Дизартрия у детей что это такое симптомы

Диагностика наличия дизартрии

При появлении настораживающих симптомов следует обратиться к педиатру. Если подозрения подтвердятся, врач направит вас к логопеду и неврологу для дальнейшего обследования и проведения лечения.

Логопед при обследовании оценивает наличие и степень выраженности речевых и неречевых нарушений. Последнее включает в себя изучение работы артикуляционного аппарата, состояния мимических мышц, характера дыхания.

Часто для обследования используются задания. Они могут включать в себя чтение отрывков и ответы на вопросы, списывание текста и диктанты. Результаты помогают не только поставить диагноз, но и отличить дизартрию от схожих заболеваний.

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты

Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол»

Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать

Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении — она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание — это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Прогноз

Если же, несмотря на все старания, у грудничка заметны некоторые проявления, указывающие на развивающуюся дизартрию, нельзя опускать руки. Такому малышу нужно уделять больше внимания, разговаривая и общаясь с ним, развивая познавательные способности, читая ему книжки и рассказывая о свойствах предметов. В дальнейшем потребуется приложить некоторые старания, чтобы научить ребенка навыкам самообслуживания и развивать графо-моторные навыки. И чем раньше мама обратится за помощью к специалистам, тем благоприятнее будет прогноз заболевания.

Как правило, дизартрия у детей, протекающая в стертой или легкой форме, довольно легко поддается лечению и коррекции. Пройдя курс лечения, такие малыши могут в дальнейшем довольно успешно обучаться в обычных школах. Кстати, в результате регулярных и правильно подобранных занятий с ребенком достигнуть впечатляющих результатов можно и при тяжелых поражениях мозга.

[], []

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Классификация дизартрии

Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:

  • Вялая дизартрия. Этот тип обусловлен периферическим парезом, может быть паралич артикуляционных мышц. Это происходит при нарушении работы языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов и их ядер. Часто наблюдается затруднённое глотание.
  • Спастическая. Данная форма происходит по причине двустороннего центрального пареза, а также параличом мышц.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Просчиходит по схожим причинам.
  • Атактическая. Проявляется при поражениях мозжечка либо проводящих путей этой части головного мозга. При этом типе дизартрии наблюдается растянутая речь, нарушенная модуляция. Во время разговора, дети с таким диагнозом, могут менять громкость речи без видимых на то причин.
  • Гиперкинетическая. Одна из разновидностей экстрапирамидной дизартрии. Она возникает при нарушениях в подкорковых узлах и существующих здесь нервных связей. В данном случае, речь ребенка невнятная, нарушена интонация, мелодичность, темп речи.
  • Гипокинетическая. Это один из видов экстрапирамидной дизартрии. Ее причинами являются поражения в подкорковых узлов. Зачастую это наблюдается при паркинсонизме и характерна медленной речью без выражения.
  • Смешанная. Такой тип случается после травмирования ЦНС, многоочаговости ее поражений.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени). При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная. В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей. Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п. С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Виды патологии

В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:

  1. Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
  2. Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
  3. Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
  4. Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
  5. Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
  6. Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.

Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.

Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии

Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.

Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.

Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга. Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.

Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит. Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие. У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.

Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.

Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):

  1. Бульбарная.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Экстрапирамидная (подкорковая).
  4. Мозжечковая.
  5. Корковая.

Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей. Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна. Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.

При ДЦП различают следующие разновидности болезни:

  • спастико-ригидная;
  • спастико-паретическая;
  • гиперкинетическая;
  • атактическая;
  • атактико-гиперкинетическая.

В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.

Степень дизартрических нарушений Описание
1 (стертая дизартрия) Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.

Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.

2 Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна.
3 Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи.
4 Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников.

Методы лечения заболевания

Независимо от степени тяжести состояния, его лечение в обязательном порядке включает наблюдение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом. В ходе терапии проводится отработка у ребенка следующих навыков:

  1. Налаживание физиологически правильного дыхания.
  2. Оптимизация речевого дыхания посредством дыхательной гимнастики.
  3. Активизация работы элементов речевого аппарата.
  4. Развитие голоса и коррекция произведения звуков.
  5. Стимулирование мелкой моторики.
  6. Развитие речевой коммуникации с помощью налаживания тональности и отработки выразительности речи.

При желании дизартрия может лечиться в индивидуальном порядке или в составе группы. Нередко на занятия допускаются родители с целью их обучения и продолжения терапии в домашних условиях. Медикаментозное лечение проводится только в том случае, если патология развивается на фоне неврологических заболеваний, а состояние характеризуется выраженными сенсорными и двигательными расстройствами.

В этом случае сначала проводится терапия, направленная на устранение основной проблемы, и только после этого подключается логопед, проводящий необходимую коррекцию. На одном из этапов терапии вводятся физиотерапевтические процедуры, нередко применяется иглоукалывание и другие варианты воздействия на рефлексогенные точки.

