Рекомендации для родителей «если ребенок агрессивный»

А так ли страшна детская агрессия?

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска

Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность. Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь

Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение. И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое

Возрастные особенности

Специалисты выделяют отдельные психологические особенности детей, склонных к агрессии, которые не свойственны тем, кто не проявляет данную эмоцию на постоянной основе. Условно их разделили на 3 группы.

Импульсивно-демонстративный психологический тип

Цель — привлечение внимания.

Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.

Характер агрессии: непроизвольный, непосредственный, импульсивный.

Нормативно-инструментальный психологический тип

Цель — достижение желаемого.

Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, ориентир только на собственные желания.

Характер агрессии: целенаправленный, осознанный.

Целенаправленно-враждебный психологический тип

Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.

Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.

Характер агрессии: продуманный, жестокий.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, отрицательные оценки не воспринимаются.

Общие психологические особенности:

  • агрессия — маска, под которой — несчастный ребёнок, глубоко неуверенный в себе;
  • через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
  • отсутствие чувства собственного достоинства;
  • уверенность в собственной ненужности;
  • нахождение в состоянии постоянного стресса;
  • чувство полного одиночества.

Дополнительные рекомендации родителям

Агрессивное поведение ребенка чаще всего вызвано недостатками воспитания. Родители должны приучить себя внимательно следить за настроением малыша. В раннем возрасте дети не умеют обманывать и все их реакции на окружающие события будут правдивыми. Поэтому отец и мать будут знать, что вызывает в ребенке недовольство, обиду, раздражение и другие негативные эмоции. Это позволит предотвратить их появление в дальнейшем.

Профилактика детской агрессии включает в себя следующие меры:

Здоровый микроклимат в семье

Выяснение отношений при ребенке недопустимо.
Внимание к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным, даже если родители заняты другими делами.
Развитие в ребенке чувства уверенности в себе

Нужно поощрять любую инициативу и не ругать его в случае ошибок.
Недопустимы телесные наказания, унижения и оскорбления ребенка.
С раннего детства нужно приучать малыша общаться с другими детьми, играть с ними в игры и делиться игрушками.
Если ребенок чего-то боится, ведет себя замкнуто, нужно выяснить, что его тревожит.
Малыш должен доверять родителям, поэтому нельзя отказывать ему, когда он хочет поделиться своими идеями или переживаниями.

Поведение ребенка зеркально отражает поведение его родителей, поэтому они должны следить за манерой своего общения. Взрослые не должны демонстрировать свое превосходство над детьми

Терпение, любовь и внимание помогут родителям в воспитании и предотвращении агрессивного поведения ребенка, однако, в любом случае появлении агрессии стоит проконсультироваться с психологом

Скрытая агрессия

Одним из вариантов агрессивного поведения является скрытая, или пассивная агрессия. В отличие от явной, она выражается не в действии, а в бездействии. Например, отказ общаться с родителями, делать уроки, обидчивость и т. д.

Такие дети становятся искусными манипуляторами. Они удачно прячут свои намерения, но всеми способами добиваются поставленных целей.

Например, ребенок не хочет идти в школу и жалуется на боли в животе, голове, высокую температуру. Иногда он сознательно может подвернуть ногу, порезать палец и пр.

Обнаружить скрытую агрессию можно по следующим признакам:

  1. Вранье. Если проанализировать рассказ ребенка, то можно найти множество нестыковок.
  2. Отвлечение внимания. Манипулятор старается увести жертву в сторону, чтобы добиться своего.
  3. Попытки вызвать чувство вины. Например, подросток жалуется родителям, что с ним никто не дружит, потому что у него несовременный телефон или дешевые кроссовки.
  4. Перекладывание вины на других. Дети постоянно оправдывают свое агрессивное поведение тем, что их на это спровоцировал кто-то другой.
  5. Демонстрация невинности. Манипулятор утверждает, что любой его плохой поступок — это случайность, он не хотел ничего плохого и не ожидал, что так получится.

Как помочь себе справиться со своей агрессией к ребенку

Агрессия по отношению к своим детям, гнев и прочие негативные эмоции – это одна из основных проблем, для решения которых которой родители обращаются к психологам.

Есть несколько общих советов, как научиться справляться со злостью, направленной на своих детей.

