Что должен уметь ребенок в 1 год: навыки и развитие малыша в 12 месяцев

Что же должен говорить ребенок в 1 год?

Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?

Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:

  • понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
  • понимает слово “нельзя”;
  • по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)

Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).

Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.

Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.

В последние годы часто используются зарубежные  диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к  15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.

Как адекватно оценить развитие речи  ребенка в 1 год?

Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:

  • понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
  • свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
  • произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).

Основные навыки годовалого ребенка

Вспоминая календарь развития ребёнка на протяжении первого года жизни, перечислим самые первые двигательные навыки малышей:

— сосредоточение взгляда на источниках света, слежение за ними; — следит глазами за игрушками, прислушивается к издаваемым ими звукам; — поднимает и удерживает голову; — одаривает улыбкой маму; — осваивает перевороты на живот и обратно (с живота на спинку); — тянется за игрушками; — сидит; — лепечет и агукает.

Двигательное развитие ребёнка в 1 год включает уже гораздо больше разнообразных умений. Малыш может уверенно стоять без опоры и поддержки, активно ползать, в том числе перебираться по ступеням лестницы вверх и вниз. Напомним, что некоторым вполне нормальным малышам свойственно полное отсутствие навыка ползания и соответственно более раннее развитие умения ходить.

К году большинство малышей топает ножками, держась одной или двумя руками за пальцы взрослого. Некоторые умеют в этом возрасте ходить самостоятельно. С поддержкой взрослых ребёнок может переступать по лестницам приставными шажками.

В возрасте 12 месяцев развитие ребенка позволяет ему из любого положения вставать на ноги, наклониться и выпрямиться, присесть на корточки, взбираться на стулья и другие предметы мебели, спускаться с них обратно.

Развитие ребенка в 1 год

При оценке способностей годовалого ребенка важно понимать, что все дети разные. Одни малыши начинают ходить уже в 9 месяцев, а другие делают первые шаги только ближе к году

Аналогичная ситуация происходит и с навыками.

Физическое развитие

До года дети растут очень быстро. После годовалого возраста их рост и вес начинает увеличиваться медленнее. Регистрировать показатели веса и роста нужно каждые 3 месяца. Это можно делать взрослым самостоятельно дома или во время профилактического осмотра у педиатра.

В среднем, вес у детей в 1 год должен превышать их вес при рождении в 3 раза. Рост увеличивается примерно на 20 см (по сравнению с ростом при рождении).

Нормы роста и веса годовалых детей:

  • Мальчики — рост 75,5 см, вес 10 кг.
  • Девочки — рост 73,5 см, вес 9,5 кг.

Параметры роста и веса не должны точно соответствовать вышеуказанным нормам. Допустимо как отставание, так и опережение в росте и весе. О патологических нарушениях можно утверждать лишь тогда, если рост и вес малыша аномально низкий или, наоборот, аномально высокий.

В год у детей меняется внешний вид. Самыми большими частями тела у крохи являются животик и голова. Лицо принимает округлую форму и мягкие очертания. Ручки и ножки относительно тела кажутся короткими, на ощупь они мягкие без присутствия мускул.

  • Окружность головы — 46,6 см.
  • Количество зубов — от 4 до 10 прорезавшихся зубиков.

Взрослым необходимо помнить, что нет универсальных показателей нормы физического развития ребенка в 1 год. Развитие у детей происходит по-разному. Вышеуказанные показатели — это примерные данные, на которые следует ориентироваться родителям при оценке физического развития ребенка.

Навыки

По мнению специалистов, и девочки, и мальчики развиваются примерно одинаково. Но по примерам из жизни можно судить о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Мальчики же более активны, они с удовольствием играют в игрушки, общаются со взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Дети в 1 год очень непоседливы. Они активно двигаются, много играют. Некоторые малыши в год уже ходят, другие — только ползают. С освоением навыка ходить спешить нельзя. Если ребенок проявляет интерес к самостоятельной ходьбе, то мама должна его постоянно страховать.

Что должен уметь ребенок в 1 год?

  • Сидеть на корточках и легко вставать из этого положения.
  • Открывать и закрывать дверки у шкафчиков. Доставать из шкафов одежду и складывать ее обратно.
  • Вскарабкиваться на невысокий диван или кресло. Дети в год должны уметь и слезать с них.
  • Малыш должен уметь брать двумя пальцами (большим и указательным) мелкие предметы и крепко держать, не роняя. Также годовалые дети должны уметь собирать пирамидки, кубики по картинкам (около 4 кубиков).
  • Копировать поведение и мимику взрослых (расчесывать волосы, умываться, ремонтировать машину и т. п.).
  • Играть в сюжетные игры.
  • Узнавать животных, показывать, где кошка, а где собака.

