Режим дня в доу и расписание уроков в школе. гигиеническая оценка

Применяемые нормы

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать:

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.

До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей.

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день, в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Когда малышу не спится

Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.

Вечерние:

  • перед сном минимум подвижных активных занятий;
  • мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
  • ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, — главное, чтобы это повторялось каждый вечер;
  • тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.

Утренние:

  • за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
  • включите негромкую музыку;
  • придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;
  • мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.

В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

Софья Рогозинская

Закаливание

Чаще всего родители воздерживаются от проведения закаливающих процедур, дожидаясь, пока ребенок хотя бы немного подрастет

Пожалуй, если вы до этого проявляли осторожность, теперь самое время начать. Итак:

  • к ежедневному умыванию личика добавьте обтирание шеи и рук;
  • устраивайте ножные ванны, постепенно снижая температуру воды;
  • в летнее время приучайте малыша купаться в водоеме, поверьте, он получит огромное удовольствие.
    Начиная закаливание малыша, некоторые родители форсируют события, используя ледяную воду для ножных ванн или обтираний. Будьте осторожны и терпеливы. Снижение температуры необходимо проводить постепенно!

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи

Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми

Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху

Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно — времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной — вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Как быстро избавиться от прыщей на лице в домашних условиях Что помогает избавиться от прыщей ;
  • Как ухаживать за хомяком в домашних условиях ;
  • Разбился ртутный градусник – что делать и насколько это опасно ;
  • Уход за хомяками в домашних условиях: советы специалистов ;
  • «Зри в корень», или что делать, если волосы быстро становятся жирными ;
  • Лучшее средство от перхоти ;
  • Рефлексотерапия — что это? ;
  • Лекарственная терапия предполагает назначение различных ;

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить

Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!. Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения

Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой — смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе — давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Оформление информации о режиме дня для родителей

Чтобы режим дня был детям в радость, приносил пользу растущему организму, он должен поддерживаться и дома. Воспитателям нужно вести непрерывную разъяснительную работу с родителями, пропагандировать здоровый образ жизни и следование распорядку дня, пусть не точно такому, как в детском саду, но с соблюдением основных моментов (время сна, приёма пищи, прогулок).

Большим подспорьем в этом станут различные наглядные пособия для родителей, которые размещают в раздевальной комнате для всеобщего ознакомления. Это могут быть как агитационные плакаты, призывающие делать гимнастику, проводить больше времени на свежем воздухе, играть в спортивные игры с малышами, так и разного вида источники полезной информации:

  • Распорядок дня группы (с указанием временных рамок каждого режимного процесса).
  • Меню на день, его вывешивают с утра с указанием граммов всех блюд, полагающихся ребёнку в его возрасте. Если в детском саду нет ужина, а только полдник, в меню вносится рекомендованный ужин, по которому родители могут скорректировать приготовление блюд для вечернего кормления ребёнка.
  • Расписание занятий на неделю (общий график).
  • Содержание образовательной деятельности на день (занятия с темами в первой и второй половине дня).
  • Рекомендации педагогов, медиков о том, как правильно выполнять режимные моменты и закаливающие процедуры, одевать детей в разное время года, какие блюда полезны, а какие запрещены детям, как организовать активный досуг дошкольников дома в выходные и т. п.

Оформление информационных уголков должно быть красочным, эстетически привлекательным, а рекомендации — понятными и выполнимыми, научно обоснованными, грамотно написанными.

Особенности возраста

В 3 года ребенок выходит на новый этап развития. Он становится членом общества, поэтому общения с родителями ему уже мало. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Если ребенок пока не посещает детский сад, ему необходимо обеспечить общение с другими детками на детской площадке. Можно записать его в группу раннего развития, чтобы он понемногу приучался к детскому социуму.

Если же кроха пошел в дошкольное учреждение, его придется укладывать и поднимать утром пораньше.

Сейчас малыш уже способен бодрствовать около 5–6 часов, потребности в отдыхе у него немного снижаются. Так, дневной сон сейчас остается один и может составлять около 1,5–2 часов. Но он должен присутствовать обязательно – пока ребенок еще не может обойтись без дневного отдыха. Такое положение сохранится до 6–7 лет.

Значительно возрастает двигательная активность малыша. Он уже с легкостью преодолевает препятствия, может кататься на велосипеде, качелях, подолгу бегать-прыгать, залезать на возвышения, спрыгивать. Режим ребенка в 3 года должен включать достаточно времени для активных игр, физической активности.

Плюсы и минусы соблюдения режима дня

Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

Отрицательные отзывы:

  • Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
  • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
  • Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

Положительные отзывы:

  • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
  • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
  • Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
  • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
  • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
  • Режим часто способствует формированию самодисциплины.

Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться

Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.

Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

Составляя распорядка дня помните:

  • важна гибкость режима дня;
  • разумность его составления;
  • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.

Виды деятельности в режиме дня дошкольного учреждения

Распорядком дня предусмотрены различные виды деятельности детей, наиболее значимыми из которых являются:

  • Игровая. Различают игры с правилами (подвижные, дидактические) и творческие (режиссёрские, сюжетно-ролевые, импровизации, строительные, фантазирования).
  • Познавательно-исследовательская. Сюда можно отнести экспериментирование, элементарные опыты, моделирование предметов и ситуаций.
  • Коммуникативная (общение со взрослыми и сверстниками).
  • Изобразительная (рисование, аппликация, лепка).
  • Конструирование и художественный труд.
  • Самообслуживание и труд в природе, быту.
  • Музыкальная (пение, ритмические движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах).
  • Восприятие художественной литературы (слушание, обсуждение, заучивание и рассказывание).
  • Двигательная (спортивные игры, гимнастика, детский туризм).

