Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Возрастные фобии и виды ↑

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.

Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год. В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года. Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года. Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет. В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет. В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет. Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет. Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет. Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Способы коррекции детских страхов ↑

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Рекомендации родителям

Побороть страх намного легче, если родители помогают ребенку чувствовать себя увереннее и создают безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, родители могут:

Быть рядом. Это особенно касается родителей маленьких детей (примерно до 5 лет), которые волнуются из-за ухода мамы на работу, неохотно соглашаются оставаться с кем-то другим, не любят ходить в детский сад. Но контакт с родителями важен абсолютно всем детям, даже подросткам

Важно не столько количество общения, сколько его качество. Чувство безопасности сопровождает близкий эмоциональный контакт – совместные игры, физический контакт (объятия, щекотка, укачивание на руках и так далее)

Исключить воспитание запугиванием. Желательно не только избегать манипуляций страхом, но и защитить ребенка от запугивания со стороны окружающих людей: воспитателей, бабушек/дедушек, старших братьев и сестер и так далее. Побеждать страхи гораздо легче вместе.

Позволить бояться. Иногда для ребенка важно просто пережить испуг, справиться с ним и развиваться дальше. Это позитивный процесс, и не стоит мешать ему. Когда ребенку страшно – замечательно поддерживать его в духе «тебе страшно, но я верю, что ты справишься». Но не стоит пытаться запретить ребенку бояться («это совсем не страшно, не выдумывай»), так как в этом случае к страху прибавится чувство вины и неполноценности.

Важно помнить, что переживания детей заслуживают внимания, какими бы нелепыми и глупыми они ни казались взрослым. Психика ребенка – это удивительный и хрупкий мир, который человек, повзрослев, носит внутри себя всю свою жизнь

Поэтому детские переживания заслуживают внимания и заботы взрослых.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Причины

Дети часто страдают от боязни пережитых травмирующих ситуаций и риска их повторения. Страх перед животными зарождается из-за пережитой встречи с агрессивным животным, боязнь высоты от случайных болезненных падений. Распространенными причинами являются:

  • постоянные запреты родителей;
  • семейные конфликты;
  • просмотр фильмов и телепередач, где показаны стихийные бедствия, сцены насилия и т.д.;
  • разногласия со сверстниками;
  • проблемы в школе;
  • фантазии.

Нередко родители сами внушают страхи, которые не только влияют на формирование характера, но и могут отразиться на его психическом здоровье.

Детские фантазии могут быть причиной боязни

Основные этапы психологической коррекции детских страхов

При работе со страхами важно иметь в виду не только симптом, но и причину его появления (психологический диагноз). Это касается в особенности детских страхов, так как детские страхи развиваются легко и очень быстро

Без проработки причины новые страхи могут возникнуть через короткое время после консультаций с психологом. Поэтому комплексный подход к лечению детского страха включает в себя несколько этапов.

Диагностика

В разных направлениях психологии диагностика детских страхов проводится с помощью разных методик. Чтобы выявить проблему, психолог может предложить ребенку поиграть с игрушками в песочнице, нарисовать рисунок или несколько рисунков, рассказать историю, ответить на несколько вопросов.

До или после общения с малышом психолог также выслушает жалобы родителей и задаст им свои вопросы. В результате первичной консультации специалист составит представление о том, в чем заключается проблема детских страхов, каково их предметное содержание и возможно – какова причина их появления.

Эта информация позволит составить план коррекции и подобрать адекватные методики для конкретного случая. В некоторых случаях выявление детских страхов требует больше времени – например, при работе с аутичными или эмоционально сдержанными детьми.

Установление контакта с психологом

В течении первых нескольких встреч специалист налаживает контакт с ребенком, чтобы сформировать атмосферу доверия и принятия. Это необходимое условие для того, чтобы ребенок смог расслабиться, почувствовать себя в безопасности и начал свободно выражать свои чувства в присутствии психолога.

Особенно важно доверие, если специалист осуществляет психоанализ детских страхов. Для глубокого понимания символов, которые наполняют мир фантазий ребенка, необходимо стать наблюдателем и участником спонтанной детской игры

Коррекционная работа

В некоторых случаях для осуществления коррекции достаточно предоставить ребенку безопасное пространство, где в игровой форме он сможет выразить и проработать свой внутренний конфликт.

