3 месяц жизни ребенка

Питание

В первый месяц жизни важно правильно наладить кормление ребенка. Лучший вариант – это грудное вскармливание

В последние годы специалисты по грудному вскармливанию советуют кормить грудничка по требованию, это помогает увеличить лактацию, а малыш всегда будет сытым и довольным. За сутки вы можете прикладывать к груди ребенка 10-13 раз. Если малыш после кормления плачет, возможно, не хватает молока, и он не наедается. В таком случае нужно подобрать адаптивную смесь, и продолжать кормить грудью.

При кормлении важно правильно вкладывать сосок в рот младенцу. Он должен захватить весь околососковый кружок

Многие дети во время кормления устают и быстро засыпают, если вы чувствуете, что малыш выпил мало молока, его нужно побуждать к сосанию. Для этого вынимайте сосок у него изо рта, затем снова вкладывайте, слегка похлопайте по щечкам.

Первый месяц жизни новорожденного: режим дня

Роды – это стресс не только для матери, но и для малыша. Большую часть первого месяца своей жизни, примерно 18-20 часов, малыш проводит во сне. Он просыпается, чтобы покушать, немного посмотреть вокруг и снова засыпает. Именно за счет такого режима дня новорожденный набирается сил, чтобы спустя немного времени радовать маму и папу своей активностью. Когда младенец не спит, он ест.

Сон

Различают три основные вида сна у новорожденного ребенка:

  • глубокий сон – глаза ребенка закрыты, он дышит медленно и ровно, тело малыша расслабленно;
  • неглубокий сон – дыхание ребенка неровное,  учащенное,  под веками различается движение глазных яблок, ручки и ножки подергиваются;
  • дремотное состояние – возникает во время кормления малыша перед моментом засыпания и характеризуется полузакрытыми веками;

Новорожденный обычно спит в позе лягушки, лежа на спине, ручки согнуты в локтях и подняты вверх, ножки согнуты в коленях и раздвинуты в стороны.

Дети в этом возрасте еще не понимают время суток. Чтобы помочь малышу привыкнуть к суточным циклам, можно в меру контролировать его сон, не давая спать целый день, будить малыша на процедуры кормления и купания. Следовательно, в ночное время должна усиленно соблюдаться тишина и темнота. Спустя определенное количество времени ребенок привыкнет к тому, что день – время для активности, ночь – время для крепкого сна.

Кормление новорожденного

В первый месяц новорожденный должен есть не менее 8-9 раз в сутки, высасывая за каждое кормление по 60 мл молока.  Ребенку дают грудь  при первых признаках беспокойства,  это называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Более частое прикладывание ребенка к груди является так же одним из главных способов стимуляции лактации у мамочек, особенно у первородящих. Таким способом,  получается 10–12 кормлений за сутки.

Малыш при сосании должен захватывать весь околососковый кружок. За первые 5-10 минут кормления он обычно высасывает основной объем молока. Но некоторые  дети быстро устают и засыпают, их нужно будить, нежно теребя по щёчке, вынимая и обратно вкладывая им сосок в рот.

При сосании вместе с молоком обязательно попадает воздух, поэтому  срыгивание необходимо, оно помогает малышу избавиться от накопившегося в желудке воздуха.

Срыгивание должно проходить через каждые 5 минут при грудном вскармливании и через каждые 50 г — при искусственном кормлении смесью из бутылочки. Обычно это делается в позе вертикально на мамином плече.

Почему новорожденный худеет

В первые дни жизни малыш теряет в весе. Не пугайтесь, это является вполне естественным процессом. Когда младенец появляется на свет, в его организме содержатся излишки жидкости. В момент рождения ребенок утрачивает 8-10% своего веса, только потом его масса принимает стабильное значение и начинает возрастать. Спустя две недели ребенок восстанавливает массу тела, зафиксированную при его появлении на свет.

