«период новорожденности — доношенный новорожденный»

Голова у новорожденных

Голова
у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у
новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда
можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти
особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного
обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.

Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические
образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря
наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути,
изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного —  это самый заметный из родничков. Он  расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в
месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как
треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым
родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных
областях. Это клиновидные роднички.
Ещё одна пара родничков, сосцевидных,
обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и
диагностической значимости не имеют. Функции родничка у новорожденных

Родничок
играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается
и легче проходит через родовые пути.

Размер
головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет  1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма
головы у новорожденных

В
зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной:
долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой
вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило,
восстанавливается в течение первой недели жизни.


1-норма, 2-ассиметричная, 3-брахицефалическая, 4 -долихоцефалическая форма

Вопрос 3: Особенности сенсорного развития

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Новорожденный малыш, наверное, кажется вам совсем беспомощным. Как он может познавать мир, если даже не в состоянии поднять головку? Но именно в первые недели жизни ребенок обладает уникальными сенсорными способностями, которые через несколько месяцев начнут угасать, а к году практически сойдут на нет.

Исследование Бронштейна и Петрова: наблюдали за детьми в возрасте от нескольких часов до 8 дней. Методика заключалась в том, что новорожденному предъявлялись различные стимулы, а показателем различительной способности являлось торможение сосательного рефлекса.

В результате выяснилось, что новорожденные не только реагируют на стимулы, но и способны различать их интенсивность.

12 стр., 5680 слов

… тел нейронов. Большой скачок в степени зрелости коры мозга ребенка по сравнению с корой мозга новорожденного наблюдается через 14 дней после рождения. Особенно интенсивно … ребенка и в первую очередь оказывает плохое влияние на его нервную систему. Первый год жизни — прежде всего интенсивный рост и развитие структуры мозга. Головной мозг …

Звуки, которые различаются между собой больше чем на 1 октаву, различают 89% испытуемых. Разницу в одну 1 октаву – 70%, меньше чем в 1 октаву – 40%.

Расположение звука справа или слева также различают.

Цветовая чувствительность: только 37% детей реагируют на изменение цвета, причем только крайних цветов (зеленый-красный).

Вкусовая и обонятельная чувствительность обнаруживаются через 1,5 часа с момента рождения.

Тактильная чувствительность распределяется неравномерно: наиболее чувствительные участки – губы, ладони, лоб.

Ребенок различает температуру (на 1 отличный от привычной температуры может привести к отказу от пищи).

Ψ: Считается, что кожа – главный канал связи с внешним миром в этот период. Советуют: если вы хотите, чтобы с самых первых дней у вашего крохи развивался интеллект, постарайтесь, чтобы как можно больше времени он проводил голеньким

Особенно важно, чтобы открытыми были ручки до локтя и ножки от стопы до колена – именно здесь находятся наиболее восприимчивые участки кожи

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Звуки вызывают прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только замирает, но и поворачивает голову в сторону источника звука. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

В целом психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ψ: к моменту рождения вес головного мозга – 389г, к 1 году он увеличивается до 890г (прирост +501г).

Для развития головного мозга ребенку необходимо как можно больше стимулов. Это объясняется особенностями морфологического строения НС. Ощущения новорожденного определяют архитектуру его мозга. Всякий новый опыт закрепляется через мозговые связи, способствуя построению новых связей между клетками мозга. Под воздействием потока чувственных ощущений, доставляемых ранним жизненным опытом, возникает нервная сеть, сложнее которой едва ли сыщешь во всей вселенной. Но если мозг получает слишком мало внешних впечатлений, отсеиваются «избыточные» связи, а вместе с ними и будущие возможности. Ψ: проявление этой закономерности у животных: у животных, растущих в условиях обедненного зрительного опыта, отстают в развитии зрительные центры мозга, уменьшаются тела нейронов, укорачиваются их отростки и замедляется развитие проводящих путей. У детей, имеющих нарушения в работе органов чувств – отклонения в характеристиках биоэлектрической активности мозга.

7 стр., 3272 слов

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% — у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1—3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

Сердце новорожденного ребенка

Сердце
новорожденного ребенка отличается от сердца
взрослого тем, что оно работает неправильно ввиду несовершенства нервной
системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров.

Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до
140 ударов в минуту, на первом году жизни 130-110, в возрасте 1-2 лет — около
110 ударов в минуту; у взрослого человека — 72-80 ударов. Под влиянием
незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.)
пульс может резко учащаться.

Количество
крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза
больше, чем у взрослого. По своему составу кровь мало отличается от крови
взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато
быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток
свежего воздуха, питания и т. д.

Физиологические состояния неонатального периода

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания). При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

– неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая – наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

– мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) Желтуха новорожденных проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови. Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения. Недоношенные дети требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Закупорка сальных желез. Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов – через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя “Бепантена” 1 раз в 3 дня – единственное, что разрешено делать в таком случае.

Переношенный ребенок, особенности

Сколько перенашивают
ребенка? Время отсчета начинается начиная с 42-й акушерской недели.

Запоздалая беременность
может протекать и в нормальном порядке, и в итоге ребенок родится полностью
здоровым без каких-либо отклонений.


Переношенный новорожденный ребенок

Но чаще всего, длительная задержка родов несет в себе опасность для здоровья и матери, и ребенка. Зачастую опасность для жизни у переношенных новорожденных имеется в том случае, если после рождения была диагностирована гипоксия (кислородное голодание).

