Ребенка обижают в школе
Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе
В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.
- Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
- Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
- Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.
В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.
- Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
- Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
- Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.
Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.
Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению
Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?
- Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
- Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
- Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.
Ребенок и социум: первые шаги
Человек, как утверждают ученые, существо социальное, а это значит, что он может полноценно реализоваться как личность только в обществе себе подобных. Детей, едва появившихся на свет, нельзя считать полноправными членами социума, но у каждого из них есть все шансы стать таковыми в будущем – при условии успешного уяснения образцов поведения, социальных норм и ценностей, характерных для того общества, в котором эти дети родились. Данный процесс называется социализацией, он многогранен, непрерывен и сопровождает человека в течение всей его жизни. Различают первичную и вторичную ступени социализации. Первичная включает в себя такие этапы жизни, как детство и юность, а вторичная – зрелость и старость. На стадии детства важнейшую роль в становлении будущей личности играет семья: именно она дает ребенку первое представление об основах общественного устройства, учит взаимодействию с другими людьми. В возрасте 6-7 лет дети обычно уже готовы к самостоятельному пребыванию за пределами семейного круга. На этом этапе главным институтом социализации становится школа.
Ребенка обижают в школе – как действовать родителям?
Что чаще всего советуют родители (особенно занятые) в этой ситуации? Не обращать внимания. Конечно, если мальчик дернул одноклассницу за косичку, или кто-то кого-то обозвал, то здесь никакого конфликта нет, и данный совет вполне правильный. Но если конфликт перерастает в проблему, которая отражается на настроении, успеваемости и даже здоровье ребенка, то пора прибегать к более эффективным методам.
- Совет о подставлении другой щеки, если ребенка ударили по левой, в корне неверный для современных детей. Трусливо или покорно проглатывая обиды, ребенок вынужден будет изначально смириться с ролью жертвы. Последствия для его последующего становления себя, как личности, могут быть неутешительными. Как минимум,ребенок замкнется в себе.
- Сочувствовать, эмоционально поддерживать и быть рядом в любой ситуации – это первая задача родителя. Ребенок должен не бояться делиться с родителями своими переживаниями. Ваша задача – грамотно объяснить ребенку, почему он прав или не прав, и что делать.
- Однозначно не следует мчаться в школу и наказывать обидчика. Во-первых, у вас нет права наказывать чужого ребенка, во-вторых, после вашего «акта отмщения» к ребенку могут начать относиться еще хуже. То есть, проблема не решится, а ребенок станет «ябедой».
- Один из вариантов – собраться всем сторонам вместе и прийти к единому решению. То есть, оба ребенка, родители с обеих сторон и педагог.
- Педагог – это человек, который играет основную роль «рефери» в конфликте. В силах учителя — как не допустить конфликта, так и грамотно примирить стороны еще до вмешательства родителей. Именно учитель, в первую очередь, должен найти способ объединить конфликтующие стороны – через беседу, дружеское наставление, игру или совместный труд. К слову, совместное выполнение какой-либо задачи – весьма эффективный способ примирить детей.
- Отдать ребенка в спортивную секцию – тоже хороший воспитательный момент. Но дело не только в том, что ваш малыш научится защищаться физически и сможет «отразить удар». Руководитель секции должен обучать детей с точки зрения воспитания в ребенке лидерских качеств и правильной оценки ситуации. Опытный учитель учит не махать кулаками, а развивать уверенность в себе и решать конфликты, в первую очередь, психологически.
- Будьте отстраненными при решении конфликта. То есть, постарайтесь отбросить эмоции родителя, который готов порвать любого за слезы своего крохи, и посмотреть на ситуацию со стороны. То есть, рассудительно и мудро.
- Поищите способ примирить детей. Устройте детскую вечеринку, праздник. Придумайте сценарий праздника, в котором будут задействованы все стороны конфликта.
- Если источник конфликта – ношение очков, проблемы с произношением звуков и пр., то можно (при возможности)перейти на контактные линзы, отвести ребенка к логопедуи т.д. Если проблема в полноте – запишите ребенка в бассейн и займитесь его физической формой.
