Задержка моторного развития у детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

Дети до 3 месяцев

Эмоции:

  • Здоровый ребенок может видеть, слышать и чувствовать запахи с рождения. Он узнает свою маму по голосу, запаху и лицу.
  • Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен быть вовлеченным в процесс воспитания.
  • Ребенок и старшие брат/сестра могут учиться друг у друга, поэтому они должны играть вместе, а старшие помогать заботиться о младшем ребенке.
  • Успокаивая ребенка, вы укрепляете его доверие к вам, и это поможет вам строить взаимоотношения.
  • Время грудного кормления – хорошая возможность обнять, приласкать, проявить любовь и заботу, развить эмоциональную привязанность.

Общение:

  • Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь (например, во время кормления). Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность ребенка общаться.
  • Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Ребенок старается »рассказать» о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.

Движения:

Ребенок учится видеть свои руки и ноги и управлять ими. Если дать возможность ребенку свободно двигаться, это поможет мышцам окрепнуть.
Ребенок начинает дотягиваться до предметов и тянуть их в рот

Это важно, поскольку он познает мир через осязание и вкус.
Он старается приподнимать голову, чтобы осмотреться вокруг. Помогите ребенку, взяв его на руки; поддержите головку и спину ребенка, чтобы он мог изучить окружающий мир

Дайте ему возможность лежать и переворачиваться на безопасной поверхности, и вы поможете развитию мускулатуры.

От 4 до 7 месяцев

Эмоции:

Дети рады видеть людей и их лица, поэтому члены семьи должны брать на руки, улыбаться, смеяться и разговаривать с ребенком.

Он привязан к маме и может чувствовать дискомфорт в присутствии посторонних. Если оставляете ребенка, то только с близкими людьми, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.

Общение:

  • Ребенок любит визжать и смеяться. Он отвечает на голос собеседника разными звуками, подражает услышанным звукам, и тем самым учится общению с окружающими.
  • Готовьте ребенка к речевой деятельности, повторяя его звуки и разговаривая с ним о том, что он видит и чувствует, что он хочет.

Движения:

  • Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
  • Помогая ребенку сидеть с опорой и переворачиваться на безопасной поверхности, этим вы содействуете развитию мышечного аппарата.

От 8 месяцев до 1 года

Эмоции:

  • Он может не захотеть разлучиться с вами. Помогите справиться с разлукой, нежно объяснив, когда вам нужно уйти и что вы его оставляете с близкими людьми. Игра в прятки — хорошее подспорье, чтобы показать ребенку, что вы уходите на время, а не навсегда.
  • Он чувствует гнев окружающих, и это может его расстроить. Постарайтесь оградить ребенка от негативных эмоций. Успокойте его, если это случилось.
  • Любовь и время, которое вы дарите ребенку, ваш искренний интерес и содействие его любопытству помогут ребенку развить в себе чувство уверенности.

Общение:

Отвечайте на звуки и желания ребенка. Разговаривайте с ним, пойте с ним, придавайте смысл его лепету, замечайте его и старайтесь отвечать, когда он к вам обращается. Рассказывайте сказки, читайте, называйте предметы и имена людей. Это поможет ему начать разговаривать и общаться.

Движения:

Игра с чистыми и безопасными предметами обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, кастрюли и сковородки, открывание и закрывание крышек, собирание и складывание предметов, самостоятельный прием пищи содействует развитию мелкой моторики.

Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Лечение ЗМР у недоношенных детей

Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.

Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» — в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.

Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.

Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.

Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на платформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия
  • Child’Space метод

Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.

В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.

Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.

Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.

Дети, рожденные от 24 недель

Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.

Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.

Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.

Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:

  • Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
  • Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
  • Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.

Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.

Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Особенности моторного развития недоношенных деток

Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики

Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание

  • С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
  • В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
  • С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
  • После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.

Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.

Признаки отставания ребенка в психическом развитии:

1.К двум месяцам жизни малыш не фиксирует взгляд, не узнает маму и не улыбается ей.

2.Не выражает свои эмоции в 3 месяца в виде «гуления».

3.После достижения 6 месяцев нет четкого разграничения у ребенка своих и чужих лиц.

4.На 8 месяце малютка не может самостоятельно играть любимыми игрушками.

5.К году не появляются элементарные речевые попытки воспроизвести слова (мама, папа, агу и т.д.).

Признаки отклонений в моторном развитии:

1.В первые 3 месяца малыш не удерживает голову.

2.На 4-5 месяце у него не получается перевернуться с живота на спину.

3.К 6 месяцам малыш не научился сидеть.

4.До года он не стоит и не ходит (сам или с поддержкой).