Как ведут себя новорожденные в первый месяц — рефлексы малыша

Рефлексы — это ответная реакция организма на разнообразные раздражители. На первом месяце жизни у ребенка еще присутствуют безусловные рефлексы, которые помогают ему приспособиться к жизни вне утробы матери. Со временем рефлексы утрачиваются.

Родителям следует внимательно наблюдать за каждым рефлексом своего чада, ведь на данный момент – это единственное средство коммуникации малыша с этим миром.

Как узнать, что у ребенка болит:

  • Если ребенок ощущает дискомфорт или испытывает боль, он сообщит об этом криками и интенсивными движениями конечностей.
  • Многочисленные исследования сумели доказать, что при болевых ощущениях ребенок сгибает пальчики на ногах, а на руках разгибает большие пальцы.
  • Когда начинается колика, малыш будет делать активные манипуляции нижними конечностями.
  • Если вдруг малыш испытывает неудобства, связанные с ушами, он начнет усиленно вертеть головой.

Если родители внимательно относятся к своему ребенку и учатся понимать каждое его движение, это существенно упрощает жизнь всей семье.

Как проверить рефлексы ребенка

Подготовка:

  • Проверка рефлексов проводится в благоприятных для новорожденного условиях: в комнате должно быть тепло и ребенок лежать на ровной поверхности.
  • Малыш должен быть накормлен, спокоен, в чистых подгузниках, чтобы его ничто не отвлекало.
  • Руки мамы должны быть гладкими и теплыми, не должны мешать исследованию украшения на пальцах и длинные ногти.

Если все условия соблюдены, оценка рефлексов будет адекватной.

Проверка рефлексов ребенка

У физически здоровых месячных грудничков должны быть все основные  рефлексы:

  1. Сосательный. Коснитесь ротика малыша пустышкой или кончиком чистого пальца. Малыш постарается захватить предмет и начнет делать движения ртом, имитирующие сосание. Данный рефлекс получил название «сосательного рефлекса», он начинает проявляться практически сразу после рождения. Как только малыш появляется на свет, его прикладывают к груди матери и неосознанно новорожденный начинает сосать грудь.
  2. Хватательный. Если вложить в ладонь ребенка свой палец или легкую погремушку, то можно увидеть, как он крепко захватывает и какое-то время держит предмет в своей крошечной ладошке.
  3. Защитный. Положите ребенка на животик и наблюдайте за движением его головы. Здоровый ребенок тут же повернет головку в сторону, чтобы нормально дышать. Педиатры называют такой рефлекс «защитным». Если у малыша имеются неврологические расстройства, то он не сможет поворачивать голову в сторону. Состояние опасно тем, что малыш может уткнуться носом в поверхность, на которой лежит и задохнуться.
  4. Рефлекс ползания. В положении на животике приложите свои ладони к стопам ребенка. Почувствовав опору, он попытается оттолкнуться и сделать движение, как будто хочет поползти.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы. Придерживая ребенка в области подмышек, поставьте его ножками на ровную твердую поверхность и немного наклоните вперед. Малыш начнет делать самостоятельно шаги ножками.
  6. Поисковый. Если погладить малыша по щёчке,  он поворачивает головку, так выражается у него инстинкт поиска пищи или «поисковый рефлекс».
  7. Рефлекс Бабинского. Легко проводим пальцем по внешнему краю стопы,  пальчики на ногах малыша растопыриваются  в разные стороны, стопы поворачиваются.
  8. Рефлекс Мора. Услышав внезапный громкий звук, ребенок разводит и сводит ручки и ножки.
  9. Рефлекс Бабкина. При легком надавливании  на ладонь ребенок  открывает рот и поворачивает голову.
  10. Плавательный. Если положить малютку на живот,  он начинает совершать плавательные движения.

Если вы заметили, что некоторые рефлексы у вашего ребенка отсутствуют, немедленно обратитесь к врачу! Это может свидетельствовать о наличии заболеваний со стороны нервной системы.