Если какой-то из навыков малышу дается трудно, то родители должны помогать осваивать его. Все должно происходить в форме игры.

Какие трудности в развитии ребенка в 1 год могут возникать? Как их решить?

Дать оценку нормальному развитию ребенка помогут следующие тесты:

  • Умеет ли малыш твердо стоять на ногах, ползать на четвереньках, ходить (с помощью взрослых)?
  • Выполняет ли ребенок простые просьбы взрослых (принести мячик).
  • Использует ли малыш в процессе общения жесты?
  • Присутствуют ли в его речи осмысленные слова?

Если что-то родителей в физическом и психическом развитии малыша настораживает, то они должны проконсультироваться по этому поводу у специалиста.

Какие обычно возникают трудности?

  1. Малыш часто плачет, не интересуется игрушками, пассивен. Проблема может заключаться в стрессе, который когда-либо он получил. Оценить его психологическое состояние поможет психолог.
  2. Малыш не произносит звуки и слова. Многие дети начинают говорить после 1-2 лет. Но проконсультироваться с педиатром не помешает.

Малышу важно уделять много времени и внимания. Детки любознательны и, играя с родителями, они способны обучиться многим навыкам

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о том, что должен уметь ребёнок в 1 год. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца

Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее

Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

Особенности питания ребенка в этом возрасте

Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.

Примерное меню для детей до 2-х лет

А овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при  этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые

Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши

Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.

Развитие самостоятельности в приеме пищи

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В период от года до полутора лет малыши стремительно расширяют границы своего мира, совершенствуя двигательные навыки. Поощряйте стремление ребенка к физической активности и исследованиям. Обеспечьте ему безопасное пространство для игр и возможность самостоятельно его трансформировать. Для хранения игрушек можно использовать легкие ящики на колесиках, корзинки и коробки, которые легко можно подвинуть или перевернуть.

Ваш малыш учится продумывать свои действия наперед, чтобы добиться желаемого: например использовать подручные предметы, чтобы залезть повыше и достать интересную игрушку. Поставьте в его комнате стульчик, скамеечку или маленькую лесенку с двумя ступеньками, чтобы он мог сам пододвинуть их к комоду, на котором лежит интересная книжка или сидит плюшевый медведь.

Для развития зрения ребенку необходима цветовая стимуляция. Используйте разноцветные игрушки и книжки с картинками, цветные детали в интерьере детской комнаты и детскую одежду ярких цветов. Развитию цветного зрения также способствуют регулярные прогулки на улице.

Малыш с удовольствием будет собирать кубики в коробку, стараясь придать им правильную форму, а потом высыплет все на пол, чтобы начать процесс заново.

Игра в «матрешку» надолго увлечет маленького исследователя. Вместо куклы-матрешки можно использовать картонные коробки разного размера. В самую маленькую коробочку положите приз — кусочек печенья или виноградину без косточек.

Мягкие цветные карандаши или мелки — великолепный подарок для будущего художника. Малыш с удовольствием будет изучать интересное свойство предметов — способность оставлять цветные следы на бумаге (или одежде и обоях).

Старый дедушкин бумажник, ненужная связка ключей и мамина сумочка могут стать спасением для родителей в дождливый день. Активный малыш охотно попытается вести себя «как взрослый» и использовать эти «сокровища» по назначению: вставить ключ в замочную скважину, проверить, сколько отделений в бумажнике, поместиться ли он в сумочку и т.д.

Песок — отличный объект для изучения. Если погода не позволяет поиграть в песочнице — не беда. Постелите на пол клеенку, приготовьте пластмассовое сито и песок. Покажите малышу, что если поднимать сито на разную высоту, то лучше видно, как сквозь дырочки сыпется песок. Вместо песка можно воспользоваться обыкновенной манной крупой.

Собираясь на прогулку, спросите малыша, какие носки он предпочитает — синие или красные, хочет ли взять с собой лопатку или другую игрушку. Если вы зашли в магазин, четко проговаривайте названия всех покупаемых товаров и «советуйтесь» с ребенком, выбирая яблоки или сорт молока. Поднимаясь с малышом по лестнице, не забывайте вслух считать ступеньки, а на прогулке каждый раз обсуждайте погоду и явления природы.

Развитие ребенка в 1 год

Любящие родители с большим трепетом относятся к первым проявлениям осознанного восприятия жизни у малышей. При этом некоторые мамы и папы в стремлении дать своему крохе все самое лучшее иногда перегибают палку, что выражается в обычной ситуации в требовании от ребенка освоения не характерных для его возраста навыков. Помните, что каждый малыш по-своему уникален и нельзя превращать малютку в «объект» самоутверждения. При всем этом нужно понимать, что существует некий усредненный набор навыков, которым карапуз к 12 месяцам должен обладать.