- Вопрос «модности» в школе был во все времена. Уровень достатка у всех разный, и зависть/обиды/хвастовство, увы, имеют место. Введение формы в школах частично решило эту проблему, но остаются рюкзаки, украшения, различные мелочи. В данном случае, родители и учитель должны объяснять детям, что гордиться нужно своими успехами и достижениями, а не красивыми и дорогими вещами.
- Не игнорируйте проблемы ребенка. Будьте всегда на чеку, будьте внимательны даже к мелочам. Это поможет вам предупредить многие конфликты еще в их зачатке.
- Если конфликт выходит за рамки допустимого, если речь идет уже о детской жестокости с причинением физического вреда, преследованием и унижением, то здесь уже проблема решается на уровне директора школы и сотрудника правоохранительных органов.
Безусловно, это важно – устранить возможные источники проблемы, научить ребенка раскрываться с лучших сторон, дать ему возможность для самореализации, чтобы у ребенка были основания для гордости за себя, для уверенности в себе. Но иродительская поддержка вне стен школы имеет очень большое значение. Учите своего ребенка постоять за себя, верить в себя и быть сильной и справедливой личностью
Как понять, что ребёнка обижают в школе
Часто родители даже не догадываются, что их дитя обижают. Школьник может ничего не говорить взрослым о том, что над ним совершается насилие, по разным причинам. Например, из-за боязни потерять уважение в глазах одноклассников по поводу жалоб старшим, особенностей личности ученика и др. Может быть, он и сам думает: «Что делать, если тебя обижают в школе?». Но вам об этом не говорит. Однако есть ряд признаков, по которым вы можете определить, что с вашим чадом что-то не так и он, возможно, подвергается нападкам своих сверстников.
- Отказ идти на учёбу, симуляция болезни
Бывает, что ребёнок вдруг начинает отказываться ходить в школу, ничего не объясняя родителям. При этом он часто придумывает себе «несуществующие болезни»: то у него болит голова, то в горле запершило, то температура или просто плохое самочувствие и т. д
Здесь важно понять: ваш ребёнок склонен прогуливать школьные уроки без уважительной причины или нет. Если он и раньше отличался тем, что симулировал, то это одно дело
А вот если подобное происходит практически впервые, стоит задуматься – в чём причина? Тем более, когда ребёнок при этом ведёт себя довольно настойчиво!
- Ребёнок прогуливает уроки
Всё было хорошо, как вдруг вы узнаёте, что ваш сын или дочь начали прогуливать уроки. Конечно, может быть масса причин прогулов помимо издевательств в школе (влюблённость, отсутствие понимания между близкими, конфликт с конкретным учителем и т. д.). Но если при этом такое поведение стало внезапным для вас и есть другие признаки (подавленное настроение, грусть, какие-то переживания), то стоит насторожиться: не обижают ли ребёнка в школе? Нет ли оснований полагать, что ему там плохо и именно поэтому он не хочет туда идти?
- Плохая успеваемость
Тут также важно понимать: у ребёнка было всегда низкое прилежание или это снова стало неожиданностью для вас? Здесь могут быть те же причины низкой успеваемости, которые перечислены выше. А может это указывать и на то, что ребёнок сосредоточен на чём-то другом и ему тяжело учиться, он стал «скатываться», потому что не видит для себя возможности думать об учёбе
- Испорченные вещи
У вашего ребёнка постоянно что-то происходит с вещами? Оторванные хлястики, порванные или испачканные вещи, забрызганная одежда, а может, что-либо стало пропадать? Это уже повод предположить школьное насилие, особенно если такие ситуации происходят систематически. Разумеется, если вы уверены в том, что ваше чадо само не склонно к тому, чтобы портить вещи, а потом говорить, что это сделал кто-то другой, боясь получить от вас нагоняй.
- На теле ребёнка синяки и ссадины
Если у школьника (который в принципе никогда не дерётся) стали обнаруживаться на теле синяки или ссадины, вы также можете заподозрить, что его обижают. Если ваш ребёнок маленький, понятно, что вы легко увидите следы от насилия. А вот если сын или дочь – подростки, тогда они вряд ли будут «светить перед вами телесами». Поэтому, если всё-таки есть основание полагать, что ребёнка избивают, старайтесь быть наблюдательными. Он пошёл в ванную, снимая на ходу футболку? Подглядывайте. Ложится спать, аккуратно поправьте одеяло и присмотритесь. Ничего нет постыдного в том, чтобы выяснить, не происходит ли физического насилия над вашим чадом.
