Консультация «как справиться с капризами и истериками ребенка 3–5 лет»

Распространенные ошибки

Когда малыш, начиная подрастать, он пытается во что бы то ни стало выстроить свою линию поведения в семье, пробуя все ли ему дозволено. В этот момент причин каприза может быть несколько. Капризы ребенка 2 лет и старше – это может быть банальная месть за то, что вы не выполнили то, что пообещали крохе и не выполнили или проба сил в том, насколько он может управлять вами, и все ли ему дозволено.

Как часто мы наблюдаем тот факт, что кроха при одних и тех же обстоятельствах совершенно спокойно ведет себя с отцом, и начинает устраивать истерику в присутствии матери? Наверное, с этим сталкивался каждый родитель. Ответ очевиден – с отцом не пошалишь, ведь за этим сразу последует наказание, а мама только пригрозить может.

Как отучить ребенка от капризов и истерик? Начните с себя. Будьте последовательны и справедливы. Ваше слово не должно расходиться с делом, а малыш должен понимать, что в случае непослушания обязательно понесет заслуженное наказание.

Обязательным условием для того, чтобы справиться с капризами ребенка в 3-4 года становится выработка общей тактики и линии поведения у всех членов семьи. Соберите небольшой семейный совет, где четко определите, что малышу можно, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Чаще всего, капризы детей 3-4 лет основаны именно на вашей слабости и жалости. Будьте строже и настойчивей, не позволяйте малышу руководить вами, приучайте к послушанию.

Даже если один из членов семьи допускает ошибку, поощряя неправильные действия малыша, не выясняйте отношения при ребенке, а сделайте это вечером, когда малыш уснет. Капризы ребенка в 3-4 года не должны поощряться, а решение взрослых не должно зависеть от того, в каком настроении бабушка, как чувствует себя дедушка или получил ли зарплату папа.

Справляемся с кризисом

Итак, уже понятно, что когда начинается кризис двух лет у детей, развитие их идет полным ходом. Главным правилом для родителей на это время является поиск новых путей для общения с карапузом. Нет никакой необходимости с ним воевать. Сейчас надо только его сопровождать и помочь пережить этап истерик и слезливости.

Первая рекомендация. Надо спокойно и достойно реагировать на капризы малыша. Он не хочет кушать кашу — можно предложить ему что-то другое.

Отвлечь кроху от капризов — поиграть с ним. Психологи советуют мамам и папам не давить на ребенка и не заставлять его делать то, чего он не хочет. Конечно же, должен присутствовать некий набор правил, нарушение которых недопустимо.

Малыш должен о них знать. Правда, поначалу он будет стараться все нарушить. Если же двухлетний малыш хочет проявить самостоятельность в вещах, которые родители ему разрешают, вполне допустимо, чтобы он ее проявил. Этот несложный прием поможет избежать некоторых неприятных ситуаций и даст возможность крохе немного расширить границы.

Рекомендация вторая. Также уже понятно, что когда начинается кризис двух лет у ребенка, истерики являются обычным делом. Бороться с ними очень трудно, практически невозможно. Если не помогают никакие уговоры, лучше оставить ребенка одного — так он лишается благодарной аудитории.

Можно сделать по-другому: взять малыша на ручки и чем-то отвлечь, например, интересной ситуацией. Как вариант, вместе поискать кошечку дома или посчитать листики на дереве за окном.

Особенности общения взрослых с детьми

Психологи в вопросе общения с ребенком в период трехлетнего кризиса советуют придерживаться практически одних и тех же рекомендаций. Соблюдая эти советы, родителям удастся постепенно преодолеть негативные симптомы в поведении ребенка.

