Режим дня новорожденного ребенка в 1 месяц

Этот хрупкий младенческий сон

Режим сна месячного ребенка – тоже дело сугубо индивидуальное. Суточное время сна месячного ребенка – величина приблизительная. В норме новорожденные могут спать от 18 до 20 часов в сутки. Но это относительно. Одному младенцу хватает 17 часов, другому нужно 22. Это естественно: дети – живые существа, а не роботы. Подробнее читайте в статье Сколько должен спать ребенок в 1 месяц?>>>

Правда вы должны знать, что ребенок в 1 месяц спит с грудью во рту 98% времени. Будьте к этому готовы.

На сон 1-месячного ребенка влияют, прежде всего, состояние после рождения и условия, которые окружают младенца после.

Все это отражается на регулирующих свойствах нервной системы, от которой, собственно, зависит продолжительность и качество отдыха. Один месячный ребенок спокойно спит между кормлениями, другой – ворочается во сне, часто просыпается, ищет грудь.

В целом, в 1 месяц вам нужно выстраивать ритм дня ребенка, ориентируясь на его время бодрствования. В 10 дней – это будет не дольше 20-ти минут, а значит только и успели, что сменить подгузник, помыть попу, переодеть, немного поагукать и пора под грудь, спать.

Ближе к концу первого месяца ребенок начинает бодрствовать до 40-ка минут. После этого времени ваша задача помочь ему расслабиться и уложить малыша спать.

Дневной сон месячного ребенка может проходить как в отдельной кроватке, так и под бочком у мамы, а часто малыш просто засыпает на груди и спит во время кормления. Не считая это отдыхом, многие мамочки начинают думать, что кроха спит мало, хотя это не так. Или что ему не хватает молока, что тоже не верно.

Сон месячного ребенка ночью обычно состоит из более длительных интервалов, чем днем. Но, повторюсь, все зависит от конкретной ситуации. Одни детки просыпаются покушать 2 – 3 раза за ночь, другим это нужно гораздо чаще. Все это – индивидуальные потребности конкретного малыша, которые на этапе первого месяца невозможно и не нужно вгонять в рамки «строгого режима».

Развивающие игры

Время бодрствования – около 8 часов в день. Если вычесть продолжительность гигиенических процедур и кормления, то остается еще достаточно времени для того, чтобы заняться с малышом различными развивающими упражнениями и играми.

Очень познавательно для крохи совершить путешествие по всем комнатам в доме или квартире. Во время таких экскурсий обязательно задерживайтесь около предметов, дайте малышу возможность запомнить их, потрогать или послушать. Сидя у взрослых на руках, ребенок в каждый такой обход будет накапливать словарный запас в своей памяти. Он обязательно запомнит названия предметов. Это можно проверить, когда в очередной такой прогулке вы спросите «А где часики?» или т.п. Малыш будет искать взглядом то, о чем его спросили.

Тактильные ощущения можно развивать при помощи ярких игрушек из разных материалов (например, мягкая игрушка из ткани, деревянная лошадка, шершавый мячик, гладкий кубик и другие). Цвета на предметах должны быть яркие, не смешанные, с четкими границами между двумя или тремя цветами. Ребенок должен потрогать все отверстия или бугорки, которые имеются на предметах.

Необходимо приобретать такие игрушки для малыша, которые будут развивать мелкую моторику, слух, зрение, тактильность, а также внимание и память. Одна из таких игрушек – музыкальная каруселька, которая прикрепляется над детской кроваткой

Она помогает малышу сфокусировать зрение на одном предмете и следить за его перемещением.

Во время таких наблюдений ребенок изучает цвета и форму предметов, пытается дотянуться до определенной игрушки и слушает музыку.

Чувство ритма и музыкальный слух можно развивать, слушая ритмичную мелодию или слушая веселые детские песенки. Немного покружитесь с малышом в вальсе, затем под ритм похлопайте в ладоши или потопайте его ножками.

Малыша можно постепенно начинать приучать к детским книжкам. Читайте ему вслух стишки, потешки, сказки, сопровождая свой рассказ показом ярких иллюстраций. Вместе с ребенком переворачивайте странички картонных книг и показывайте его пальчиком на картинку, называя ее.

Уже сейчас идет подготовка к развитию речи. Ее развитие напрямую связано с мелкой моторикой. Поэтому необходимо ежедневно играть с ребенком в различные пальчиковые игры и забавы. Например, «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона». Вместе с этими играми необходимо проводить массаж каждого отдельного пальчика и легкие поглаживания.

Так как малыш изучает мир не только при помощи своих рук, но и при помощи языка и рта, то очень важно следить за чистотой игрушек. Необходимо проводить их ежедневную обработку кипяченой водой

Рекомендуемые игры и игрушки

Трехмесячному малышу уже нужны игры. Он начинает учиться держать, хватать. В играх нужно развлечь кроху и помочь разжать кулачки, укрепить пальцы и запястья. Также игры направлены на развитие сенсорики, крупной моторики, познавательных навыков.