- Признаки невроза, депрессии или агрессии
Вы начали замечать, что ваш ребёнок постоянно расстроен, нервничает по пустякам? Возможно, даже закатывает истерики? Или он стал в последнее время очень агрессивным, а видимого повода нет? Тогда можно предположить, что это ответная реакция на те агрессивные проявления в школьной среде сверстников, которым он постоянно подвергается. Конечно, причин для невроза и депрессии существует много, особенно у подростка, но это также повод заподозрить неладное.
- Частые опоздания на уроки
Учитель стал говорить вам, что ребёнок часто опаздывает на уроки, а до сего момента таких дел за ним не наблюдалось. Причин, конечно, может быть масса. Однако не стоит забывать, что школьная перемена – это одно из самых благоприятных мест для насмешек и обид со стороны одноклассников. Учителя в этот момент готовятся к уроку и не заняты пристально учениками. А дети, как правило, предоставлены сами себе. И начинаются изощрённые способы издевательства. В такие моменты ребёнок может уходить куда-нибудь, чтобы избежать насмешек и обид, а потом, не рассчитав время, опаздывать на уроки. И это может происходить довольно долго
Важно, чтобы учитель начинал понимать причины подобных опозданий
Неотложная помощь
Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.
Помочь может:
- Искренняя беседа по душам. Главное — выяснить ответ на вопрос «почему именно он?». Так можно докопаться до истины и понять, что он мог сделать нападающему. Если ничего, то дочка или сын невиновны в этой ситуации. Травля не бывает беспочвенной, и в ее причинах родители обязаны разобраться.
- Понимание того, только ли в школе ребенок подвергается издевательствам. Родители должны обязательно предложить свою помощь и пути решения проблемы. Школьнику нужна родительская поддержка: он должен чувствовать свою нужность и положительное отношение к себе.
- Детский праздник поможет сплотить коллектив и примерить враждующие стороны: школьная дискотека, спортивные соревнования или коллективный поход в кино. Детям нужно побыть в неформальной, внеклассной обстановке.
- Посещение спортивных секций поможет малышу найти для себя единомышленников. Хобби отвлекает человека и морально его восстанавливает.
- Помочь разобраться в себе и поведении обидчиков, вполне возможно, что школьник сам провоцирует конфликты. Не стоит на него давить, лучше объяснить правила поведения.
- Понимание того, что внешность не имеет никакой значимости, защитит ребенка от комплексов. Уверенность в том, что он любим такой, какой есть, не должна его покидать.
- Игнорирование и отсутствие реакции чаще всего приводит к тому, что врагам надоедает их жертва. К примеру, если отобрали ручку, нужно сказать: «Когда надоест ее держать, отдашь». Очень скоро она будет брошена на парту.
- Обязательно известить классного руководителя, который примет меры: проведет классный час, покажет тематический фильм и т. д. Главное — не называть обидчиков, потому что они могут принять оборонительную позицию и настаивать на том, что первые начали не они.
- Пояснить ребенку, куда он должен жаловаться в случае возникновения критической ситуации (классному руководителю, директору и т. д. ).
Как определить, что ребенка обижают в школе?
Мало кто из детей способен поделиться с родителями своим горем (исключение составляют лишь дошкольники и ученики начальных классов). Ведь ребенок боится расстроить маму, да и не хочется ему казаться «слабым» в глазах близких людей.
Именно поэтому родителям важно самим определить, что их ребенок стал объектом унижений, причем сделать это нужно как можно раньше. Итак, как понять, что ребенка обижают в школе:
Итак, как понять, что ребенка обижают в школе:
- он приходит домой в плохом настроении: грустный, печальный, озлобленный; он часто опаздывает на уроки, несмотря на то, что из дома уходит вовремя;
- он начинает хуже учиться и вместо привычных пятерок в дневнике оказываются тройки и даже двойки;
- он ищет причины, чтобы не пойти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие или отсутствие уроков в этот день;
- он постоянно «теряет» личные вещи: ручки, тетради, ластики;
- он возвращается домой с грязным портфелем или в порванной одежде, уверяя при этом родителей, что якобы случайно упал в лужу или его обрызгала машина.
