Развитие и режим питания ребенка в 1 год и 3 месяца

Игры

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Интеллектуальный уровень

К этому возрасту практически каждый малыш уже точно понимает: он и мама – два отдельных человека, со своими характерами, своими желаниями

И хочет доказать собственную важность. Выражается это не только упрямством или капризами

В этом возрасте детки выказывают готовность оказать маме помощь во всех ее домашних хлопотах. Зачастую такая помощь оборачивается троекратным увеличением временных затрат. Но если начать пресекать такие попытки ребенка, он очень быстро перестанет навязывать «свои услуги» и не только не обретет нужных навыков, но и почувствует себя ненужным. А это – неизбежно новые проблемы с поведением. Поэтому мамам потребуются все их силы, терпение, мудрость.

Чем еще приметно развитие малышей этого возраста?

  • Они уже умеют точно выражать желания, даже требовать, активно сопротивляться, если их что-то заставляют делать насильно, говоря твердое «нет!».
  • Различают все основные цвета, а часто и их оттенки, знают основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат).
  • Знают, где находится тот или иной предмет (даже если его не видно), могут найти, принести его по просьбе.
  • Начинают активно интересоваться сверстниками, делают попытки поиграть вместе.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

В этом возрасте развивается детская способность абстрактного мышления – ребенок умеет и любит притворяться или воображать разные вещи. Он может, например, представить, что находится в другом месте: просто накрывшись одеялом, изобретает волшебный способ перемещения, например, в квартиру бабушки.

В 19 месяцев малыш начинает замечать противоречия и смеется в голос при абсурдных ситуациях. Достаточно назвать его ручку, например, ножкой, как он разразится громким смехом.

Ребенок учится без устали. Сотни раз он повторяет эксперименты, не всегда напоминающие игру, зачастую сопровождающиеся разрушением предметов. Ваш дом напоминает место, через которое прошел тайфун? Ну что ж, в отличие от взрослых, маленький ребенок очень хорошо чувствует себя в этом творческом беспорядке.

Еще один способ обучения – это сосредоточенное наблюдение за взрослыми: наблюдая, имитируя ваше поведение, ребенок организует свой мир и начинает понимать, как он устроен.

Память девятнадцатимесячного ребенка развивается: он уже поет короткие песни, быстро учит новые: достаточно несколько раз повторить их, чтобы малыш начал радостно петь отдельные слова.

Советы для родителей:

Если ваш ребенок этого хочет, читайте снова и снова одну и ту же любимую книжку, даже если вам это наскучило. В этот период развития малыш радуется знакомым и предсказуемым вещам. Регулярное повторение последовательности действий помогает ему укрепить память и добавляет уверенности в себе («Я знаю, что сейчас будет!»).

  • Изучение цветов. В то время, когда вы одеваетесь, играете, убираетесь и т. д., называйте, какой цвет имеет предмет, который у вас сейчас в руках. Благодаря предложениям типа: „мы нашли теперь красный пуловер», „посмотри, какой красивый зеленый лягушонок” ребенок узнает названия оттенков.
  • Показывайте пример. Помните, что ребенок учится прежде всего тому, что вы делаете. Слова имеют для него меньшее значение.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается)

Отвлекается.Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.Интересуется действиями других детей.Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам

Огорчается неумением (отказывается от действия).Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Психомоторное развитие

В 9 месяцев должны сформироваться навыки стояния и ходьбы. В этом возрасте нормально развивающийся малыш должен уметь: 

  • долго сидеть без поддержки;
  • ползать на четвереньках;
  • вставать у опоры и некоторое время стоять самостоятельно;
  • ходить с поддержкой (за обе или за одну руку, вдоль опоры);
  • приседать и подпрыгивать, держась за опору. 

Если в 9-месячном возрасте отсутствуют 2 и более из перечисленных навыков, это свидетельствует о задержке психомоторного развития и требует дополнительного обследования специалистов, а также проведения интенсивных, желательно ежедневных занятий (гимнастика, массаж в домашних условиях и в поликлинике). 

Движения рукой становятся точными и координированными. Малыш хорошо владеет пальчиками, согласованно действует двумя руками. Он начинает помогать взрослым одевать себя – натягивает колготки, носочки, просовывает руки в рукава, самостоятельно надевает шапку. 

