«развитие ребенка от 0 до года». сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей). методическая разработка

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской

«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

Методика — блоки Дьенеша

«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской

«Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод  М.Монтессори

Основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.

Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.

Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.

Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.

Работа доктора Г. Домана

Эта работа основана на блочном восприятии информации.

Методы познавательного развития в дошкольном возрасте

Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.

Ребенок быстро накапливает большой объем информации.

Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.

Методики

Есть множество методик раннего развития детей, в основе каждой из них лежат определенные взгляды и принципы.

Методика Домана

Наиболее известна система Гленна Домана – американского медика, который долгие годы работал с тяжелобольными детьми, а после часть своих идей перенес в методику работы со здоровыми ребятами.

Методика Домана строится на использовании карточек, которые необходимо демонстрировать ребенку, попутно делая устные пояснения. Темп показа необходимо выбрать достаточно быстрый, а сами показанные карточки записывать, чтобы через 30 повторов навсегда их убрать.

Система подверглась критике, как и сами взгляды Домана. Так, современные исследователи полагают, что научить ребенка читать, используя только карточный материал, нельзя – малыш со временем просто запомнит и воспроизведет, а увидев знакомое слово, написанное, например, другим шрифтом, прочесть его не сможет. Также доказано, что год – это еще слишком ранний возраст, развивать математические способности крохи еще рано.

Однако современные родители используют отдельные элементы системы – например, знакомят детей с многообразием животных и растений при помощи карточек с их изображением.

Методика Марии Монтессори

Итальянский специалист Мария Монтессори исходит из того, что к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход, а сами занятия должны быть ему интересны. Она была уверена в том, что малыш в 2-3 года уже готов изучать мир, надо только дать ему такую возможность. Родителям отводится пассивная роль – они не должны помогать крохам выполнить то или иное действие. Максимум, что допустимо, – это ненавязчивый совет. Ребенок все делает сам, но чтобы помочь ему, необходимо подобрать удобное для творчества и изучения мира оборудование: вкладыши и рамки, шнуровки, емкости с крупами.

Очень важна также и совместная работа с другими детьми, которая учит работе в команде и общению.

Методика Никитиных

Методика Никитиных также по-своему интересна, современные исследователи рекомендуют использовать отдельные ее элементы, но ни в коем случае не перегружать ребенка информацией и не лишать его детства. Педагоги воспитали семерых родных детей, каждый из которых, конечно, мировой известности не добился, но сумел найти свое место и стал успешным.

Суть методики такова:

важно уделять внимание как физическому, так и умственному развитию ребенка;
малыш сам выбирает, чем он будет заниматься, поэтому родителям нужно заранее подготовить для него большое количество пособий и развивающих игрушек;
игры-головоломки помогут ребенку совершенствовать логику и пространственное мышление.

И если сама методика считается очень сложной, то «никитинские игры» с использованием блоков, кубиков, картонных фигурок пользуются популярностью.

Методика Браи-Лупан

Согласно концепции РР Сесиль Браи-Лупан, лучшими педагогами для малышей являются именно родители, ведь только они способны на искреннюю радость их успехам. А «интеллектуальную составляющую» в методике представляют карточки Домана. Главная идея состоит в том, что через такое развитие и родительскую любовь удастся вырастить гармонично развитую личность. С. Браи-Лупан советует родителям общаться с малышами с первых дней их жизни, даже если кажется, что они ничего не понимают.

Обучение проходит несколько этапов.

  1. Сначала кроха просто слушает речь мамы, не понимая ее содержания.
  2. Постепенно набор звуков обрастает определенным смыслом.
  3. Когда ребенок научится произносить первые слова, можно приступать к обучению чтению.
  4. Каждое слово пишется крупными буквами и помещается на соответствующий предмет (например, карточка «Стол» — на стол).

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития.

Основные принципы методики:

  1. Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
  2. Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
  3. Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
  4. Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
  5. Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».

«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три

Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире

Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим»… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».

Карточки Домана

Система, изобретенная американским врачом Гленом Доманом, изначально была предназначена для детей с отставанием в развитии. Заметив хороший результат, он решил попробовать позаниматься со здоровыми детьми, что в итоге принесло еще лучшие плоды. Можно применять эту методику развития детей до года, оптимальное начало занятий – с 6 месяцев.

Система имеет несколько направленностей:

  • интеллектуальное развитие – математика и чтение;
  • восприятие и творческие способности – работа с цветами, оттенками;
  • характер, воспитание;
  • знания об окружающем мире.

Доман утверждал, что все знания основаны на фактах. Чем больше их заложено в уме человека, тем шире база его знаний. Усвоение реальных фактов малышом приводит к стимуляции его мозговой деятельности и развитию интеллекта. Маленькие дети схватывают новую информацию очень быстро и просто, поэтому ее нужно преподносить правильно, четко, систематизировано.