Перечень режимных моментов несколько меньше, в него входят сон, приём пищи, закаливание, прогулки. Временные интервалы, отводимые на режимные моменты, в разных группах отличаются.

Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН

Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.12660–10. Основные положения:

В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами.
Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с.
Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми.
Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий

Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков.
Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику).
В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).

Режим питания

Время Прием пищи Приблизительное меню
8:30 Завтрак Горячее блюдо (молочная каша, творожная запеканка, яичный омлет), чай или какао, бутерброд с маслом, сыром.
10:00 Второй завтрак Напиток с фруктами или без.
12:00 Обед Первое блюдо (борщ, суп), второе (гарнир с мясом или рыбой), салат или овощи, холодный напиток.
15:00 Полдник Выпечка (сдоба), напиток.
18:00 Ужин Мясное или рыбное блюдо, творог, напиток.

Занятия в детском саду

В детском саду развивают речевые навыки, расширяют кругозор детей, знакомят с азами математики и письма, прививают любовь к творчеству и культуре, дают новые знания. При отсутствии медицинских противопоказаний занятия ведутся по таким направлениям:

  • физкультура;
  • музыка, пение;
  • изобразительное искусство;
  • математика;
  • развитие речи, логики, мелкой моторики;
  • подготовка к школе.

В детском саду проводятся самостоятельные игры, когда дети общаются со сверстниками, заводят друзей, отдыхают. За день в детском саду проводится не более 3 занятий, перерыв между которыми составляет не менее 10 минут. Длительность урока:

  • младшая группа (дети 3–4 года) – 10 мин.;
  • средняя группа (4–5 лет) – 15 мин.;
  • старшая группа (5–6 лет) – 20 мин.;
  • подготовительная группа (6–7 лет) – 30 мин.

Развитие ребенка

Многие родители стараются «сплавить» ребенка бабушкам и дедушкам, если собираются пойти в магазин, музей или на выставку. Поверьте, вы лишаете и себя, и малыша ценного общения. Посещения культурных мероприятий — один из важных элементов воспитания. Постарайтесь каждые выходные устраивать всевозможные походы: экскурсии с посещением достопримечательностей, знакомство с животными в зоопарке, посещение цирка или кино.

К пяти годам дети обладают достаточной усидчивостью, чтобы выдержать до двух часов ежедневных занятий
. Если до этого вы регулярно занимались с ребенком, он, скорее всего, уже прилично читает, поэтому старайтесь регулярно обновлять библиотеку, чередуя покупку сказок с приобретением научно–познавательной литературы

Важно! Если малыш не посещает детский садик, дошкольное образование полностью ложится на ваши плечи, как вариант, можно отдать дочь или сына в развивающую группу

Чем наполнить день?

Начнем с того, что день трехлетнего ребенка не должен проходить «по пунктикам» от пробуждения до укладывания. Между приемами пищи и сном всегда остается свободное время

Поэтому важно знать, чем и когда можно заниматься с ребенком

После пробуждения нужно приучать малыша посильно участвовать в застилании кроватки и складывании пижамы. Это поможет ребенку привыкать к бытовой самостоятельности.

После сна и перед укладыванием на ночь важны водные процедуры. Утром ребенок должен умыться, почистить зубки. Вечером, помимо этого, искупаться. Для отработки навыков владения зубной щеткой можно повесить около раковины наглядное пособие. А чтобы купание было более веселым, брать с собой в ванную специальные игрушки. (Кстати, это могут быть обычные миски-кружки, которыми ребенок будет переливать воду, пустые флаконы от шампуня для «водной стрельбы»). Перед каждым приемом пищи необходимо мыть ручки.

Двигательная активность начинается с утренней зарядки (подробнее об этом читайте здесь). Длиться зарядка должна не менее 15 минут и включать упражнения для рук, ног, головы, туловища. Это поможет пробудить весь организм. Чтобы заниматься было интереснее, можно включать веселую музыку (например, из любимого мультика). Летом лучше делать зарядку на свежем воздухе – во дворе или на балконе. Детки в этом возрасте учатся на примере родителей, поэтому зарядку с ребенком непременно проводит мама или папа, показывая нужные движения.

На прогулках малыш должен двигаться как можно больше: скакать по лесенкам, бревнам, горкам, прыгать на батутах, кататься на качелях, велосипеде или самокате, бегать и резвиться в компании других детей.

Свободное время между прогулками, приемами пищи и сном тоже не должно «пустовать». Ребенок может поиграть как самостоятельно (порисовать, заняться конструктором, лепкой), так и совместно с родителями, в том числе – в развивающие игры. Не будет лишним привлекать кроху к бытовым хлопотам. Пусть поможет маме протереть пыль, убрать со стола, заложить белье в стирку, разобрать после сушки. Во время таких работ ребенок ненавязчиво познакомится со многими бытовыми приборами, мама расскажет ему, как они работают, для чего нужны. А это – развитие познавательной активности, расширение кругозора и просто приобщение к помощи родителям в домашнем труде.

Важно помнить, что за 2–3 часа до сна занятия должны стать более спокойными: бегать и прыгать сейчас нецелесообразно, малышу нужно время, чтобы успокоиться и подготовиться ко сну. Можно рисовать, читать книжки, рассматривать и описывать картинки, играть с мозаикой

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении — психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Ссылка на основную публикацию