Памятка для родителей «как научить ребёнка 2-3 лет самостоятельно одеваться»»

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности — неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку — пожнешь характер», — говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Зачем и когда учить самостоятельности

Некоторые родители начинают учить чему-то ребенка только потому, что «так надо в этом возрасте»

Тут уже даже не важно, откуда такая информация

  • Однако, если обучать новому навыку слишком рано, ребенку будет тяжело его освоить, он будет испытывать дискомфорт, вы – нервничать и переживать;
  • Если же затянуть с освоением умения, то ребенок просто привыкнет, что это и так делают за него – зачем самому-то учиться? И будет упрямиться нарочно, даже делать вид, что не получается.

Поэтому для каждого навыка – свое время, однако стоит учитывать характер ребенка и его индивидуальные особенности. Ведь и подход тогда должен быть разным даже к двум братьям или сестрам.

Знайте! Одевание или другие самостоятельные действия приучают ребенка к независимости. Ведь, как мы радуемся и хвалим малыша, когда у него что-то получилось!

Такие дети верят в свои силы, им проще обучаться новому, да и потом эта уверенность и самостоятельность переходят во взрослую жизнь.

Мы же хотим, чтобы наши дети были успешными и счастливыми людьми?

Конечно, хотим, а значит – должны иногда давать им свободу действий, не делая все за них.

Задача родителей в том, чтобы понять, как научить ребенка одеваться, при этом не ругая, не критикуя, помогая только тогда, когда это необходимо, но мягко и ненавязчиво.

А поэтому начинайте учить в любой удобный момент, когда вы никуда не торопитесь.

  1. Запаситесь терпением – всегда сложно учиться новому, вспомните себя, когда вы в последний раз чему-то обучались и долго не получалось;
  2. Даже взрослый не все понимает с первого раза, поэтому не надо спрашивать слишком много с ребенка.

В каком возрасте обучение будет эффективным? В 2-3 года.

Обычно перед садиком родители стремятся дать малышу необходимые для самообслуживания навыки. Начните с одевания простых вещей, когда увидите, что ребенок сам проявляет к этому интерес.

Это может быть и в 1,5 годика.

Пытается одеться – не мешайте, можете иногда давать небольшие подсказки, а помогайте, только если попросит.

Важно! Пусть в первый раз наденет майку навыворот или ботинки на разные ноги – не критикуйте

Главное – справился сам! В другой раз обратите внимание не только на то, как надеть, но и как это сделать правильно

Что еще важно успеть сделать перед детским садом и как правильно подготовить малыша к нему, смотрите в интернет-курсе Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>

Учим ребенка одеваться самостоятельно

После полной гармонии в отношениях с малышом, вы можете приступить к процессу обучения, только нужно запастись терпением и выносливостью. Дети делают все гораздо медленнее и скрупулезнее, они стараются ко всему подойти ответственно, сделать все правильно и идеально. Некоторые дети делают медленно не потому, что вредничают или идеализируют процесс, а потому, что некоторые рефлексы еще недостаточно развиты в разных возрастных категориях. Очень скоро ваш малыш захочет выполнять все сам, но необходимо знать, что одного желания ребенку будет мало, ему нужна будет ваша помощь и поддержка. Вам же, в свою очередь, поможет правильная подборка гардероба, с которым ребенку легче будет справиться в процессе одевания.

Выбор одежды

Пока малыш был маленький, вы могли купить ему любые кнопочки, лямочки и ленточки, которые вам нравились. Теперь же придется все это временно отложить. Одежда ребенка должна быть без застежек или с простейшими застежками в минимальных количествах.

Шорты, юбки, брюки – на резинке. Сюда же трусы, но их вы вряд ли встретите на молнии. Свитера, водолазки, платья, сарафаны, майки и футболки – просто через голову. Обувь должна просто одеваться на ногу, максимум – иметь удобную липучку.