Мамам и папам необходимо:

  • воздерживаться от авторитарного стиля общения;
  • поощрять любопытство ребенка;
  • использовать в обучении игровые приемы;
  • делать в воспитании акцент на позитив, а не на запреты и наказание;
  • учить ребенка правилам поведения в доступной для него форме;
  • прививать малышу навыки общения со взрослыми и сверстниками;
  • проявлять терпение и чуткость;
  • избегать в общении с ребенком командных ноток;
  • стараться не торопить малыша;
  • идти на уступки в мелочах;
  • избегать спорных и конфликтных ситуаций;
  • предлагать помощь, а не выполнять за ребенка работу;
  • избегать сравнений с другими детьми, особенно в плане успехов;
  • постепенно расширять его «пространство» свободы;
  • в конфликтных ситуациях использовать улыбку и юмор;
  • слушать ребенка, он должен чувствовать заинтересованность;
  • с уважением относиться к идеям и замыслам малыша;
  • снизить количество запретов, не забывая при этом о границах дозволенности;
  • до посещения людных мест обговаривать с ребенком манеру поведения и после возвращения хвалить его за их соблюдение;
  • не срывать на ребенке гнев;
  • прививать малышу заботу о других членах семьи;
  • при общении с ребенком чаще затрагивает интересные для него темы;
  • не настаивать на приеме пищи при отказе от еды;
  • вовлекать малыша в домашние хлопоты;
  • на период кризиса отложить нравоучения и воспитательные беседы;
  • уважать ребенка как личность и относится к нему как к равному;
  • благодарить за помощь;
  • спрашивать разрешения взять его личную вещи или игрушку.

При совершении проступка важно объяснить ребенку, что не он плохой, а его шалость. Малыш должен услышать, что его любят, но будет намного лучше, если он перестанет совершать проделки

По мнению многих родителей, у ребенка трехлетний кризис связан с его стремлением любыми способами добиться осуществления своих желаний.

В действительности на этом этапе жизни он вырабатывает собственное «Я» и ждет положительных оценок от близких людей. Через трехлетний кризис проходят все дети и только в силах родителей помочь им максимально безболезненно преодолеть этот этап жизни. Для этого требуется всего лишь уважать его, как личность.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Как вести себя родителям?

Родители часто оказываются не готовыми ккризису трех лет. Психология остается наукой, далекой от обычной жизни. Поэтому часто к психологам обращаются, когда ситуация стала опасной и исправить ее сложно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны подготовиться к вызовам кризисного возраста заранее.

Задача родителей— минимизировать давление на ребенка, мягко направлять его личность, позволяя приобретать нужные навыки. Родителям следует:

Придерживаться единого стиля воспитания. Часто в семье родители распределяют между собой роли доброго и злого взрослого: один запрещает, а другой разрешает. Это путает детей, не позволяет выработать стратегию поведения. Малыш может бояться строгого родителя, а доброго заставлять выполнять свои капризы.
Находить компромиссы

Дети не умеют приводить убедительные доказательства своей точки зрения, но им важно научиться отстаивать свое мнение. Важно давать им почувствовать себя победителями спора, слегка уступая желанию.
Уступать в мелочах

Чтобы не потерять родительский авторитет в действительно важных ситуациях, следует позволить делать самостоятельный выбор в нейтральных: например, разрешить самому выбрать игрушку, которую малыш возьмет на прогулку, но настоять на необходимости надеть теплую куртку.
Не навязывать свою помощь. Даже если у малыша не получается выполнить какое-то действие, важно дать ему возможность хотя бы попытаться. Взрослый может предложить свою помощь, но не навязывать ее.
Быть терпеливыми. Капризы малыша — не проявление плохого характера. Если спросить у крохи причину плохого поведения, ребенок не сможет ответить, поскольку сам еене знает. Чтобы снизить психологическое напряжение, полезно закреплять ежедневные ритуалы: укладывать малыша спать в одно время, позволять брать в постель любимую игрушку. Но если он начинает капризничать, можно позволить нарушить расписание.
Использовать игровые приемы. Единственный способ детей овладеть новыми навыками — разучить их во время игры. Действия следует подавать в игровой форме: например, не заставить убирать игрушки, а устроить соревнование на скорость.
Воспринимать ребенка, как самостоятельную личность. Родителям сложно воспринимать малыша, как отдельную формирующуюся личность. Но чем раньше это произойдет, тем проще малышу будет осознать ответственность за собственные действия, научиться принимать собственные решения.

