Коррекционно-развивающая программа с элементами песочной терапии, направленная на снижение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;
  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Что такое психологическая песочница:

Терапевтический сеанс с использованием песка проводится в специальной психологической песочнице. Но что это такое?

Многие считают, что игры с песком — это метод исключительно для психологических тренингов с детьми. Но сами специалисты в этой сфере утверждают, что при работе со взрослыми удается добиться куда больших результатов, нежели при тренингах с ребенком.

Психологической песочницей называют особую среду, где человек может воплотить все свои мечты, посмотреть на проблемы со стороны и взглянуть на них по-другому. И тут речь идет о самой настоящей песочнице с песком. У психологической песочницы, создаваемой для проведения психологических сеансов, есть три основных составляющих компонента:

Песок. Эксперты советуют применять кварцевый тип песка, фракции которого не превышают значения от 0,1 до 0,3 единиц. Цвет выбирают любой — от желтого или рыжего до бледно-белого

Важно, чтобы песок был мягкий, тактильно приятный и легко струился в руках. Чем мельче песок, тем приятнее с ним работать

При этом в песочницах психологи применяют как сухой, так и влажный песок. Второй тип позволяет создавать фигурки, строить различные конструкции, что очень важно для психологического понимания проблем пациента.
Стол. Есть много магазинов, где можно приобрести готовую песочницу. Хотя многие делают ее своими руками из деревянных досок. В некоторых случаях можно встретить пластиковые варианты. Но их психологи считают не лучшим решением, поскольку древесина превосходно влияет на человека, создает атмосферу тепла, уюта и спокойствия. Пластик подобными свойствами не обладает.
Фигурки. Это могут быть самые разнообразные фигурки, изображающие человека, животных, какие-то бытовые предметы или даже вымышленных героев. Специалисты отмечают, что важно подобрать фигурки из разных материалов — глина, пластик, металл, древесина и пр. Дополнить покупные игрушки можно ракушками, камнями, веточками.

Существуют различные виды игр для психологической песочницы. В зависимости от характера проблемы ребенка или взрослого человека, психолог выбирает оптимальные тренинги. Без соответствующего опыта и знаний в области психологии самостоятельно проанализировать проблемы своего ребенка методом пескотерапии достаточно сложно. Потому лучше подключить к проблеме специалиста.

Песочница — это полезный инструмент для всех, кого беспокоит здоровье и развитие ребенка.
Не только психологические проблемы могут стать причиной приобрести такую игрушку. Наличие песочницы стимулирует всестороннее развитие детей. Причем советуем играть вместе с ребенком, рассказывать ему сказки, отображая происходящее в рассказе с помощью песка и фигурок, просто общаться или строить песочные замки. Это создаст великолепную атмосферу, позволит улучшить взаимопонимание, и поможет ребенку в познании самого себя и окружающего мира.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги

Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало

Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

  • Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
  • В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
  • Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт), который поможет ему преодолеть трудности.
  • Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

  • формирование позитивного восприятия мира;
  • укрепление навыков коммуникации;
  • развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
  • устранение агрессии, замкнутости;
  • развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
  • улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Значение занятий с песком в ДОУ

Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:

  • сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
  • проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;

    Сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры в песочнице способствуют развитию личности воспитанников

  • песочная анимация на специальных столах с подсветкой;

    Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает детей своей необычностью

  • создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;

    Создание композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка требует аккуратности и точности движений

  • лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.

    Кинетический песок хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести

Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Занятие с песком может проводиться воспитателем в образовательных и развивающих целях, а также педагогом-психологом, специалистом-логопедом с целью диагностики эмоционального состояния малыша или в рамках коррекционной программы.

Специально оборудованная зона для игр с песком и водой создаёт необходимые условия для эмоциональной разгрузки психики малышей, самостоятельного детского экспериментирования, знакомства со свойствами материалов. Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон и в нём было легко проводить уборку.

Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон

Комплектация центра:

  • песочница;
  • контейнеры с песком и водой для индивидуальной работы;
  • игрушки, совочки, палочки, грабельки, ведёрки и формочки для лепки;
  • лейки, сачки, черпачки;
  • непромокаемые фартучки.

Центр можно оборудовать с помощью специальных портативных контейнеров с песком и водой

Материалы и оборудование для песочницы:

  • Деревянный водонепроницаемый ящик, корпус которого внутри и снаружи окрашен краской синего цвета. Выбор цвета неслучаен, поскольку он символизирует водную стихию и небо и оказывает умиротворяющий эффект на психику ребёнка. Оптимальные размеры коробки для 1–3 детей с учётом возможностей горизонта зрительного восприятия должны быть 50 на 70 см.
  • Чистый, просеянный, мягкий, сыпучий речной или морской песок с крупинками среднего размера. Он заполняет 2/3 объёма ящика.
  • Коллекция мелких резиновых и пластиковых игрушек (до 8 см) для игр:
    • человечки, сказочные персонажи, популярные мультяшные герои и куколки;
    • фигурки диких, домашних, доисторических животных из тематических коллекций, приобретённых в магазине, миниатюрные игрушки из «киндер-сюрприза», пластилиновые скульптурки, изготовленные собственными руками;
    • транспорт (машинки, поезда, самолёты);
    • постройки (домики, башенки, заборчики, мостики);
    • детские игровые наборы посуды, мебель для кукол.
  • Природный и бросовый материал: камушки, ракушки, веточки, листья, цветочки, пуговки, монетки и т. д.

