прослеживать связи и взаимодействия различных процессов. Отсюда и возникает водопад вопросов, на которые он хочет получить ответ.

Навыки, которые надо формировать:

Внимание. Этот возрастной период характеризуется непроизвольным вниманием, которое часто выражается внешними впечатлениями и эмоциями
Дети часто отвлекаются, плохо сосредотачиваются, особенно если ребёнок гиперактивный

Поэтому важно формировать произвольное внимание, развивать ответственность, что очень пригодится в школе.

Восприятие. Это чувство развивается с первых месяцев и к 5 годам они уже хорошо знают и чувствуют форму, цвет и материал предметов

Восприятие временное детям даётся труднее. Они плохо ориентируются во времени суток, часах, не могут оценить временные промежутки.

Память. Сохранение в памяти событий у детей в этом возрасте остаётся всё ещё непроизвольным, она основана на эмоциях. Ребёнок запоминает то, что его очень заинтересовало. Но и забывание происходит быстро. В пятилетнем возрасте можно наблюдать формирование различных видов памяти: у одного ребёнка лучше развивается зрительная, у другого – эмоциональная, у третьего – слуховая память, что зависит от индивидуальных особенностей. Занятия родителей должны быть направлены на формирование всех видов памяти, что делается с помощью чтения, рассказывания, бесед с детьми.

Ссылка на основную публикацию