Основной материал для обучения – это карточки, на которых с одной стороны размещены изображения, а на другой – точная информация. Занятия проводятся близкими для ребенка людьми – мамой, папой, бабушкой. И малыш, и обучающий, должны быть в хорошем настроении. Все действия выполняются в игровой форме.

Карточки показываются по одной, в течение 3-5 секунд, таким образом, чтобы ребенок обратил на каждую внимание. Более продолжительное рассматривание карточки может привести к потере заинтересованности

После каждого «урока» ребенка обязательно нужно похвалить, чтобы мотивировать его к новым познаниям и достижениям. Повторять занятия следует 3 раза в день, они должны быть короткими, чтобы не переутомлять малыша. Материалы надо ежедневно пополнять несколькими новыми картинками. Залог успеха – это регулярность и систематичность занятий.

Методика Домана помогает всестороннему развитию малыша, положительно влияет на его интеллект и память. Возможность заниматься практически с самого рождения дает отличный старт для мозговой деятельности и закладывает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в будущем.

С года до трех лет

После года можно приступать и к более активному развитию интеллекта малыша. Для этого начинайте знакомить его со специальными детскими книжками, где есть крупные картинки и легкие задания (например, наклейки). Показывайте и называйте карточки с животными и предметами, потихоньку приучайте к творческим занятиям, купите специальный пластилин или конструктор для самых маленьких. Все это поможет малышу познакомиться с миром формы и цвета и послужит дополнительным стимулом для последующего речевого развития.

После становления речи (как правило, начиная с 2-2,5 лет) наступает отличный период для того, чтобы осваивать с малышом чтение, основы простейшей математики и даже иностранные языки. Пусть этот совет не кажется вам чрезмерным – многие психологи и лингвисты уверены, что мозг человека наиболее гибок и восприимчив к новой информации в возрасте до 3 лет. Чем больше вы сможете заложить в голову малыша на этом этапе, тем легче и быстрее пойдет его дальнейшее развитие и адаптация к жизни в социальной среде

Но, конечно, очень важно проводить все занятия в игровой форме и ни в коем случае не перегружать ребенка!

Более подробно про методики раннего развития можно узнать здесь:

  • Развитие речи
  • Английский для малышей: что можно сделать уже сегодня
  • Раннее музыкальное развитие

Наталья Тарабеих, специалист по раннему развитию, психолог, эксперт клуба для мам nutriclub.ru.

«Монтессори, Сесиль Лупан, Гленн Доман, Н. А

Зайцев – методик раннего развития существует очень много, и не столь важно, как именно заниматься с ребенком, главное – делать это. Чем более всесторонним будет его развитие в первые три года жизни, тем больше шансов на успех у него в школе

Не меньшее значение в этом процессе имеет рацион ребенка, ведь малыш должен получать сбалансированное количество витаминов, минералов и нутриентов на каждом этапе своего развития. И если на первом году жизни грудное молоко является лучшим питанием для малыша и обеспечивает его всем необходимым, то после года, когда ребенка переводят на прикорм и продукты с общего стола (часто преждевременно), эту задачу должно выполнять детское питание. В частности, для интеллектуального развития нужна докозагексаеновая (DHA) кислота. В сочетании с пребиотиками, витаминами и минералами она создает оптимальные условия для прогресса с первых дней. Но синтез данного компонента у младенцев несовершенен, поэтому ее основным источником становится питание. Так, в детской смеси Nutrilon содержится 0,32% докозагексаеновой кислоты – примерно столько же, сколько и в грудном молоке».

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Лена Данилова, мать пятерых детей, — «практический» автор методики раннего развития. Применяя опыт других педагогов, она смогла сделать свои выводы, разработать комплексы упражнений и занятия, а также подобрать оборудование и материалы для их выполнения. В целом эта методика направлена на всестороннее развитие, однако физическому аспекту в ней уделяется довольно много внимания. 
Для того чтобы занятия были результативными и интересными, Леной Даниловой разработан специальный спортивный комплекс, Ранний старт, в тех комплектациях: стандарт, для детей от рождения до года, люкс, для детей от года до пяти лет и олимп, предназначенный для детей старше трех лет. Возрастные рамки в данном случае условны, любой из комплексов будет интересен ребенку довольно долго. 

Достоинств у такого спортивного комплекса довольно много:

ориентация на детей разного возраста, начиная с рождения — действительно, большинство производителей предлагают товары исключительно для тех, кому больше трех;
мобильность и компактность — комплекс довольно легко собирается и разбирается, занимает немного места, кроме того, его можно установить и дома, и на улице;
безопасность — этому вопросу Леной Даниловой уделено особое внимание, помимо мата есть еще один момент: автор и производители утверждают, что толщина всех труб ориентирована специально на детскую руку;
многофункциональность — благодаря дополнительным аксессуарам, например, чехол, комплекс может быть не только спортивным тренажером, но и местом для игр. 