Самые простые и известные игры-обучалки: мобили, погремушки-гирлянды в кроватку или коляску, песенки и стихи (при укладывании, одевании, купании и т.д.), «ладушки», «сорока-белобока». Все игры обязательно сопровождайте доброжелательными комментариями, песенками, стишками.

Несколько интересных и полезных игр, для разнообразия:

  1. «Пушистый-гладкий». Купите или сшейте игрушку из разных тканей (длинный и короткий мех, например) и давайте трогать то одной стороной, то другой. Это развивает тактильную чувствительность.
  2. На бумажной тарелке нарисуйте на одной стороне грустную рожицу, на другой веселую. Прикрепите шнурки-ручки. Малышу понравится наблюдать за сменой рожиц.
  3. «Ручки-ножки не скучайте» для развития зрительного восприятия, слуха и хватательного навыка. Наденьте на ножку яркий носочек с бубенчиком, приподнимите ножки, чтобы малыш мог увидеть «игрушку». Разведите и сведите ножки, чтобы бубенчик звенел. Притяните ручку (левую — к правой и наоборот) к ножке, помогите ухватить носочек. Поменяйте игровую ножку и ручку.
  4. Держа кроху под мышки, выполняйте «подпрыгивания», отталкиваясь ножками от кровати или стола, одновременно приговаривая «прыг да скок, обвалился потолок».
  5. «Мы на луг ходили, хоровод водили»: под известную песенку, держа малыша под мышки, имитируйте ходьбу. Кроха должен опираться на стопу и «переставлять» ножки.
  6. «Сели-встали-сели и устали»: согните ножки малыша в коленях, распрямите, снова согните и аккуратно разведите колени в стороны.
  7. Завлекайте грудничка игрушкой или звуком, побуждая повернуться на бочок или полежать на животике.
  8. Подставляйте ладони или кулачки под стопы, когда малыш на животе — это стимулирует ползанье.

Полный текст потешки «Ручки-ножки не скучайте»:

Ручки-ножки не скучайте Где вы были? Отвечайте. Поиграть вам хочется? Так пора знакомиться.

Способы и методы закаливания

В четыре месяца можно начинать регулярные закаливающие процедуры, которые позволят малышу всегда быть здоровым.

Некоторые элементы закаливания родители начали уже с самого рождения – это воздушные ванны, купания и прогулки при любой погоде. Сейчас воздушные ванны должна продолжаться в течение 10 минут дважды в день. Температура воздуха в помещении во время процедуры не должна превышать 22 градуса тепла.

Следующим важным ежедневным элементом закаливания должно быть влажное обтирание. Начинать необходимо с сухих обтираний при помощи махровой варежки на протяжении десяти дней

Так как кожа у ребенка очень нежная, то процедура проводится максимально осторожно. Кожа малыша после обтирания должна быть слегка покрасневшей

Через 10 дней можно начинать влажные обтирания при помощи той же варежки, но смоченной в теплой воде.

Начинать нужно с обтирания личика крохи, а постепенно с каждой процедурой нужно добавлять площадь шейки, ручек, ножек, спинки и наконец, все тело ребенка. Длительность влажного обтирания – около 2 минут. Понижая температуру воды (через каждые 3 занятия) на один градус, можно довести ее до 30 градусов.

Соблюдая основные рекомендации и учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно с успехом продолжать развивать малыша в разных направлениях.

Почему младенец плохо спит днем и часто просыпается

Дневной сон имеет прямое воздействие на качество ночного отдыха. Точно вычислить сколько должен спать ребенок тяжело, но все же определенные рамки существуют и их нужно соблюдать.

На самом деле факторы могут быть разными

Родители пытаются сутками понять причину плохого дневного сна и часто сетуют на характер малыша. На самом деле факторы могут быть разными.

Почему дневной отдых малыша некачественный:

Ребенок плохо спит днем Проявление недосыпа Исправить ситуацию. Рекомендации
Неправильный распорядок дня Постоянно плачет, капризничает, в течение дня проявляется усталость Оптимальные часы сна для младенца утром с 8:30 до 9 часов, а днем – с 12:30 до 13 часов
Быстрая смена деятельности Не хочет отдыхать из-за того, что эмоции веселья и радости пытаются переключить в режим «сна» Придумать ритуал, ежедневно предшествующий дневному укачиванию. Дети ориентируются на последовательность событий, а не на время суток
Отвлекающие факторы дня Посторонние звуки, дневной свет, активность взрослых негативно сказываются на дневном отдыхе младенца Максимально изолировать малыша от отвлекающих факторов: окна можно закрыть шторами, выключить телевизор, взрослым уйти в другую комнату
Помощники заснуть Ребенок не спит весь день, если не укачать его или не покормить грудью. Это вспомогательные действия, которые мешают малышу самостоятельно настроиться на отдых Постепенное или категоричное отучение от воздействий. Лучше всего воспользоваться первым вариантом, так как второй рассчитан на то, что малыш будет плакать сам до тех пор, пока не заснет
Переход от двух дневных снов к одному Преждевременный единоразовый сон может привести к тому, что малыш не будет спать целый день, плохо отдыхать ночью, капризничать, отказываться т пищи, будет вялым и неуклюжим В норме малыш должен спать минимум два раза в день. После года родители переводят на послеобеденный сон.