Родителям необходимо подготовиться к тому, что лечение может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время ребенок должен чувствовать поддержку со стороны близких. Потеря контакта и отношение к малышу, как к инвалиду, может свести к нулю все старания врачей. Только те дети, которых постоянно поощряют и поддерживают родственники, постепенно восстанавливаются и избавляются от мешающего нормальной жизни дефекта.

Вопросы и предложения: info@TheRebenok.ru

Внимание! Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на первоисточник. Информация предоставляется с целью ознакомления

Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу

Информация предоставляется с целью ознакомления. Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Выделите ее и нажмите:

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

✐ Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;

✐ Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;

✐ План-схему для составления таких занятий дома.

Лечебная программа

В каждом случае курс терапии подбирается индивидуально в зависимости от формы заболевания, степени выраженности отклонений и наличия сопутствующих патологий. Лечение почти всегда проводят в домашних условиях.

Обязательны занятия с логопедом. В процессе занятий ребенку помогают восстановить дыхание, корректируют произношение и развивают мелкую моторику. Если дети не разговаривают или делают это неохотно, их стимулируют к общению.

При обнаружении неврологических расстройств может быть назначена медикаментозная терапия. Таким образом лечат основное заболевание, которое спровоцировало развитие дизартрии.

Большинство лекарств направлено на восстановление тканей, улучшение памяти и мозгового кровообращения, облегчение концентрации. Часто назначают физиотерапевтические процедуры: ванны, лечебную физкультуру, массажи. Хорошо помогает иглоукалывание.

Мероприятия в домашних условиях

Упражнения направлены на развитие артикуляционного аппарата. Возможность проведения домашних занятий сначала нужно обсудить с логопедом и неврологом. Вместе с детьми можно надувать воздушные шары или имитировать движения. Укрепляет мышцы открывание и закрывание рта.

Можно предложить ребенку леденец или конфету: рассасывание тренирует артикуляционный аппарат. Упражнения могут включать в себя облизывание губ или щелканье зубами. При незначительных отклонениях допускается произношение скороговорок для проработки проблемных звуков.

Коррекция моторных нарушений

Первые занятия можно проводить после 1 года. Начинать нужно с легких заданий, затем постепенно усложнять. В 2-3 года переходят к сложным упражнениям.

Большие пальцы отведите в стороны. Делайте ими круговые движения. Сгибайте и разгибайте фаланги сначала всех пальцев, затем — по отдельности. Расслабьте кисти рук. Помахайте ими и встряхните. Просите ребенка воспроизвести действие после каждого движения. Все упражнения выполняйте 5 раз.

Воспитание детей

В первую очередь коррекционные мероприятия проводятся с родителями. Проблемы со здоровьем ребенка вызывают у них стресс, из-за чего возникают конфликты и напряжение. Это приводит к появлению коммуникативного барьера между членами семьи, что дополнительно затрудняет развитие детей.

Отношения между взрослым и ребенком должны быть доверительными. Следует принять недостатки детей и выработать правильную мотивацию. Нужно помогать ребенку, если у него появились комплексы, иначе он замкнется в себе и предпочтет общение жестами. Ни в коем случае нельзя способствовать появлению заниженной самооценки.

Нужно стимулировать ребенка к общению, строить его на позитиве и стараться вовлекать в совместную деятельность. Работа в огороде, перебирание гречки и другие похожие занятия способствуют развитию мелкой моторики.

Важно не только выполнять упражнения, но и убеждать в их значимости. Дети без мотивации хуже поддаются лечению

Обязательно стимулируйте ребенка, отмечайте его успехи и хвалите. Вам нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы занятия были более эффективными.

Симптомы

Существуют разные виды дизартрии, но их основные симптомы схожи — это проблемы с общей и мелкой моторикой, нарушения дыхания, голоса. Отмечаются проблемы и с согласными звуками, и с гласными. Дефекты звукопроизношения условно делят на две группы: искажение и отсутствие (либо замена) звука.

Прежде всего страдает артикуляционная моторика ребенка. В таком случае наблюдается повышенный или пониженный тонус мышц. При гипертонусе язык оттянут вглубь рта, спинка приподнята, кончик плохо работает. При проблемах с круговой мышцей губы сжаты и движения их ограничены.

При гипотонусе язык распластан и слаб, губы вялые и не сомкнуты. Часто это сопровождается гиперсаливацией.

При дизартрии страдает произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков. Нередко у детей наблюдается межзубное произношение – кончик языка просовывается между зубов.

Из-за нарушения работы нервных окончаний и передачи импульса в головной мозг дети плохо ощущают движения языка и губ, поэтому они затрудняются с переключением позы.

Симптомы дизартрии

Ссылка на основную публикацию