Как воспитать в ребенке лидера?
Основные ошибки родителей
Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность — отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок. Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира
Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.
Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:
- Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки. В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
- Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку — 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
- Не верят в своего ребенка. Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
- Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
- Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.
Gnomik.ru
Немного информации
Что это такое, быть лидером, и какие качества отличают человека, способного взять на себя ответственность от того, кто с ней не справиться? Для начала давайте определим, где именно личность может проявить свой характер, чтобы понимать, с чего начинать и в какую сторону двигаться:
- Сам себе. Это когда человек отвечает за свои поступки, он дисциплинирован, умеет распоряжаться своим временем эффективно, понимает себя и способен делать выбор, не боясь ответственности и свободы. Говорят, что лидерами не рождаются, ими становятся в течение жизни, так вот, это первая ступенька, с которой нужно начинать, иначе, если вы не способны отвечать за себя, как вы сможете вести за собой других людей, мотивировать их?
- В ситуации. Знакомы случаи, когда, к примеру, в поезде кому-то стало плохо, и люди не могут найти врача? Тогда вызывается какой-то человек, не имеющий медицинского образования, но пытающийся сделать что-то, чтобы помочь. Ведь часто в такие моменты возникают мысли, что «меня это не касается», что «а вдруг я сделаю что-то не то, и тогда будет ещё хуже» и т.д. Так вот, следующая ступень – научиться действовать, а не останавливать себя, и в сложных ситуациях проявлять свои способности. Пусть вы не умеете делать искусственное дыхание, зато у вас отличные организаторские способности и вы сможете приостановить панику окружающих, которые помогут найти специалиста.
- В коллективе. Эта ступень сложнее, но также реальна. Нужно суметь завоевать доверие и уважение сотрудников. Для этого нет необходимости бегать и кричать всем, чтобы слушали только вас, так как вы знаете что делать. Нет, вам просто нужно стать эффективным. Опять-таки, взять на себя ответственность за рабочий процесс и последствия.
- В команде. Это уже первенство на макроуровне, когда личность способна не только вызывать доверие, но и благодаря своей амбициозности вести за собой.
Правила общения с ребенком
Баланс контроля со стороны родителей и свободы ребенка как личности очень важен. Правильное общение с ребенком начинается с выполнения некоторых пунктов.
Любить не значит баловать. Не позволяйте ребенку все по первой же его истерике. Регулируйте желания ребенка, отказывайте аргументированно и говорите с ребенком, мотивируя его.
Не считайте своего ребенка идеальным. Хвалите его за достижения, но не превозносите над другими детьми. Иначе малыш может загордиться и даже относиться с пренебрежением к другим детям. Радуйтесь успехам ребенка как своим собственным, но похвала всегда должна быть по поводу.
Помогайте ребенку. Да, мы говорили о том, что малыша надо приучать к самостоятельности, но, если вы видите, что без вашего вмешательства проблему не решить, помогите.
Не используйте деструктивную критику. А даже если и приходится критиковать, то критикуйте не самого ребенка, а его действия и поступки. Разбил вазу? Пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз
Если ребенок никак не может выучить стихотворение, переключите его внимание, а затем продолжите учить. Принятие ребенка и любовь к нему – это основа его уверенности в будущем
В случае, когда ребенок постоянно слышит лишь критику, он опускает руки и не хочет добиваться своего.
Пол ребенка играет роль в воспитании. Девочке нужно больше внимания и заботы, а мальчику – доверия и восхищения. Ведь однажды из девочки вырастет женщина, а из мальчика – мужчина. Женщина тоже может быть лидером. Но ее лидерство заключается не в том, чтобы пахать как лошадь, взваливая все на себя. А в том, чтобы уметь вдохновлять, быть мудрой и гибкой, влиять на других, но не подавлять их.
Возраст имеет значение. Чем старше ребенок, тем более серьезные решения он принимает.
Верьте в ребенка и не требуйте от него больше, чем он может на самом деле. Формирующейся личности важна поддержка близких и принятие малыша таким какой он есть.
И помните, ваша цель – это не воспитание управленца. Цель – воспитание самодостаточного счастливого человека. Не забывайте проявлять любовь к ребенку, верить в него, ведь если ваш малыш будет знать, что дома его всегда поддержат, он вырастет успешным!
Лидером рождаются или становятся?