Психоанализ детских страхов предполагает воспроизведение в игре всех амбивалентных и противоречивых чувств, которые могут мешать психике ребенка функционировать адекватно реальности.

В зависимости от того, какие именно подавленные или вытесненные эмоции отражаются в игре, психотерапевт может стимулировать отреагирование тех или иных эмоций, а также называть эти чувства для того, чтобы ребенок мог их осознать и переработать.

Завершающий этап

Если преодоление детских страхов проходит успешно, то уже через несколько встреч с психологом проявления страха становятся заметно меньше или совсем перестают беспокоить ребенка.

На этом этапе важно закрепить результат, чтобы побежденный страх не вспыхнул с новой силой через какое-то время. В первую очередь необходимо создать возможность консультирования для родителей, параллельно с коррекцией ребенка

Большинство страхов так или иначе связаны с детско-родительскими отношениями. Поэтому говоря с родителями о том, как бороться с детскими страхами, нельзя недооценивать их роль.

На этапе коррекции процесс может значительно различаться в разных случаях по форме, содержанию и длительности. Обычно работа со страхом занимает от трех-четырех до нескольких десятков сеансов у психолога или психотерапевта.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Виды детских страхов

Каждый человек индивидуален в своем личном опыте, и каждое детское переживание имеет свою уникальную историю. Но есть некоторые типичные виды детских страхов, каждый из которых может быть связан с определенными внутренними или внешними обстоятельствами.

Страх перед расставанием

Психоанализ детских страхов описывает механизм сепарации как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга.

Сепарация сама по себе – здоровый и неизбежный процесс, сопровождающий взросление ребенка.

Однако, если сепарация форсируется или ребенок оказывается надолго отлучен от матери – то угроза расставания с мамой может быть чрезмерной и трудно переносимой. Сепарационная тревога проявляется также и в других страхах (у детей и взрослых), например, в страхе одиночества, отвержения, потери или смерти близких.

Страх темноты

Боязнь темноты и также боязнь фантастических чудовищ, монстров, отрицательных персонажей сказок – это нормальные страхи у детей дошкольного возраста.

С биологической точки зрения страх темноты и неизвестности вполне полезен – темнота означает отсутствие безопасности, необходимость быть на чеку.

В норме эти страхи помогают научиться справляться с пугающими фантазиями и выработать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются вовсе не безобидными – сильные страхи могут вызывать расстройства сна и поведения, нарушать эмоциональное равновесие ребенка и приводить к развитию невроза.

Неврозы, симптомом которых может быть страх темноты, у детей сравнительно легко поддаются коррекции. Но если вовремя не обратиться к специалисту, то такой невроз со временем превращается в патологический элемент личности взрослого человека и его уже совсем не так просто вылечить.

Страх физического повреждения

Классический психоанализ детских страхов считает важным явлением так называемую кастрационную тревогу, которая выражается в боязни потерять часть тела, получить физические повреждения и так далее.

Некоторые специалисты относят к этой группе страхов и психогенный запор – боязнь дефекации у детей может быть связана с восприятием содержимого кишечника как части собственного тела.

Это также вполне нормальный страх, который нуждается в коррекции только в том случае, если мешает нормальному функционированию психики ребенка.

Травматические страхи и фобии

Также часто дети боятся какого-то конкретного предмета или действия, например – собак, транспорта, детского сада или школы, воды, врачей и так далее. Как правило эти страхи связаны с каким-либо травматическим переживанием, при этом обстоятельство получения травмы может быть реальной ситуацией или увиденной в мультфильмах и даже книжках.

Сильное впечатление могут производить на детей страхи, внушаемые взрослыми или старшими сиблингами. Именно поэтому запугивание является неадекватной стратегией воспитания.

Особенно опасно внушать детям боязнь врачей («не будешь слушаться – вызову доктора, чтобы укол тебе поставил»), полицейских («тебя милиционер заберет») и других сотрудников служб, которые могут помочь в экстренной ситуации.

Способы коррекции детских страхов могут быть самыми разными в зависимости от характера и содержания страха у конкретного ребенка. Но есть более или менее общая схема того, как строится работа с детскими страхами в психологическом консультировании и психотерапии.

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Существует ли профилактика? ↑

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

Вот рекомендации психологов:

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Ссылка на основную публикацию