Если акушерами установлено, что ребенок перезрел,
это значит, что он очень плохо переносит кислородное голодание. Вследствие чего
возникают следующие осложнения:

  • потеря массы тела,
  • обезвоживание в первые недели жизни;
  • изменяется наличие гормонов в крови (снижается
    количество пролактина, кортизола);
  • могут страдать мозговые функции у ребенка
    (плохое эмоциональное и психическое развитие). Внешний вид переношенного ребенка.

Переношенный ребенок, задержавшийся в маминой матке, отличается характерным внешним видом. Так как сыровидная смазка, которая защищает  кожу крохи от микробов и облегчает прохождения по родовым путям,  полностью отсутствует, кожа переношенного ребенка сморщенная и шелушащаяся, особенно на стопах и ладонях. Цвет кожи — зеленоватый или желтоватый, пушковые волосы тоже отсутствуют, ногти и волосы длиннее, чем ребенка, родившегося в срок.

Из-за уменьшения питательных веществ,
поступающих малышу в утробе матери, он рождается худеньким. У 
переношенных детей кости черепа немного плотнее и родничок затягивается быстрее
— но в этом нет ничего страшного, главное — вовремя посетить невролога.

Кроме того,
переношенные детки часто опережают других малышей в развитии, они очень
активны, легко возбудимы и беспокойны, не редки случаи плохого сна.

Уход за переношенными детьми

Вся специфика ухода за переношенными детьми состоит в более тщательном уходе за кожей новорожденного ребенка. Придерживайтесь следующих правил:

  1. От рождения
    кожа  малыша более сухая, поэтому смазывать ее необходимо чаще. Для этого
    надо использовать специальные средства для нежного ухода за младенческой кожей:
    детские крема, масла для сухой детской кожи.
  2. Особенно тщательно
    нужно обращаться с кожными складками. Чтобы не возникли опрелости, кожные
    раздражения, складочки тщательно
    промывайте, просушивайте мягкой тканью. Обсушивать складочки маленького
    ребенка нужно только промакивающими движениями. Никакого трения! И после всего не забудьте воспользоваться
    специальными детскими кремами или самостоятельно приготовленным стерильным
    растительным маслом.
  3. Время от времени,
    устраивайте ребенку воздушные ванны,
    оставляя его голеньким, без подгузника. Для кожи такие процедуры очень полезны.
  4. Детей с проблемами
    кожи очень хорошо купать в ванночке с
    отварами противовоспалительных трав (ромашка, череда).
  5. И еще одно правило –
    использование детского мыла не должно
    быть ежедневным. Для новорожденного ребенка купание с мылом должно быть не
    чаще 1-2 раз в неделю. Помните, мыло подсушивает кожу, а у переношенных новорожденных,
    кожа и без того очень сухая и тонкая.

В целом, уход за
новорожденным, которого переносили, ничем не отличается от ухода за любым
новорожденным ребенком. Что касается приема витамина D, этот вопрос нужно
обсуждать с врачом. Все будет зависеть от состояния родничка.

Особенности питания
переношенного ребенка

Учитывая все
особенности новорожденного ребенка, в питании следует придерживаться двух
главных правил:

1 правило – самым полезным
и необходимым для переношенного новорожденного будет именно материнское молоко;

2 правило – постарайтесь
как можно чаще прикладывать ребенка к груди. Лучше, если он будет кушать
почаще, но меньшими порциями.

Уход за глазами

Многие интересуются, как видят новорожденные. Дело в том, что картинка перед глазами ребенка расплывается. В первое время после родов малыш видит все нечетко. Люди вокруг крохи — это лишь темные пятна, которые со временем начинают приобретать четкие очертания.

Органы зрения у малышей крайне чувствительные, как и кожа. Поэтому они требуют ежедневного ухода. О чем идет речь?

Необходимо каждое утро промывать глаза грудничку. Делается это при помощи кипяченой воды и ватного диска. Он смачивается, после чего совершается протирание в направлении от наружного угла глаза к внутреннему. Иногда для подобной процедуры используется раствор фурацилина.

Зрение детей важно оберегать с первых дней. Нельзя позволять смотреть ему на яркий свет и солнце, аккуратно работать со вспышкой, пытаясь сфотографировать малыша

Резкие изменения света тоже необходимо исключить.

Длительность периода новорожденности

Период новорожденности длится до конца первого месяца жизни ребенка (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, – следующие три недели.

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мира

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета

Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.

Алгоритм туалета новорожденного следующий:

  • умывание лица;
  • промывание глаз раствором фурацилина;
  • обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
  • по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
  • при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.

А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая — ее температура должна составлять 36,5—37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.

Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища — другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь — ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.

Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе — до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до —12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время — при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания — обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6—12 месяцев— 19-20 °С

Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более — дрожи

Статья прочитана 17 408 раз(a).

Грудной период ребенка

Грудной период. Этот период начинается с 3-4-й недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения.

В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции:

  • к 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении;
  • с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, далее со спины на живот;
  • к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить;
  • к 5-6 мес начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи — вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Рекомендации родителям

Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 — 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10-11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 — 4 приема; в возрасте 3 — 6 мес длительность сна — 16 ч в сут; от 6 до 10 мес — 15 — 16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5-15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления — бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веществах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим дефицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.

В первые 3-4 мес ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Видит ли новорожденный малыш?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Учебный фильм «Роддома на Фурштатской» на тему «Купание малыша». Рассказывает Мария Коновалова, врач педиатр Педиатрического центра.

Кризисный момент

Кризис периода новорожденности – это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.

По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.

– Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.

– Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).

– Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.

Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным безусловным рефлексам (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

  1. Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
  2. Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
  3. Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.

Жизнь маленького человечка начинается со стресса, вызванного трудным прохождением по родовым путям

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

Основные этапы детского возраста

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:

1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.

2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.

4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения

Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе

5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.

6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.

Ссылка на основную публикацию