Действие или Бездействие?
Итак, все мы понимаем, что школа — это некий жизненный этап для любого человека, пройдя через который он станет взрослым. Но как известно, на любом пути встречаются препятствия, преодолевая которые мы становимся сильнее, опытнее и мудрее.
И дети не являются исключением.
Однако, если взрослые будут постоянно контролировать их шаги, вовремя убирая «грабли» из под ног, или вовсе решать проблемы своего чада, то в итоге, когда ребенок вырастет — он станет несамостоятельным и будет не способен справляться с трудностями сам.
Но одно дело, когда ребенок сталкивается с небольшими трудностями (ссора с другом, поражение в соревновании, двойка по истории), и другое — когда он оказывается в опасной проблеме, становясь «изгоем» в своем классе.
Допустим, вы уже узнали об этой ситуации, и теперь вас наверняка мучает вопрос: вмешиваться или позволить ребенку самому решить свои проблемы?
Давайте, почитаем две реальные истории, которые дадут ответ на ваш вопрос.
История первая. Мальчик Андрей был изгоем в своем классе, ребята постоянно шутили над ним, оскорбляли, унижали и били.
Возвращаясь домой, мальчик не находил поддержки со стороны матери, ведь она относилась безразлично к проблемам своего сына.
Возможно, она хотела воспитать в нем самостоятельность или просто она уделяла все свое внимание сестре Андрея, которая была младше своего брата на 7 лет. Так или иначе он был слишком одинок, ведь ни один человек в этом мире не мог поддержать его, утешить и защитить
А ведь Андрей так мечтал стать счастливым, он хотел быть известным политиком…
Так или иначе он был слишком одинок, ведь ни один человек в этом мире не мог поддержать его, утешить и защитить. А ведь Андрей так мечтал стать счастливым, он хотел быть известным политиком…
Но унижения продолжались и тогда, когда мальчик вырос: однокурсники избивали его, девушки смеялись, коллеги по работе презирали.
Андрей «сломался».
Он, конечно женился в дальнейшем, и у него родилось двое детей, которых он любил до безумия, но «прошлая жизнь» его все-таки погубила.
Нет, он не сделал с с собой ничего плохого и даже сумел прославиться на весь мир.
Но кому нужна такая слава? Ведь этот мальчик — Андрей Чикатило, от рук которого погибло более 50 человек, и в основном это были дети от 7 до 17 лет.
История вторая. Американский мальчик Стивен тоже был «изгоем» в своем классе.
Ученики издевались над ним, причем порой очень жестоко, но когда он возвращался домой, то вместо безразличия получал материнскую поддержку.
Мама сильно любила своего сына, заботилась о нем и всячески старалась, чтобы мальчик был счастлив хотя бы дома.
В итоге любовь не позволила ему «сломаться», и повзрослев, мальчик стал Стивеном Кингом — известным писателем, одним из богатейших людей в мире.
Конечно, очень обидно, если весь класс ополчился против вашего ребенка, поэтому в такой ситуации только вы способны помочь ему.
Ни в коем случае НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙТЕ, ведь постоянные насмешки одноклассников могут морально покалечить маленького человечка.
За что обижают ребенка его одноклассники?
Как бы страшно это ни звучало, но сейчас, наверное, в каждом классе есть ученик, над которым постоянно смеются и издеваются его же одноклассники.
Происходит это от того, что дети таким образом пытаются самоутвердиться за чужой счет. Ведь если они покажут свою силу, заставят кого-то трястись от страха, то в глазах остальных учеников они станут крутыми, и их репутация резко возрастет.
При этом одноклассники начнут принимать участие в унижениях «изгоя» лишь для того, чтобы стать другом «крутого» хулигана. А если они вдруг встанут на сторону «жертвы», то рискуют сами же оказаться объектом насмешек и издевательств.
Печально, конечно, но это именно так.
В основном дети осознанно выбирают ученика, над которым продолжают издевательства на протяжении всей школьной жизни. И, как правило, в категорию «изгоев» можно попасть, обладая следующими критериями:
- Нетипичная внешность, сильно отличающаяся от других. Это слишком высокие или, наоборот, слишком низкие по росту дети, которым в итоге дают прозвища «дылда» и «карлик». Это толстые, прыщавые или имеющие заметный дефект во внешности (сильно оттопыренные уши, косоватые глаза, слишком длинный или горбатый нос) подростки.