Психоэмоциональное развитие. К 9-месячному возрасту ребенок четко отличает своих и чужих, радуется приходу знакомых и родных. Он знает названия многих окружающих предметов, и на вопрос «где …?» показывает пальчиком в сторону названного. Если с малышом регулярно занимались, он запомнит названия частей тела (рука, нога, рот, нос и т.д.), и будет показывать их на себе или на взрослом. 

Речь. Ребенок в 9 месяцев продолжает повторять слоги и отдельные простые слова, но теперь начинает ассоциировать слова с окружающими предметами (людьми), говоря «мама» именно матери и т.д. Младенец должен знать свое имя и реагировать на его произнесение взрослыми поворотом головы или улыбкой. 

Другие вопросы

Питание. Режим кормления в 9 месяцев остается прежним – 2 кормления грудью или смесью, и 3 – блюда прикорма. Но рацион питания значительно расширяется – к нему добавляются рыба, творог и жидкие кисломолочные продукты (кефир, йогурт), разные овощи, фрукты и ягоды – но предпочтительнее использовать те, что произрастают в вашем регионе, а не экзотические. 

В 9 месяцев желательно подготавливать ребенка к постепенному переходу на общий стол: теперь он не нуждается тщательном измельчении продуктов, поскольку должен учиться жевать появившимися зубками. Однако это не подразумевает, что малыша нужно кормить «взрослыми» блюдами (соленостями и маринадами, сосисками, бульонами, супами с зажаркой и т.д.). Несбалансированное питание с введением в рацион не подходящих продуктов может стать причиной расстройства или даже серьезного заболевания желудочно-кишечного тракта. Гораздо лучшим вариантом станет переход остальных членов семьи на здоровое питание и адаптация общего стола под детское меню. 

С 9 месяцев можно начинать отучать ребенка от груди. Четких рекомендаций по этому вопросу нет, по желанию женщины кормление грудью может быть продолжено на гораздо более длительный срок (до 1,5–2 и даже до 3 лет). До 9 месяцев при достаточном количестве молока у матери прерывать грудное вскармливание нежелательно, но вот после достижения этого возраста младенец уже за счет других продуктов может получать все необходимые ему вещества. Следует помнить, что нельзя бросать кормление грудью при болезни ребенка, в жаркое время года. 

Зубы. У здорового младенца к 9 месяцам прорезывается 3–4 зуба (верхние и нижние резцы). Из-за прорезывающихся зубов набухают десны, и малыш постоянно чешет их (грызет игрушки, свои руки, кусается). Для облегчения симптомов прорезывания и развития навыка жевания ребенку необходимо предлагать жесткие продукты – кусочки моркови, яблока, корочки хлеба, специальное печенье. 

Отсутствие зубов или позднее начало прорезывания (после 8 месяцев) может отмечаться вследствие семейных особенностей (у родителей молочные зубы тоже появлялись поздно) или из-за наличия общих заболеваний: 

  • рахит;
  • гипотрофия;
  • анемия;
  • тяжелые хронические заболевания.

Игры и развитие. Занятия с малышом в 9 месяцев должны быть направлены на развитие речи и мелкой моторики. Под присмотром взрослых можно давать ему пластилин, массу для лепки, кинетический песок, мягкую бумагу (салфетки) для разрывания пальцами. Можно начинать рисовать с малышом – пальчиковыми красками и кисточкой, предлагать ему водные раскраски. Обязательно следует проводить пальчиковую гимнастику и выучить 1–2 потешки с жестами (сорока-ворона и др.). 

Для развития речи необходимо постоянно разговаривать с малышом, ежедневно читать ему – самые простые, коротенькие детские книжки с привлекательным оформлением (картинки, окошки, кнопки на книжках-игрушках). 

При выборе игрушек следует ориентироваться прежде всего на их безопасность для малыша. Желательно, чтобы у ребенка были кубики (мягкие и жесткие), пирамидка, сортер, несколько звучащих игрушек, достаточно крупная кукла с одеждой и машинка, которую можно катать. Все остальное определяется вашими собственными желаниями и финансовыми возможностями. 