Комплекс упражнений для занятий на Раннем старте для детей до года

О том, что дети должны заниматься на спортивных комплексах, говорят многие авторы методик раннего физического развития. Однако мало кто описывает, как должны выглядеть эта система, и уж тем более предлагает набор готовых упражнений. В книгах Лены Даниловой они есть. Притом при желании выполнять все это можно не только на Раннем старте. 

Упражнения для детей в возрасте от 2 до 6 месяцев

Поднимаем голову (в 2-3 месяца)

Первое, что начинает делать ребенок — это поднимать голову. Для того чтобы это произошло быстрее, можно использовать комплекс Ранний старт: выложить малыша на живот на мате, а на нижних ступеньках развесить интересные игрушки. Постепенно они могут «перебираться» выше, а вместе с ними — подниматься голова ребенка. 

Упражнения на горке (в 2-4 месяца)

В возрасте 2-4 месяцев горка может использоваться как трек для ползания. Достаточно поставить ее на нижнюю ступеньку лестницы, а у основания положить мат. Малыш должен быть наверху, голова направлена в сторону основания. Конечно, он еще не может ползать, однако двигаться по наклонной — значительно проще, чем по ровной поверхности, и он на себе ощутит прелесть первых, пусть и не совсем самостоятельных, передвижений в пространстве. Для того чтобы простимулировать маленького спортсмена, у основания горки можно положить какую-нибудь привлекательную игрушку. 

Висим на перекладине (в 3-6 месяцев)

Первое, что нужно сделать — это положить под перекладину мат, а затем можно начинать учить малыша висеть. Вначале он будет делать это с поддержкой родителей, затем можно на несколько секунд отпускать руки, не переставая страховать ребенка. В день можно делать по 2-3 подхода к перекладине, постепенно доводя их количество до 10. 

Упражнение на развитие хватательного рефлекса (в 3-6 месяцев)

Для этого нужно использовать нижнюю ступеньку лестницы: положить малыша около нее и показать ему, что за нее можно хвататься. Сначала он будет класть и снимать ручку с вашей помощью, затем — самостоятельно и с удовольствием. 
После того как ребенок освоил это упражнение — можно показать ему как переставлять руки от одной ступеньки к другой, тем самым «карабкаться» наверх.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно научить его стоять на коленях, держась за ступеньку лестницы. В скором времени он научится сам «карабкаться» в подниматься в вертикальное положение. 

Учимся стоять, держась за перила (в 5-6 месяцев)

Комплекс нужно перевернуть в положением манеж и показать ребенку что, держась за перила, он может легко стоять. Сначала он будет делать это с поддержкой, затем — самостоятельно. Преимущество комплекса перед любой другой опорой — это то, что если ребенок вдруг упадет (а это, конечно же, неизбежно), то не на пол, а на безопасный мат.

Кубики Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал методику развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, которая называется «Кубики Зайцева». По данной системе можно заниматься с детьми младшего возраста, с 1,5-2 лет.

Метод развития основан на наглядных пособиях. Это различные кубики, таблички, карточки, а также песенки. Кубики между собой различаются по цветам, размерам, и звукам, которые они издают. На каждой грани написаны слоги, и больше ничего. Складовая теория обучения чтению дает намного лучший результат, чем, если начинать сначала осваивать буквы, потом учиться складывать их в слоги, а затем в слова.

Звучание кубиков помогает научиться различать гласные и согласные, мягкие и звонкие звуки, благодаря чему малышу будет легче учиться читать. Слоги выучить проще, чем буквы, несмотря на то, что их намного больше. Отсутствие других изображений обусловлено тем, что в обычной азбуке малышей могут отвлекать красочные картинки, вызывающие излишние ассоциации.

Материал обязательно преподносится в игровой форме. С ребенком необходимо заниматься регулярно, систематизировано, всячески пробуждая у него интерес к занятиям. Когда малыш освоит слоги, можно постепенно переводить навык чтения в письмо.

Дети, которые обучаются чтению по методике Зайцева, уже к 3-4 годам показывают отличные результаты. Основные преимущества этой системы, кроме обучения чтению, это развитие логического мышления, расширение словарного запаса, отсутствие логопедических дефектов. В будущем ребенок будет грамотно разговаривать и писать.

Кроме вышеописанных, существует еще множество других методик развития детей от года, до года, от 3-х лет, и так далее. Они с определенной направленностью и всесторонне развивающие. Кроме интеллектуального, следует помнить о физическом развитие малыша. Например, водить ребенка в бассейн или на танцы.

Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям следует подбирать систему, наиболее подходящую его характеру и темпераменту.