Найти причины

В первую очередь нужно разобраться в причинах возникновения гнева

Возможно, вы раздражены из-за переутомления, хронической усталости, неприятностей на работе или вам приходится волноваться из-за какого-либо важного события в жизни. Если же агрессия вызывается другими причинами, которые вам трудно осознать, это повод для обращения за психологической консультацией

Работать над собой

Вам нужно научиться осознавать и распознавать свои эмоции, правильно выражать и контролировать их. Часто агрессия проявляется у родителей, которые росли в неблагополучных семьях, не получали и не получают поддержку от своих близких и просто не умеют правильно проживать свои чувства. Меняйтесь! Учитесь чувствовать и сопереживать, полюбите не только своего малыша, но и себя самих.

Принять своего ребенка именно таким, какой он есть

Поймите, что ваш малыш не обязательно должен быть таким же, как вы, или каким вы хотите его видеть. Позвольте ему иметь свои особенности, свой опыт и свои трудности. Не ломайте, не переделывайте, не обтесывайте «под себя», не ограждайте от реальной жизни. Приняв ребенка и признав его индивидуальность, вы оградите себя от разочарований и обманутых ожиданий, а значит, и от лишних причин гнева.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Как принять своего ребенка

Крепкие семьи держатся на фундаменте любви, уважения друг к другу и взаимного приятия. Любить своего ребенка – это прежде всего принять ребенка, а значит, признать его право быть самим собой. Когда речь идет о крошечном человеке, который еще не умеет ходить и держать ложку в руках, это довольно просто – пока он полностью отвечает родительским представлениям о дитяти и его легко контролировать.

Но чем старше становится малыш, тем ярче проявляется его личность, и, увы, она не всегда устраивает его папу и маму. Родители всегда пытаются дать своему чаду то, чего не было у них, защитить от того плохого, что было в их жизни. Ожидания и страх за своего ребенка толкает их на то, чтобы проживать детскую жизнь вместо самого него. Они боятся дать ему возможность получить собственный опыт, набив собственные шишки.

Вместе с родительскими тревогами и беспокойством детям передаются их фобии. Чем больше мы стараемся оградить свою кровиночку от опасностей окружающего мира, чем сильнее опекаем наших детей, тем более неуверенными они становятся, ведь по сути этим мы сообщаем им, что жизнь полна неприятных неожиданностей и опасностей.

Как перестать переживать и бояться за своего ребенка? Верить в него, поддерживать, любить и доверять. Помогать развивать достоинства и работать над недостатками.

Как научиться воспринимать его как самостоятельную полноценную личность? Избавиться от своих ожиданий в отношении своего ребенка, увидеть его особенности в реальном свете, ослабить контроль и позволить ему быть самим собой.

Основные понятия

С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.

Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.

Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.

После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия — достижение цели.

В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.

Агрессивное поведение выражается следующими способами:

  • экспрессия. Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется;
  • вербальный вариант. Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются;
  • физическое проявление: драки, побои и другие физические воздействия.

Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.

Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической.

В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.

Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.

Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.

Аутоагрессия может проявляться в разных формах:

  1. Нанесение повреждения себе. Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
  2. Патологическое пищевое поведение. Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
  3. Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
  4. Проявления аутизма. Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
  5. Попытки суицида. Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.

Как справиться с гневом на ребенка: практические советы

Гнев подобен взрыву: вспышка происходит молниеносно, следовательно, уловить этот момент и взять себя в руки очень сложно. Психологи советуют проанализировать механизм, который вынуждает вас реагировать подобным образом, и причины, которые служат «пусковой кнопкой». Как бороться с привычным сценарием поведения?

Шаг 1. Остановитесь

На каком этапе развития сценария вы бы себя не поймали, чтобы не происходило, остановитесь. Таким образом вы дадите себе передышку, во время которой сможете осмыслить происходящее. Если вы научитесь останавливаться, то это уже победа. Способность прервать эмоциональный взрыв означает, что со временем вы научитесь брать свои эмоции под контроль. Возможно, эта остановка убережет вашего ребенка и вас от непоправимых последствий.

Шаг 2. Найдите спусковой механизм

Вспомните, что послужило толчком, который запустил в работу привычный сценарий. Ответьте на вопрос, какие чувства вы тогда испытывали. Это была боль? Обида? Беспомощность? Злоба? Были ли эти чувства вызваны ребенком и его действиями, или в действительности вы их испытывали в отношении кого-то другого?

Шаг 3. Почувствуйте своего ребенка

Что сейчас испытывает он? Страх? Боль? Вину? Чувство несправедливости? Насколько ваш гнев адекватен его поведению? Действительно ли он пытается вывести вас из себя, причинить вам страдания, или это всего лишь попытка привлечь к себе ваше внимание? Нет ли у него неприятностей с другими членами семьи или друзьями? Здоров ли он?