Полезные игры и игрушки

Ребенку этого возраста нужен набор игрушек, которые будут способствовать его гармоничному развитию:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • мозаика (пазлы);
  • наборы овощей и фруктов;
  • сортеры, матрешки, вкладыши;
  • мячи;
  • игрушки для купания;
  • материалы для творческих занятий (пластилин, карандаши, краски);
  • звуковые и музыкальные игрушки (издающие разные звуки окружающего мира, проигрывающие разные мелодии; музыкальные инструменты, например металлофон, пианино, дудочка).

Но всегда стоит помнить, что малыш будет развиваться правильно и своевременно, только если вы будете играть с ним вместе, обговаривая и показывая способы работы с игрушкой, разучивая новые игры. Можно, к примеру, выбрать следующие игры.

  1. Найди гараж. Малышу предлагается несколько коробок разного размера и столько же машинок, тоже разной величины. Его задача – подобрать каждой машинке гараж по размеру.
  2. Положи это на место. Нужно собрать в одном месте разные предметы, которые всегда находятся в доме на определенных местах (подушка с дивана, пульт от телевизора, полотенце для рук и т. д.). Ребенок должен отнести каждый предмет на его место.
  3. Магнитная сказка. Для нее подойдут такие простые детские сказки, как «Репка» или «Колобок». Нужно приобрести магнитную доску и магниты соответствующих фигурок. Прочитав сказку, мама выстраивает животных в том порядке, в каком они появлялись. Затем ребенок должен повторить эту цепочку.
  4. Боулинг. Понадобятся небольшой мячик и несколько пол-литровых пластиковых бутылок. Эти «кегли» нужно выстроить в ряд, отойти на пару шагов и покатить на них мяч, чтобы он свалил их. Затем малыша просят повторить. Если ему сложно будет катить мячик, пусть бросит его в «кегли», пытаясь попасть.
  5. Обед. Это простейшая игра с бытовыми предметами, которые так любят детки в этом возрасте. Ребенку предлагают кастрюлю, ложки, пластиковые тарелки, половник. В разных емкостях или пакетах ему дают крупы, бобовые, макароны. Затем мама показывает, как все это нужно ложкой сложить в кастрюлю, перемешать, затем разложить по тарелкам. Пусть кроха попробует все это повторить, наслаждаясь участием во «взрослом деле».
  6. Сортировка. Пригодится, когда ребенок решит помочь маме постирать. Вариантов игры много. Можно попросить малыша отсортировать вещи по цветам (отобрать только белое, только красное), либо по назначению вещей (шортики отдельно, носочки отдельно, полотенца отдельно). Можно предложить чаду подбирать прищепки для каждой вещи соответствующего цвета (тогда нужно заранее запастись необходимым количеством прищепок нужных цветов).

Ребенок все ближе подходит ко второму дню рождения. Да, он уже, бесспорно, многого достиг. Но это вовсе не значит, что взрослые могут дистанцироваться и предоставить ему полную самостоятельность. Ведь очень скоро она перерастет в одиночество

Именно наше постоянное внимание и участие – залог гармоничного развития малышей и успешного преодоления возрастных кризисов

Физические успехи

Если сравнить малыша хотя бы с годовалым, можно увидеть, что он стал куда более подвижным, усовершенствовал многие умения, ему доступны некоторые навыки самообслуживания. Что он должен уметь делать в этом возрасте?

  • Ходить, бегать, причем делать это достаточно уверенно: следя за дорогой, смотря под ноги, обходя все препятствия, не падая на ровном месте.
  • Самостоятельно подниматься по лестнице, с небольшой поддержкой или уже без нее, спускаться по ступенькам.
  • Прыгать на двух ногах на месте, вперед.
  • Бить по мячу рукой или ногой, не промахиваясь.
  • Открывать двери, дверцы шкафов, ящики.
  • Взбираться на стул, слезать с него.
  • Пролезать под препятствием.
  • Ходить по ограниченной поверхности (доске).
  • Частично себя обслуживать (пользоваться ложкой, чашкой, зубной щеткой, расческой, полотенцем, салфетками, открывать кран).
  • Играть в песочнице с лопаткой и ведерком.

«Котёнок говорит: «Мяу!» или как развивать ребёнка

Во всём мире не найдётся такой мамы, которая не хотела бы, что б её ребёнок был самым лучшим. Поэтому чуть ли не с первого дня жизни, молодые мамы начинают развивать кроху всеми доступными способами. Они тщательно штудируют интернет, закупают массу полезных игрушек и занимаются с ребёнком. Не стоит переусердствовать. Одиннадцатимесячные малыши лучше всего усваивают новые знания через игру.