Все петельки, пуговки сзади (на платьях и сарафанах), мелкие пуговички, шнуровки, пояса с хитрой застежкой и кнопочки в трудно доступных местах категорически исключить. Застежки должны быть ощутимыми, чтобы ребенок спокойно мог взять их пальцами, и располагаться на виду, чтобы малыш видел, что он делает. В крайнем случае можно оставить 1-2 пуговицы/кнопки, которые будет застегивать мама. Сложная система – сначала молния, потом пуговка, потом кнопка, потом завязка – также не приветствуется.

Одежда должна быть удобной, легко одеваться и сниматься

Обращайте внимание на горловину изделия, растягивайте свежевыстиранные колготки перед ноской (просунув туда руку), максимально облегчайте задачу ребенку. Усложнить успеете всегда

Одежда не должна колоться, ткань не должна причинять дискомфорт малышу.

Особенно это важно, если ребенок ходит в детский сад. Там детки должны уметь одеваться самостоятельно, потому что одеть в одиночку 20 человек воспитательнице физически сложно

Что и в каком возрасте, умеет делать малыш?

1. К одному году малыш умеет только снимать вещи. Лучше всего получается стягивать шапочки и носочки.

2. К двум годам эти же предметы одежды ребенок пытается надевать на себя. Он может снимать трусики, колготки и штанишки. Эти действия особенно необходимо, так как малыша приучают самостоятельно пользоваться горшком.

3. К трем годам ребенок снимает и надевает одежду без застежек и завязок, все только на резинках – теплые штанишки и безрукавки, шапки, носки, трусики, колготки. Он может снять и надеть ботинки или кроссовки без застежек. С пуговицами ему справиться еще трудно. Но если мама расстегнула кофточку, то ребенок снимет ее самостоятельно. Даже «молнию» застегивать ребенку нравится самому, взрослый только должен помочь соединить концы застежки.

4. К четырем годам мальчик/девочка умеет надевать и снимать через голову свитер, майку, платье, футболку. Удобны изделия с горловиной, в которых голова ребенка не застревает. Ребенок может научиться расстегивать и пуговицы, но только крупного размера. Кнопки расстегиваются и застегиваются гораздо проще.

Все эти действия ребенок выполняет сам, но присутствие мамы или кого-то старшего необходимы. Иначе одежда будет надета шиворот навыворот или задом наперед.

Как правильно научить малыша одеваться: на что обратить внимание ребенка?

Колготки и носки Это первое, что нужно научиться одевать самостоятельно ребенку. Дети все повторяют за взрослыми. Объясните малышу, где у колготок «зад и перед» (по полоскам: одна — перед, две — задняя часть). Покажите, где у носочков пятка и носок. Показывайте на себе, как правильно одевать эти вещи, пускай малыш повторяет все за вами.
Кофты, футболки и майки Объясните ребенку, что легче надеть эти вещи, начиная с головы, а в дальнейшем просовывать уже ручки. Купите эти вещи с яркими аппликациями на лицевой стороне и передней части, чтобы малыш не перепутал стороны и зад с передом. Каждый раз, когда начинаете одеваться, говорите ему, что это перед, потому что там рисунок.
Обувь: шнурки и застежки Малыш уже знает, зачем нужны шнурки и застежки, осталось только научить его правильно ими пользоваться. Мы уже говорили о том, что обувь со шнуровкой лучше пока не приобретать. Учите ребенка завязывать узелки на веревочках, а обувь такую покупайте только к четырем годам. Это же касается и застежек. Купите сандалии с таким замком, но одевайте их только на прогулку, когда сами сможете помочь малышу.
Для детского сада приобретайте обувь с липучками и молниями, справиться с такими замками ребенку будет не сложно.

Левый или правый ботинок? Это тоже весьма несложно объяснить по тем же самым застежкам или замочкам, они всегда находятся на внешней стороне ноги.

Шапки и завязки на шапках Для того, чтобы ребенок легко запомнил где перед, а где зад шапки, покупайте их также с рисунком на передней части, покажите, что сзади есть шов.

Учить малыша одевать шапку лучше перед зеркалом, чтобы он сам видел, как у него получается и что нужно исправить.