Видео доктора Комаровского по данной теме:

Развитие эмоций

Уже в таком нежном возрасте дети начинают проявлять интерес к лицам взрослых, которые за ним ухаживают.

Они могут их подолгу рассматривать, вслушиваться в голос. Мамин голос всегда легко узнают и отличают от других.

Больше разговаривайте с ребенком, ему очень важно слышать ваш спокойный и ласковый голос, ведь вокруг еще малознакомая обстановка, к которой он только приспосабливается

Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации

В этот период закладываются эмоциональные связи между родителями и ребенком, поэтому общайтесь как можно чаще и дольше, носите ребенка на руках и не бойтесь избаловать

Любовью и вниманием избаловать невозможно. А вот травмировать нервную систему, игнорируя плач, запросто.

Малыш уже может некоторое время рассматривать неподвижные предметы, которые находятся недалеко от него.

Вам следует показывать ему яркие игрушки и медленно водить их на расстоянии 30 сантиметров от глаз, кроха будет за ними следить.

Начинает воспроизводить звуки, «гулить».

А ваш малыш улыбался вам в 1 месяц?

Да!Нет.

Частота и разнообразие воспроизводимы звуков зависит от того, как много часто вы разговариваете с ребенком.

Доказано, что дети которые часто слышат голос родителей, обращенный к ним, быстрее начинают «гулить» и разговаривать. Меняйте интонацию, обращайтесь к крохе с вопросами, побуждениями и, конечно, хвалите почаще.

Кроме подражания звукам взрослых новорожденный ребенок 1 месяца жизни уже пробует копировать мимику.

Но, опять же, в том случае, если родители отводят достаточное количество времени, чтобы подать пример. Не бойтесь гримасничать, в этом случае это не просто баловство, а тренировка и основа для дальнейшего развития.

В 1 месяц дети начинают явно реагировать на звуки, поворачивают голову в сторону источника.

Ваша задача позаботиться о том, чтобы эти звуки не были слишком резкими и громкими, такие могут сильно напугать. Лучше включайте ребенку классическую музыку, доказано, что она благотворно воздействует на мозг. А особенно восприимчивы к ее благотворному влиянию как раз дети первого года жизни.

В начале 90-х годов в Америке было проведено исследование по влиянию музыки Моцарта на развитие мозга маленьких детей. Было доказано, что ее регулярное прослушивание развивает области мозга, которые отвечают за ориентацию и способности размышлять о времени и пространстве.

К концу первого месяца дети уже умеют демонстрировать свое настроение.

Теперь плач может означать не только наличие каких-то физиологических неудобств, но и желание побыть на руках, плохое настроение.

Иными словами, ваш кроха должен научиться жаловаться, а вы – понимать причину его расстройства.

Учится улыбаться.

Вероятно, одно из самых волнительных новых умений первого месяца.

Чтобы это произошло быстрее, улыбайтесь чаще, старайтесь общаться с радостью и ваше состояние будет передаваться и ему.

Он быстро научиться улыбаться, дети любят все повторять за взрослыми.

А тот момент, когда вы видите первую осознанную улыбку, обращенную лично к вам, не забывается никогда. После этого моментально забываются все трудности и неудобства, легче переносятся бессонные ночи и беспокойные вечера.

Кормление – важнейший процесс в жизни грудничка, как правильно наладить это процесс после роддома читайте здесь.

Уход за крохой в 1 месяц

Уход за малышом в первый месяц его жизни подразумевает выполнение следующих процедур:

1. Гигиенические процедуры,

2. Купание младенца,

3. Прогулки,

4. Массаж и гимнастика.

Гигиенические процедуры

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Купание новорожденного после роддома

Вы сами выбираете режим купания вашего малыша, уточним лишь, что  новорожденного достаточно купать 2-3 раза в неделю, в остальные дни нужно обязательно  обтирать своего малыша. Добавляйте в воду отвары трав череды или ромашки. Так как  кожи малыша очень чувствительна,  тщательно подбирайте для него мыло, выбирайте детское с минимальным содержанием отдушки.