Игры с пуговицами

Ничего нет лучше для развития мелкой моторики, чем самые обыкновенные пуговицы. Ваш ребёнок с удовольствием играет с пуговками на вашей кофте? Тогда сшейте ему развивающую подушечку, или простой платок. Одна мамочка рассказывала, что на старую домашнюю кофту нашила половички, и когда носила дома малыша на руках, он играл с ними. Пуговицы должны быть разного размера, цвета, фактуры и разного количества. Таким образом, вы сможете долго учить малыша чему-то новому: формам, цветам, цифрам.

Подушка с пуговицами

Платок с пуговицами

Шнуровки

Очень нравятся деткам шнуровальные игрушки. Можно как приобрести специальные, уже готовые, а можно сделать их самостоятельно. Но, не забывайте, что ваш малыш не сможет продеть шнурок в узкую дырочку. Поэтому выбирайте, или делайте сами шнуровки с большими отверстиями.

Яблоко шнуровка

Самодельная шнуровка

Ролевые игры

Именно в 11 месяцев ваш малыш может начать играть в ролевые игры. Предложите ему покормить куклу или себя. Покатать зайца на ходилке-толкалке или в колясочке, укачать и уложить спать мишку. Даже если вы мама мальчика, эти игры очень важны. Ведь вы развиваете и приучаете малыша к социально важным вещам. Когда-то ваш взрослый сын будет качать свою дочку так же, как сейчас, маленького котёнка, подражая вам.

Социализация

Ребёнок в 11 месяцев уже довольно взрослый. Вполне может контактировать с другими детьми. Правда, речь не идёт о совместной игре. Выходите на детскую площадку, пусть малыш понаблюдает за сверстниками и старшими детками. Помните, что чужой пример всегда может подстегнуть вашего кроху развиваться.

Сейчас всё большую популярность набирают детские клубы раннего развития. Некоторые из них проводят занятия для деток начиная с 8–9 месяцев. Главная цель подобных занятий не сколько научить ребёнка чему-то, а показать, что есть и другие детки в мире и с ними можно контактировать. Научить малыша реагировать на чужой плач, что делать, если забирают твою игрушку и т. д. Обычно такие занятия длятся не дольше 30–40 минут. Включаю в себя несколько блоков упражнений, направленных на развитие слуха, мелкой моторики, координации движений, памяти и т. д.

Учим предметы и животных

Умение ребёнка показывать предметы, которые просит мама, или подражать животным — это предмет особой гордости мамочек во дворе. Можно использовать карточки Домана, или просто распечатать, понравившиеся изображения. А можно пошить развивающий домик: окошки разных цветов и форм, лестница, разноцветные двери, разные пуговки и самодельные фигурки предметов и животных. Такой домик долго будет интересовать вашего малыша, ведь фигурки можно менять. Для изучения животных и звуков, которые они издают, отлично подходят различные фермы. Играя с ними, малыш запоминает как выглядит животное и какие звуки он произносит.

Карточки Домана

Развивающий домик

Играем на кухне

Пока мама готовит обед или ужин, ребёнка надо чем-то занять. Попробуйте привлечь его к готовке. Например, 11-месячный ребёнок вполне способен порвать листья салата или переложить в миску нарезанные огурцы. Конечно, все занятия на кухне должны быть под контролем мамы! Пока варите макароны, дайте ребёнку несколько штук для игры (сухих, разумеется). Очень хорошо развивают мелкую моторику игры с фасолью, горохом, крупами. Можно поиграть в кладоискателей! Для этого в большую прозрачную ёмкость насыпьте манку, спрячьте там мелкие игрушки, колечки и камушки. Предложите малышу поискать их.

Развиваем мелкую моторику

Лейся песня!

Согласитесь, что развитие слуха, в том числе и музыкального очень важно для деток. Приобретите для малыша самые простые музыкальные инструменты: маракасы, ксилофон, барабан, детское пианино и т

д. Включайте ребёнку музыку. Например, сейчас выходит масса детских песенных проектов («Кукутики», «Малышарики», «Три медведя» и т. д.). Их песни очень нравятся малышам. Не забывайте и о старых добрых песнях из советских мультфильмах. Скачайте песни «Бременских музыкантов», «Песенку про дружбу» и т. д. Детки в 11 месяцев так забавно танцуют!