Всего лишь 40% лидерских качеств заложено в младенца с рождения, остальные 60% зависит от родительского воспитания. Будет ли Ваш сын или дочь лидером зависит от воспитания и примера близких. Родители являются эталоном для подражания. Если родители не имеют в жизни достижений, то и ребенок не будет стремиться быть лидером. Конечно же, бывает так что маленький вождь назло всем показывает свои сильные стороны и добивается успехов. Так вырастают безжалостные лидеры с холодным сердцем. Им чужды чувства сострадания и милосердия.
В семье, где хотя бы один родитель достиг немалых успехов, воспитать лидерские качества у ребенка гораздо легче. На собственном примере взрослые показывают форму общения, нормы поведения, уважение и сострадание к окружающим.
Стоит также сделать акцент на том, что говорят детям родители. В порыве гнева взрослые могут уронить обидное слово, не придав значения. Однако, для маленького человечка каждое слово играет большую роль в формировании личности. Если мама или папа часто говорит: “Какой ты глупый…”, “Не делай так, делай как я сказал(а)” и прочее, такие высказывания приводят к понижению самооценки. Ребенок старается совсем не показываться, становится стеснительным, пассивным.
Практические приемы
Как ребенка можно сделать лидером на практике?
Рассмотрим советы детских психологов:
- Вы вовсе не должны постоянно указывать ему на то, что хорошие оценки – показатель его умственных способностей. Лучше действовать более тонко. Развивайте в нем мотивацию к обучению и познанию нового, воспитывайте в ребенке стремление стать интеллектуалом, иметь в своем арсенале массу интересных знаний. В нем должна доминировать страсть к расширению собственного кругозора, а не отчаянная надежда на одобрение учителей;
- Мягко и скрыто следите за окружением ребенка. Если им манипулируют, его обижают или предлагают ему попробовать разные вредные привычки, обязательно с толком и расстановкой объясните ему, что настоящие друзья так не поступают. Научите малыша самостоятельно «отделять зерна от плевел
» — так ему придется куда легче корректировать свое окружение в дальнейшей жизни; - Уважайте мнение и позицию своего малыша. Серьезно обсуждайте с ним поступки людей, героев сказок или мультфильмов. Анализируйте то, что говорит ребенок. Спрашивайте, почему он так считает. Если вы считаете иначе – просто скажите ему об этом, подкрепив свою позицию детальным разъяснением;
- Как научить ребенка быть достойным лидером? Учите его правильно и грамотно говорить! Ведь только такой «вождь
» способен расположить к себе и повлечь за собой массы. Поощряйте стремление ребенка выступать на сцене, читать стихи, обучаться музыке и вокалу; - Учите ребенка этикету и «законам общежития
». Следите за тем, как он ведет себя в обществе, в котором проживает. Мягко корректируйте оплошности; - Объясните ему, что нельзя бояться ответственности и ответа за свои поступки. Тогда ребенок научится ставить перед собой «правильные
» цели и достигать их; - Помогите малышу научиться проигрывать, никогда не ругайте его за неудачи, напротив – объясняйте, что они временны, и в итоге все наладится, стоит только собраться с духом и потрудиться.
Как узнать потенциальные лидерские задатки в ребенке?
Если вы заметили, что дома ваш малыш проявляет свой авторитет, и даже пытается стать главным, а в обществе сверстников предпочитает отмолчаться, знайте – задатки вождя здесь только косвенные, и скорее ключевую роль играет тактика малыша в общении с вами.
Возможно, ребенок привык манипулировать вами, а вы ошибочно принимаете это за лидерство. Если ваш ребенок лидер в своем детском саду ведет себя так, как полагается настоящему авторитету, вы находитесь на правильном пути.
По каким задаткам можно обнаружить лидера в ребенке?
- В детском саду он ведет себя как «главный
», однако не обижает и не пугает сверстников. Не боится конфликтов, выступает миротворцем в них, быстро и добровольно увлекает за собой детей, может правильно объяснить им суть и правила игры; - Склонен к планированию, причем это можно обнаружить уже к 4 годам;
- Любит наблюдать за поведением людей и анализировать его. Может мягко «отобрать
» у приятеля игрушку, но не грубой силой и не хитростью, а объяснив второму его личную выгоду в этом; - Выступает в роли «судьи
», быстро может найти приемлемое решение в стороннем конфликте и примирить других детей; - Самостоятелен, никогда не ждет, что кто-то станет делать уроки или задания за него, способен сам себя обслужить в базовых бытовых ситуациях, найти себе занятие, организовать интересную игру.