Также выбор зависит от того, чему бы вы хотели его научить. Но, запомните, какую бы методику вы ни практиковали, она обязательно даст хороший результат и поможет ребенку в будущем.

Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только

Автор методики — Николай Зайцев, педагог — новатор из Санкт-Петербурга, руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании»

Обучение чтению

Развивающие методики для детей. Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип обучения чтению маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы.  «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5—4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Занятия нужно проводить в игровой форме, т.к. ребенку проще воспринимать материал через игру.

  • Для занятий нужно купить или изготовить самостоятельно по образцу методический материал (кубики Зайцева, таблицы), без которых не воз­можен процесс, описанный в авторской методике.
  • Применение методики опирается на индивидуальный темп каждого ребенка, поэтому спешка здесь не приветствуется.

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

  1. «Кубики Зайцева». Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Увлекательная игра, которая содержит набор карточек для занятий. Быстро увеличивает словарный запас ребенка. Учит читать целыми словами.
  3. «Тысяча +» (скачать)  — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». В приложении диск с песенками
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Обучает правильно говорить.
  7. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  8. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  9. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
  10. Песенки-подпевки самого автора. (скачать)

Не доверяйте рекламным трюкам

Специалисты по раннему развитию и продавцы дидактических материалов стремятся привлечь на свою сторону как можно больше последователей, поэтому стремятся показать только положительные характеристики методики. Часто они сами размещают положительные отзывы на информационных ресурсах. Верить всем утверждениям не нужно, иногда достаточно просто проанализировать высказывание, и станет понятно, насколько оно соответствует истине.

Вокруг методики Домана существует много мифов. Самые распространенные из них:

  • уроки не требуют больших затрат времени и денег;
  • система развивает мыслительные способности;
  • высокая эффективность, небывалые результаты.

Действительно, показ займет несколько минут. Теперь подумайте, сколько времени потребуется на подготовку к занятиям. Вам нужно выбрать карточки для изучения, периодически заменять одно слово другим. Чтобы ничего не перепутать, придется вести журнал. Родителям, живущим в стесненных материальных условиях, будет обидно отдавать большие деньги за обычные картонные прямоугольники, мама лучше возьмет краски и станет сама писать слова. Добавьте к этому, что интенсивная мозговая деятельность должна идти параллельно с физическими упражнениями, к которым тоже следует тщательно готовиться. Не исключено, что после этого времени не останется не только на домашние дела, но и на обычное общение с грудничком и другими членами семьи. Вам некогда будет наблюдать, как растет маленький человечек, радоваться вместе с ним, смотреть на мир его глазами.

Критически следует подойти к утверждению о быстром интеллектуальном развитии и высокой эффективности системы. Возможно, ребенок начнет очень рано читать, но сможет ли он воспринимать полученную информацию? Он запомнил и стал распознавать комбинации символов. Если эту способность признать за мышление, тогда следует и компьютеры объявить разумными существами. Эффективность методики проверялась специалистами известных научных центров, но нигде не получила подтверждения. Наоборот, американские ученые вынесли несколько предупреждений, что занятия по Доману бесполезны и опасны для детской психики.

Российские педиатры и неврологи тоже бьют тревогу. Они заметили, что часто нарушения в нервной системе возникают у малышей, родители которых поверили в чудодейственные методики. Мозг ребенка еще не готов к такой деятельности, в нем в первую очередь созревают участки, ответственные за жизненно необходимые функции (питание, дыхание), затем становятся готовыми к работе двигательные центры, и только потом формируются области интеллектуальной деятельности. Проще говоря, новорожденный должен спать и есть, ребенок постарше – бегать, прыгать и играть, а уже потом садиться за изучение грамоты. Если нарушить этот порядок, кровоснабжение участков мозга распределится по неправильной схеме, возникнут спазмы сосудов, приводящие к плохому сну, энурезу, тикам.

Метод символов можно применить для внесения информации в электронные системы, а ребенку нужно жить не в мире символов, а в едином информационном пространстве. Прочитав слово «яблоко», он должен вспомнить огромный красный плод на ветке, вспомнить его вкус и запах. При напряженной умственной работе у малыша не остается ни сил, ни времени на воображение или эмоциональное общение с членами семьи и сверстниками. Если замкнутость и не приведет к психическим расстройствам, то ребенку будет очень сложно войти в школьный коллектив, найти общий язык с одноклассниками.

Мама хочет гордиться вундеркиндом, но нужна ли малышу такая судьба? Ребенок не подопытный кролик и не ваша собственность, это самостоятельная личность, и родители не имеют право коверкать его жизнь в угоду своему тщеславию. Спросите у любого родителя, хочет ли он, чтобы 12-летняя дочь забеременела. Нет! А почему, если у нее физически уже появилась такая способность? Вспомните этот пример, когда захотите научить грудничка читать или играть сонаты Бетховена.

Ссылка на основную публикацию