Но иногда такой скачек слишком ранний для нервной системы ребенка. Он быстро устает, а процесс торможения требует много времени

Если ребенок капризничает и это связано с ночным и дневным сном, а у родителей уже сдают нервы, то стоит обратиться за помощью к специальной литературе и советам педиатров. Интересные рекомендации в этом направлении дает Комаровский.

10 правил здорового детского сна по Комаровскому:

  1. Счастливая семья, отдохнувшие мама и папа – залог нормального психоэмоционального состояния ребенка.
  2. Режим сна для крохи нужно подстроить под режим самой семьи. Это не значит, что крохе не давать спать, когда он хочет, а постепенно проводить перестройку.
  3. Определить конкретное место для сна. Лучше отдельная колыбель, без притязаний на кровать родителей.
  4. Чтобы нормализовать ночной отдых, не стоит доводить до пересыпа днем, нужно ориентироваться на нормы, которые соответствуют возрасту. Если малыш днем спит 5 часов подряд, лучше его разбудить.
  5. Организация кормления. Предпоследнее кормление неполное, а последнее максимально сытное, чтобы хватило на всю ночь.
  6. Замечательный день. Если на малыша никто не кричит, днем были только позитивные эмоции, то сон будет нормальным.
  7. Нормализировать микроклимат в помещении, где спит кроха: температура, запахи, влажность.
  8. Вымотать кроху активным купанием, приемом пищи, гимнастикой и теплой одеждой перед сном.
  9. Качественный упругий матрас, натуральное постельное белье, удобная подушка.
  10. Хороший подгузник – залог комфорта малыша. Предмет гигиены должен быть надежным, мягким и удобным, даже когда ребенок тужится.

Если учесть все 10 правил, то проблем с отдыхом ребенка и все семьи не возникнет.

Каждое правило нужно корректировать в соответствии с возрастными особенностями.

Примерный распорядок дня новорожденного

Каждый ребенок индивидуален, но по усредненным нормам можно составить следующий примерный распорядок дня новорожденного:

  1. 5-6 часов утра – первое кормление. Если ребенок питается молочной смесью, к этому времени он будит маму громким криком. При грудном вскармливании покормить малыша можно, даже полностью не просыпаясь. Если у грудничка после еды сухой подгузник, можно продолжить спать дальше.
  2. 9 часов утра – второе кормление и пробуждение. После еды необходимо поменять ребенку подгузник и провести гигиенические процедуры.
  3. 10-11 часов утра – первая прогулка.
  4. 12 часов дня – третье кормление. Перед ним можно сделать малышу массаж и гимнастику. После еды ребенок засыпает.
  5. 15 часов – четвертое кормление, после которого можно пойти на вторую прогулку.
  6. 18 часов – пятое кормление, перед которым малыша можно покупать. После еды и водных процедур сон должен быть крепким.
  7. 22 часа – шестое кормление и укладывание на ночной сон.

Такой распорядок дня новорожденного возможен только в теории, на практике же сложно его строго придерживаться по минутам. Поэтому режим планируется индивидуально в зависимости от естественного ритма жизни малыша с внесением собственных корректировок.

Некоторые дети уже с рождения спят практически всю ночь и маме приходится будить малыша, чтобы покормить. Но чаще всего грудничок просыпается сам 2-3 раза на ночные кормления. Они очень важны, так как благодаря им поддерживается лактация.

Во многом режим дня новорожденного зависит от наличия причин для его беспокойства. Так, при сильных коликах младенец может громко плакать на протяжении нескольких часов без сна. Откорректировать распорядок дня новорожденного в этом случае практически невозможно. Маме придется запастись терпением и просто переждать этот сложный период.

Чтобы наладить дневной режим дня новорожденного, важно соблюдать все потребности малыша. Так, накормленный младенец спит крепко, а если у него не получается заснуть, значит что-то его беспокоит

Многие мамы жалуются на то, что новорожденный мало спит и очень часто просит грудь. Причина такого поведения может заключаться не только в недостатке молока, но и в любом дискомфорте, так как ребенок сосанием пытается от него избавиться.

Перед тем как вновь кормить малыша нужно проверить пустой ли у него подгузник, не мешает ли где-то одежда. Часто он успокаивается после переодевания. Если же никак не получается отрегулировать режим дня новорожденного, и он очень часто просит грудь, нужно проконсультироваться с педиатром.

Ссылка на основную публикацию