Что делать, если ваш ребенок – лидер? Прежде всего, найдите ему дело, которое его увлечет и заинтересует. Дайте ему возможность реализоваться в выбранной стезе.
Как воспитать лидера в ребенке? Современные родители мечтают видеть своих малышей в будущем успешными и самодостаточными. Мысль о том, что их ребенок будет у кого-то “на побегушках” приводит в ужас близких. Быть лидером не только дома, но и в кругу друзей, в школе, в глазах взрослых сможет не каждый. Не стоит путать лидерство с диктаторством. Как же воспитать лидера в ребенке не “перегибая палку”? Какие ошибки лучше не допускать при выявлении лидерских качеств? Для лучшего понимания, есть ли задатки у ребенка вы можете пройти .
Как развить в ребенке уверенность в себе
Качеством лидера могут похвастаться далеко не все, а развить задатки, возникающие при рождении, довольно непросто. Спокойный и застенчивый малыш вряд ли сможет выделиться среди ребят, повести их за собой. Поэтому, наверное, не стоит пытаться, чтобы он стал предводителем. К тому же существует немалый риск потери его расположения и любви.
Если же ребенку нравится управлять другими, тогда надо направлять по этому пути, помочь развить уверенность в себе и лидерские качества
Довольно важно, чтобы у малыша формировалась нормальная самооценка, хотя она нередко меняется на протяжении жизни, что зависит от разных факторов
Какой вид спорта подойдет ребенку?
Для максимальной эффективности при выборе вида спорта необходимо учитывать характер и предпочтения самого малыша. Для спокойных и усидчивых детей подойдет каратэ или гимнастика, а вот энергичным малышам, предпочтительнее футбол или баскетбол.
Одним детям важна концентрация и осознанность, другим — командная игра и общая работа на результат. Это нужно учитывать. Но выбор может быть непростым, поэтому давайте ребенку возможность пробовать и искать себя в разных кружках, подбирать себе разные тренировки.
Читать также: Спорт для ребенка: как мотивировать детей к тренировкам
Не переносите на ребенка свои несбывшиеся мечты, ведь он может не разделять ваших взглядов. В этом вопросе желание высокооплачиваемой работы спортсмена или известность не являются правильной мотивацией для малыша, тренировки должны быть ему в удовольствие.
Лидер начинается с соревнования?
Бытует мнение, что лидер начинается с соревнования. «Кто скорее съест кашку», «Кто чище вымоет посуду» — эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или кузенами, потому что отношения внутри семьи и так обременены сильными чувствами: ревностью, завистью, затаенными обидами… Проигравшего не ругают, над ним не смеются. Избегайте также награды для того, кто «первым съест кашку» или «чище вымоет посуду». В этом случае довольно теплой похвалы. Мудрые взрослые не принижают успеха лидера: «Подумаешь, быстрее всех прибежал! Большое дело!»
Но они и не выпячивают его достижений. Лидеру объясняют: «Это здорово, что ты умеешь бегать быстрее других. Кто-то умеет лучше рисовать, кто-то любит танцевать, кто-то знает много песенок. У каждого человека есть более яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой».
Как развить лидерские качества
Основные лидерские качества личности – компетентность, харизма, ответственность, умение искать компромиссы. Это важные черты характера, но не все, которые необходимы желающими стать успешным творцом своего будущего, продуктивным и успешным работником.
Под определение лидерских качеств попадает сумма умений, навыков и черт характера, способных привести человека к признанию и выдающимся результатам. Их исчерпывающий список обширен, к тому же у каждого человека он может быть индивидуальным.
Тезисы саморазвития
Список особенностей характера, которыми нужно обладать
Важно, чтобы человек обладал нестандартным мышлением и широким кругозором. Имел возможность взглянуть на рабочие моменты под разными углами
В список качеств лидера непременно включают:
- гибкость мышления;
- высокие интеллектуальные способности;
- креативность;
- честность перед окружающими людьми и самим собой;
- стремление развиваться, познавать окружающий мир и самого себя;
- смелость и решительность;
- амбициозность;
- работоспособность.
Вот какими качествами должен обладать лидер. Обладая этими чертами характера, удастся эффективно развивать в себе ответственность уравновешенность, учиться контролировать эмоции, работать в команде, вести людей за собой, четко формулировать задачи и планы.