Для игр в песочнице понадобятся мелкие игрушки и природный материал

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочнице показывают себя в работе с детками с:

  • Задержкой психического развития – ЗПР;
  • Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;
  • Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги

Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок, лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder. Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть. Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Сеанс пескотерапии

Применяя пескотерапию в работе логопеда или детского психолога, каждый специалист ставит перед собой определенные задачи и формирует процесс занятий. Причем проводится песочная терапия в детском саду целыми группами или индивидуально с детьми.

Стоит отметить, что эффект и отдача от пескотерапии наблюдается уже при первом же сеансе. Суть терапии заключается в том, чтобы человек, используя песок, раскрыл свои тщательно маскируемые проблемы.
Зачастую в ходе терапии удается раскрыть переживания и заботы, которые сам человек не осознавал до этого. Задача психолога заключается в том, чтобы выявить эти проблемы и отыскать пути решения.

Опытный психолог, отлично разбирающийся в терапии, может быстро найти проблему, просто посмотрев на фигурки или песочные конструкции, которые создавал пациент. Важный нюанс заключается в том, что специалист не просто находит проблему, но ему также удается разобраться в ее причинах и способах решения.

Пескотерапия проводится в несколько этапов:

Работа с песком. Это скорее игра, в ходе которой используются различные фигурки для песочной терапии или статуэтки. Здесь задача психолога только наблюдать за тем, как ведет себя пациент, что он делает.
Обсуждение. Когда игра закончилась, требуется непосредственное общение между психологом и пациентом. Специалист дает пояснения относительно каждой фигурки, которая принимала участие в процессе игры. Психолог может объяснить, что они означали, какую роль играли и насколько сильно влияли на проблему человека. Это позволяет самому пациенту прийти к осознанию проблематики и подсознательно настроиться на ее решение.
Повторная терапия

Крайне важно не останавливаться на достигнутом. Первые сеансы позволяют раскрыть только поверхностные проблемы

Чем больше сеансов будет проведено, тем глубже психологу удастся проникнуть в переживания и скрытые тревоги пациента.

3 Показания к песочной терапии для взрослых

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;
  • натянутые отношения с близкими;
  • проблемы в семье;
  • расставание с любимым человеком, развод;
  • смерть родных и близких;
  • страхи, панические атаки;
  • социальные конфликты;
  • психосоматические заболевания;
  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

Основные преимущества

На самом деле проводимые методами песочной терапии упражнения обладают широкими возможностями в плане развития ребенка в психологическом и физиологическом плане. Пескотерапия имеет внушительный логопедический эффект и часто применяется как альтернатива традиционным методам избавления от дефектов речи.

Многие считают, что занятия с песком несут в себе исключительно психологическую пользу для ребенка, у которого произошла психотравма. На деле же sandplay обладает куда большими возможностями. А именно:

  • возможность соотношения игры и реальной жизни;
  • формирование чувства защищенности и комфорта;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-кинетической чувствительности;
  • формирование активности;
  • снятие напряжения в мышцах;
  • усовершенствование зрения;
  • расширение словарного запаса;
  • изучение новых букв, чтения и письма;
  • развитие слуха и лучшего восприятия звуков и пр.

Что же касается психоэмоциональных аспектов, то здесь sandplay также играет важнейшую роль для дошкольников и взрослых людей. Игры и занятия с песком раскрывают ряд важных преимуществ:

  • Что такое песочная терапия? Это один из способов взглянуть на себя со стороны, что в обычной жизни сделать сложно. Определить это может опытный психотерапевт, который наблюдает за тем, как вы располагаете фигурки в песочнице.
  • Моделирование жизненных ситуаций. Создавая определенные ситуации с помощью занятия на песке, человек моделирует происходящее в его реальной жизни. Это могут быть всевозможные трудности и проблемы, имеющие внутренний или внешний характер. В некоторых случаях человек разбирается в этом сам, без помощи психолога.
  • Осознание, что не все потеряно. Построив в процессе игры фигурку из песка, их можно разрушить. При этом человек или даже ребенок приходит к пониманию, что разрушенное можно восстановить, построить заново, сделав его еще больше и лучше. Так и в реальной жизни. Разрушая что-либо, у нас все еще есть возможность исправить ситуацию.
  • Развитие творческой личности. Занятия sandplay позволяют развиваться человеку творчески, раскрывать скрытые таланты, совершенствовать имеющиеся.
  • Безопасность. Метод совершенно безопасен и не имеет каких-либо побочных эффектов. Потому подобная деятельность практикуется в детских дошкольных учреждениях.

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

  • Индивидуальные;
  • Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

  • Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
  • Агрессивное состояние, его направленность;
  • Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
  • Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
  • Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
  • Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

  • Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
  • Раздел ролей;
  • Стиль поведения каждого участника группы.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок

Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности

Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни

Ссылка на основную публикацию