Книга — лучший подарок

Ребенок 9 месяцев развитие что должен уметь

  1. Ребенок узнает свое имя. Иногда это происходит чуть раньше или чуть позже. То есть он уже реагирует на конкретные звуки: вы его окликаете – он отзывается, реагирует на звук своего имени.
  2. Сидит без какой-либо дополнительной помощи. При этом в положении сидя пытается еще и ухватить игрушку и играть ею.
  3. Пытается стоять, возможно даже без помощи опоры.
  1. Скорее всего у ребенка появился новый способ захвата игрушек: с помощью указательного и большого пальцев.
  2. С вашей помощи пьет из кружки.
  3. С помощью опоры передвигается по квартире.
  4. Активно ползает на четвереньках. Если же ваш малыш все еще ползает по-пластунски, то предлагаю посмотреть обучающее видео в статье «Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть».
  5. Любит повторять за взрослым движения: поднимать руки, хлопать в ладошки, улыбаться. То есть понимает, что именно сейчас нужно делать.
  6. Знает где у него глазки, носик, ротик, ушки.
  7. Выражает свое согласие или несогласие кивком головы.

Развитие ребенка в 1 год

При оценке способностей годовалого ребенка важно понимать, что все дети разные. Одни малыши начинают ходить уже в 9 месяцев, а другие делают первые шаги только ближе к году

Аналогичная ситуация происходит и с навыками.

Физическое развитие

До года дети растут очень быстро. После годовалого возраста их рост и вес начинает увеличиваться медленнее. Регистрировать показатели веса и роста нужно каждые 3 месяца. Это можно делать взрослым самостоятельно дома или во время профилактического осмотра у педиатра.

В среднем, вес у детей в 1 год должен превышать их вес при рождении в 3 раза. Рост увеличивается примерно на 20 см (по сравнению с ростом при рождении).

Нормы роста и веса годовалых детей:

  • Мальчики — рост 75,5 см, вес 10 кг.
  • Девочки — рост 73,5 см, вес 9,5 кг.

Параметры роста и веса не должны точно соответствовать вышеуказанным нормам. Допустимо как отставание, так и опережение в росте и весе. О патологических нарушениях можно утверждать лишь тогда, если рост и вес малыша аномально низкий или, наоборот, аномально высокий.

В год у детей меняется внешний вид. Самыми большими частями тела у крохи являются животик и голова. Лицо принимает округлую форму и мягкие очертания. Ручки и ножки относительно тела кажутся короткими, на ощупь они мягкие без присутствия мускул.

  • Окружность головы — 46,6 см.
  • Количество зубов — от 4 до 10 прорезавшихся зубиков.

Взрослым необходимо помнить, что нет универсальных показателей нормы физического развития ребенка в 1 год. Развитие у детей происходит по-разному. Вышеуказанные показатели — это примерные данные, на которые следует ориентироваться родителям при оценке физического развития ребенка.

Навыки

По мнению специалистов, и девочки, и мальчики развиваются примерно одинаково. Но по примерам из жизни можно судить о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Мальчики же более активны, они с удовольствием играют в игрушки, общаются со взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Дети в 1 год очень непоседливы. Они активно двигаются, много играют. Некоторые малыши в год уже ходят, другие — только ползают. С освоением навыка ходить спешить нельзя. Если ребенок проявляет интерес к самостоятельной ходьбе, то мама должна его постоянно страховать.

Что должен уметь ребенок в 1 год?

  • Сидеть на корточках и легко вставать из этого положения.
  • Открывать и закрывать дверки у шкафчиков. Доставать из шкафов одежду и складывать ее обратно.
  • Вскарабкиваться на невысокий диван или кресло. Дети в год должны уметь и слезать с них.
  • Малыш должен уметь брать двумя пальцами (большим и указательным) мелкие предметы и крепко держать, не роняя. Также годовалые дети должны уметь собирать пирамидки, кубики по картинкам (около 4 кубиков).
  • Копировать поведение и мимику взрослых (расчесывать волосы, умываться, ремонтировать машину и т. п.).
  • Играть в сюжетные игры.
  • Узнавать животных, показывать, где кошка, а где собака.