Шаг 4. Создайте новый сценарий

Если вам удастся провести качественный анализ ситуации и увидеть механизм возникновения гнева в реальном свете, вы сможете отделить свои чувства и эмоции от поведения ребенка и осознать его истинные мотивы. Вам станет ясно, что ваша реакция во многом проецирует старые не пережитые обиды на настоящую ситуацию, а поступки вашего малыша не направлены против вас и совсем не так ужасны, как вам кажется. Исходя из этого, теперь вы можете разработать новый сценарий своего поведения и следовать ему каждый раз, когда начнете злиться. Со временем новый механизм поведения войдет в привычку, и реакции на определенные события, ранее выводившие вас из себя, станут адекватными сами по себе.

Агрессивный ребенок: что делать?

Все меры по устранению агрессивности из характера ребенка должны быть систематичными, и по возможности все влияющие на маленького агрессора взрослые люди должны придерживаться одной линии поведения.

Во-первых, очень важно учить малыша, что агрессивные требования, обвинения, крик и драки – это просто неэффективный способ коммуникации, и последствия такого поведения обычно плохие. Тут все зависит от возраста дитяти: если дошкольнику вполне хватит поучительных историй из книжек и мультиков, а также прямых родительских поучений, то для подростка нужно подыскивать какие-то более яркие и реалистичные жизненные истории

Например, про какого-нибудь гопника, которого не взяли на крутое место работы, а взяли тихоню-«ботаника», или про любителя скандалов и драк, которого бросали все девушки, и т.д.

Если папаша приходит «под мухой» и поднимает руку на жену – то может ли он эффективно объяснить сыну, как побороть агрессивность в себе?..

Когда малыш еще совсем мал, то можно вовсе обходиться без пояснений и чтения морали – просто возьмите на колени кричащего и размахивающего кулачками двух- или трехлетку, обнимите и успокойте его, отвлеките на что-нибудь приятное или вкусное. Дети в столь малом возрасте бывают агрессивны не потому, что они плохо воспитаны и ведут себя нарочно плохо, а из-за гиперактивности и неумения совладать со своими эмоциями.

Гиперактивность – вообще не проблема воспитания, это проблема, которой должен заниматься психолог или даже невропатолог!

Гиперактивным детям важно просто «выбегивать» энергию – задача родителей в том, чтобы придумать то мирное русло, куда маленькое «шило в попе» может девать свой жизненный энтузиазм. Можете просто предложить ребенку (в сознательном возрасте, конечно) завести какое-то место в доме, где можно безнаказанно покричать во весь голос, побить боксерскую грушу, порвать на клочки бумагу – сбросить агрессию без зрителей и слушателей

Всегда, когда сын или дочь будут вести себя агрессивно, предлагайте посетить им этот «уголок гнева» — не факт, что он/она будет часто туда ходить, но напоминание о такой возможности поможет успокоиться

Можете просто предложить ребенку (в сознательном возрасте, конечно) завести какое-то место в доме, где можно безнаказанно покричать во весь голос, побить боксерскую грушу, порвать на клочки бумагу – сбросить агрессию без зрителей и слушателей. Всегда, когда сын или дочь будут вести себя агрессивно, предлагайте посетить им этот «уголок гнева» — не факт, что он/она будет часто туда ходить, но напоминание о такой возможности поможет успокоиться.

Отдельные случаи

…проявляет агрессию к маме?

Такая ситуация характерна для 2-4-летнего возраста. В первую очередь нужно выяснить причину и устранить её. Таким образом малыш может демонстрировать:

  • ревность (по отношению к папе, другим детям в семье);
  • дефицит внимания (особенно если мама рано вышла из декретного отпуска);
  • усталость от гиперопеки (если мама не даёт крохе свободы, находится с ним 24 часа в сутки).

…проявляет агрессию к другим детям?

Выяснить, почему он это делает. Если самоутверждается — показать ему, что есть другие способы. Если выплёскивает негативную энергию — ежедневно выполнять вышеописанные упражнения.

По возможности, сменить круг общения. Может быть, дело в личной неприязни и конфликте с каким-то конкретным ребёнком.

Записать на спортивные секции, увлечь чем-то, направить энергию в другое русло.