- «Забитый» характер. Это слишком скромные, стеснительные, неуверенные в себе дети, которые не способны дать отпор обидчику, чем тот в свою очередь и пользуется.
- Агрессивное поведение и конфликтность. Если ребенок начинает проявлять агрессию к каждому, кто его случайно толкнул или как-то резко высказался, то он становится не хулиганом, а наоборот, изгоем. Ведь те, кого он обидел просто объединяются между собой и начинают свою месть в виде оскорблений и унижений. И даже если ребенок обладает сильным характером, имеет неплохие физические навыки, то с толпой ему уже справиться невозможно. Поэтому если он затевает драку, то в борьбе оказывается один против всех.
- Медлительность и невнимательность. Таких детей одноклассники часто любят разыгрывать, причем иногда шутки бывают далеко небезобидными. Дело в том, что учеников просто забавляет нелепая реакция ребенка на тот или иной «прикол».
- Неаккуратность и неряшливость. Многие стараются одеваться стильно и модно, но увы, не у каждого ребенка родители могут похвастаться хорошими доходами. В итоге дети просто вынуждены носить дешевую одежду, которая, например, может нелепо сочетаться с обувью (хотя вопрос «сочетания-не сочетания» настолько субъективен). И, конечно же, для одноклассников это является еще одной причиной поунижать ученика, который для них является «нищим».
- Лидерский характер. Да, нередко бывает и такое. Получается, что даже волевые и сильные по характеру люди могут стать «изгоями». Как правило, такое происходит только в тех случаях, когда ребенок, попадая в новый коллектив, пытается взять власть в свои руки (активно предлагает интересные идеи, пытается убедить всех в правильности своей точки зрения). Он просто переходит дорогу действующему лидеру, который, не желая уступать свое место другому, начинает настраивать «свою» свиту против него.
Разумеется, стать объектом насмешек может абсолютно любой ученик. И часто даже нелепая публичная ошибка, по секрету рассказанная история или кем-то придуманная сплетня, могут на долгие годы «отравить» жизнь ребенку в школе.
Основные признаки проблемы:
- Ребенок всеми правдами и неправдами старается не пойти в школу, Чтобы избежать очередной порции издевательств, школьник симулирует плохое самочувствие, ищет другие причины для прогула, изворачивается и врет. Самое неприятное, что из-за постоянного стресса у него действительно начнутся проблемы со здоровьем: головные боли, расстройства ЖКТ, снижение иммунитета.
- Он становится молчаливым, неохотно рассказывает о своих делах, замыкается в себе. Большую часть времени проводит в своей комнате за плотно закрытой дверью.
- Психо-эмоциональное состояние изгоя нестабильно, он раздражается по малейшему поводу, грубит близким людям, плачет и истерит по любому поводу. По ночам ребенка мучают кошмары, даже может развиться энурез.
- Перестает общаться с ровесниками, постоянно в плохом настроении.
- Почти каждый день на кожных покровах «жертвы» можно рассмотреть свежие синяки, ссадины. Его школьная одежда плохо выглядит, она рваная и грязная.
- Систематически куда-то «исчезают» совсем новые канцелярские принадлежности. На вопросы родителей отвечает, что потерял.
Если ребенок все же признался, что его обижают в школе, значит детская психика больше не выдерживает и может случиться непоправимое. Задача родителей – бросить все дела и помочь сыну/дочери.
Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?
Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:
Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.
Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.
Чтобы не «нарубить дров» на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: «3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка»
Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.
Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.
Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.
Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».
Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.
Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.
Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.
Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.
Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:
- Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
- Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
- Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
- И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!
В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».
Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше
Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».
Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.
Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.
Если это не помогло, надо идти в школу.
Психологический портрет изгоя
Почему одни хорошо уживаются в классе и легко находят общий язык со сверстниками, а другие молча замыкаются и сидят в углу в страхе, если их заметят или к ним кто-то обратится.
