Кризис семи лет
Особенности развития детей 6–7 лет
Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников
С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.
Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться. Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер. Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить
Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет
Формы проявления
Новые симптомы и негативные проявления в поведении ребенка являются обратной стороной положительных преобразований его личности. Каждое из них скрывает действия, которые имеют большое значение для развития ребенка.
Типы симптомов | Как ведет себя ребенок | Почему ребенок себя так ведет | В чем смысл действия для ребенка |
Негативные | Оспаривает ограничения и требования.
Демонстрирует утрированное поведение с элементами шутовства или манерности. Игнорирует или оттягивает выполнение неприятных обязанностей, совершает действия после паузы. Проявляет упрямство, непослушание в конфликтной, демонстративной или молчаливой форме. Острее реагирует на критику. |
Сравнивает права, обязанности свои и других членов семьи, выступает против выявленной на его взгляд несправедливости.
Начинает осознавать внутреннее и внешнее «Я». При недостатке опыта старается вести себя так, как ему хочется выглядеть. Проводит оценку привычного хода жизни. Воспринимает взрослость – как полную свободу в поступках, но еще не понимает, что она связана с ответственностью. Начинает сверять с идеалом результаты своих действий, внутреннее оценивать себя и сравнивать с другими детьми. |
Знакомится с содержанием социальных ролей. Он узнает, что означает быть школьником, братом, матерью, учителем, как поступать в той или иной роли.
Формирует социальный стиль поведения. Переосмысливает способы и правила взаимодействия с родителями, проверяет свои новые возможности. Примеривает на себя роль взрослого, развивает абстрактное и логическое мышление, учится отстаивать собственную точку зрения, создает новые формы поведения. Формирует самооценку |
Нейтральные | Примеряет одежду родителей, подражает словам и поведению значимых взрослых. | Подчеркивает свою «взрослость», чтобы приблизиться к кажущейся свободе и независимости родителей. | Пытается вжиться в новую для себя в жизни роль, получить одобрение. |
Позитивные | Проявляет заинтересованность неигровыми занятиями: от рисования до конструирования.
Самостоятельно принимает решения, планирует и осуществляет действия, берется за новую для него работу по собственной инициативе. |
Желает создавать то, что обладает ценностью.
Демонстрирует новую социальную позицию, испытывает интерес к общению со взрослыми людьми. |
Стремится получить признание, самоутвердиться.
Чувствует потребность получить подтверждение того, что он вырос, достичь уважения. |
При неблагоприятном исходе кризиса некоторые черты могут закрепиться в характере ребенка. К их числу относится: конфликтность, тревожность, нежелание посещать школу, непослушание, сложности в общении со сверстниками. При благоприятном разрешении ребенок выносит из кризиса положительные приобретения в виде эмоциональных, социальных и интеллектуальных навыков.
Возрастные сложности
Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.
Основные признаки:
- Перестройка восприятия своего места в отношениях.
- Зарождение собственного Я. Начинается понимание занимаемого места в мире взаимоотношений. Происходит переоценка ценностей. Прошлые увлечения и побуждения меркнут, на их место приходят новые.
- Смена эмоциональной жизни. Раньше эмоции были кратковременными и особо не запоминались, критика не доставляла особых огорчений и не влияла на самооценку. Теперь всё изменилось, иммунитет к критике ослаб.
- Обобщение собственных переживаний, ведущее к зарождению логического объяснения чувств. Переживания кажутся тяжёлыми, сложными, носящими глубокий смысл, который приводит к появлению внутренней жизни. Она будет руководить действиями.
- Анализ ситуации перед действиями, ведение рассуждений. Взвешивается вероятность достижения положительного результата.
- Утрата детской наивности и открытости.
- Обучение способностям прятать болезненные чувства, маскируя их под маской равнодушия. Несмотря на желание показать свои эмоции окружающим, или же пойти на поводу у мимолётных прихотей, внешняя оболочка ребёнка отличается от внутренних переживаний. Явным проявлением такого разделения выступает наигранность эмоций, манерность поведения. Они пройдут после вступления в новый возрастной период.
Этапы становления школьника
Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:
- Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
- Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
- Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.
Как проявляется кризис
Родители шести-семилеток часто наблюдают, что их сын /дочь стали себя вести не так, как это было раньше.
Как может проявляться кризис у первоклассника:
- Длительная реакция на обращение взрослого. Школьник получает приказ, пожелание, просьбу, но выдерживает паузу, прежде чем сделать (или не сделать) то, о чем его просят. Складывается впечатление, что он не слышит или не хочет слышать то, что ему говорят взрослые. Например, если раньше сын/дочь сразу шли к столу, когда мама звала их обедать, то сейчас они выдерживают паузу и могут вообще не пойти на кухню.