Если какой-то из навыков малышу дается трудно, то родители должны помогать осваивать его. Все должно происходить в форме игры.

Какие трудности в развитии ребенка в 1 год могут возникать? Как их решить?

Дать оценку нормальному развитию ребенка помогут следующие тесты:

  • Умеет ли малыш твердо стоять на ногах, ползать на четвереньках, ходить (с помощью взрослых)?
  • Выполняет ли ребенок простые просьбы взрослых (принести мячик).
  • Использует ли малыш в процессе общения жесты?
  • Присутствуют ли в его речи осмысленные слова?

Если что-то родителей в физическом и психическом развитии малыша настораживает, то они должны проконсультироваться по этому поводу у специалиста.

Какие обычно возникают трудности?

  1. Малыш часто плачет, не интересуется игрушками, пассивен. Проблема может заключаться в стрессе, который когда-либо он получил. Оценить его психологическое состояние поможет психолог.
  2. Малыш не произносит звуки и слова. Многие дети начинают говорить после 1-2 лет. Но проконсультироваться с педиатром не помешает.

Малышу важно уделять много времени и внимания. Детки любознательны и, играя с родителями, они способны обучиться многим навыкам

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о том, что должен уметь ребёнок в 1 год. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Что умеем говорить?

В этом возрасте детки уже понимают связь между предметами и их названиями, накапливают достаточно большой запас «пассивной» речи (то, что не говорят, но могут понимать). Сейчас, ближе к 2 годам, начинается активное развитие речи, бум которого придется на 2–4 года.

Ребенок уже владеет большим арсеналом слов-звукоподражаний, которые он употребляет осознанно, соотнося с чем-то конкретным: «му-у» – корова, «бибика» – машина, «ав-ав» – собака, «бух» – падать, «мяу» (или «мяв») – кошка. Довольно часто случается, что малыш укорачивает слова, делая из 3 слогов 2 (карандаш – «кадась», машинка – «тинька», петушок – «питок», упала – «паля»).

Однако в этом возрасте обычно малыши умеют произносить и немало простых, но вполне «взрослых» слов. В их числе:

  • мама, папа, деда, баба, дядя;
  • простые имена (в том числе и свое): Тоня, Оля, Аня, Даня, Мила;
  • дай (когда просит), на (если дает что-то), пока (и при этом машет ручкой).

Сказать точно, сколько всего слов должно присутствовать в арсенале крохи в этом возрасте, довольно сложно. Один ребенок в состоянии воспроизводить десятка три или даже четыре вполне понятных (пусть пока не совсем четких) слов, другие говорят мало, обходятся 10–15 словами. Большинство детишек этого возраста уже пытаются выстраивать слова в простейшие предложения с подлежащим и сказуемым («Аня бух», «папа, иди»).

Однако если ребенок в речевом плане достиг меньших успехов, сейчас самое время помочь ему, развивая артикуляционный аппарат, мелкую моторику, провоцируя на общение. Или вдруг «не понимая», чего хочет ребенок. Тогда он вынужден будет делать попытки к объяснению.

Советы для родителей:

  • Цените самостоятельность. Если ребенок рвется, чтобы переместить тарелку или стакан, дайте ему в руки какую-нибудь небьющуюся посуду и поблагодарите за помощь. Терпение окупится в будущем, когда вам понадобится маленький помощник для мамы.
  • Сделайте езду в коляске приятной. Коляска ограничивает свободу, однако без нее еще трудно обойтись. Ребенку можно помочь, прикрепив туда игрушки, вертушку и пр. Или отвлекайте малыша тем, что он видит вокруг, – показывайте ему на собак, автомобили и пр.
  • Как можно чаще разрешайте ребенку ходить на собственных ногах. Вы должны понять, что вначале он будет проходить совсем не большие расстояния.
  • Не запрещайте ему собирать листья, касаться скамеек и других предметов. Вмешивайтесь только тогда, когда это действительно необходимо.

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу

Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
показывает части тела, минимум 3;
собирает пазл из 4-8 частей;
вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
рисует кривые линии, круги, квадрат;
может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Ссылка на основную публикацию