Относиться к такого рода показателям развития стоит спокойно и без фанатизма. Зачастую то, что умеет ребенок в 1 год, всецело зависит от родителей. Исключение составляют только какие-либо ярко выраженные симптомы отставания малютки в развитии

Помимо этих моментов, стоит уделять внимание нормам веса и роста ребенка. Так, годовалый малыш должен утроить свой исходный вес и вырасти на 25 см

Важно сказать, что указанные значения не могут применяться в отношении недоношенных или имеющих проблемы с лишней массой тела детей

Физическое

К годику детки, как правило, уже умеют стоять, держась за предметы мебели или взрослого, сидеть, активно ползать. Некоторые особо шустрые малыши умеют даже ходить. По большей части детки передвигаются по дому вдоль опоры или с поддержкой за одну или две ручки. При этом не стоит недооценивать карапуза и думать, что он не сможет забраться на подоконник или стащить со стола острые предметы. К этому времени детки уже в достаточной степени умные и при необходимости могут подставить стул.

Отвечая, что должен уметь ребенок в 1 год, специалисты отмечают, что темпы развития физических способностей полностью зависят от степени самостоятельности крохи

По этой причине крайне важно, чтобы малыш выполнял основную «работу» сам, но с родительской подстраховкой. К слову сказать, если ваш карапуз хочет научиться ходить, то дайте ему возможность сделать первые шаги самостоятельно, не забывая при этом о подстраховке

Психическое

Годовалые детки независимо от индивидуальных темпов развития активно изучают окружающий мир. Малышам, как правило, очень интересно брать предметы с недоступных мест, осваивать навыки построения простейшего конструктора. Последнее занятие весьма полезно для карапуза, так как позволяет развивать мелкую моторику. Касательно того, что должен уметь годовалый ребенок с точки зрения психологического развития, стоит сказать, что кроха к этому времени уже обладает следующими основными навыками:

  • умеет собирать пирамидку из нескольких колечек;
  • играет с посудой и при этом делает вид, что ест ложкой, пьет из кружки;
  • может построить башенку из двух кубиков;
  • проявляет интерес к незнакомым предметам;
  • кормит кукол, причесывает их и укладывает спать;
  • умеет брать мелкие предметы двумя пальцами;
  • подражает взрослым;
  • танцует под музыку;
  • пытается самостоятельно открывать и закрывать дверцы шкафов;
  • собирает игрушки.

Полезные игры и игрушки

Ребенку этого возраста нужен набор игрушек, которые будут способствовать его гармоничному развитию:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • мозаика (пазлы);
  • наборы овощей и фруктов;
  • сортеры, матрешки, вкладыши;
  • мячи;
  • игрушки для купания;
  • материалы для творческих занятий (пластилин, карандаши, краски);
  • звуковые и музыкальные игрушки (издающие разные звуки окружающего мира, проигрывающие разные мелодии; музыкальные инструменты, например металлофон, пианино, дудочка).

Но всегда стоит помнить, что малыш будет развиваться правильно и своевременно, только если вы будете играть с ним вместе, обговаривая и показывая способы работы с игрушкой, разучивая новые игры. Можно, к примеру, выбрать следующие игры.

  1. Найди гараж. Малышу предлагается несколько коробок разного размера и столько же машинок, тоже разной величины. Его задача – подобрать каждой машинке гараж по размеру.
  2. Положи это на место. Нужно собрать в одном месте разные предметы, которые всегда находятся в доме на определенных местах (подушка с дивана, пульт от телевизора, полотенце для рук и т. д.). Ребенок должен отнести каждый предмет на его место.
  3. Магнитная сказка. Для нее подойдут такие простые детские сказки, как «Репка» или «Колобок». Нужно приобрести магнитную доску и магниты соответствующих фигурок. Прочитав сказку, мама выстраивает животных в том порядке, в каком они появлялись. Затем ребенок должен повторить эту цепочку.
  4. Боулинг. Понадобятся небольшой мячик и несколько пол-литровых пластиковых бутылок. Эти «кегли» нужно выстроить в ряд, отойти на пару шагов и покатить на них мяч, чтобы он свалил их. Затем малыша просят повторить. Если ему сложно будет катить мячик, пусть бросит его в «кегли», пытаясь попасть.
  5. Обед. Это простейшая игра с бытовыми предметами, которые так любят детки в этом возрасте. Ребенку предлагают кастрюлю, ложки, пластиковые тарелки, половник. В разных емкостях или пакетах ему дают крупы, бобовые, макароны. Затем мама показывает, как все это нужно ложкой сложить в кастрюлю, перемешать, затем разложить по тарелкам. Пусть кроха попробует все это повторить, наслаждаясь участием во «взрослом деле».
  6. Сортировка. Пригодится, когда ребенок решит помочь маме постирать. Вариантов игры много. Можно попросить малыша отсортировать вещи по цветам (отобрать только белое, только красное), либо по назначению вещей (шортики отдельно, носочки отдельно, полотенца отдельно). Можно предложить чаду подбирать прищепки для каждой вещи соответствующего цвета (тогда нужно заранее запастись необходимым количеством прищепок нужных цветов).