Больше читать сказок и произведений о добре и зле, разговаривать о правилах поведения в обществе.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы. Пример 1

К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется. При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя: «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Рекомендации по устранению излишней агрессивности детей

Хорошим решением будет провести простую и отвлеченную беседу, но не стоит настаивать на собственных, принятых ранее, постулатах и основаниях. Советы должны быть в виде рекомендации. В таком случае ваш ребенок сможет, для начала, снизить агрессию, убрать первые эмоциональные порывы и сфокусироваться на беседе, отвлечённом разговоре.


Первые признаки агрессивности проявляются уже в раннем возрасте

Так как максимализм, которым руководствуется в подростковом возрасте ребёнок, порой непонятен родителям, то стоит более с четкой позицией подойти к обсуждению проблемы. Ведь, от нее зависит, как максимально быстро можно будет решить появившуюся проблему. Следует просто объяснить, что взрослых не устраивает в поведении подростка и чем нагнетание ситуации может для него закончиться.


Детская агрессия направлена не только на взрослых, но и на детей

Понимание агрессивного ребенка даст повод убрать существующие причины и возможности понять его позицию. Так часто бывает, что нехватка общения и простого совета может вызывать неадекватную реакцию, а агрессивный ответ или резкие противоречия только усилят причины и приведут к еще большему недопониманию. Это всего стоит избегать

Важно давать решительные и только конструктивные рекомендации, но с учетом понимания последствий в каждом отдельно взятом случае


Подростковая агрессия может проявляться непослушанием

Детская агрессия. Что делать с детской агрессией?

Хорошо, если приступ агрессии был единичным или повторился только спустя полгода. Значит, патологии нет, переживать не стоит, так как это была, скорее всего, кратковременная эмоция в целях самозащиты или продиктованная усталостью, стрессом, переутомлением. Описанных выше воспитательных мер будет достаточно.

В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята.

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на негативных эмоциях, желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики

Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Как снять агрессию в момент ее вспышки

Разбираться с причинами агрессивного поведения можно в спокойной обстановке. Во время того, как ребенок начинает вести себя нежелательно, перед родителем стоит совершенно иная задача – смягчить ситуацию, разрядить обстановку. Сделать это можно, используя разные приемы:

— попросите ребенка прислушаться к своему дыханию (сделать несколько глубоких вздохов), улыбнуться, даже если ситуация к этому не располагает, расправить плечи, почувствовать собственное тело;
— предложите подростку перенаправить свою злость на безопасный, неодушевленный предмет (в этот момент можно порвать газету, ударить подушку, как можно громче крикнуть несколько раз, нарисовать свою злость, если ребенок к этому расположен);
— попробуйте переключить внимание подростка, предложив ему помочь тебе справиться с некой срочной задачей («Достань, пожалуйста, вон ту книгу, тебе проще забраться на стул» и пр.);
— попросите вспомнить последнюю поездку на отдых, поход в гости или другое приятное событие, предложите закрыть глаза и попробовать вернуться в хороший запомнившийся момент из жизни. В данный момент задача перед родителем стоит одна: сохраняя спокойствие, погасить вспышку нежелательного поведения

Разбираться, почему оно проявилось, по какой причине произошло можно только из точки покоя

В данный момент задача перед родителем стоит одна: сохраняя спокойствие, погасить вспышку нежелательного поведения. Разбираться, почему оно проявилось, по какой причине произошло можно только из точки покоя.

Что делать?

Как вести себя родителям? При первых признаках агрессии следует осознать, что явилось причиной подобного поведения. Возможно, малышу просто недостает внимания мамы.

Сначала необходимо наладить психологический климат в семье. Дети не должны видеть ссоры родителей, слушать крики и нецензурные выражения.

Второй шаг — это повышенное внимание к ребенку. Нужно поговорить с ним, выяснить, что его тревожит, чего он боится

Родители должны объяснить, что они любят сына или дочку и способны защитить его от всех проблем.

Обязательное условие — это единая линия поведения обоих родителей. Нельзя, чтобы один все запрещал, а другой — все разрешал.

Также родителям по возможности необходимо проводить как можно больше свободного времени с ребенком, выезжать на природу, посещать кафе, развлекательные центры и своим поведением подавать пример социального взаимодействия.

Как реагировать и подавить приступ гнева?

Как снять приступ агрессии у чада? Приступ гнева легче предотвратить, чем погасить.

Родители знают поведение малыша, поэтому легко заметят приближающиеся признаки деструктивного поведения.

Справиться с ситуацией можно при помощи следующих способов:

Отвлечение внимания

При первых признаках агрессии следует переключить внимание ребенка на другой объект или деятельность.