- Оспаривание любого обращения взрослого. Если раньше ребенок спокойно ложился в постель после того, как родители напоминали об этом, то теперь он рьяно начинает спорить: «Я еще не доиграл», «Мне рано ложиться спать», «Старшая сестра еще не спит» и т.д.
- Невыполнение привычных требований. Мальчик или девочка не спорят, не выдерживают паузу – они просто не делают то, о чем их просят. При этом, они могут придумать какую-то несуществующую причину или пойти на хитрость, чтобы объяснить, почему не выполнили то, о чем просили взрослые.
- Хитрость. Например, родители попросили вымыть руки перед едой. Сын идет в ванную, включает воду, но руки не моет. Не всегда хитрость означает начало конфликтов между родителями и детьми. Скорей всего, это проявление детской непосредственности, нежелание совершать серьезные поступки.
- Школьник или воспитанник выпускной группы ДОУ начинает проявлять излишнюю «взрослость». Он может копировать поведение одного из родителей или выполнять какие-то взрослые обязанности. Часто при выборе одежды начинаются споры: «Я уже не маленькая, зачем мне это платье с бантиками?».
Особенности протекания кризиса 7 года жизни
Важнейшим достижением в 6-7 лет является то, что ребенок все больше осознает себя как отдельная личность.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит открытие, что родители, да и другие взрослые, желают видеть их в неком идеальном образе: старательный, послушный, организованный, поделится игрушками со сверстниками, но и отстоит себя, если какой-нибудь драчун нарывается… И ребенок начинает осознавать, что в чем-то он соответствует ожиданием, но чаще он другой, вовсе не такой идеальный.
От осознания различия между Я-реальным и Я-идеальным дошкольника настигают переживания, на основании которых складывается или корректируется самооценка. Это также главная причина исчезновения детской непосредственности. В пятилетнем возрасте ребенку даже в голову не приходило, что можно сдержать свои желания или не показывать обиду, а на 7 году жизни он уже может частично регулировать свои эмоции и проявление переживаний.
Изменение отношений дошкольник — взрослый
Родители зачастую озадаченно реагируют на перемены в ребенке-дошкольнике, потому что после 6 лет отчетливо наблюдают новые нотки в отношениях со своим чадом, еще таким маленьким для них. Эти нотки вносит ребенок, что застает многих взрослых врасплох.
Психологи считают, что особенности поведения детей в этот период и есть самыми яркими симптомами кризиса 7 лет. В поведении старшего дошкольника прослеживаются:
- Прямое нарушение общепринятого порядка в отношениях
- Демонстрация ребенком якобы взрослого поведения
- Попытка взять на себя определенные обязанности и проявить самостоятельность
Если третий пункт из приведенного перечня радует домашних, то первые два симптома больше раздражают. Например, ребенок может делать вид, что он не слышит обращения к нему, и не реагировать на зов, хотя прекрасно понимает, что окликают именно его. Может отказываться от участия в уборке в своей комнате, может настойчиво повторять какое-то нежелательное действие, хотя уже прозвучал призыв его прекратить.
Нарочитая взрослость проявляется у девочек, когда они начинают слишком придирчиво выбирать одежду для себя, увлекаются маникюром и бижутерией. Мальчикам больше присуще философствование. Если они не хотят выполнять то, что предлагает им взрослый, они могут приводить всевозможные логические рассуждения, почему им и не нужно за это браться.
Также дошкольник в период кризисных изменений более критично относится к результатам своего труда. Чаще они его не устраивают, чем нравятся. Некоторые дети тут же прекращают выполнять работу, если их разочаровывает результат. Другие начинают настойчиво и подолгу перерисовывать свои рисунки, пробовать иные подходы в продуктивной деятельности. При этом они ожидают от взрослого экспертной оценки.
Симптомы кризиса 7 лет
Для некоторых родителей переходный период протекает совершенно незаметно. Не все дети одинаково бурно отзываются на изменения. Но чаще всего в поведении появляются признаки бунтарства. К основным симптомам кризиса относят следующие проявления:
- Отрицание. Проблема кризиса 7 лет в том, что его легко можно спутать с привычным непослушанием. Но есть одна характерная черта. Ребенок отказывается выполнять все просьбы родителей без веской причины. Наказание в таком случае не поможет. Постарайтесь отвлечь его интересным увлечением и предложите еще раз выполнить действие.
- Самоутверждение. Дети требуют от родителей беспрекословного выполнения всех пожеланий. Но основная их цель – не простое владение вещью, а желание показать себя взрослым.
- Упорство. Ребенок отрицает привычный распорядок и уклад семьи. Проявляется кризис 7 лет отказом ходить в школу, вставать по утрам, выполнять домашнее задание и так далее.