При острых периодах развития личности взрослые должны быть особенно чуткими и понимающими, но не позволять детям манипулировать собой. Вседозволенность и постоянное давление вредны. Чтобы не помешать нормальному развитию ребенка, родителям не стоит:

  • запрещать проявление негативных эмоций;
  • сравнивать ребенка с другими детьми;
  • применять физические методы наказания.

Главный навык, который должен получить малыш по окончанию кризиса — приобретение первичной самостоятельности. Поэтому родительский авторитет должен быть гибким.

Проявлять настойчивость следует только в случае реальной опасности. Ребенок должен понимать, в какой ситуации ему нужно безоговорочно слушаться родителей, а в какой можно принять самостоятельное решение.

Например, если малыш, заигравшись, не смотрит по сторонам, и рискует выбежать на проезжую часть, родитель может и должен окрикнуть, схватить за руку и отвести подальше от опасного участка пути. Скорее всего ребенок испугается и будет капризничать. Эту вспышку протеста нужно переждать и после обязательно объяснить ему, почему выбегать на дорогу нельзя. Так у него сформируется связь между резкой реакцией родителей и реальной опасностью. В дальнейшем родителям достаточно будет слегка повысить голос, чтобы у ребенка сразу же возникла ассоциация с опасностью и потребность в послушании.

Рекомендуемая литература по теме «Кризис 3 лет»

• Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.• Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.• Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.• Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.• Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: РОУ, 1996.• Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.• Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.• Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.• Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.• Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.• Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕРСЭ, 2006. — (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).• Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.• Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.• Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.

Признаки

Кризис трех лет у ребенка, избалованность и непослушание имеют схожие черты. Отличить одно проявление от другого помогут характерные признаки.

Симптомы Проявления
Негативизм
  • Данный признак носит избирательный характер. Он мешает ребенку осуществлять собственные желания, тем более выполнять просьбы близких людей.
  • Чаще всего не подлежат исполнению требования родителей. Ребенок всем перечит.
  • Практически все предложения взрослых (игра, прием пищи, прогулка) им игнорируются.
  • Многие родители путают негативизм с непослушанием. Но во втором случае малыш игнорирует просьбы родителей, но свои интересы он отслеживает четко.
Упрямство
  • Взрослые часто путают данный признак с настойчивостью.
  • Благодаря характеру малыш доводит дело до конца, достигает поставленной цели и развивает в себе силу воли.
  • К примеру, настойчивый ребенок будет складывать картинку из пазлов, пока не закончит. Упрямство проявляется иначе. Ребенок отстаивает свою точку зрения всеми доступными для него способами и при этом полностью пренебрегает мнением близких людей.
Деспотизм
  • Данный симптом в больших семействах и в семьях с одним ребенком проявляется по-разному.
  • У единственного ребенка деспотизм проявляется мгновенным и беспрекословным выполнением всех его желаний.
  • В больших семьях детская тирания направлена на других членов семьи.
  • Малыш постоянно отбирает игрушки у брата или сестры, пытается кого-то толкнуть или ударить.
Обесценивание
  • Проявляется тем, что любимая игрушка малыша, питомец или книга вызывают у ребенка негативную реакцию и раздражают его.
  • При этом малыш способен сломать дорогой сердцу предмет, ударить животное или разорвать печатное издание.
Строптивость
  • Характерен для семей, где родители не могут прийти к консенсусу в вопросах воспитания ребенка.
  • Разногласия между родными людьми провоцируют у малыша непослушание.
  • В результате строптивость проявляется при любых просьбах родителей: почистить зубы, позавтракать, отправиться на прогулку.
Протест
  • Детский бунт проявляется постоянными конфликтами и желанием объявить всем «войну».
  • Ребенок без повода закатывает истерики, требует беспрекословного исполнения своих прихотей и хочет единоличного внимания.
Своеволие

Многие родители при появлении указанных симптомов начинают впадать в крайности. Кто-то для предотвращения детских истерик все разрешает. Другие, наоборот, путая трехлетний кризис с избалованностью, начинают держать ребенка в чрезмерной строгости.

Что такое истерика?