От завязок в этом возрасте откажитесь, есть множество шапок с липучками и затягивающимися завязками.

Молнии Сейчас практически все куртки производят именно с молниями, поэтому вам предстоит к трем годам научить малыша ими пользоваться. Учите застегивать замки на неодетой вещи. Положите куртку на кровать и вместе с малышом застегивайте и расстегивайте замок. Когда у него будет неплохо получаться, продолжайте обучение на себе (пускай застегнет куртку на вас), а потом уже пробует застегнуть самом себе.
Пуговицы и кнопки Когда учите ребенка застегивать кнопки и пуговицы, объясняйте ему, что необходимо каждой пуговке попасть в свою «норку», так же и с кнопками. Покажите, как будет некрасиво и неудобно, если неправильно их застегнуть. Выбирайте одежду с крупными кнопками и пуговицами.

Как приучить ребенка помогать на кухне: история Илюши

Ребенок все время вертится вокруг меня на кухне, а это очень опасно. Как отучить его крутиться под ногами?

Время обеда для мамы и Илюши начинается задолго до того, как семья будет садиться за стол. Хотя для Илюши оно начинается еще раньше. Он приходит на кухню самый первый, кладет на стол красивые пластиковые салфетки для себя, мамы и брата Дани, который скоро вернется из школы. Затем Илюша выдвигает ящик со столовыми приборами, вынимает ложки и вилки и кладет их на стол.

Сначала раскладывать приборы Илюше помогала мама: «Эта ложка — для мамы, эта ложка — для Дани, а эта ложка — для Илюши». Теперь Илья аккуратно раскладывает ложки и вилки на салфетках и делает это правильно и очень быстро.

После этого на кухню приходит мама. Ей нужно приготовить суп и второе. Она наливает в большую миску теплую воду и просит Илюшу помыть овощи. Илюша встает на скамеечку у раковины и специальной щеточкой начинает очищать морковку и картошку.

Вот и закончена работа. «Ты почистишь яйцо для салата или будешь раскладывать хлеб?» — интересуется у Илюши мама. И вот Илюша получает в свое распоряжение плетеную хлебницу и заранее нарезанные ломтики черного и белого хлеба. Ломтики хлеба нужно уложить красиво, поэтому тут торопиться не надо. Мама время от времени отходит от рабочего стола и подсказывает Илюше верное решение.

Вот и готово! Илюша снова свободен, и мама просит его снова встать на низкую скамеечку у рабочего стола и нарезать салат из огурцов. Илья получает от мамы маленький нож и половинку огурца со снятой кожурой. Он пробует положить огурец сначала кверху срезом, но потом приходит к выводу, что удобнее всего резать огурец, лежащий срезом вниз. Вслед за этим Илюше нужно будет добавить в салат большую ложку сметаны, совсем маленькую ложечку соли и все хорошенько перемешать.

Как быстро бежит время! Обед почти готов. Мама радуется и не устает хвалить Илюшу, который в это время старательно наливает сок из большого пакета в стаканы. Сегодня это получается у него особенно аккуратно!

Что сделала мама. Мама Илюши придумала для сына поручения разных видов.

Сначала Илюша приходит на кухню выполнять уже освоенные им действия по раскладыванию приборов. Это поручение-комплекс, за которое Илюша ответствен от начала до конца

Следующее дело, им хорошо освоенное, — мытье овощей — является начальным поручением или подготовительной работой в большом процессе — варке супа, дающее Илюше ощущение своей причастности к этому важному процессу

После этого его рабочей зоной вновь становится обеденный стол. Мама предлагает Илюше варианты работы, и Илюша приступает к выполнению поручения по выбору. Работа, которую он выбирает, требует не только аккуратности, но и творческого подхода. Ритм Илюшиной работе задает мама, которая беседует с сыном о хлебе, просит его пересчитать ломтики, выложить так или иначе.