Очень осторожно опускайте ребенка в воду, учитывая высокую чувствительность младенцев к изменению температуры. Опуская в воду, начинайте с пяточек. Если ребенок плачет и сильно беспокоится при первом купании, мама может попробовать принять ванну вместе с ним:  уложить кроху себе на грудь и осторожно поливать его водичкой

Можно дать ребенку оттолкнуться ножками от стенок ванны или же, придерживая кроху под мышками,  наклоняя вперед и стимулируя рефлекс ходьбы, дать ребенку пройти несколько шагов  по дну.

Прогулки с малышом

Частый вопрос от родителей — сколько гулять с новорожденным? Время первых прогулок с новорожденным составляет не более 10-15 минут и постепенно увеличивается до 30 минут. Если на улице тепло, то длительность прогулки может достигать 1,5 — 2 часа. Если же температура воздуха ниже 10 градусов или на улице дождь, снег или ветер, то лучше воздержаться и не гулять с 1 — 2 месячным малышом.

Видео о том, как ухаживать за новорожденным:

Массаж,  гимнастика и воздушные ванны

Периодически грудничок должен лежать на животе. Такое положение малыша минимизирует вероятность появления запора, активизирует двигательные рефлексы головкой и конечностями. Как правильно делать массаж малышу в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

Со 2-3 недели жизни малыша можно проводить с ним воздушные ванны, закаливание и массаж. Эти процедуры удачно объединяются в одной.

На видео смотрите инструкцию по гимнастике для  1 месячного ребенка:

На пару минут оставляем ребенка  в одной распашонке или совсем раздетым и прикрытым пеленкой. Одновременно начинаем делать легкие поглаживания руками по ручкам, животику, ножкам ребенка. Начиная с 1-2 минут, можно довести длительность этих процедур до 5-7 минут.

Переодевая малыша, постарайтесь,  чтобы ваши руки не были холодными, так как младенцы 1 месяца очень чувствительны к тактильным ощущениям.

Упражнения для физического развития малыша:

  • Пусть ваш кроха лежит на спинке, возьмите его за ручки и плавно поднимите их вверх над головой, затем так же плавно опустите вниз, скрестите на груди и разведите в стороны. Ножками малыша можно делать упражнение велосипед. Не молчите, напевайте при этом приятную песенку.
  • Переверните младенца на животик, поставьте перед ним игрушку и начните медленно поднимать ее вверх. Это стимулирует ребенка поднять голову. Можете уложить малыша на свой живот и нежно позвать его по имени, чтобы ребенок, подняв голову, начал на вас смотреть. Такие упражнения развивают мышцы новорожденного.
  • Во время купания нежно прикасайтесь к вашему малышу, сопровождая это тихой песенкой. После купания, завернув младенца в полотенце, спрячьте свое лицо за его краешек и, затем,  выгляните из-за него и скажите «ку-ку».
  • Массируйте каждый пальчик на ножках и ручках младенца. Прикасайтесь к нему руками, кусочком ваты, мягкой кисточкой и рукавичкой из махровой или шерстяной ткани.

Новорожденный

Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели — именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.

Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:

Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.

Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях — сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.

Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.

Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.

Рост и вес

За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.

Рекомендации

В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%)

2 месяца

Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.

При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.

Каких врачей проходят в месяц

В первый месяц после выписки новорожденного должен посетить 2 раза участковый педиатр и 4 раза – медсестра. В 1 месяц младенца надо показать следующим врачам:

  • офтальмологу,
  • ортопеду,
  • хирургу,
  • неврологу.

Для исключения нежелательных патологий  необходимо пройти УЗИ:

  1. головного мозга,
  2. тазобедренных суставов,
  3. брюшной полости,
  4. почек.