Истерический припадок или истерика, как его называют в народе, — это возбуждённое состояние, во время которого ребёнок громко рыдает, кричит, топает ножками, разбрасывает вещи. Истерика может начаться с плача, а перейти в смех и закончится судорогами. Истерический припадок появляется, когда малыш не может справиться с накатившимися обидами или эмоциями. Истерика возникает непроизвольно и выражается характерными симптомами.

Признаки истерического припадка:

  • громкий крик без каких-либо требований;
  • нарушение восприятия реальности внешнего мира;
  • двигательная активность (разбрасывание вещей, топанье ногами, катание по полу, царапанье лица, удары кулаками);
  • низкий болевой порог;
  • длительные и громкие всхлипывания и рыдания;
  • смех;
  • судороги;
  • потеря сознания;
  • обессиленное состояние в самом конце.

Как правило, маленькие дети прибегают к истерикам, чтобы привлечь внимание родителей. Однако у такого состояния есть и другие причины

Необходимо помнить, что истерика естественна для маленьких детей. Ведь у них ещё несовершенна нервная система, и они не могут словами сказать, что хотят.

Следует отличать истерику от детских капризов

Капризный малыш плачет и кричит специально в присутствии взрослых, желая получить от них игрушку, конфеты или привлечь к себе внимание. У капризов есть свои причины — так дети проявляют характер и стремятся отстоять своё «Я»

Капризы и истерики доставляют немало хлопот родителям. Однако нужно помнить, что скоро всё пройдёт и состояние малыша нормализуется. Ребёнок вскоре научится словами выражать свои чувства и говорить, что он хочет. Правда, пока что необходимо запастись терпением и научиться адекватно реагировать на возбуждённое состояние малыша. Ведь если его неправильно воспитывать, избавиться от истерик в будущем будет невозможно.

Истерика – что за зверь такой? Разбираемся в понятиях

Модным словом истерика называют сейчас все подряд – даже суету и торопливость. Родители пытаются искать помощь, читают советы психологов, им кажется — то, что они называют истерикой, не должно быть в норме у ребенка в 3 года. Часто можно слышать на детской площадке — «Что за истерику ты устроил?». Хотя на самом деле малыш просто сопротивляется тому, что мама его торопит или, наоборот, сдерживает его слишком шустрое поведение.

Ребенок не может контролировать свои желания, он слишком мал для этого. Его желания выскакивают без предупреждения, не спрашивая мнения взрослых. А родители просто не знают, какие бессознательные желания движут их чадом, и приписывают малышу такие помыслы, которых просто даже не может быть в голове ребенка.

Суть ребенка – это получить свое наслаждение. Когда он его не получает, он страдает и выражает это разными формами, как кажется родителям, неадекватного поведения. На самом деле его поведение естественно. Просто родители не понимают малыша. А в случае с истериками в 2 года или в 3 года вообще возникает парадокс. Родители не понимают своего ребенка и обвиняют в этом самого малыша. Вместо того, чтобы постараться лучше узнать ребенка, они паникуют — ему всего 2 или 3 года, а уже истерики! Ищут, как бороться с таким поведением…

Советы доктора Комаровского

Следует понимать, что для малыша наступило непростое время.

Поэтому не нужно его ругать и наказывать за капризное поведение.

Это самая большая ошибка родителей. Наоборот обращаться с крохой необходимо очень мягко, но и одновременно настойчиво.

А для этого следуйте следующим советам:

  1. Создайте атмосферу спокойствия и комфорта
  2. Постарайтесь узнать причину плохого поведения. Возможно, ребенку нужно всего лишь больше ласки и любви.
  3. Если проблема кроется глубже, выясните и обсудите ее, предложите малышу найти решение вместе.
  4. Не переходите на крик и ругань во время истеричного поведения ребенка. Необходимо подождать пока кроха придет в себя и затем в спокойном тоне поговорить с ней.
  5. Не демонстрируйте раздражение, гнев.
  6. Сохраните теплые отношения с чадом, и его доверие. Если будет налажен хороший контакт, вам обоим будет намного проще пережить кризисное время.

Стоит отметить: Станьте лучшим другом и примером для подражания. Тогда сложное время пролетит незаметно и покажется не таким уж кошмаром для вас и малыша.

