Совет дня: сохраняйте спокойствие, если ваш ребенок рисует темными цветами

Ужас! Почему ребенок рисует черным цветом?

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Обычно взрослые всячески поддерживают творческое развитие детей. Родители любуются рисунками ребенка, украшают ими дом, показывают знакомым и дарят бабушкам.

Спешу Вас успокоить! Не все так страшно. Зная несколько особенностей интерпретации детских рисунков, вы сможете разобраться и понять, что с вашим ребенком на самом деле все в порядке!

Существует несколько мифов, касающихся детских рисунков. Давайте разберемся.

Это исковерканное мнение о рисуночных тестах, которое получило распространение среди людей, которые далеки от профессиональной психологической диагностики.

Например, что значит, если ребенок рисует маму на расстоянии?  Если взять этот факт отдельно, то он говорит о том, что ребенок воспринимает маму изолированно от семьи, дистанционно. Неужели у мамы с малышом потерян контакт?!

А если поговорить с малышом? Спросить у него: «А что ты здесь нарисовал? Что изображено?». Он может рассказать, что это его папа забрал из детского садика, и они идут домой, а это — мама, которая тоже едет домой с работы.

И это может быть действительно реальный каждодневный опыт ребенка: папа его забирает из садика, и с мамой они встречаются уже дома. А время проведения встречи психолога и ребенка может быть как раз уже после сна, когда малыш уже ждет папу. Соответственно, в данном случае разделения семьи в восприятии ребенка нет.

Одно дело, когда ребенок рисует для любимой мамочки: он старается, чтобы все вышло красиво.

И совсем другое дело, когда ребенок рисует для какого-то взрослого, который сейчас к нему пристал и что-то от него хочет,  и стараться для которого желания нет вовсе.

И тогда взрослые могут подумать, что ребенок плохо рисует. Хотя, во втором случае рисунок может быть очень формальным: вполне вероятно, что  ребенок рисовалтолько для того, чтобы отвязаться побыстрее и пойти  играть дальше.

Не стоит интерпретировать детские рисунки  на основании лишь того, что изображено на них.  Все рисуночные тесты относятся к широкому спектру методик, который носит название «Проективные методы», и все они не достаточно объективны.

Мы смотрим на рисунок сквозь призму своего восприятия, что может искажать суть рисунка.

Отвечая на вопрос «Что значит, если ребенок рисует брата очень далеко?», мы ошибочно можем подумать, что отношения с ним в семье холодны. А на самом деле может оказаться, что это старший брат,  и он сейчас в командировке в другом городе.

Кто тут главный?

Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу. А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника

А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет
юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет
дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет
художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо — голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам
нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?

  • Кризис 3 лет. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
  • Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
  • Развитая фантазия. Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
  • Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

Когда начинать бить тревогу?

  • Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении. Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
  • Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
  • Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты – война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
  • Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет, это может быть проявление послестрессового синдрома.

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.

  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета.

    Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой.

В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Нарисовать свой страх

Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

Расположение цвета на рисунке

Во время интерпретации детского рисунка важно обратить внимание на локализацию и количество черного цвета в работе. К основным вариантам изображения относятся:

  • Выделение определенного мрачного объекта на красочном фоне или без него. Такой сюжет говорит о том, что малыш ощущает проблему и старается отделить ее от себя. Если предмет расположен не в центре, а сбоку, значит маленький творец успешен в своем начинании и в силах справиться со страхом, неуверенностью или угрозой.
  • Рисунок, выполненный полностью в смоляных и угольных оттенках, занимающих все пространство листа – показатель того, что ребенок охвачен состоянием страха, депрессии и отчаяния. Малышу трудно самостоятельно справиться с ситуацией и требуется помощь близких людей.
  • Черным закрашена часть рисунка, с нанесенным ранее другим цветом. Есть три причины, почему художник так поступил:
  1. ребенок хочет спрятать нарисованное;
  2. он устал и хочет поскорее завершить работу;
  3. ему не нравится то, что у него получилось.

Памятка для родителей

Позвольте ребенку использовать для творчества тот цвет, который ему нравится. Предоставьте выбор, но не уговаривайте и не давите. Выражайте свои эмоции аккуратно. Если вас пугает то, что ребенку нравится черный цвет, малыш может ваши чувства перенести на себя и воспринять их как запрет на ту форму творчества, которая ему интересна

Если вас что-то тревожит, задавайте вопросы о том, что изображено на рисунке, что это значит, не акцентируя внимание на цвете

Сам по себе черный цвет ни о чем не говорит, ни один специалист только по этому признаку не возьмется ставить диагноз

Важно оценивать совокупность факторов: настроение, состояние здоровья ребенка, сюжет рисунка и многое другое

Рисование чёрным цветом как вариант нормы

Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.

У малышей

Хорошо различать основные цвета дети начинают примерно в трёхлетнем возрасте. Однако даже после этого для малышей выбор цвета во время рисования не является важным. Им абсолютно всё равно, будет домик красным, жёлтым или зелёным. Главное — чтобы рисунок был ярким, контрастным и отчётливым.

Один из самых подходящих цветов для этой цели — чёрный. Поэтому если дети до четырёх лет в своём творчестве часто используют чёрный цвет, родителям не стоит беспокоиться и мчаться за помощью к психологу. Такое явление абсолютно нормальное и не указывает на какие-то психологические проблемы у малыша.