Ещё со школьной скамьи каждый из нас вспомнит хоть одного одноклассника, который был объектом для издёвок. Такого «ботаника» ежедневно обзывали, ему клеили клички, у него всё время что-то отнимали, ломали или прятали. Этого одноклассника считали чудаком потому, что он не подпадал под общепринятые рамки.
Психологи составили портрет ребёнка, который в силу определённых особенностей может стать причиной для насмешек и детских издевательств. Итак, вот что может стать поводом для повышенного неадекватного внимания.
Физиологические особенности
Толчком для насмешек сверстников могут стать простые очки на носу, конопушки или яркий рыжий цвет волос. Слишком маленький или слишком длинный, очень худой или очень полный – всё это причины, чтобы лишний раз поддеть «красивым» словечком.
Проблемы с речью
Мимо таких отклонений в разговоре как заикание, специфический акцент, картавость или шепелявость не пройдёт ни один задира. Эти дефекты всегда становятся причинной для дразнилок.
Школьная успеваемость
Что характерно, если в младших классах дразнят отпетых двоечников за их «красных лебедей» в дневнике, то в старшей школе объектами для насмешек становятся зубрящие материал отличники.
Непросто приходится и тем, кто в силу слабого здоровья не стоит в первых рядах на уроках физкультуры. Про таких «червячков», которые извиваясь на перекладине, тщетно пытаются дотянуться до неё хоть разок, говорят как минимум «слабак».
Характер поведения
Слишком медлительные и невнимательные по природе дети часто попадают «под раздачу». Над ними подшучивают и подтрунивают, подгоняя и разыгрывая. Не остаются в стороне те, которые на обидные слова глубоко втягивают плечи и не сдают сдачи.
У них на лбу начерчено клеймо «Можно обижать». Но и те, которые лезут в драку в силу своего агрессивного характера, тоже становятся объектом для насмешек. Их часто специально раззадоривают, чтобы вызвать неадекватную реакцию и посмеяться.
Одежда и личные вещи
Как не прискорбно говорить, но материальный мир частенько возвышается у детей над состоянием духовным. К сожалению, очень часто стайка одетых от Армани или Шанель детей выбирает для насмешек скромного сверстника, пользующегося ещё стародревним кнопочным Nokia А35.
Вот лишь несколько общих поводов для того, чтобы стать предметом для детских издёвок
Если вы увидели в своём ребёнке хоть один характерный признак, стоит обратить пристальное внимание на его поведение, а вдруг его слабость и нерешительность уже стали причиной для затруднительного общения?
Что делать родителям, если ребенка обижают в детском саду?
В дошкольных учреждениях единичные жалобы могут решаться с помощью воспитателя. Иногда хватает индивидуальной беседы, чтобы маленький агрессор прекратил свои притязания. Но если разговоры не помогают, оставлять проблему нельзя, такое отношение постепенно деформирует психику дошкольника. Чтобы не пропустить момент, родители должны:
- наблюдать за эмоциональным состоянием малыша, когда он идет в садик и возвращается домой;
- расспросить дочку или сына, кто и когда их обижает;
- поговорить с воспитателем или обратиться к психологу в детском саду;
- не советовать дать сдачи (отвечать агрессией на агрессию не следует еще и потому, что дети не умеют рассчитывать свои силы, такой конфликт может закончиться трагически);
- воспитывать чувство уверенности, научите дочку или сына, глядя в глаза обидчику, четко произносить фразы «меня нельзя обижать», «не делай мне так»;
- можно попробовать поговорить с родителями хулигана, однако лучше это делать в присутствии психолога или воспитателя, который подтвердит существующую проблему.
Еще один вопрос, что делать, если дошкольника обижают в садике воспитатели. Во-первых, убедитесь, что это не надуманная проблема. Может, вам просто кажется, что вашему малышу уделяют мало внимания. Для этого зайдите несколько раз в сад в неурочное время и послушайте, как воспитательница общается с детьми. Если чувствуется эмоциональная сдержанность и доброжелательность, волноваться не стоит.
При ощущении дошкольником несправедливого к себе отношения поговорите серьезно с воспитателем и детским психологом. Постарайтесь найти разумное решение. В основном в детском саду работают добрые и внимательные люди, любящие детей. При использовании воспитателями телесных наказаний или психологического давления родителям следует жаловаться в вышестоящие инстанции.