Когда место за рабочим столом освобождается, Илюша занимает его, чтобы нарезать огурец. Он вновь выполняет начальное поручение, на этот раз представляющее для него определенную задачку: как лучше нарезать огурец? Сразу же после этого он включается в комплексную работу — и с небольшой помощью мамы завершает приготовление салата.

Поручением-комплексом является для Илюши и разливание сока по стаканам. Однако в этой деятельности он продолжает совершенствоваться, и мама непременно подбадривает его.

Почему ребенок не хочет одеваться?

Что делать, если вовсю готовили ребенка к этому периоду, помогали и рассказывали, а он по прежнему не хочет одеваться? Причин может быть несколько:

Неготовность.
Ребенок попросту может быть не готов морально одеваться самостоятельно. Бывает так, что кроха еще очень мал, а вы пытаетесь привить ему самостоятельность, ношу которую он пока не в состоянии нести. Или, наоборот, все время одеваете малыша сами, а в 5 лет решили, что надо кардинально менять ситуацию. Помните, всему свое время.

Нет интереса к процессу.Если ребенку не интересен сам процесс одевания, он будет всячески его избегать. Капризничать, убегать от вас или баловаться. Тут можно либо поддержать настроение ребенка и устроить батл: кто быстрее оденется, тот получит подарок. Либо действовать с позиции силы и сказать, что у малыша осталось 10 минут времени, потом вы выходите из дому без него. Можно побороть скуку ребенка, включив веселую музыку или проговаривать стишки, когда он одевается.

Отсутствие комфорта.Если одежда ребенка требует слишком больших усилий, чтобы ее на себя правильно натянуть, он может, сам того не осознавая, отлынивать от процесса.

Плохое настроение.Бывает, что причина нежелания одеваться зависит не от капризов ребенка, а от других факторов, которые не учли

Возможно, он не выспался, обиделся, плохо поел или неважно себя чувствует. В таком случае соберите малыша сами, но на прогулке обязательно проговорите эту ситуацию и выясните, что беспокоит кроху.

Одеваемся, общаемся, играем!

Важно не затягивать с обучением и не откладывать на потом. Навык развивается постепенно, после многократного повторения и неизбежных ошибок

Правила для родителей:

1. Родитель должен хвалить малыша даже за небольшой успех. Тратить на одевание и раздевание придется много времени. От взрослого требуется терпение. Лучше не вмешиваться, а подождать, позволить ребенку доделать самому. Помогать следует только после просьбы о помощи.

2. Родитель должен поощрять самостоятельность ребенка. Слова «я сам/а» это свидетельство взросления ребенка. Хвалите, если ребенок старается и берется делать сам. В скором будущем родительские усилия окупятся.

3. Процесс обучения превратить в приятное занятие. Главное не молчать. Можно на ходу сочинить сказку про ножки, ручки, головку, которые прячутся в рукавчики, штанишки, кофточку. Родительские положительные эмоции при этом играют важную роль, так как у многих детей процедура одевания и раздевания сопровождается слезами.

4. Игры помогут облегчить обучение и взрослому и ребенку. Их можно придумать самим: «мама помогла, а дальше я сам»; «мама все перепутала»; «кто быстрее»; «научи меня одеваться».

5. Одевая малыша, проговаривайте названия частей тела ребенка. Стоит четко произносить слова: натягиваем, застегиваем, выворачиваем, просовываем и т.п. В результате и обучение пойдет веселее, и речь у малыша будет развиваться.

Объяснять, как одеваться правильно

Следует объяснять, как правильно надевать вещи. Брючки лучше натягивать сидя, а вставать только после того, как ноги покажутся из штанин. При надевании футболки через горловину должна проходить макушка, иначе можно застрять. Скорее всего, это придется повторить не один раз.

Родителям следует учитывать мнение их детей насчет выбора одежды, даже совсем маленьких, которым два-три года. Ведь гораздо приятнее носить то, что нравится, а у таких крох уже есть желания. Можно предложить самостоятельно выбрать наряд для прогулки. Чтобы не оказалось, что малыш хочет что-то не соответствующее сезону, родителям лучше подобрать несколько вариантов и показать ребенку.