Осуждение поведения. Нельзя поощрять или оставлять без внимания вспышки гнева

Родители должны объяснить, что это плохо, предложить устранить последствия подобного поведения: убрать игрушки, пожалеть обиженного.

Поощрение. Обязательно хвалить малыша за хорошие поступки.

Предложение альтернативы. Это относится к словесной агрессии. Иногда ребенок не знает, как по-другому выразить свои эмоции. Родители должны рассказать, чем можно заменить нехорошие слова.

Отличный способ перевоспитать излишне агрессивного ребенка — это записать его в спортивную секцию. На занятиях его научат дисциплине, там он будет выплескивать лишние эмоции.

Советы психологов

Существуют некоторые психологические приемы, которые помогут справиться с агрессией:

  • битье подушек;
  • выражение эмоций с помощью рисунка;
  • упражнения на релаксацию;
  • выполнение физических упражнений, требующих значительных усилий, например, прыжки, кувырки;
  • пение песен громким голосом.

Большое значение имеет полноценное питание, режим дня ребенка.

Следует оградить сына или дочь от просмотра агрессивных фильмов, компьютерных игр, особенно перед сном.

На ночь можно почитать спокойную добрую книжку, поговорить о чем-то приятном.

Агрессивный ребенок: причины

Задумываясь о том, почему ребенок агрессивный, очень легко сделать ошибку и списать детское поведение на какой-то один фактор (причем не исключено, что как раз этот-то фактор сыграл наименьшую роль, а важно что-то совсем другое). Как бы вам ни казалось, что «это он американских мультиков пересмотрел», «это у него гены деда, тот такой же несносный», «это на него одноклассники так влияют – понабирали же полный класс мелких гопников!», и т.д

– не поддавайтесь на искушение закрыть глаза на какие-то дополнительные обстоятельства!

Обычно дети становятся агрессивными при совпадении трех условий: наследственная склонность, влияние и личный пример людей из окружения (и взрослых, и сверстников), плюс информационная среда.

Поговорим подробнее о каждом из этих моментов.

  • Неудачная наследственность. У любых, даже очень интеллигентных, родителей, дитя может просто вытянуть неудачный фантик в «генетической лотерее» — и получить гипервозбудимость и склонность к агрессии. Обычно это заметно уже в раннем возрасте.
  • Бывает так, что ребенок стал агрессивным, переняв поведенческие модули окружающих его взрослых. При этом даже не обязательно, чтобы это были именно значимые взрослые (т.е. члены семьи, педагоги и т.д.) – если дети постоянно видят, как большинство людей вокруг них решают самые разные жизненные проблемы путем физического насилия, крика, «наездов», и т.д., то они просто перенимают принятое в данном социуме поведение. Поэтому обычно бывают агрессивными те подростки, которые росли в маргинальной среде, которых с детства окружали такие же соседи, знакомые родителей и другие люди.
  • Детский коллектив тоже способен проявить в ребенке агрессию. Как бы ни хотелось видеть в детишках «маленьких ангелочков», живое воплощение добра и любви – в реальности группа детей, которыми недостаточно занимаются взрослые люди, представляет собой нечто очень похожее на звериную стаю с довольно жестокими «законами выживания». Среди детдомовцев гораздо больше агрессивных малышей и подростков – именно потому, что «стая» на них повлияла намного сильнее, чем взрослые люди с определенными культурными ценностями. Если человеческому детенышу не внушали и не демонстрировали в жизни преимущества гуманной модели поведения, то этот «маугли» с высокой вероятностью будет жесток и склонен к насильственному способу получения желаемых жизненных благ. Бывает так, что «домашний» ребенок стал агрессивным в детском саду или школе – потому что для детей, проводящих много времени вместе, взрослые начинают значить меньше, а сверстники больше, и поведение сверстников становится более ярким примером для подражания.
  • Информационная среда. Мультфильмы, фильмы (причем не только те, которые смотрит сам ребенок, а и те, которые в его присутствии смотрят взрослые), телепередачи (опять же, не только детские), компьютерные игры и т.д. Конечно, не все дети становятся агрессорами, иногда гоняя монстриков в «стрелялке» или посмотрев какой-нибудь подростковый экшн с супергероями. Но если такого «кроваво-боевого» контента в жизни невзрослого человека слишком много, а других развлечений и увлечений не имеется, то это может отразиться на формировании личности.

Профилактика детской агрессивности

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание. Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Ссылка на основную публикацию