Упражнения для развития личностных качеств
Личностные качества лидера необходимо в себе воспитывать
Даже если есть природные задатки, важно их развивать и совершенствовать. В ходе тренингов необходимо анализировать перспективные точки личностного роста, развивать навыки саморефлексии, учиться выражать свои эмоции, повышать уверенность в себе, развивать позитивно настроенное мышление, определять для себя конкретные цели в жизни и двигаться к их достижению
«Мои лидеры»
Существуют различные упражнения на развитие лидерских качеств. Упражнение под названием «Мои лидеры» позволяет учиться у других.
Для начала выпишите минимум трех лидеров, с которыми вы сталкивались на своем жизненном пути. Каждому из них выставьте оценку: плохо, хорошо или удовлетворительно. Затем укажите по три характеристики, присущие каждому из них.
Всего у вас получится 9 характеристик, из которых следует выбрать три, оказавшие на формирование ваших взглядов наибольшее влияние.
«Моя победа»
Упражнение «Моя победа» нацелено на развитие мотивации и личностной целостности. Следуйте алгоритму:
Запишите свою любую победу, важное достижение. Не имеет значения, в какой отрасли вы её добились
Не важен размер достижения, главное, чтобы вы оказались лучше остальных.
Проанализируйте ситуацию, чтобы понять, что именно вам позволило добиться такого успеха, в чем вы оказались лучше. Например, конкретные знания, умения, понимание определённого принципа.
Представьте, что журналисты спрашивают: «Как вам это удалось?». Сформулируйте свой ответ. Он должен быть направлен на то, чтобы объяснить окружающим, как они могут стать лучше.
Представьте людей в своей стране, а потом во всем мире, которым вы бы могли своим советом улучшить жизнь. Вы теперь их лидер. Не имеет значения, насколько велика будет эта группа. Главное, что вы уже почувствовали, как стать лидером. Сможете повторить это в будущем.
Выполняйте упражнение для разных достижений в своей жизни.
«Резинка»
Упражнение «Резинка» направлена на развитие уверенности в себе. Его полезно выполнять не только руководителям и тем, кто хочет ими стать, а всем, кому необходимо уверенно чувствовать себя в жизни.
Вспомните ситуации, в которых чувствовали себя максимально уверенно.
Вспомните моменты, когда ощущали себя героем
Постарайтесь снова максимально ярко пережить те эмоции.
Обратите внимание на опорные симптомы, на которых базируется ваша уверенность.
Теперь наденьте медицинскую резинку на запястье левой руки.
В очередной раз, ощущая прилив неуверенности, оттягивайте резинку, фиксируя ее конкретным болевым ощущением. В результате боль начнет помогать блокировать неуверенность.
Когда удастся добиться ощущения уверенности, необходимо подкрепить его положительными эмоциями
Позвольте себе любую слабость: съесть лакомство или выпить кофе.
С резинкой необходимо работать пару месяцев, чтобы научиться фиксировать уверенность. Если решили заняться развитием лидерских качеств, самое главное, не останавливаться на половине пути.
Ответственность за случайности
В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”: “Я сильно хлопнул дверью, и стекло в ней разбилось”
Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?
Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: Ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.
Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)
Конструктивная последовательность:
- принимаем, ценим честность, если ребенок признался
- обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
- проговариваем, как устранить последствия
- отправляем ребенка устранять последствия — ответственность
В примере с разбитой дверью со стеклянным витражом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные двери — хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Будет лучше, если вы с сестрой будете играть в догонялки на улице, а не дома. Возьми веник и большой совок — надо собрать осколки не только в коридоре, но и в комнате. Не трогай их руками и надень тапки, чтобы не порезаться. Пойдем, я побуду рядом”.
Если вам хочется отобрать веник и сделать всё самой, потому что ”я подмету лучше” — возвращайтесь к первому пункту. Прямо сейчас вы воспитываете качество — ответственность, а не навык подметать пол. Если опасаетесь порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.