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Особенности заболевания

Патология эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается эмоциональная нестабильность, трудности в общении с другими людьми, неспособность сконцентрироваться на чем-то одном – мысли «рассеиваются» и не дают заниматься только одним делом. Взятие на себя большого количества дел и их невыполнение из-за нервного перенапряжения – частый симптом при ЗПР;
Патология внимания

Ребенок не способен концентрировать свое внимание, часто отвлекается. Двигательная и речевая активность либо понижены, либо патологически повышены, что заставляет задуматься о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;
Патология восприятия

Ребенку сложно узнавать уже ранее видимые предметы из-за недостаточных знаний об окружающем мире, он испытывает затруднение при просмотре схем или других изображений;
Нарушение памяти. Сопровождается низкой скоростью запоминания и невозможностью точного воспроизведения только что услышанных предложений;
Патология речевого развития. Иногда данный симптом выражен незначительно, однако в некоторых случаях ребенок может полностью перестать говорить;
Маленький словарный запас, что связано с недостаточными знаниями об окружающем мире, а не с грубой патологией интеллектуальной сферы;
Проблемы с нахождением «общего» среди двух предметов. Например, такие дети могут легко владеть поверхностными знаниями и назвать сразу несколько схожих черт, однако их ровесники находят общего в два раза больше.
Снижение познавательной функции. Данный симптом указывает на пассивность ребенка, его нежелание узнавать что-то новое.

Что такое «задержка в развитии»

Обратите внимание: речь идет именно о задержке. Это значит, что у ребенка по каким-то причинам возникли проблемы с нормальной скоростью развития того или иного навыка, функции

Он делает успехи, но медленно, или же ему приходится тяжелее, чем другим деткам. В данном случае речь идет о нервной системе и психике. Бывает так, что ребенок сам избавляется от проблемы.

Например, если он начал активно знакомиться с другими детьми, играть, общаться, то уровень его психоречевого развития часто приходит в норму и без лечения. Но такие ситуации не повод просто оставить малыша без помощи. В любом случае нужно обратиться к врачу. Ваш педиатр направит ребенка на обследование к:

  • невропатологу;
  • ЛОР-врачу;
  • терапевту;
  • психологу.

Если речь идет про задержку психомоторного развития, то необходимо заниматься с ребенком дома, а также регулярно походить осмотр врача. До 2 лет диагноз «задержка» обычно не ставится, но бывают и исключения – это случаи тяжелого расстройства нервной системы у малышей.

Что нужно помнить родителям прежде всего

Родителям необходимо заботиться о правильном развитии малыша еще до его появления на свет. Соблюдать такие простые и всем знакомые правила, как не пить алкоголь во время беременности, правильно питаться, употреблять лекарства только после разрешения врача.

Задержка психического, моторного и речевого развития происходит в первую очередь из-за того, что во время формирования мозга и нервной системы у ребенка что-то пошло не так. Этот процесс проходит еще на 3-6 месяцах беременности. Поэтому будущей маме необходимо здоровое питание, отсутствие стрессов. Прием антибиотиков и сильных лекарств в этот период может все испортить. Сама закладка нервных волокон будет неправильной —  отсюда задержка или более серьезные проблемы развития у детей.

После рождения малыша родители должны знать о том, что происходит с их ребенком. Основные рефлексы можно проверять дома, врач также обязательно будет проводить проверку рефлексов и реакций на каждом приеме.

Важно отслеживать процесс появления речи у ребенка. Как он повторяет слова, как складывает их в предложения

Если что-то вызывает сомнения, лучше записаться к логопеду. Простые дефекты исправляются за 1-2 посещения и при помощи домашних упражнений, таких как повторения, стихи, скороговорки, слова с труднопроизносимыми согласными.

С ребенком нужно заниматься. Это не только развивающие игры, но и самые обычные — малыш сам предложит игрушки и игру. С ним нужно разговаривать, демонстрировать разные эмоциональные реакции и ситуации. Глядя на взрослых, ему проще понять, к чему стремиться, ведь дети подражают родителям. Если вы будете просто аставлять ребенка одного с мультфильмами, говорящими игрушками, пусть даже самыми хорошими, это может привести к задержке или отставанию в развитии.

Ваш ребенок нуждается в помощи

Поставленный врачом диагноз — первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку. Здесь главную роль играют родители. Необходимо будет выполнять все, что скажет врач, пройти множество обследований и регулярно повторять их. Задержка еще не означает, что ваш малыш болен или неспособен на что-то. Это лишь значит, что все происходит медленнее, чем должно быть.

Для многих видов психической и моторной задержек развития сейчас есть лечение. После этого, если лечение прошло успешно, диагноз снимается. Так, например, в 2 года можно получить задержку речевого развития, но в 5 лет ее могут снять — теперь для своего возраста (5 лет) ребенок развит правильно. Что могло повлиять? Родители занимались с ребенком, он пошел в садик, посещал логопеда. Все – после снятия диагноза можно забыть об этой проблеме. Главное, поддерживайте кроху, помогайте ему, а не ругайте.

Родителям нельзя проявлять агрессию по отношению к малышу, если он чего-то не может сейчас, не умеет, отстает от сверстников. Каждый ребенок развивается индивидуально. Конечно, есть общий график для детей, но обычно 2-3 месяца отставания не страшны. Пока что у детей идет лишь «закладка фундамента»: психика еще очень гибкая, нервная система только формируется, еще не все нервные окончания работают слаженно с мозгом. Помните об этом.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить

Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Возраст Двигательные навыки
2 месяца В положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.
4 месяца Пытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.
6 месяцев Переворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.
8 месяцев Хорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.
10 месяцев Хорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.
12 месяцев Ходит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.
Ссылка на основную публикацию