- Прихоть. Дети демонстрируют своевольное желание все сделать самостоятельно. Отказываются от помощи взрослых и не слушают советов, указаний.
- Конфликтность. Ребенку сложно адаптироваться к новым правилам и условиям жизни. Поэтому он постоянно ссорится с окружающими. На самом деле, причина во внутренних конфликтах, которые он и переносит на близких.
- Кризис идеалов. Начинают формироваться новые ценности. Ребенок больше не пользуется привычными игрушками. Коверкает фразы, ломает ранее любимые вещи. Осознанно повторяет плохие фразы и наблюдает за реакцией родителей. Излишняя опека приводит к деспотическим наклонностям, а также жестокому отношению к другим детям.
Причины кризиса
Сам период, когда ребенок только приходит в школу, характеризуется некоторыми особенностями. Новоиспеченный ученик вынужден быстро адаптироваться к новым требованиям, обстановке, окружению, у него появляется новый уровень ответственности. Ребенку приходится привыкать к дисциплине и интеллектуальным нагрузкам. А общение в новом коллективе не всегда приносит одни лишь приятные впечатления. Вместе с тем меняются отношения с членами семьи. Все это не может не отразиться на ребенке, и начинается кризисный период, в основе которого лежит отрицание.
Во-первых, первоклашка теряет детскую непосредственность. В это понятие входит искренность, бесхитростность и способность действовать по ситуации, без сомнений и долгих размышлений. Теперь поведение ребенка все больше зависит от его воли, и все меньше влияния на него оказывают факторы извне. Многие дети становятся манерными, кривляются. Еще в поведении можно заметить наигранность.
Дело в том, что ребенок выбирает для себя определенную позицию и подчиняется ее логике. При этом его не волнует, что избранная им роль может быть абсолютно неуместной здесь и сейчас. Со стороны это выглядит странно: настроение ребенка похоже на американские горки без видимых на то причин, а реакции на происходящее выглядят неестественно, меняется поведение.
Во-вторых, возникает противоречие между окружающей средой и потребностями ребенка. В возрасте 6–8 лет мальчишки и девчонки отчаянно желают стать взрослыми. И дело не только во внутренней необходимости, но и во влиянии семьи, общества. Ведь все вокруг только и говорят: «Как, ты уже пошел в школу? О, ты уже такой взрослый!».
В таком случае вполне естественно, что, начав ходить в 1 класс, ребенок осознает всю важность момента, связанную с изменением его социального статуса. Поэтому он и надеется, что теперь-то точно стал взрослым и самостоятельным
А раз так, значит, он может сам принимать решения и управлять своей жизнью. Этим объясняется стремление изменить уклад жизни и старые правила, которые действовали до его поступления в школу. Маленький бунтарь желает сам выбирать, что ему надеть, во сколько лечь спать, куда пойти, когда пообедать. Он считает, что вырос и что имеет на это полное право.
Симптомы кризиса 7 лет
В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.
Кризис 7 лет: негативизм
Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.
Кризис 7 лет: упрямство
В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.
Кризис 7 лет: строптивость
Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.
Кризис 7 лет: своеволие
В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.
Кризис 7 лет: протест
В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.
Кризис 7 лет: обесценивание
В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.
Нежелательные действия со стороны родителей
Если во время кризиса родители будут вести себя неправильно, то их действия могут помешать нормальному развитию первоклассника. Вместо внутренней позиции школьника и развития психических процессов у ребенка сформируется низкая мотивация и самооценка. Что делать в период кризиса 7 лет родителям не стоит?
- Кричать на ребенка. Это демонстрирует унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Кроме того указывает на бессилие родителей, раз договориться спокойно они не в состоянии.
- Критиковать педагогов в присутствии ребенка, даже если кажется, что он занят своими делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В этом случае спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так понятно: мама же говорит, что «она – глупая», так зачем ее слушать?
- Нарушать правила, установленные для ребенка. Если ему запрещается есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
- Физически наказывать. Это унижает и также демонстрирует беспомощность родителей в воспитании.
- Сравнивать с другими детьми. Это обидно, понижает самооценку и приводит к новому витку конфликта с родителями в период кризиса.
- Игнорировать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны сделать все, чтобы помочь ребенку в них разобраться.
Избегая подобных действий, родители смогут вырастить сознательного и уверенного в себе человека. Эти правила работают не только в кризис, но и в другие периоды жизни.
Как проявляется кризис 3 лет
Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.
Негативизм
Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.
Строптивость
Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.
Упрямство
Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.
Своеволие
Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.
Протест
Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.
Обесценивание
Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.
Деспотизм
Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.
Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.