Самостоятельность
Бабушки, дедушки и родители старой закалки убеждены в том, что ребенок – несмышленое и не самостоятельное существо, которое нуждается в тотальном контроле и всесторонней заботе. Конечно, в первые три года жизни ребенок нуждается в постоянной помощи родителей, однако потом он испытывает сильную потребность в самостоятельных обдуманных действиях. Подавление склонности к самостоятельности приведет к полной зависимости от родителей. Будучи взрослым, не самостоятельный человек становится идеальным подчиненным – безынициативным, спокойным и послушным сотрудником. Ему никак не стать предводителем коллектива. Без надежной опоры «маменькин сынок» не сможет принять ни одного решения.
Стоит вспомнить о том, что временные рамки периода детства неоднократно менялись. С античности до XV века человек 11-12 лет считался взрослым: он имел право создавать семью, восходить на трон и быть командиром войска. Даже находясь под влиянием религиозных доктрин, люди оставались независимыми по своему способу мышления.
Хотя ООН называет ребенком человека до 18 лет, в современном международном законодательстве полное совершеннолетие наступает в 21 год. Некоторые страны наделяют 14-летнего ребенка «взрослыми» правами – разрешением управлять ТС, создавать семью, приобретать дом и нести уголовную ответственность.
В быту рамки детства отодвигаются еще дальше – пожилой начальник считает несмышленым мальчиком своего 30-летнего подчиненного, а мать продолжает чрезмерно заботиться о своем 40-летнем сыне. В таких условиях популярность типа личности «вечный ребенок» вполне оправдана. Такой человек имеет романтические взгляды на жизнь и наивный характер, развлекаясь и играя в игры до глубокой старости.
Как определить в себе лидерские качества
Приведём ниже десять признаков лидера. Оцени себя исходя из этих характеристик. Вдруг ты всегда был лидером, не осознавая этого! Загибай палец каждый раз, когда описание соответствует твоему характеру.
1) Открытый: ты непредвзят и умеешь слушать чужое мнение.
2) Советчик: окружающие часто просят помощи и твоя точка зрения ценна для них.
3) Ответственный: умеешь держать слово, поэтому люди доверяют тебе.
4) Порядочный: друзья легко рассказывают тебе свои секреты, без опасений, что ты их выдашь.
5) Трудолюбивый: показываешь своим примером, что работать нужно не покладая рук.
6) Целеустремлённый: предпочитаешь действовать, нежели обещать.
7) Оптимист: умеешь вселять в других уверенность, мотивировать к действию.
8) Уважительный: принимаешь людей такими, какие они есть. Умеешь находить в других хорошие стороны и ценить их.
9) Заботливый: беспокоишься не только о своём благополучии, но и помогаешь достичь успеха другим.
10) Энтузиаст: ведёшь себя уверенно и предлагаешь решение проблемы первым.
Если хотя бы восемь пунктов про тебя, то ты можешь считать себя прирождённым лидером. Если меньше, не расстраивайся. Лидерские качества можно развить.
Дайнерис Таргариан из «Игры престолов» пример ярко выраженного лидера, который стремится к роли управленца. Джон Сноу обладает лидерскими качествами, но не хочет их замечать. А окружающие, напротив, видят в нём предводителя
Лидер умеет слушать и слышать
Настоящий лидер уважает других людей, прислушивается к их мнениям. Люди не пойдут за человеком, который всегда стоит на своем, унижает других и кричит без причины
Научите малыша всегда и везде здороваться со всеми, причем неважно — знакомые это люди или нет. Когда он впервые пришел в садик, пускай он поздоровается и обязательно улыбнется всем воспитателям, всем детками, и обязательно уборщице и повару — этим он уже заработает себе положительную репутацию
С позитивно настроенными и обаятельными людьми общаться приятнее, им хочется доверять и верить. Так что если вы заметили, что приветствие с улыбкой вошло в привычку малыша, и его не нужно принуждать к этому, значит, в нем начали зарождаться повадки лидера.
Но есть еще одна очень важная для лидера черта — это слушать и слышать критику в свою сторону, причем не обижаться на неё, не плакать и не забиваться в угол, а делать из неё конструктивные выводы. Если ребенку сделали замечание или покритиковали его действия, значит, он не смог всем угодить, и нужно обдумать, как сделать так, чтобы этого больше не повторилось. Человек, который не воспринимает критику, не хочет её слушать и делать выводы, показывает тем самым слабину своей души и явную эгоистичность.
Лидер – какой он?
Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей. Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.
Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.
Черты лидера
Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?
У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
Интерес к делам семьи.
Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
Адаптивность, гибкость.
Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.
Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя. Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать. Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.
Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.