Истерика у ребенка: Почему так происходит?

Во-первых, маленький ребенок с потрясающей скоростью приобретает новые навыки и умения, познает окружающий мир со всеми его законами и парадоксами. Детская психика не успевает подстраиваться под многочисленные изменения в жизни, и в итоге случаются приступы истерики, например, девочка или мальчик начинает громко плакать.

Во-вторых, дети такого возраста уже имеют свои желания, но не всегда умеют их выразить, а тем более обосновать. Часто возникает столкновение интересов взрослых и ребенка, при этом ребенок начинает плакать или злиться, считая, что его ущемляют как личность. Таким способом, через протест Кроха  показывает взрослым свою автономность.

Причины детских истерик также зависят от многих факторов:

  1. нет возможности иного выражения чувств;
  2. привлечение внимания;
  3. сильное желание заполучить что-либо;
  4. усталость, голод;
  5. стремление походить на взрослых;
  6. плохое самочувствие, болезнь;
  7. чрезмерная строгость или наоборот, слишком сильная опека взрослых;
  8. отрыв от интересной игры;
  9. особенности нервной системы.

Кризис на пороге: как распознать вредителя?

Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет. Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета

Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе

Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
Его увлекают только игры со сверстниками

Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

  • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
  • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
  • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

Как вести себя во время детской истерики

Малыш чем-то расстроен и уже успел впасть в истерику? Что ж, стоит набраться терпения и немного подождать. Ни в коем случае не нужно повышать голос, применять физические наказания или просить ребенка, чтобы он перестал рыдать. Вряд ли это поможет быстрее решить возникшую проблему.

Любая истерика рассчитана на зрителей, и, если их нет, она затихнет сама собой. Если вы находитесь с малышом вдвоем, достаточно просто продолжать заниматься своими делами, избегая прямого зрительного контакта. Выходить из комнаты при этом не обязательно (психологи считают, что изоляция ребенка в такие моменты вредит привязанности и негативно сказывается на отношениях в будущем).

Конечно, если кроха бьется головой о пол, сложно остаться в стороне и не кинуться ему на выручку. Однако в таком случае следует помнить, что инстинкт самосохранения не позволит малышу нанести себе серьезную травму. А вот как себя вести, чтобы вместо каши получить на завтрак печенье, он запомнит очень быстро, и через некоторое время вы вновь будете наблюдать подобную картину.

Некоторым детям помогают успокоиться крепкие объятия. «Волшебное» место поддержки — между лопаток (можно там погладить). Тихим голосом спокойно скажите, что вы его понимаете и любите. Но если физический контакт вызывает у малыша только всплеск агрессии, беседу лучше отложить до момента, когда истерика закончится.

Дело обстоит сложнее, если истерика происходит в общественном месте, где много зрителей и сердобольных прохожих, которые не прочь посоветовать, как именно надо воспитывать ребенка. В таком случае лучше всего взять ребенка на руки и отнести в более уединенное и спокойное место. Или… убежать туда наперегонки, если это не рядом с проезжей частью.

  • В момент затишья, когда ребенок в состоянии выслушать хотя бы пару фраз, постарайтесь его отвлечь. Родителям лучше знать, что именно способно заинтересовать малыша в любом состоянии: у одних это кошки или собаки, у других — грузовики или самолеты, у третьих — еда. Единственное, что не стоит в такие моменты предлагать ребенку, — это сладкое. Иначе такое поведение может стать верным способом вымогать конфету или печенье, когда бы ему ни захотелось.
  • Старайтесь сдерживать себя и говорите с ребенком спокойно. Повышение тона может привести к новому витку эмоционального всплеска у крохи. Иногда родителям двухлеток и самим не помешает принять легенькое успокоительное, ведь спокойная мама — спокойный малыш.
  • Не идите на поводу у ребенка и не давайте ему то, что он хочет, лишь потому, что он кричит об этом. Этот период очень важен для установления границ и развития социальных навыков. Малыш уже может объяснять свои желания и запоминает, как можно получить то, что ему нужно. Показать, попросить.
Ссылка на основную публикацию