Часто все эти процедуры проводятся в роддоме до выписки. Начиная с одного месяца, родителям следует ежемесячно приносить своего ребенка в поликлинику на осмотр. Малыша взвешивают, обмеряют, проверяют основные рефлексы, слушают сердце и легкие, ощупывают животик.

Психоэмоциональное состояние ребенка

Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш – зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает “агукать”, то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша – так можно вести целые “беседы”.

Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Появляясь на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям существования с помощью врожденных рефлексов. Одни из таких реакций исчезают уже спустя 1-2 месяца, вторые – преобразуются в условные, третьи – остаются на всю жизни.

Новорожденный активно развивается. Получая информацию от органов чувств, формируется нервная система малыша.

Головной мозг увеличивается в размере, обеспечивает появление моторных функций. Ребенок учится управлять движениями своего тела, взглядом. У младенца формируются условные рефлексы. Фиксация в определенной позе свидетельствует о правильном развитии статики. Малыш пытается удержать головку. Новорожденный начинает адекватно реагировать на раздражающие факторы.

Например, в период ощущения голода малыш плачет и кричит, высказывая свое недовольство. После кормления ребенок успокаивается. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся более сложными. Малыш рассматривает лицо близкого человека и начинает улыбаться, когда видит рядом мать.

Вот что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  • следить за движущимися предметами;
  • издавать новые звуки. Как правило, они гортанные, похожи на бульканье;
  • различать интонации. Новорожденные успокаиваются, когда слышат голос матери, и пугаются, ели говорит незнакомый человек;
  • осознанно реагировать на речь, на звуки окружающего мира;
  • улыбаться при виде родных. Если раньше улыбку малыша можно было увидеть во время сна, то в месячном возрасте ребенок начинает выражать свои эмоции осознанно. Например, когда с ним играются, когда он видит отца или мать;
  • реагировать на прикосновения. Если к ребенку прикасается мать, он успокаивается, а если незнакомец – высказывает недовольство;
  • выстраивать режим дня. Многие малыши в 1 месяц уже ждут кормления в привычные часы, в определенное время спят и бодрствуют.

Поза месячного малыша изменяется. Если некоторое время после рождения тело находится в состоянии гипертонуса (руки сжаты в кулак, прижаты к груди, бедра разведены в стороны), то спустя 30-35 дней мышечное напряжение исчезает, поза ребенка становится боле расслабленной.

Неонатологи выделяют восемь рефлексов, по которым можно судить о развитии ребенка в 1 месяц:

  1. рефлекс Моро. Если положить ребенка на стол и в 25 см от него ударить по поверхности, то младенец разведет в стороны руки и разогнет пальцы. Спустя пару секунд вернется в исходное положение;
  2. хватательный. Если прикоснуться к ладони новорожденного, он крепко сожмет руку в кулак;
  3. рефлекс поиска. Если тронуть щечку малыша, то он сразу повернет голову в эту сторону. Это природный инстинкт, позволяющий отыскивать бутылочку с детским питанием, грудь матери;
  4. сосательный. Если обвести пальцем вокруг рта новорожденного, то он совершит сосательное движение. Данный рефлекс отвечает за поиск еды;
  5. ползание. Когда месячного ребенка кладут на живот и прикасаются к стопам, он начинает отталкиваться от руки взрослого;
  6. рефлекс Бабинского. Если погладить свод стопы с внешней части, то малыш расставит пальцы ног и отведет конечность в сторону;
  7. автоматическая ходьба. Если, поддерживая младенца под подмышки и опустить его так, чтобы ступни коснулись пола, то он начнет совершать движения, как при ходьбе;
  8. рефлекс Бабкина. Если надавить на бугор ладони под большим пальцем руки, то младенец повернет голову и откроет рот.

Как помочь новорожденному освоить важные навыки?