Маленькие дети выбирают чёрный цвет для рисования, потому что он яркий и контрастный

Сейчас он еще не воспринимает рисование, как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным. Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение

Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение.

В возрасте 5–10 лет ребёнок уже рисует осознанно. Выбор цвета для него становится важным фактором для получения нужного результата. Однако и в этом возрасте любовь к рисованию чёрным цветом может быть не опасным, а нормальным явлениям:

  • если ребёнку просто нравится этот цвет, ведь он яркий и выразительный;
  • если у ребёнка закончились краски другого цвета;
  • если ребёнок увлечён таким видом изобразительного искусства, как графика. В отличие от живописи в графике при создании рисунков используются 1–2 цвета. Наиболее часто основным цветом является чёрный. Графическое изображение обычно строится при помощи нанесения на лист бумаги чёрных линий, пятен, штрихов;Использование ребёнком
  • если ребёнок рисует чёрным цветом не постоянно, а эпизодически. Такие рисунки могут указывать на кратковременные физиологические или психологические проблемы у детей:

У малышей

Хорошо различать основные цвета дети начинают примерно в трёхлетнем возрасте. Однако даже после этого для малышей выбор цвета во время рисования не является важным. Им абсолютно всё равно, будет домик красным, жёлтым или зелёным. Главное — чтобы рисунок был ярким, контрастным и отчётливым. Один из самых подходящих цветов для этой цели — чёрный.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик — с бородой и усами — это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами

Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Когда нужно бить тревогу

Специалистами рекомендуется обратить особое внимание на ребенка в следующих случаях:

  • Ранее его любимыми цветами были чистые, яркие или пастельные оттенки цвета. Их сменил черный, которому малыш внезапно начал отдавать предпочтение. Резкая смена пристрастий может указывать на негативный опыт, полученный малышом, или возникшую угрозу.
  • Помимо мрачных рисунков, в поведении сына или дочери наблюдаются агрессия, чрезмерная раздражительность, нежелание общаться с другими детьми и другие странности.
  • Ребеночек плохо спит, потому что его мучают кошмары.
  • Ребенок рисует только страшные, агрессивные или грустные сюжеты: войну, монстров, которых предпочитает закрашивать серыми и черными цветами в сочетании с багровым, бледно-желтым и прочими грязными оттенками.

Главное, о чем нужно знать родителям, – нельзя обосновывать диагностику психического состояния, опираясь только на детские рисунки. Нет плохих цветов или чувств, каждое имеет право на проявление.

Что делать, если взрослые обнаружили нечто странное в картинке, изображенной малышом? Ответ прост: достаточно спросить, что он хотел нарисовать. Возможно, есть самое простое объяснение и выбранной цветовой палитре, и сюжету.

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета

Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

Желтый и фиолетовый
– самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.Красный
говорит о быстрой возбудимости.

Синий
– о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый
– показывает, что он ищет покой.

Коричневый
означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного
цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет
не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия

Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Чёрный цвет

Выбор черного может быть тревожным сигнальчиком, а может и не быть. По одному этому критерию судить нельзя. Да, черный цвет это тревожность, депрессивность, тяжесть… Но если у вас в доме все в порядке, вы не кричите и не бьете ребенка, он не был свидетелем какой-то трагедии, не был напуган, он контактен и жизнерадостен и не более плаксив, чем любой ребенок — тогда просто понаблюдайте за ним и не устраивайте из этого его предпочтения трагедии.

Разумеется, нельзя трактовать любой рисунок ребёнка только с этой точки зрения. Чтобы говорить о психологических характеристиках цветов, необходимо учитывать несколько факторов: во-первых, цвет должен быть доминирующим и использоваться наиболее часто. Во-вторых, у ребёнка обязательно должен быть большой выбор цветов: например, если при наличии палитры из 30 цветов ребёнок рисует только красным цветом, то это может свидетельствовать об агрессии, только синим – о тревоге, только чёрным – о депрессии. В этом случае можно показать ребёнка психологу-специалисту, чтобы тот помог разобраться в сложившейся ситуации.

Наиболее значимые фигуры на рисунке всегда выделены большим количеством ярких цветов, а откровенно не принимаемые ребёнком фигуры – черным или тёмно-коричневым.

Цвета говорят очень много о внутреннем мире ребёнка, но есть и некоторые подводные камни. Например, дети часто рисуют то, что видят вокруг себя. И если вы заметили, что на каждом рисунке ребёнок изображает вас, используя чёрные цвета, не спешите бить тревогу. Подумайте: может, чаще всего вы носите одежду чёрного цвета? Также необходимо учитывать социокультурные факторы: рисунки городских детей сильно отличаются от рисунков деревенских малышей. Различается и цветовосприятие в зависимости от страны проживания ребёнка. Поэтому лучше всего интерпретировать не одну картинку, а комплекс. И, желательно, с объяснением ребёнка – почему он нарисовал именно так, а не иначе. Тогда будет меньше шансов совершить ошибку, пытаясь найти проблему там, где её нет.

Психологи, эксперты портала «Я-родитель» с удовольствием помогут «расшифровать» рисунки вашего ребенка. Для этого необходимо предложить сыну или дочке выполнить задания, размещенные на портале, прикрепить полученные рисунки к письму и отправить их нашему специалисту.

Екатерина Сафонова

Ваша семья

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Пройти тест

Ссылка на основную публикацию