Нередко бывает, что малыш путается, в каком порядке надевать элементы одежды. Чтобы ему было проще ориентироваться, можно совместно сделать плакат: вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на лист ватмана. Это поможет крохе запомнить, что за чем следует надевать, а отличить зад от переда не составит затруднений, если передняя часть будет украшена аппликацией или заметными карманами.

С чего начать

Помогая ребёнку одеться, называйте предметы одежды и части тела

Прежде чем начинать учиться одеваться, ребёнок должен

  • знать названия частей тела (голова, руки, ноги) – эта информация доступна для детского сознания с 1-1,5 лет;
  • понимать, какие предметы одежды на какие части тела надеваются (для этого с самого раннего возраста проговаривайте все действия, связанные с одеванием малыша: «Продеваем ручку в рукав кофточки», «На голову надеваем шапку» и др.);
  • уметь раздеваться.

На последнем моменте остановимся более подробно. Этот момент может быть освоен задолго до 3-летнего возраста. Уже с 1,5 лет малыш может сам стягивать кофточки на пуговицах или молнии (которые взрослые на нём предварительно расстёгивают), снимать шапку, носочки. Главное – выдерживать нужный для освоения одного действия временной промежуток, а уж потом добавлять новый элемент, то есть сначала пусть снимает только шапку, затем штанишки и т. д. К 2-2,5 годам с ребёнком можно устраивать соревнования, кто быстрее разденется. Только помните о колоссальных преимуществах для любого обучения создания «ситуации успеха»: малыш должен периодически обязательно ощущать вкус победы.

Удобная одежда для маленьких модников

При выборе детской одежды главное следовать принципу «удобно, практично, экологично»:

1) вещи должны быть из натуральных тканей, приятными на ощупь;

2) горловина на свитерах или футболках должна хорошо растягиваться;

3) заранее подобранные комплекты одежды, избавят гардероб от лишних вещей; покупать обновки лучше с ребенком, чтобы примерять одежду и обувь;

4) подойдет обувь на «липучках» и на молнии;

5) даже в 2-3 года маленькие модники будут делить вещи на любимые и не очень, если какую-то вещь ребенок не хочет носить, не заставляйте, стоит прислушаться к его желанию;

6) надо научить ребенка последовательно надевать все предметы одежды, для этого проще разложить вещи на диване или коврике, чтобы малыш брал их сам;

7) особенно нравится наряжаться девочкам, но мальчикам это умение тоже необходимо. Мама или папа должны показать разные хитрости, которые помогут не перепутать зад и перёд на футболке или штанах. Для этого детские вещи украшены яркими аппликациями.

Умение одеваться и раздеваться, пользоваться одеждой и обувью – это еще одна ступенька в развитии маленького человека. Заботливые и терпеливые родители помогут малышу на нее подняться.

Советы психолога: как помочь не отвлекаться от процесса

Покажите малышу, как правильно одеваться на примере героев книг

Существует ряд находок и советов, придуманных психологами и опробованных не одним поколением родителей, которые позволяют сосредоточить малыша на процессе одевания:

  • Приучайте к алгоритму. Есть чёткий порядок одевания, что за чем, и малыш должен ему следовать. Возможно, есть смысл нарисовать, какая вещь за какой надевается, и повесить рисунок на видном месте в комнате ребёнка.
  • Позволяйте выбирать. Дайте возможность ребёнку выбирать в чём идти на прогулку. Только делайте это приёмом «выбор без выбора», то есть предлагайте те вещи, которые сами считаете уместными.
  • Делайте «мост в будущее»: если мы быстро оденемся, то скорее попадём в парк, то есть правильно мотивируйте ребёнка.
  • Соревнуйтесь. «Давай оденемся быстрее папы!» или «Я буду считать до 10, а ты должен успеть одеться» (так заодно и цифры повторите).