Организм каждого ребенка индивидуален. Поэтому не все дети в месячном возрасте обладают требуемыми навыками

Важно помочь новорожденному развиваться правильно

Родителям необходимо создать определенные условия:

  • организовать благоприятную, спокойную атмосферу в доме. Окружающий мир ребенок воспринимает не только через свои, но и через эмоции родителей. Улыбка матери, размеренные разговоры формируют у младенца чувство безопасности, доверия;
  • обеспечить регулярный тактильный контакт. Если ребенок испытывает недостаток внимания, то у него могут развиться тревожные наклонности, фобии. Малыш вырастет капризным, будет плохо есть и спать. Регулярный тактильный контакт позволит создать основу для правильного развития органов чувств. Поэтому педиатры советуют чаще брать младенца на руки, делать ему массаж. Прикасаться к малышу следует только теплыми руками, чтобы он чувствовал себя комфортно;
  • использовать развивающие игрушки. Для детей месячного возраста выбор игрушек ограничен. Чаще всего родители покупают яркие погремушки и подвешивают их над кроваткой. Такие игрушки позволяют малышу фиксировать взгляд, крутить головой, развивая мышцы шеи. При попытке захватить погремушку рукой, запускается целый ряд реакций, активизируется нервная система, головной мозг;
  • читать сказки, стихотворения, петь детские песни, колыбельные. Малыш начнет улыбаться, активно реагировать на звуки. Это будет поддерживать интерес младенца к окружающему миру;
  • общаться с малышом. Разговаривать с ребенком нужно спокойно, доброжелательно, находясь в хорошем настроении;
  • кормить грудью. Это стимулирует все органы чувств новорожденного. Из материнского молока младенец получает комплекс необходимых ему витаминов и минералов. Это благотворно сказывается на развитии структур головного мозга, иммунитете и росте ребенка. Поэтому отлучать от груди раньше полугодовалого возраста специалисты не советуют.

Регулярное посещение педиатра позволит оценить, правильно ли растет и развивается малыш. Если врач заметит какие-либо отклонения, то он даст рекомендации по их устранению.

Налаживаем грудное вскармливание

В этот период самое важное – обеспечить растущий организм наилучшим питанием, то есть грудным молоком. В случае если его недостаточно и пребывает оно очень медленно (такое бывает при первых родах), врачи рекомендуют прикладывать малыша к груди, как только он начинает проявлять даже незначительные признаки беспокойства

Ведь самый сильный стимулятор лактации – ребенок

В случае если его недостаточно и пребывает оно очень медленно (такое бывает при первых родах), врачи рекомендуют прикладывать малыша к груди, как только он начинает проявлять даже незначительные признаки беспокойства. Ведь самый сильный стимулятор лактации – ребенок.

Мнение эксперта
Викулова Алла Петровна – консультант по ГВ
Консультант по грудному вскармливанию, доула.

Этот режим кормления называется «кормлением по требованию», и он оптимален для первых недель. Многие молодые мамы рассказывают, что при таком режиме у них иногда получается и 10 и 12 кормлений за день. Но в этом случае цель оправдывает средства и придется какое-то время потерпеть. Не забывайте – это продлиться не так долго.

Молодой маме обязательно стоит ознакомиться с материалом – что можно есть кормящей маме в первый месяц.

После того, как молока будет достаточно, пробуйте переходить на другой режим кормления – «по времени».

Первые недели жизни дети проводят во сне, он занимает до 20 часов в сутки, в это время активно развивается головной мозг.

В конце первого месяца вы уже заметите первые результаты этого.

Пусть ваш кроха пока не играет на фортепьяно и не пишет стихи, но он уже многое умеет, для человека, появившегося на этот свет 3-4 недели назад. Итак, что должен уметь новорожденный?

Самые первые способности новорожденных – это рефлекторные ответы на определенные раздражители. Их используют врачи неонатологи, чтобы определить состояние ребенка еще в роддоме. Искать эти же рефлексы будет и педиатр, который придет к вам домой.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Ссылка на основную публикацию