Игры с ребёнком (2-3х лет)

Подвижные игры

Актуален вопрос, чем занять ребёнка, которому нужно бегать и прыгать, если погода на улице плохая. Но и дома можно найти подходящие для подвижных игр предметы: столы, стулья, скамейки, чемоданы, большие коробки, верёвки, шведские стенки, скакалки, игрушки, мячики, маленькие подушки. Остаётся создать для подвижных игр безопасные условия. Малышей очень радует возможность прыгать, бегать, преодолевать препятствия, а также играть в такие игры:

  • Тоннель. Пусть папа сложит для малыша тоннель, по которому «ходят» поезда или машины. Удобнее всего для этого использовать стулья, поставленные в ряд. Малыш на четвереньках пробирается под ними, изображая транспортное средство и издавая соответствующие звуки. В середине маршрута можно устроить заправку, кемпинг или кафе.
  • Когда малыш наиграется в статичной позе с игрушками, то ему часто хочется размяться и побегать. Для этого хорошо подойдёт игра в птичек, которые прыгают, летают, взмахивая «крылышками», клюют зёрнышки с пола. Перед началом игры ребёнку полезно показать картинки разных птиц, пусть он сам выберет, какую птицу сегодня изобразить.
  • Прыжки по кочкам. Нарисовать мелом на полу «кочки» – кружки размером примерно 20 см. Пусть малыш прыгает с кочки на кочку, чтобы добраться до намеченной цели – конфеты, игрушки или любого другого интересного для него предмета.
  • С мячом можно придумать огромное количество игр. Конечно, дома, в окружении хрупких предметов, настоящий мяч лучше заменить воздушным шариком или очень лёгким мячиком, который можно вместе с малышом перекатывать, прятать, чтобы находить, перебрасывать друг другу.
  • Очень полезными для развития малыша могут быть игры под музыку, с помощью которых его можно научить ритмично двигаться и повторять за взрослым несложные физические упражнения (приседания, наклоны, махи конечностями, прыжки).

Занятия по изучению свойства предметов

Люди на протяжении всей своей жизни сталкиваются с разными предметами. И зная их свойства, легко определиться с их применением. Чтобы ребенку изучить свойства предметов, нужно их запомнить. Одновременно со знакомством со свойствами предметов, развивается абстрактное мышление, осязание и обоняние, малыш учится сопоставлению. Ребенок усваивает определения предметов ( широкий — узкий, короткий — длинный, низкий – высокий) ; развивается осязание (гладкий — шершавый, холодный – горячий, мягкий – твердый); совершенствуется обоняние ( нахождения различий в запахах, вкусах различных продуктов).

Игра с бизибордом

Для вовлечения двухлетнего ребенка в интересную игру  можно привлечь  папу, брата или другого родственника, который сможет из подручных материалов изготовить бизиборд.  В переводе с английского  “busy” – занят, “board” – доска, что в буквальном смысле означает «занятие на доске».  Имеется в виду, что к обычному листу фанеры или дсп небольшого размера крепятся различные предметы, которые обычно используются людьми в быту. Это могут быть выключатели, розетки со штекером, крючки, щеколды, крючки, кнопки звонка, часики, замки цепочки, навесные, диск от телефона, счеты, мягкие книжки. Саму доску можно украсить красочными изображениями мультяшных героев, прикрепить любые доступные вещи, которые  доступны воображению. Главное, чтобы весь бизиборд был неопасен для малыша. Никаких острых углов или предметов, прочные крепления и устойчивость конструкции должны обеспечить полную безопасность для ребенка.

Артикуляция.

  1. Учиться дуть (задувать свечки,
    сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать
    мыльные пузыри).  Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают
    по-разному, кто-то раньше, кто-то ближе к трем годам.
  2. Учиться дуть резко (быстрый выдох) и плавно (медленный выдох) – например, играя в быстрый и медленный ветерок.
  3. Строить рожицы  у зеркала:
    показывать язычок, верьтеть им в разные стороны (дотягиваться до носа,
    тянуть влево, вправо и т.п.) – тоже индивидуальный навык, не  у всех в
    возрасте 2 лет получается (и не все хотят этим заниматься ).
  4. Широко раскрывать рот, постукивать зубами.
  5. Учить произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом.
  6. Делать пузыри в воде – вдувать воздух в воду через трубочку.
  7. Заниматься самой простой артикуляционной гимнастикой – если ребенку интересно, и он хочет.

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Упражнения на развитие логико-математического мышления

Эти несложные игровые приемы ведут к формированию логического мышления у ребенка. В одно занятие можно включать произвольное количество игр, приведенных ниже. Следует ориентироваться на эмоциональное и физическое состояние малыша. Если он чувствует себя хорошо, допускаются длинные занятия. Они состоят из таких упражнений:

  • Осваиваем пространство и время. Возьмите любую игрушку, спрячьте и предложите малышу отыскать ее. Следует ориентировать ребенка подсказками, например, «Давай посмотрим в шкаф/под стол/покрывало, может, мишка там?»
  • Различаем время суток. Игра подойдет трехлетним детям. Задача упражнения – научить ребенка различать утро и день, вечер и ночь, а также такие понятия, как сегодня, вчера, завтра. Лучше говорить о времени в течение дня, например, за завтраком расскажите ребенку, какое сейчас время суток, а перед сном – спросите, что он делал утром, днем и перед тем, как пойти в кровать.
  • Учимся сортировать. Сортировать по схожести можно что угодно: пуговицы, крупу, заготовки из цветной бумаги, овощи, фрукты. Например, можно усадить 2 игрушки (обезьянку и кролика) и «накормить» их подходящими продуктами.
  • Учимся считать. Начинать освоение математики лучше не с цифр, а понятных ребенку вещей. Считайте предметы вокруг себя (ступеньки лестницы, шаги, пальчики, игрушки). Научите малыша показывать на пальцах свой теперешний возраст и сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы. Пока для двухлетки это сложное задание. Без помощи мамы тут не обойтись. Ориентируйтесь на возраст малыша и не берите многокомпонентные пазлы. Подойдут картинки из 2-6 частей. Из двух вариантов «сложный пазл – помощь мамы» и «простой пазл, но самостоятельно» – выбирайте второй.
  • Учимся сравнивать. Уже в 2 года ребенок готов к такой игре, как «много-мало». Разложите перед малышом 2 кучки пуговиц, пусть сориентируется, где их больше, а где – меньше.
  • Сопоставляем предметы. Такое упражнение просто делать, читая книги. Задайте ребенку вопросы «кто что ест», «где чей хвостик», опираясь на картинки.
  • Ищем фигуры по 2 признакам. Сделайте бумажные заготовки двух разных цветов, и разных по размеру. Попросите ребенка найти схожие пары.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их
детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест,
характерные особенности, например, «корова дает молоко», «коза бодается»
и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия
основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты
о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия
птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто
проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то
живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то — дикая птица и
живет сам по себе).

3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей,
пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка
приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему
виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию,
что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых. Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы «Человек»  — строение, части тела, (по желанию
родителей — элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о
необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от
общей темы. Например учим тему «транспорт» — попутно изучаем профессии
водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» — изучаем профессию
врач, медсестра и т.п.).

15

Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский
сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и
проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и
встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и
т.п

Ноутбук, телефон, планшет

Без ноутбука, планшета, телефона не обходится быт большинства семей, где есть маленькие дети. Все малыши любят смотреть мультики, и часто это занимает не 15-20 минут, а по два-три часа в день. Такой режим негативно сказывается на развитии двухлетнего ребенка в целом. В первую очередь, просмотр мультиков на компьютере блокирует развитие речи из-за создаваемого шумового эффекта, во вторых, создает стрессовую ситуацию для психического состояния ребенка из-за мелькания картинок и опять же шума, в третьих, вызывает агрессию и капризы. Педиатры ВОЗ рекомендуют исключить просмотр телевизора, ноутбука, планшета детьми в возрасте до трех лет. Фактически осуществить это в реальной жизни очень сложно, практически невозможно, но минимизировать просмотр мультиков ребенком все-таки нужно. Это станет залогом здоровой психики, быстрого развития речи и спокойного взросления ребенка без истерик и капризов на радость родителям.

Занятия для развития речи

Предложите малышу закончить фразу: « На кухне стоит белый …», «Наша кошка любит …». Необходимо поощрять ребенка 2-3 лет активно участвовать в обсуждениях всех событий его жизни, задавать ему вопросы, что он видел на улице, во что играл

Неважно, что сначала малыш будет отвечать односложно, со временем его ответы будут приобретать развернутый характер. Такое обсуждение способствует развитию словарного запаса, приучает делиться своими мыслями

И как результат – с такими детьми легче найти взаимопонимание в будущем.

Тренировка речевого дыхания. Для таких тренировок очень хорошо подходят мыльные пузыри, задувание пламени свечи, музыкальные инструменты, в которые надо дуть.

Кризис трех лет.

Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет.
Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех
психологов и педагогов для этого непростого времени такой – это трудно,
но когда-нибудь все закончится, «кризис трех лет» надо просто пережить.
Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни – почитайте
литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в
этом возрасте.

Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой
ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша – это не значит,
что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто
постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать – а что ему сейчас
действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его
до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием
заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам
решать, что ему делать в тот или иной момент.

Кризис трех лет — это серьезное испытание для связи «мама-ребенок»,
для умения и желания мамы принимать ребенка таким, какой он есть.  Если
вам становится все сложнее с малышом, который вчера был ангелом –
знайте, это не ребенок испортился. Это необходимый  этап его развития,
от которого страдает не только мама, но и сам малыш. Старайтесь не
обижаться и не злиться на малыша, и помочь себе и ребенку справиться с
трудностями и выйти из этого периода по прежнему любящими и понимающими
друг друга близкими людьми. Хороших методов и способов, которые смогут
вам помочь достаточно много – не сдавайтесь и ищите выходы из самых
сложных ситуаций. Помните, что нам посылают тех детей, которых мы
способны вырастить счастливыми и полюбить всем сердцем.

Удачи Вам в развитии и воспитании ваших детей. Пускай они растут здоровыми и счастливыми!

Развитие речи.

Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что
изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит
вокруг – дома, на улице.

2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий,
которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

3. Читать книги, стихи (если ребенок не любит чтение – родители могут
компенсировать это активным общением в повседневной жизни (об этом
предыдущий пункт), рассказывать сказки и петь песенки.

4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто
еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко?
Правильно! Молодец!  Курочка Ряба!).

6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» —
ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных
зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял
различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на
приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или
звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

7. Слушать песенки.

8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком,
описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в
отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот
вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш
вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия,
употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже,
право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой
же, другой).

10

При изучении различных лексических тем обращать внимание на то,
из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из
крыши, окна, дверей и т.п.)

Ссылка на основную публикацию