Видео: Забавная книга-одевашка

https://www.youtube.com/watch?v=MHUtvTijK80Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Хит! Одеваюсь сама книга-тренажер / Одеваюсь сам (https://www.youtube.com/watch?v=MHUtvTijK80)

Как малышу быстро надеть куртку (английская методика)

https://www.youtube.com/watch?v=33wYJ2nPfN0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Как ребёнок может научиться быстро одевать курточку (https://www.youtube.com/watch?v=33wYJ2nPfN0)

В зависимости от характера и темперамента вашего ребёнка вы можете выбрать наиболее подходящие способы, которые помогут ему научиться самостоятельно и быстро одеваться. Только не критикуйте его за ошибки. Ведь он только начинает познавать этот мир, и только вы можете сделать это знакомство приятным и весёлым.

Обучение ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: с чего начать?

Конечно, для каждого дела нужно свое начало. Так и для обучения малыша самостоятельному одеванию.

Анна Евгеньевна, 37 лет, многодетная мама

«Если кроха не проявляет инициативы на начало самостоятельного переодевания, то вам помогут куклы, мягкие зайцы и прочие игрушечные зверята. Сшейте или купите для этих игрушек несколько самых распространенных одежек: платье, брючки, рубашку, футболку и носочки. Играйте вместе с малышом, показывайте, как нужно одеваться и что куда одевать.

Когда дело сдвинется с мертвой точки, то при сборе на прогулку попросите его взять с собой игрушку, объяснив свое желание тем, что игрушка скучает и тоже хочет гулять. Попросите малыша самостоятельно одеть эту игрушку, ведь вам некогда — вы одеваете его и себя, а без одежды на улицу нельзя даже кукле».

Алия, 29 лет, мама двух детей

«Обратите внимание малыша на то, как застегиваются пуговки, как правильно и в какой очередности нужно одевать игрушку. Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным»

Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным».

На каждый успех в одевании, той же игрушки, не забывайте хвалить малыша, просите, чтобы он так же хорошо и на себя одел носочки, ведь у вас так не получится, как получается у него.

Еще, одевая малыша, не торопитесь, делайте все медленно, чтобы он мог проследить за вашими действиями и запомнить их.

Объясняйте ребенку, почему майку одевают под футболку, а не наоборот. Так же рассказывайте ему для чего застегивать пуговицы и замочки, зачем завязывать шнурки.

Елена Владимировна, 41 год, воспитатель в детском саду, мама троих детей

«Развивайте у малыша мелкую моторику пальчиков различными пуговицами, шариками, шнуровыми лабиринтами. Такие игрушки в большом разнообразии продаются в магазинах. Кроме моторики они развивают и логическое мышление».

В каком возрасте можно учить детей одеваться самостоятельно?

Для ответа на этот вопрос достаточно воспользоваться стандартами и требованиями образования – ФГОС. Там четко прописаны все навыки, которым следует учить ребенка.

Итак, согласно образовательной программе, составленной для дошкольного возраста, ребенок должен уметь:

  • В 2 года – с помощью родителей снимать и одевать шапку, юбку, брюки и шорты без сложных застежек, на резинке, а также обувь, которую расстегнул кто-то из старших;
  • В 3 года – под контролем взрослых одевать и снимать одежду, расстегивая и застегивая молнии, пуговицы и липучки в определенном порядке, уметь складывать вещи на стульчик и соблюдать опрятный внешний вид в течение дня;
  • В 4 года – самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая последовательность, складывать, а также вешать одежду, уметь устранять неопрятности в одежде, старшие могут только помочь расстегнуть шнурки;
  • В 5 лет – снимать и одевать одежду и обувь самостоятельно, включая шнуровку, научиться первым навыкам ухода за одеждой, следить за порядком в шкафу и на полках, взрослые на этом этапе могут ограничиться лишь словесной помощью;
  • В 6 лет – без помощи взрослых полностью одеваться и раздеваться, причем делать это достаточно быстро, уметь следить за внешним видом, соблюдать порядок в хранении одежды и обуви.

С помощью данной информации многие родители могут определить, насколько их чадо самостоятельно, а также увидеть свои недочеты в воспитании.

Ссылка на основную публикацию