Ребенок все ближе подходит ко второму дню рождения. Да, он уже, бесспорно, многого достиг. Но это вовсе не значит, что взрослые могут дистанцироваться и предоставить ему полную самостоятельность. Ведь очень скоро она перерастет в одиночество

Именно наше постоянное внимание и участие – залог гармоничного развития малышей и успешного преодоления возрастных кризисов

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Развивающие игрушки для малышей от 1 до 2 лет

Для годовалого малыша нужно регулярно проводить развивающие занятия. Особенно это касается тех детей, у которых есть проблемы с моторикой, психоэмоциональными навыками.

Родителям рекомендуется:

стимулировать ползанье, ходьбу ребенка. Для этого нужно предлагать ему катать коляску, мяч. Полезно купить игрушку-каталку, чтобы малыш смог с ней передвигаться

Нельзя упускать возможность ходить с ребенком по лестнице;
уделять внимание развитию мелкой моторики. Для этого надо предлагать пересыпать крупу руками или при помощи ложки из одной чашки в другую

Полезно рисование, лепка из пластилина, надевание браслетов и колец, складывание пирамидки. Можно давать малышу игрушки завернутые в фольгу или бумажную салфетку. Во время купания в общей ванне надо предлагать ребенку ловить плавающие в воде игрушки;
занимать малыша сюжетными играми. К примеру, можно вместе надевать на куклу шапку, платье, кормить мишку;
общаться с ребенком. Родителям следует комментировать собственные действия, называть игрушки, которые они дают малышу. Также полезно показывать карточки Домана, читать сказки, повествовать стишки. Стоит не упускать возможности общения малыша с другими детьми. Следует помогать ему заводить новые знакомства;
отправляясь с ребенком за покупками, нужно показывать и называть разные продукты, давать возможность самостоятельно класть их в корзину.

Для стимулирования физического развития педиатры также советуют проводить регулярно гимнастику и выполнять массаж. Нельзя игнорировать стремление ребенка к самостоятельности. Например, если малыш пытается сам взобраться на песочную горку, то не нужно ему в этом помогать.

Рекомендуется закалять малыш с раннего возраста

Доктор Комаровский рекомендует заниматься закаливанием, путем обливания холодной водой, принятия воздушных и солнечных ванн. Вечером следует проветривать помещение

Важно регулярно гулять с ребенком на улице. Свежий воздух снимает психоэмоциональное напряжение, делает сон более крепким и спокойным.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон роста – соматотропин. Это вещество отвечает за развитие всех органов и систем. Необходимо уметь правильно выбирать для малыша игрушки. Акцент следует делать на развитии мелкой моторики, зрительной памяти, речи.

Для годовалых детей подходят такие виды игрушек:

  • разноцветные кубики;
  • конусы;
  • арки;
  • пирамиды;
  • сортеры (представляют собой игрушки с отверстиями, в которые нужно помещать соответствующие геометрические фигуры);
  • сенсорные коробки;
  • мягкие игрушки;
  • куклы;
  • машина с кузовом;
  • ведро с лопаткой;
  • лейка;
  • игрушечный телефон;
  • пластмассовая посуда;
  • музыкальные игрушки;
  • тканевые или картонные книжки.

Мелкую моторику хорошо развивают такие занятия:

  • наматывание нитки на клубок;
  • приклеивание наклеек на бумажный лист;
  • закручивание, откручивание крышки;
  • игра с прищепками;
  • игра с песком.

Стимулировать речевое развитие можно при помощи таких игр:

  • выполнение артикуляционной гимнастики;
  • рассматривание картинок в детских книжках и озвучивание увиденного;
  • рассказывание малышу обо всем, что его интересует;
  • совместное пение детских песен.

Навыки и умения малыша

Малыш второго года жизни умеет уже выполнять достаточно много действий самостоятельно. К полутора годам ребенок окончательно закрепляет следующие навыки:

  • пьет из чашки;
  • ест сам ложкой;
  • переворачивает странички книги;
  • возит машинку за веревочку;
  • кормит или умывает куклу;
  • собирает пирамидку по величине;
  • может различать до трех цветов;
  • различает формы предметов (круглый – мяч, квадратный – кубик и пр.);
  • рисует фломастером зигзаги и овалы;
  • умеет пользоваться предметами по их назначению (ложкой ест, расческой расчесывается, тряпкой протирает и т.д.);
  • собирает мелкие детали в кубик с отверстиями.
Ссылка на основную публикацию